Сущность, цели, задачи и функции управления силами РСЧС и ГО
Управленческая деятельность руководителей, штабов и других органов управления, прежде всего, направлена на определение и последовательное достижение цели.
Главная цель управления силами РСЧС и ГО – обеспечить эффективное выполнение поставленных ими задач.
Частные цели управления определяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное приложение основных усилий оперативного состава органа управления. При этом основными направлениями целенаправленной деятельности органов управления являются:
– поддержание постоянной готовности сил РСЧС и ГО;
– подготовка спасательных операций;
– руководство силами РСЧС и ГО при выполнении поставленных им задач.
Сущность управления силами РСЧС и ГО заключается в целенаправленной деятельности руководителей, штабов и других органов управления по поддержанию постоянной готовности сил РСЧС и ГО, по подготовке спасательных операций и руководству силами при выполнении ими поставленных задач.
Эти основные направления управленческой деятельности органов управления преобразуются в задачи управления.
Определение задач управления должно ответить на вопрос что необходимо сделать, чтобы достичь цели управления.
Для достижения одной из основных целей управления – поддержание постоянной готовности необходимо выполнить ряд задач управления таких как:
приведение в соответствие организационно-штатной структуры и технической оснащенности сил РСЧС и ГО формам их применения;
поддержание укомплектованности и обеспеченности сил РСЧС и ГО на требуемом уровне;
обеспечение требуемого уровня обученности личного состава и слаженности сил РСЧС и ГО и т.п.
Для достижения другой цели управления – подготовки сил РСЧС и ГО к спасательной операции органу управления необходимо своевременно осуществить выполнение мероприятий подготовки к конкретной операции.
Чтобы решить любую задачу управления необходимо осуществить ряд действий называемых функциями управления – относительно обособленных видов управленческой деятельности, позволяющих в совокупности осуществлять необходимое управленческое воздействие.
Виды управленческих функций: основная, общие и специфические (конкретные).
Основная функция управления – определение цели управления.
Общие функции управления: анализ, принятие решения, планирование, организация, координация, регулирование, мотивация и контроль. Ход реализации функций системой управления называют процессом управления.
Специфические (конкретные) функции управления – это функции, которые закреплены для исполнения за определенным органом управления или конкретным должностным лицом.
Управление как целенаправленная управленческая деятельность предполагает определение целей действий сил РСЧС и ГО и последовательное продвижение к их достижению посредством реализации функций управления, руководствуясь соответствующими принципами управления и обоснованно применяя различные методы управления.
Содержание управлениявключает всю совокупность функций информационной, распорядительной, организаторской и исполнительской деятельности органов управления по:
– непрерывному добыванию, сбору, обработке, изучению, обобщению, анализу, оценке и отображению данных обстановки с учетом прогноза ее развития при подготовке спасательной операции, в ходе ее ведения и после выполнения задачи;
– принятию решений;
– доведению задач до подчиненных;
– планированию спасательной операции и других видов деятельности;
– организации и поддержанию взаимодействия;
– организации и проведению мероприятий по всем видам обеспечения;
– организации и поддержанию устойчивой работы системы управления;
– руководству подготовкой нижестоящих органов управления и сил РСЧС и ГО к действиям;
– организации и осуществлению контроля и оказанию помощи, нижестоящим штабам и силам РСЧС и ГО;
– непосредственному руководству действиями сил при выполнении ими задач;
– поддержанию высокого морально-психологического состояния сил РСЧС и ГО.
Осуществление этих функций направлено на решение задач управления ведущих к достижению определенных целей.
Непрерывное добывание, сбор, обработка, изучение, обобщение, анализ, оценка и отображение данных обстановки с учетом прогноза ее развития при подготовке спасательной операции сил РСЧС и ГО, в ходе ее ведения и после выполнения задачи – вид деятельности по переработке исходной информации, который является обеспечивающей функцией процесса управления.
Информационная функция является одной из наиболее сложных и трудных функций процесса управления.
