Тестовый контроль эхолота НЭЛ-20К
В эхолоте предусмотрена система встроенного контроля, позволяющая быстро отыскивать неисправности и устранять их путем замены вышедших из строя модулей.
Система встроенного контроля работает в двух режимах. В основном режиме «ГЛУБИНА» производится автоматический контроль исправности модулей ПУИ. В случае исправности эхолота в левом нижнем углу лицевой панели (см. рис. 3)
светится табло 7 «ЭХОЛОТ ИСПРАВЕН», а при выходе из строя какого-либо модуля здесь появляется надпись, указывающая на конкретный модуль, например, «ЦК01 НЕИСПРАВЕН», который необходимо заменить на исправный из состава ЗИП.
Проверка приемопередающего устройства требует прекращения процесса измерения глубин и перевода эхолота в режим «ТЕСТ», что осуществляется нажатием кнопок «Р+» или «Р-». В этом случае на табло 12 (см. рис. 3) вместо надписи «ГЛУБИНА» загорается слово «ТЕСТ». Если ППУ исправен, то в левом нижнем углу лицевой панели (см. рис. 3) горит надпись «ЭХОЛОТ ИСПРАВЕН», а транспарант «ТЕСТ» мерцает с частотой посылки импульсов ВЧ-канала (частота выше) или НЧ-канала (частота ниже) - в зависимости от того, какой канал включен. На цифровом табло (ниже надписи «ТЕСТ») отображается тестовый отсчет глубины 4 - 8 м (ВЧ-канал ) или 40 - 80 м (НЧ-канал).
Переключение ВЧ- и НЧ-каналов в режиме «ТЕСТ» выполняется нажатием кнопок «<-» или «-»».
О неисправностях эхолота свидетельствуют:
- надпись «ППУ НЕИСПРАВЕН»;
- выход цифровых отсчетов глубины в режиме «ТЕСТ» за пределы 4 — 8 м (ВЧ-канал) или 40 - 80 м (НЧ-канал);
- отсутствие мерцания транспаранта «ТЕСТ».
В этом случае необходимо восстановление блоков в специализированных базовых мастерских.
Следует обратить внимание на возможные неисправности эхолота, которые могут быть устранены в судовых условиях:
1. На передней панели (см. рис. 3) не светится индикатор 26 «БОРТ. СЕТЬ». Вероятная причина - отсутствие бортового питания. Необходимо проверить цепи подачи судового тока.
2. Прибор не включается, но индикатор «БОРТ. СЕТЬ» светится. Скорее всего, перегорел предохранитель 2 (см. рис. 4) или неисправна кнопка 24 (см. рис. 3).
3. Светится надпись 7 «ЭХОЛОТ ИСПРАВЕН» (см. рис. 3), а на табло глубины 12 во всех разрядах высвечены нули. При этом эхолот работает в режиме «АВТ». Возможная причина - глубина под килем судна менее 0,3 м или более 400 м. В данном случае необходимо вручную переключить эхолот в режим ВЧ (НЧ), если отсчет глубины не появится - установить режим «ТЕСТ» и проверить ППУ.
4. Эхолот не работает. Индикатор не светится. Одной из причин такой ситуации может быть плохой контакт в разъемах, а другой, более серьезной - неисправность модуля приемопередающего устройства ВСН01, который является источником питания всех модулей эхолота. Требуется заменить этот модуль.
5. Прибор не работает. В левом нижнем углу лицевой панели (см. рис. 3) горит надпись «ППУ НЕИСПРАВЕН». Причина - обрыв кабеля ППУ - ПУТИ. Необходимо проверить кабель и ППУ.
6. Репитеры не работают. ПУИ исправен. Нет связи с репитерами. Проверить кабели.
7. Измерения глубин эхолотам и просмотр ранее записанных глубин
При включении эхолота кнопкой 24 (см. рис. 3) в нем автоматически устанавливаются: значения заданной глубины Hзад= 5 м (позиция 14); скорость звука в воде с = 1500 м/с (позиция 19); заглубление антенны ∆h= 0 м (позиция 13); Усиление - «Усил. 15» (позиция 75); страница -«СТР 000» (позиция 20).
При загорании надписи «Ц > 1» (позиция 16) необходимо уменьшить численное значение «Усил.» и добиться показаний минимального значения отсчета глубины (позиция 12) под килем судна. При этом транспарант «Ц > 1» должен погаснуть. Это означает, что при минимальном усилении исчезли многократные отражения эхо-сигнала, и эхолот показывает действительную глубину. Если необходимо изменить значение заданной глубины Hзад, то с помощью кнопок 2 или 4 нужно выбрать режим «Hзад», а затем кнопкой 1 или 5 установить необходимое значение заданной глубины в пределах от 0 до 99 м.
При выходе судна на заданную глубину на табло 17 высвечивается надпись «Опасно» и раздается звуковой сигнал. Для отключения звукового сигнала нужно дважды нажать кнопку 3 «О».
