Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля.

Расшифровка эхограммы

В эхолоте М-3Б запись глубины осуществляется в 3х диапазонах:

М (МГ)

М

М

Для каждого из этих трех диапазонов имеется свой вариант условного обозначения (сочетание нулевой линии и дополнительной пунктирной линии на верхнем поле бумажной ленты) ( см. рис. 4 Вопрос : Органы управления и контроля в самописце)

Вариант I .

Глубина от 0 до 50 м.

На верхнем поле бумаги есть пунктирная линия .(условная отметка) Против нуля (по верхнему краю бумаги пишется нулевая отметка) На поле бумаги пишется линия глубины.

Вариант II .

Глубина от 40 до 90 м.

Нулевая линия и условная отметка отсутствуют. На поле бумаги пишется линия глубины.

Вариант III .

Глубина от 0 до 500 м.

По верхнему краю бумаги пишется нулевая линия. На поле бумаги пишется линия глубины.

3.Регулировка самописца эхолота.Замена бумаги и перьев.

В процессе измерения глубины, в зависимости от качества записи, осуществляют ручную регулировку усиления рукояткой 8 (см. рис. 4).

В самописце следует своевременно заменять бумажную ленту. Эту операцию осуществляют в такой последовательности:

— открывают крышку прибора 4, отжимают валик 2 (см. рис. .5) и откидывают стол 3 вправо;

— устанавливают рулон бумажной ленты на подающую катушку 5 (см. рис. 6);

— конец бумажной ленты пропускают над рабочей поверхностью стола, перекидывают через ведомый валик 3 и закрепляют в прорези приемной катушки 4 (см. рис. ,6) ;

Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru


Рис. 4

закрыв стол, выбирают слабину бумаги посредством рычага ручкой протяжки 17 (см. рис. .5). Перед закрытием стола, проворачи­вая ремень вручную, выводят перья за пределы бумажной ленты, чтобы предотвратить их поломку.

Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru

Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru

В процессе эксплуатации возникает необходимость регулировки положения линии записи нуля, контрастности записи и натяжения ремня в самописце.

Регулировка положения линии записи нуля самописца произво­дится в следующей последовательности:

переключатель «Диапазоны» устанавливают в положение 50 м и выключают самописец;

открывают крышку самописца и, отвинтив винты крепления, от­кидывают лентопротяжный механизм;

включают самописец и, вращая отверткой резистор (R9 — «Совмещение 0» на рис. 7), добиваются совмещения линии записи нуля с верхней линией сетки на бумаге. (Отверстие на кожухе, под которым находится резистор К9, обозначено знаком v).

Регулировка контрастности записи выполняется следующим об­разом:

переключатель «Диапазоны» устанавливают в положение 50 м; открывают крышку прибора и через отверстие, обозначенное циф­рой 50, вращают резистор (R7 — «Контрастность» на рис. 7) до получения качественной записи;

включают диапазон 500 м и через отверстие, обозначенное циф­рой 500, резистором (R8на рис. 3) добиваются четкой записи на бумаге.

Регулировка натяжения ремня выполняется при помощи регу­лировочного винта при предварительно ослабленном стопорном винте, находящемся на кронштейне ведомого шкива. Добиваются, чтобы прогиб ремня при нажиме был около 10 мм.

рис. 8

4. Прибор сигнализации глубин и его навигационное использование.

Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru

Прибор 4Г предназначенный для включения световой и звуковой сигнализации при выходе судна на предварительно заданную глубину. На рис. 8 показан общий вид прибора.

На лицевой панели раз­мещены органы управления и контроля. Выключателем 2 подключают схему прибора к судовой сети. Установ­ку заданной глубины осуществляют переключателем 4. Переключатель 3,в зависимости от того, как проходит курс судна (в сторону уменьшения или увеличения глубины), устанавливают в положение "Мельче" или "Глубже". При выходе судна на установленное переключателем 4 зна­чение загорается табло 1 "Заданная глубина" и одновременно подается звуковой сигнал ревуном, который входит в состав комплекта отдель­ным прибором. Рукоятка 5 позволяет устанавливать необходимый уро­вень подсветки лицевой панели прибора 4Г.

Внутри прибора 4Г размещены три платы с электронными элемен­тами схемы.