Действия органов управления по ее выполнению состоят в том, чтобы постоянно, своевременно и в необходимом объеме обеспечить руководителей, штабы и другие органы управления достоверными сведениями и данными о состоянии, положении и характере источника ЧС и силах РСЧС и ГО, а также о районе действий, условиях местности, метеорологической, радиационной, химической, медико-биологической, инженерной обстановки в районе расположения сил РСЧС и ГО и на направлениях (в районах) предстоящих действий (спасательных работ).
Сбор данных об обстановке обеспечивается за счет организации контроля, а добывание сведений за счет организации разведки.
Обработка данных – процесс приведения данных к виду, пригодному для последующего использования при проведении анализа обстановки и принятия решения.
Данные могут быть:
– по источникам ЧС (природные, техногенные и биолого-социальные);
– по силам РСЧС и ГО – о численном составе, готовности, состоянии, укомплектованности личным составом, обеспечении техникой и другими материальными средствами; возможностях, положении и действиях, состоянии систем управления силами РСЧС и ГО, защищенности (живучести) сил и систем управления, готовности к предстоящим действиям и др.;
– по району действий – о характеристике направлений; оперативном и инженерном оборудовании; обеспеченности в топогеодезическом отношении; наличии естественных препятствий; проходимости дорог; преодолении водных преград; радиационной, химической, биологической, санитарно-эпидемиологической, навигационно-гидрографической и метеорологической обстановке, прогнозе ее изменения при подготовке спасательной операции, в ходе ее ведения и после выполнения задачи.
Оценка данных об обстановке – процесс выявления качественных и количественных характеристик состояния, положения и характера действий сил РСЧС и ГО и функционирования системы управления, установления их соответствия заданным критериям или требованиям. Либо результат анализа качественных и количественных характеристик какого-либо явления или процесса.
Анализ – управленческая деятельность познавательного характера. Сущность анализа заключается в выявлении причинно-следственных связей источника ЧС и сил РСЧС и ГО, в функционировании системы управления, для того, чтобы сделать обоснованные выводы:
– о возможных действиях в чрезвычайных ситуациях сил РСЧС и ГО при подготовке спасательной операции, в ходе ее ведения и после выполнения задачи, к которым надо быть готовым;
– об абсолютном и количественно-качественном наличии сил и средств;
– об условиях и возможности выполнения поставленных задач;
– о мерах, которые необходимо принять немедленно и в последующем для успешного выполнения поставленных задач;
– о задачах по добыванию (сбору) дополнительной информации.
Исходя из проведенного анализа, сделанных на его основе выводов и прогноза развития обстановки, вырабатываются предложения по решению на предстоящие и последующие действия.
Прогноз– это научно обоснованное суждение о возможном развитии оперативной обстановки. Прогнозирование обстановки основано на использовании методов моделирования, экстраполяции и экспертных оценок. Прогнозирование актуально для выявления ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений. Большинство прогнозов, используемых в управлении силами РСЧС и ГО, сопровождается оценкой степени их вероятности (вероятностное прогнозирование). По временному признаку прогнозы подразделяются на: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Временной горизонт прогноза зависит от характера задач.
В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных, определение минимально необходимого объема сведений и предоставление их органам управления в удобной для использования форме.
Принятие решения – исходная функция процесса управления. Решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-либо действия, связанные с достижением определенной цели и преодолением стоящих или возникающих перед силами проблем.
Решения классифицируются по:
– субъектно-объектным отношениям;
– содержанию;
– форме;
– времени действия.
Принципиально модель принятия управленческого решения включает ряд этапов.
Первый – на основе анализа обстановки выявляется проблема.
Второй – выявляются причины возникновения проблемы, то есть обстоятельства порождающие ее. Они служат основой наблюдаемых следствий, которые вызывают необходимость принятия решений, устраняющих проблему.
Третий – анализ самой проблемы. Анализ проблемы и прогноз ее развития завершается определением цели управления и основных задач, направленных на преодоление проблемы при достижении цели.
Модель процесса принятия решения:
1) уяснение задачи (определение цели);
2) оценка обстановки;
3) выработка вариантов решения (замысла, задач, основ обеспечения и управления);
4) оценка эффективности каждого варианта решения;
5) принятие решения (выбор оптимального варианта).