Для установки заглубления антенны необходимо выбрать режим « А Л» (позиция 13, рис. 3) с помощью кнопок 2 «Р+» или 4 «Р-», а затем кнопкой 5 «<-» или / «-»» установить нужное значение А Л (в пределах до 20 м).
Для изменения значения скорости звука необходимо кнопками «Р+» или «Р-» выбрать режим «с» и с помощью кнопок «←» (или «→») выставить нужное значение с в пределах 1420 - 1550 м/с.
В эхолоте происходит автоматическое переключение диапазонов в зависимости от измеряемой глубины. В некоторых случая* можно переключать эхолот на другой диапазон вручную, выбрав с помощью кнопок «Р+» или «Р-» соответствующий режим ВЧ, НЧ или АВТ, который высветится на табло 18.
При включении эхолота поиск эхо-сигнала осуществляется на диапазоне малых глубин 0 - 40 м (режим «АВТ», ВЧ-канал). Если сигнал не обнаружен, происходит автоматическое переключение на НЧ-канал, и поиск ведется в диапазоне до 400 м. Если и в этом случае сигнал отсутствует (глубина более 400 м), то эхолот снова переходит на ВЧ-канал. Следует отметить, что при благоприятных гидрологических условиях эхолот может измерять глубины более 400 м. В таких случаях следует перевести эхолот на НЧ-канал вручную.
В эхолоте предусмотрена возможность просмотра ранее записанной информации. Память модуля разбита на 75 страниц, по 8 мин каждая.
Для анализа текущего профиля (СТР 000) на дисплее ПУИ с помощью маркера 23 (см, рис. 3) необходимо кнопками «Р+» или «Р-» выбрать режим «МАРКЕР» (на табло 10 рис. 3) и нажимая кнопки 5 «←» или 1 «→», подвести маркер к интересующей точке профиля 22. При этом в поле «МАРКЕР» на дисплее отобразится глубина Я и время Т (позиции 9 и 8 на рис. 3). Эти величины будут соответствовать выбранной точке профиля.
При необходимости просмотра других страниц нужно с помощью кнопок «Р+» или «Р-» выбрать режим «СТР», а затем кнопками 5 («←») или 1 («→») найти нужную страницу. Чтобы вернуться на нулевую страницу текущего профиля (СТР 000), следует нажать кнопку 3 «О» или кнопку 4 «Р-».
Для просмотра маркером найденной ненулевой страницы при работе в режиме «СТР» надо нажать кнопку «P+». В этом случае подсветится надпись «МАРКЕР» (позиция 10 рис. 3). С помощью кнопок 5 («←») или 1 («→») можно проанализировать интересующий нас профиль. Чтобы вернуться на нулевую страницу, следует дважды нажать кнопку «Р-» или один раз кнопку 3 «О».
Хранение записанных в памяти эхолота измеренных глубин и соответствующих моментов времени производится за последние 15 ч работы эхолота и в дальнейшем устаревающая информация заменяется новой. При необходимости сохранить данные, например, после навигационного происшествия, следует рабочий (верхний) модуль памяти поставить на место нижнего (резервного), т.е. поменять их местами.
Яркость изображения на экране можно регулировать ручкой 27 (см. рис. 3), находящейся на лицевой панели прибора.
8.Подготовка лага ИЭЛ-2М к работе и его включение.
Индукционный электронный лаг ИЭЛ-2М так же, как и любой другой лаг, предназначен для измерения скорости судна и пройденного им расстояния. Он является относительным измерителем скорости, т е определяет скорость судна относительно воды. Для индикации скорости судна и пройденного им расстояния в лаге имеются два устройства-указатель скорости и указатель пройденного расстояния. Оба индикатора снабжены дистанционной репитерной передачей.
Индукционный лаг ИЭЛ-2М измеряет скорость судна в пределах от О до 30 уз. Основным его достоинством по сравнению с лагами предшествующего поколения является одинаково высокая точность измерения во всем диапазоне скоростей. Схема лага обеспечивает высокую стабильность и точность измерений. При изменении солености морской воды от 2 до 36%0 и температуры от 2 до 36 °С инструментальная погрешность лага остается практически постоянной. С уменьшением солености с 2 до 0,1 %0 погрешность лага может увеличиться не более чем на 0,1 уз. В помещении, где установлены приборы комплекта лага, допускается большой перепад температуры: от -10 до +50 °С; инструментальная погрешность при этом может изменяться в пределах ±0,35 уз.
В схеме имеется блок, позволяющий контролировать работу отдельных узлов и вести поиск неисправностей.
Питание лага осуществляется от судовой сети однофазного переменного тока частотой 50 Гц, напряжением 220 В. Потребляемая мощность составляет примерно 170 Вт (при соз у = 0,7), ресурс лага равен 50000 ч.