В приборе 4Г предусмотрена возможность проверки приемно-передающего эхолота и схемы прибора сигнализации глубины. При исп­равном приемно-передающем тракте после излучения звукового им­пульса на выходе видеоусилителя появляется естественный нулевой сигнал. Для проверки исправности схемы переключатель 3 устанавли­вают в положение "Мельче" и нажимают кнопку 6 "Контроль", распо­ложенную внутри прибора 4Г.

В этом случае импульс естественного нулевого сигнала, минуя схему гашения, поступает в блок ПСГ. При прохождении на сумматор блока ПСГ нескольких импульсов срабатывает сигнализация, что сви­детельствует о работоспособности приемно-передающего тракта и ис­правности прибора 4Г.

Информацию о выходе судна на заданную глубину можно получить следующим образом.

В приборе 4Г переключателем 4 (см. рис. 8) устанавливают заданную глубину и в зависимости от того, увеличивается глубина или уменьшается, переключатель 3 ставят в положение «Глубже» или «Мельче».

Встроенная система диагностики размещена в приборе 16 в нижнем правом углу корпуса прибора (см. рис. 8)

Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru

В правой верхней части находится вертикальная плата 6 с элемен­тами схемы контроля, служащая для световой сигнализации о наличии напряжений в контролируемых узлах. Переключатель 11, располо­женный в правой нижней части прибора 16, служит для включения схемы контроля. Лампа 12 вспышками сигнализирует об исправности проверяемого блока. Четыре сигнальные лампы 9 указывают на нали­чие или отсутствие основных напряжений в схеме питания.

Гнезда 13 позволяют подключать вольтметр или осциллограф и контролировать электрические цепи.

Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru

Раздел 1.1.5 Гирокомпасы

Подготовка гирокомпаса “Вега-М” к пуску

До начала работы по подготовке гирокомпаса к включению необходимо из ящика ЗИПа взять инструмент, тестер и цифровой милливольтметр и перенести их к рабочему месту вблизи прибора ВГ-2Б Приносят технический формуляр. В приборе ВГ-1Б (рис. 1) необходимо снять колпак 1 и убедиться в том, что карданов подвес не заарретирован.


Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru

Рис. 1

Если карданов подвес заарретирован, следует извлечь штифт 1, препятствующий повороту вертикального карданова кольца 6 (см. рис. 2), и ослабить винты 5 на двух втулках 4, которые упираются в горизонтальное карданово кольцо 3. Приспустить втулки 4 и вновь закрепить их винтами 5. Затем вывинтить стойки 2 вместе со втулками 4 и уложить в ящик с ЗИПом. После этого проверяют колебательность гироблока относительно его оси OXг.

 
  Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru

При отклонении гироблока на 20° от начального положения он
должен совершить одно колебание. По окончании колебательного процесса установочное кольцо 18 должно возвратиться в горизонтальное положение с точностью до 1 – 1,5 деления уровня 1 (рис. 3)
Затем необходимо (см. рис. 2) проверить состояние карданова подвеса. Вертикальное кольцо 6 следует медленно повернуть вручную на 360° в одну и другую сторону. Движение кольца должно быть плавным и практически бесшумным. Аналогично проверяют горизонтальное кольцо и его редуктор.

Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru

Рис.2

Поворот горизонтального кольца относительно оси OYг в одну и другую сторону ограничен упорами. При повороте горизонтального кольца вручную вместе с ним наклоняется гироблок. Когда кольцу будет предоставлена свобода, оно под действи­ем маятниковости гироблока начнет плавно двигаться вместе с устано­вочным кольцом к горизонту, но может не доходить полностью до горизонтального положения на 10°, поскольку этому препятствует тре­ние в редукторе. Поэтому горизонтальное кольцо окончательно уста­навливают в горизонтальное положение вручную. Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru По окончании указанных работ колпак устанавливают на место и за­крепляют. Курсовая черта на колпаке должна быть ориентирована в корму.

Переключатель режимов работы 3 (1SA1) устанавливают в положение " Подготовка (рис. 1);

риску на рукоятке резистора-переключателя 4 (1SR8) “Скорость при­ведения” совмещают с риской на корпусе прибора (рис. 1)

В приборе ВГ-2Б:

Шкала реле времени 14 (2КТ) должна быть установлена на 420 (рис. 4б);

проверяют наличие и целость предохранителей, а также плотность посадки их в гнезда (поз. 7,8; рис. 47);

переключатель 3 (2SA1) “Контроль” устанавливают в крайнее левое положение (рис. 4а).

