Проектирование для различных потребностей

Как было сказано в первой части книги, персонажи и сценарии помо' гают нам сосредотачивать усилия проектирования на целях, поведе' нии, потребностях и ментальных моделях реальных пользователей. В дополнение к этой общей фокусировке усилий по проектированию, которую обеспечивают персонажи, существуют также последователь' ные и доступные для обобщения шаблоны пользовательских потребно' стей, которые следует учитывать при проектировании продуктов. В дан' ной главе мы рассмотрим некоторые стратегии удовлетворения этих распространенных потребностей.

Командные векторы и рабочие наборы

При классификации потребностей пользователей с различным уров' нем подготовки весьма полезны понятия командных векторов и рабо' чих наборов. Командные векторы– это самостоятельные методы, ко' торыми пользователи могут давать команды программе. Визуальные элементы для непосредственного манипулирования, раскрывающиеся и контекстные меню, элементы управления на панели инструментов и клавиатурные сокращения – все это примеры командных векторов.

Хороший пользовательский интерфейс предоставляет пользователю множественные командные векторы, в которых важные функции приложения представлены в разных формах, чтобы обеспечить поль' зователя параллельными возможностями управлять приложением: команды меню, кнопки на панели инструментов, клавиатурные сокра' щения и элементы непосредственного манипулирования. Такая избы' точность позволяет пользователям с разными навыками и предпочте'

ниями выбирать способ управления программой сообразно своим спо' собностям и склонностям.

Незамедлительные и обучающие векторы

Незамедлительные векторы– это элементы непосредственного мани' пулирования, такие как кнопки и панели инструментов. Между щелч' ком по кнопке и результатом выполнения функции нет задержки. Не' посредственное манипулирование оказывает также прямое воздейст' вие на информацию. Ни меню, ни диалоговые окна не обладают свой' ством незамедлительности – они требуют выполнения одного или нескольких промежуточных шагов.

Среди командных векторов есть такие, которые поддерживают нович' ков лучше остальных. Как правило, максимальную поддержку оказы' вают меню и диалоговые окна, и поэтому мы назовем их обучающими векторами. Начинающие пользователи выигрывают от педагогиче' ских свойств меню, когда им необходимо сориентироваться в незнако' мой программе, а вечные середняки стремятся отказаться от меню и ищут более непосредственные эффективные векторы.

Рабочие наборы и персонажи

Поскольку в памяти каждого пользователя невольно откладываются часто используемые команды, вечные середняки запоминают некото' рое подмножество команд, называемое рабочим набором. У каждого пользователя свой рабочий набор, хотя весьма вероятно, что он значи' тельно пересекается с рабочими наборами других пользователей, сход' ным образом использующих приложение. В Excel, например, почти каждый пользователь будет вводить формулы и метки, задавать шриф' ты и печатать. В то же время рабочий набор Салли может включать ра' боту с графикой, а рабочий набор Элиотта – работу со связанными электронными таблицами.

Хотя, строго говоря, не существует стандартного рабочего набора, по' крывающего потребности всех пользователей, исследование и модели' рование пользователей и способов, которыми они используют продукт, позволяет получить минимальное подмножество, в отношении которо' го проектировщики могут быть уверены, что оно требуется большинст' ву пользователей. Такой минимальный рабочий наборможно опреде' лить методами целеориентированного проектирования – посредством сценариев, раскрывающих функциональные потребности ваших пер' сонажей. Эти потребности напрямую отображаются в содержимое ми' нимального рабочего набора.

Команды, составляющие рабочий набор любого пользователя, – это наиболее часто используемые команды. Пользователь хочет, чтобы доступ к ним был особенно быстрым и простым. Так что проектиров' щик обязан, как минимум, предоставить незамедлительные команд'

ные векторы для минимального рабочего набора наиболее вероятных пользователей данного приложения.

Хотя минимальный рабочий набор для программы почти наверняка является частью полного рабочего набора любого пользователя, инди' видуальные предпочтения конкретного пользователя и условия его ра' боты диктуют то, какие дополнительные функциональные возможно' сти должны быть предусмотрены. Даже созданный на заказ программ' ный продукт для корпоративного использования может предложить набор функций, из которого каждый пользователь выберет для себя подходящие. Это означает, что разработчик, предоставив прямой дос' туп к минимальному рабочему набору, должен также предоставить способы включения внутрь незамедлительных векторов других ко' манд. Аналогичным образом, незамедлительные команды требуют на' личия обучающих векторов, помогающих в освоении интерфейса но' вичкам. Это подразумевает, что множественные командные векторы следует предусмотреть для большинства функций в интерфейсе.

Существует исключение из правила множественных векторов. Опас' ные команды (такие как Стереть все, Отказаться от изменений и другие) не должны иметь легко доступных множественных командных векторов. Их следует защищать посредством меню и диалоговых окон в соответ' ствии с принципом проектирования из главы 10: прячьте рычаги ка- тапультирования.

Наши рекомендации