Решение представляет собой волевой акт, подготовленный и выбранный на основе всестороннего анализа и оценки эффективности, имеющий директивное значение, содержащий постановку целей, задач и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность сил РСЧС и ГО, направленную на достижение указанных целей.
Требования предъявляемые к решению:
– обоснованность;
– реальная осуществимость;
– своевременность;
– четкость формулировок;
– экономичность;
– эффективность;
– согласованность с ранее принятыми решениями, как по вертикали, так и по горизонтали управления.
Планирование – приоритетная функция управления, заключающаяся в разработке различных вариантов реализации решения и обеспечения согласованных действий при их выполнении.
В широком смысле – планирование есть вид управленческой деятельности, заключающийся в детализации принятого решения, распределении сил и средств, определении последовательности, способов и времени решения задач, обеспечении сил РСЧС и ГО необходимыми ресурсами, согласовании мероприятий всех видов обеспечения и порядка их проведения, назначении конкретных исполнителей.
В узком смысле– планирование рассматривается как разработка комплекса документов определяющих конкретные действия по реализации принятого решения.
В результате планирования органу управления необходимо ответить на вопросы: Что необходимо сделать? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за что отвечает?
Под функцией организации управления понимается обеспечивающий вид управленческой деятельности органов управления, который включает процессы:
создания, развертывания и совершенствования системы управления, при необходимости внесения необходимых изменений в организационную структуру управления в соответствии с реальными условиями и факторами, а также решаемыми задачами;
упорядочения управленческой деятельности органов управления при решении ими задач управления.
Непосредственное управление действиями сил РСЧС и ГО при выполнении ими задач (регулирование) – функция управления, сущность которой заключается в осуществлении процесса разработки и реализации решений по предупреждению отклонений и сбоев в действиях сил РСЧС и ГО в ходе выполнения возложенных на них задач, а в случае их возникновения – в их устранении.
Непосредственное управление действиями сил РСЧС и ГО при выполнении ими задач характеризуется многократным принятием оперативным составом органа управления решений, в реально складывающейся или сложившейся оперативной обстановке.
Оно осуществляется органами управления на основе непрерывного (постоянного) слежения (контроля) за действиями сил РСЧС и ГО в соответствии с планом и оказания на них целенаправленного воздействия для обеспечения выполнения разработанных и утвержденных планов.
Контроль – функция управления, устанавливающая степень соответствия фактического состояния, положения и характера действий сил РСЧС и ГО принятым решениям и разработанным планам, выявляющая отклонения от заданных параметров. На основе контроля осуществляется обобщение и анализ результатов, вскрываются причины отклонений. По его итогам принимаются меры оперативного воздействия, корректируются и уточняются задачи силам РСЧС и ГО, принимаются меры способствующие достижению поставленных целей.
Контроль в управлении силами РСЧС и ГО имеет три аспекта:
во-первых, систематическая деятельность руководителей, штабов и других органов управления, реализующих одну из основных функций управления;
во-вторых, завершающая стадия цикла управления, сердцевиной которой является механизм обратных связей;
в-третьих, неотъемлемая часть процесса принятия и реализации решений.
На системе контроля, охватывающего все стороны повседневной деятельности сил РСЧС и ГО, основывается непосредственное (оперативное) управление.
Главные инструменты контроля – наблюдение, проверка деятельности, учет и анализ. Контроль должен быть своевременным, что позволяет устранять нарушения и отклонения, прежде чем они примут опасные размеры, иначе окажется бесполезным.
Поскольку контроль – не самоцель, а условие достижения цели, он должен служить средством повышения эффективности управления, а следовательно, быть экономичным (польза не должна превышать затраты) и соответствовать характеру контролируемого процесса.
Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и последующий.
Задача предварительного контроля состоит в проверке готовности системы управления к работе.
Система управления проверяется на соответствие принятому руководителем решению и готовность к спланированным действиям. Предварительный контроль призван, прежде всего, ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи.
Объектом контроля являются процессы деятельности сил РСЧС и ГО.