В приборе ВГ-3В:

Переключатель режимов 12 (3SA1) устанавливают в положение “Гирокомпас” (рис. 5);

шкалу скорости 8 устанавливают рукояткой 9 (3SA3) на нуль (рис. 5);

шкалу широты 12 устанавливают рукояткой 10 («φ») на отсчет, соответствующий наименованию и широте места;

переключатель 3 (3SA2) устанавливают в положение “Следящая система” (рис. 6);

поворачивают рифленую головку датчика курса 4 (3ВС2) и проверяют легкость и плавность работы узла трансляции курса;

проверяют сопряжение гирокомпаса с судном лагом. Для этого, если лаг обесточен, его следует включать и вручную установить в лаге скорость 20 уз. Вольтметр 1 (3PV) “Контроль V” прибора ВГ-3В должен продублировать это значение скорости, при этом сигнальное табло 3 “Ручной ввод V” загораться не должно. После окончания проверки лаг переводят в рабочий режим;

Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru

Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru

В приборе 23К:

переключатель 23SA1 "Питание ЦГР-2" устанавливаю: в поло­жение "Стабилизирован";

переключатель 23SA2 "Приемник курса" устанавливают в поло­жение ''Выключено";

при необходимости заправляют новую курсограмму;

согласовывают шкалу курса и положение перьев курсографа с по­казаниями шкал курса прибора ВГ-ЗВ.

В приборе ВГ-6:

переключатель 6SI "Вкл. двиг. ПК" устанавливают в положение "Выкл" (рис. 7б)

В приборе 15М:

проверяют наличие и целость всех предохранителей;

шкалы курса всех репитеров и навигационных приборов согласовывают с показаниями шкал курса прибора ВГ-ЗВ.

В техническом формуляре записывают показания шкал грубого точного отсчета интегратора (рис. 7б);

проверяют наличие напряжений 3-50 Гц 350(220.» В и -50 Гц I 10 В на щите судовой сети,

2. Включение гирокомпаса

Включение гирокомпаса может быть штатным, когда судно не подвержено качке, или неординарным, характерным для стоянки суд­на на якоре на открытом рейде при наличии волнения, или если имело место обесточивание судна на время, превышающее 5 с.

Включение гирокомпаса производят в соответствии с приведенны­ми ниже правилами. Если в процессе запуска прибора не сработало в положенное время какое-либо сигнальное табло, или была обнаружена какая-либо неисправность, то дальнейшие действия по включению гирокомпаса следует прекратить до устранения неисправности. Поэто­му судовой специалист должен находиться в гиропосту с момента вклю­чения питания до момента перевода схемы в рабочий режим, контро­лируя процесс запуска гирокомпаса и показания всех сигнальных ин­дикаторов.

Штатское включение гирокомпаса производят в следующем порядке:

Судовыми пакетными переключателями S1 и S2 на распределительном щите подают напряжение судовой сети 3~50 Гц, 380(220) В и ~50 Гц 110 В. При этом должны сработать ревун 13 и засветиться красные табло “Неисправности” прибора ВГ-3В (рис. 5) и “Откл. питания” прибора ВГ-6 (рис.7).

Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru Включение эхолота НЭЛ-20КМ . Органы управления и контроля. - student2.ru

а). б).

Рис. 7

Если это не произошло, необходимо снять напряжение судовой обратиться к граф-схемам неисправностей, имеющимся в техни­ческом описании гирокомпаса.

А. Этап форсированного прогрева гироблок

Нажатием кнопки 2SB2 "Пуск" прибора ВГ-2Б подают питание 127 В 50 Гц на магнитный пускатель ПМТ. Агрегат АМГ-212 начинает вырабатывать напряжение 3~50 Гц 120 В. При этом должны загореться на панели 7 прибора ВГ-1Б табло белого цвета "Пуск" и "Подготовка'' (рис. 2) табло зеленого цвета “Агрегата”, “50 Гц 110В” и “Система” прибора ВГ-2Б (рис. 4а), белое табло подготовка прибора ВГ-3В. Табло “Откл. питания” прибора ВГ-6 и “Неисправность” прибора ВГ-3В должны погаснуть. Работа ревуна, прекращается.

Проверяют наличие питания в усилителях приборов ВГ-ЗВ и ВГ-6. в блоке питания прибора ВГ-6, в блоке стабилизатора частоты прибора 23К. Светодиоды этих устройств должны гореть.

Не позднее чем через 15 мин корпус гироблока нагревается до температуры 73о С,при которой срабатывает пусковое термореле 1ВK1. В этот момент заканчивается этап форсированного прогрева гироблока. Система термостабилизации переходит в рабочий режим, а на гиробдок поступают вторая и третья фазы.

Б. На этапе горизонтирования выполняют следующие операции:

Меридиан.

Включение гирокомпаса может быть штатным, когда судно не подвержено качке, или неординарным, характерным для стоянки судна на якоре на открытом рейде при наличии волнения или если имело место обесточивание судна на время, превышающее 5 с.

Включение гирокомпаса производят в соответствии с приведенными ниже правилами. Если в процессе запуска прибора не сработало в положенное время какое-либо сигнальное табло, или была обнаружена какая-либо неисправность, то дальнейшие действия по включению гирокомпаса следует прекратить до устранения неисправности. Поэтому судовой специалист должен находиться в гиропосту с момента включения

питания до момента перевода схемы в рабочий режим, контролируя процесс запуска гирокомпаса и показания всех сигнальных индикаторов.

Штатное включение гирокомпаса производят в следующем порядке:

Судовыми пакетными переключателями на распределительном щите подают напряжение судовой сети 3~50 Гц, 380 (220) В и -50 Гц 110 В. При этом должны сработать ревун 13 и засветиться красные табло 2 "Неисправность" прибора ВГ-ЗВ (рис.5) и 3 "Откл. питания" прибора ВГ-6 (рис. 7).

Если это не произошло, необходимо снять напряжение судовой сети и обратиться к граф-схемам неисправностей, имеющимся в техническом описании гирокомпаса.

A. Этап форсированного прогрева гироблока.

Нажатием кнопки "Пуск" прибора ВГ-2Б подают питание 127 В 50
Гц на магнитный пускатель ПМТ. Агрегат АМГ-212 начинает
вырабатывать напряжение 3~50 Гц 120 В. При этом должны
загореться табло белого цвета 11 и 10 "Пуск" и "Подготовка"
прибора ВГ-1Б (рис.2); табло зеленого цвета 2 "Агрегат", "50 Гц
НО В" и 9 "Система" прибора ВГ-2Б; белое табло 4 "Подготовка"
прибора ВГ-ЗВ. Табло 3 "Откл. питания" прибора ВГ-6 и 2
"Неисправность" прибора ВГ-ЗВ должны погаснуть. Работа ревуна
13 прекращается.

Замеряют напряжение в фазах питания гироблока с помощью
переключателя 3 "Контроль" прибора ВГ-2Б. На вольтметре этого
прибора должно быть напряжение 40±2В (рис. 4а).

Проверяют наличие питания в усилителях приборов ВГ-ЗВ и ВГ-6,
в блоке питания прибора ВГ-6, в блоке стабилизатора частоты
прибора 23К. Светодиоды этих устройств должны гореть.

Не позднее чем через 15 мин корпус гироблока нагревается до температуры 73°С, при которой срабатывает пусковое термореле 1ВК1. В этот момент заканчивается этап форсированного прогрева гироблока. Система термостабилизации переходит в рабочий режим, а на гироблок поступают вторая и третья фазы.

Б. Этап разгона гироскопа.

Через 5-7 мин гироскоп набирает необходимое число оборотов. Срабатывает реле времени 2КТ, установленное на этот же интервал времени. При срабатывании контактов этого реле табло "Пуск" гаснет и происходит включение систем стабилизации гироблока. На этом завершается этап разгона гироскопа, который автоматически переходит в этап горизонтирования гироблока.

B. На этапе горизонтирования выполняют следующие операции:
1. В момент включения систем стабилизации наблюдается

характерный рывок шкалы курса основного прибора.

Производится оценка величины отклонения гироблока от
меридиана; если отклонение не превышает 3 , то ускоренное
приведение в меридиан производить не следует.

Горизонтирование главной оси гироскопа должно продолжаться
не менее 10 мин.

Через 10 мин после погасания табло "Пуск" без ускоренного
приведения переключатель "Подготовка-Работа" устанавливают в
положение "Работа". В этот момент гаснут табло "Подготовка"
приборов ВГ-1Б и ВГ-ЗВ, загораются табло "Гирокомпас" этих
приборов, загорается табло "Обогрев" ВГ-1Б. Схема начинает
функционировать в режиме гирокомпаса.

Г. При работе прибора в режиме гирокомпаса нужно выполнять следующие действия:

Через некоторое время гирокомпас. Совершая затухающие
колебания окончательно устанавливается в меридиан. Это врремя
в основном зависит от величины отклонения гирокомпаса от
меридиана в момент перевода схемы в режим "Работа". Если это
отклонение не превышает 3° то ГК будет полностью готов к
навигационному использованию примерно через 60 мин, а если не
превышает 1° - то сразу после переключения в режим ГК, то есть
через 30 мин после погасания табло "Пуск" или после окончания
ускоренного приведения в меридиан не был выдержан в режиме
"Подготовка" в течение 10 мин.

В приборе с правильно подобранным фактором затухания ( f >3)
гироблок в режиме ГК должен автоматически устанавливаться в
меридиан за 6 ч при любом начальном отклонении. (рис.7б).

Производится согласование всех сельсинов-приемников
гирокомпаса с датчиком курса 1 (ЗВС1) в штурманском пульте
ВГ-ЗВ. Согласование пеленгаторных репитеров и репитера в
пульте управления авторулевого производят с точностью ±0,1°. В
приборе ВГ-6 включают интегратор и записывают показания.

Проверяют точность согласования записи курса курсовым пером
курсографа. Слегка смещая курсовое перо влево и представляя
ему возможность под действием пружины вернуться обратно,
проверяют исправность этого механизма и наносят отметку
времени на курсограмме. От отметки времени делают сноску,
рядом с которой указывают: судовое время с точностью до
минуты, дату, месяц, год, порт и режим функционирования
(гирокомпас или гироазимут).

Для определения зоны нечувствительности гирокомпаса
необходимо взять 3-4 компасных пеленга с интервалом 30 мин.
Максимальная разность между любой парой пеленгов будет
определять величину зоны нечувствительности. Она не должнапревышать 0,5 . После установления зоны нечувствительности определяют поправку гирокомпаса.

6. В режиме ГК гироблок автоматически приходит в меридиан как на неподвижном, так и на движущемся судне. Поэтому, при необходимости, можно выходить в море сразу после включения режима "Работа", не дожидаясь окончательного прихода гироблока в меридиан. В этом случае в течение часа не следует включать интегратор, а к показаниям ГК нужно относиться критически.

Включение гирокомпаса в море или при стоянке судна на открытом рейде. Включение компаса при стоянке на якоре на открытом рейде или в море имеет особенность, обусловленную возможными рысканием и качкой судна. Могут появляться углы рассогласования гиросферы, которая будет уже под питанием, и гироблока, на системы стабилизации которого питание еще не подано. Это может привести к нарушению регулировки чувствительного элемента. Во избежание появления значительных углов рассогласования рекомендуется производить пуск гирокомпаса в следующем порядке:

После подачи на гирокомпас питания от судовой сети нажать
кнопку "Пуск" в приборе ВГ-ЗВ. Убедиться в том. что в приборе
ВГ-1Б загорелись табло "Пуск" и "Подготовка", а на приборе ВГ-
2Б - "Агрегат", "Система", "50 Гц 110 В".

Убедиться, что загорелось табло "Подготовка" в приборе ВГ-ЗВ.

Проверить напряжение в фазах питания гироблока; оно должно
составлять 40±4 В.

Примерно через 15 мин после включения питания снять колпак с
основного прибора. С момента появления тока в третьей фазе до
момента погасания табло "Пуск", прилагая небольшое усилие к
вертикальному карданову кольцу, поддерживать гироблок в
неизвестном по отношению к горизонту положении, не допуская
резких завалов гироблока.

После погасания табло "Пуск" колпак закрыть и далее поступать в
соответствии с изложенными ранее правилами.

Примечание. При случайном выключении прибора в море, например, из-за перерыва в подаче судового питания, компас необходимо быстро включить. Для этого следует переключатель режимов работы в приборе ВГ-1Б установить в положение "Подготовка" и кнопкой "Пуск" прибора ВГ-2А подать на схему питание. В дальнейшем следует поступать в соответствии с приведенными ранее правилами.

28. Ускоренное приведение гирокомпаса "Вега-М" в меридиан.

Ускоренное приведение гирокомпаса в меридиан осущесгвляется на этапе
горизонгирования чувствигельного элемента. Через 20-22 мин. после
включения прибора гороскоп набирает необходимое число оборотов и
гаснет табло "Пуск" и можно приступать к ускоренному приведению
гирокомпаса в меридиан.

Сначала производится оценка величины отклонения гирокомпаса от
меридиана.

Если отклонение более 3°, приведение гироблока в меридиан обязательно. Для этого определяют истинный курс судна и рукоятку "Скорость приведения " 1 прибора ВГ-1Б (рис.1) поворачивают в нужную сторону от среднего положения на такой угол, при котором движение шкалы курса прибора ВГ-1Б будет происходить со скоростью 5 /с.; при этом процесс горизонтирования гироблока прекращается. По достижении желаемого значения курса рукоятку возвращают в исходное положение. На этом процесс приведение гироблока заканчивается, а горизонтирование возобновляется.

Горизонтирование главной оси гироскопа должно продолжаться не менее
10 мин. Если ускоренное приведение не производится, все равно должен
быть этап горизонтирования. Поэтому и в этом случае в течение 10 мин
сохраняют режим работы "Подготовка".

Через 10 мин после завершения ускоренного приведения, переключатель 3
"Подготовка - Работа устанавливают в положение "Работа". В этот
момент гаснут табло "Подготовка" приборов ВГ-1Б и ВГ-ЗВ, загораются
табло "Гирокомпас" этих приборов, загорается табло "Обогрев" прибора
ВГ-1Б. Схема начинает функционировать в режиме гирокомпаса.

5. Теперь в соответствии с требованиями ИМО определяется зона нечувствительности гирокомпаса и поправка гирокомпаса.

При случайном выключении прибора в море, например, из-за перерыва в подаче судового питания, компас необходимо быстро включить. Для этого следует переключатель режимов работы в приборе ВГ-1Б установить в положение "Подготовка" и кнопкой "Пуск" прибора ВГ-2А подать на схему питание.

После погасания табло "Пуск" в приборе ВГ-1Б можно приступить, если это необходимо, к ускоренному приведению гирокомпаса в меридиан согласно изложенным выше рекомендациям.

29. Выключение гирокомпаса "Вега-М

При подходе к месту приема лоцмана переключатель "Выкл.двиг. ИК" интегратора сигнального прибора ВГ-6 устанавливают в положение "Выключено".

Штатное выключение прибора предусматривает выполнение следующих операций:

На мостике, после окончания швартовки судна, на курсограмме
делают отметку времени. У сноске этой отметки регистрируют
дату, год, название порта. После этого тумблер "Приемник"
прибора 23К устанавливают в положение "Выключено". Затем
берут и записывают пеленг отдельного ориентира. Пеленгаторы
снимают и убирают. Пелорусы с репитерами зачехляют. Тумблер
"Следящая система" в приборе ВГ-ЗВ устанавливают в положение
"Отключено".

В гиропосту переключатель "Подготовка-Работа" основного
прибора устанавливают в положение "Подготовка". В приборах
ВГ-1Б и ВГ-ЗВ гаснут табло "Гирокомпас". Гаснет табло "Обогрев"
в приборе ВГ-1Б. В приборе ВГ-ЗВ зажигается табло "Подготовка",
а в приборе ВГ-1Б - табло "Пуск" и "Подготовка".

Затем в приборе ВГ-2Б следует нажать кнопку "Стоп" и удерживать ее в таком положении не менее 5 с, пока не начнет работать ревун. Тогда же загорятся табло "Неисправность" и "Откл.питания" приборов ВГ-ЗБ и ВГ-6. В приборах ВГ-1, ВГ-2Б и ВГ-ЗВ погаснут табло "Пуск" и "Подготовка", "Агрегат" и "Система", а также "НОВ 50 Гц" и "Подготовка" соответственно.

Затем судовыми пакетниками на распределительном щите снимают питание судовой сети с гирокомпаса. При этом перестает работать ревун. Гаснут табло "Откл.питание" и "Неисправность". Через 15 мин гироскоп останавливается.

После остановки гирокомпаса в формуляр записывают показания счетчика 2РТ прибора 8Г-2Б и показания шкал интегратора в приборе ВГ-6. Устраняют замеченные при работе прибора неисправности и подготавливают его к следующему ПУСКУ.

Выключение гирокомпаса в море. При сильном волнении следует избегать выключения гирокомпаса. Дело в том что при отключении питания система стабилизации гироблока мгновенно обесточивается и перестает функционировать, а гироскоп продолжает вращаться еще около 15 мин. В этих условиях вследствие механического воздействия корпуса гироблока на гироскоп может произойти нарушение балансировки гироблока.

Поэтому нештатное выключение гирокомпаса в море и последующее арретирование гироблока нужно выполнять следующим образом:

Установить переключатель "Подготовка-Работа" прибора ВГ-1Б в
положение "Подготовка". Нажав кнопку "Стоп" обесточить
гирокомпас.

Снять колпак прибора ВГ-1 А. Установочное кольцо с гироблоком
следует до полной остановки гироскопа вручную удерживать в
горизонтальном положении.

Арретирование гироблока производят следующим образом.
Сначала устанавливают штифт 1 (рис.2), затем ввинчивают стойки 2 с закрепленными на них втулками 4. Подняв обе втулки и прижав их снизу к горизонтальному карданову кольцу 3, завинчивают стопорные винты 5 и устанавливают на место колпак. 4. На распределительном щите снимают питание с гирокомпаса. Аналогичным образом, когда это необходимо по техническим причинам, производят выключение гирокомпаса после постановки судна на якорь при выполнении на открытых рейдах.

30. Режим гироазимута г/к "Вега-М", его особенности и рекомендации по применению.

Гирокомпас "Вега-М" имеет два режима работы.

Основной режим – это режим корректируемого гирокомпаса. В этом режиме главная ось чувствительного элемента на ходу судна ориентирована вдоль полуденной линии N-S и, следовательно, располагается как в плоскости истинного меридиана, так и в плоскости истинного горизонта. Поэтому в основном режиме по показаниям гирокомпаса определяют истинный курс судна.

Запасной режим работы прибора – это режим гироазимута. В этом случае ось чувствительного элемента располагается в плоскости истинного горизонта и сохраняет то азимутальное направление, которое имела в момент перевода прибора из режима гирокомпаса в режим гироазимута. Поскольку в режиме гироазимута, в отличие от режима гирокомпаса, прибор не обладает свойством избирательности ни по отношению к плоскости меридиана, ни по отношению к какому-либо другому азимутальному направлению, инструментальные погрешности изготовления прибора вызывают "дрейф" гироскопа и с течением времени точность гироазимута понижается.

К инструментальным относятся погрешности, возникающие из-за неточностей при изготовлении прибора, из-за ухудшения его технического состояния в процессе транспортировке, хранения и эксплуатации.

Дрейф гироскопа может быть вызван и погрешностями входной информации, которые возникают при неточном вводе в гирокомпас данных о широте и скорости судна.

Для повышения точности гироазимута необходимо обеспечивать своевременный ввод точной информации о скорости судна и широте места и принимать специальные меры при эксплуатации гироазимута в судовых условиях.

Поэтому в обязанности вахтенного помощника, касающиеся применения гироазимута с навигационными целями, входят следующие положения:

1. Перед переводом гирокомпаса на режим гироазимута следует проконтролировать с помощью сигнального вольтметра 1 (3РY1) штурманского пульта (рис.5) значение скорости, которая вводится в систему гирокомпаса от лага. Она должна быть возможно ближе по значению к истинной.

2. Установить с помощью ручки 10 на шкале 11 штурманского пульта (рис.5) действительное значение широты.

3. Для перевода прибора с режима гирокомпас на режим гироазимута следует изменить положение рукоятки 12, установив ее в положение "Гироазимут". В этот момент времени погаснут табло "Гирокомпас" в приборах ВГ-1Б и ВГ-3В, а вместо их зажгутся табло "Гироазимут".

4. На курсограмме делается отметка времени, а сноска с отметки должна иметь запись времени (Тс) и указание нового режима работы прибора – "Гироазимут".

5. В этот же момент времени производится сличение показаний магнитного компаса и гироазимута.

В журнале регистрируется факт перехода на режим "Гироазимута" и приводится значение поправок гироазимута и магнитного компаса на момент перехода на новый режим.

6. Ежечастно производится сличение магнитного компаса с показаниями гироазимута. Желательно каждую вахту определять поправку гирокомпаса.

7. Переход на режим гироазимута не препятствует плаванию с применением авторулевого.

8. При длительном плавании по гироазимуту, когда погрешность его показаний может достигать 100 и более рекомендуется временно перейти на ручное управление судном по магнитному компасу, а гироазимут привести в меридиан. Для этого достаточно:

- перевести гирокомпас с режима "Гироазимут" на режим "Подготовка";

- после погасания табло "Пуск" произвести ускорение приведения гирокомпаса в меридиан; через 10 минут перевести прибор вновь на режим "Гироазимут".

9. При переходе с режима "Гироазимут" на режим "Гирокомпас" следует поступать так же и в случае возвращения на режим "Гироазимут".

10. При появлении в схеме прибора такой неисправности, когда он не может использоваться в режиме гирокомпаса, возможен вариант использования прибора в режиме гироазимута в течение неограниченного времени, если ежевахтенно будет производиться "приведение" показаний гироазимута к компасному курсу по магнитному компасу. В этом варианте будет обеспечиваться автоматическое управление курсом судна по магнитному компасу с использованием авторулевого, так как показания магнитного компаса и гироазимута с точностью до собственных колебаний магнитного компаса будут согласованы.

Гирокомпас "Вега-М" имеет два варианта комплектации.

Если в состав комплекта приборов входит штурманский пульт ВГ- 3Б, то этот гирокомпас используется в широтах 0-850 в режиме гирокомпаса, а в широтах 85-900 – в режиме гироазимута.

Если в состав гирокомпаса входит штурманский пульт ВГ-3В, то этот комплект приборов используют для навигационных целей в диапазоне широт от 0 до 800 N(S) в режиме гирокомпаса.

Режим гироазимута применяют при стоянках судна в порту для определения азимутального дрейфа гироблока и его компенсации.

Отсюда

ωдр = - 14,9 = 13,0 = - 1,90/час.

Для компенсации установленного дрейфа необходимо создать закрутку горизонтальных торсионов с помощью сигнала, снимаемого с резистора "Дрейф" прибора ВГ-1Б. Для этого рукоятка резистора поворачивается на небольшой угол и вновь по изложенной методике определяют новое значение дрейфа. При необходимости описанная выше регулировка может быть вновь повторена, если / ωдр /› 10/час.

2. После компенсации азимутального дрейфа надо проверить работу широтной коррекции.

С этой целью:

- шкалу широты точно устанавливают на значение широты места;

- еще раз в течение одного часа производится определение азимутального дрейфа;

- если найденное значение дрейфа отличается от того значения, которое было получено ранее на величину более 0,50/час необходимо с помощью резистора "Sin φ" прибора ВГ-3В (методом последовательных приближений) скомпенсировать эту ошибку.

Компенсация азимутального дрейфа в режиме гироазимута одновременно свидетельствует о компенсации вредных моментов по оси OY гиросферы, что является одним из необходимых условий обеспечения стабильности поправки прибора в режиме гирокомпаса.

32. Действия вахтенного помощника капитана при срабатывании индикаторов контрольно-сигнальной системы гирокомпаса “Вега-М”

В случае срабатывания одного из сигнальных табло или визуаль­но замеченных нарушений в работе приборов вахтенный помощник капитана немедленно выполняет три операции:

— проверяет показания всех остальных сигнальных табло в прибо­рах ВГ-ЗВ и ВГ-6;

— сличает показания магнитного и гироскопического компасов;

— снимает показания шкал интегратора в приборе ВГ-6 и сравни­вает их с показаниями, которые были приняты при заступлении на вахту.

Далее вахтенный помощник капетана должен руководствоваться в своих действиях следующими правилами:

1 . Одновременное загорание табло "Неисправность" прибора ВГ-ЗВ, табло "Неиспр. след, сист." Прибора ВГ-6 и срабатывание ревуна указывают на неисправность системы передачи курса. В этом случае необ­ходимо перейти на управление судном по магнитному компасу и поста­вить об этом в известность судового специалиста и капитана.

2. Если при одновременном загорании табло 'Неисправность" прибора ВГ-ЗВ, табло "ИГ на упоре" и срабатывании ревуна показания шкал интегратора отличаются от значений, которые были зафиксиро­ваны при заступлении на вахту, то необходимо перейти на управление судном по магнитному компасу и поставить об этом в известность судового специалиста и капитана. Необходимо определить поправки гирокомпаса". Если показания шкал интегратора не изменились, а сли­чение показаний магнитного и гироскопического компасов подтверж­дает устойчивость гирокомпаса в меридиане, то достаточно поставить в известность о появлении неисправности судового специалиста.

3. Если при одновременном загорании табло "Неисправность" прибора ВГ-ЗВ, табло "ИК на пределе" и срабатывании ревуна пока­зания шкал интегратора отличаются от значений, которые были за­фикси

Наши рекомендации