Положительная звуковая обратная связь
Почти каждый объект и система в реальном мире обозначают звуком удачу, а не провал. Когда мы закрываем дверь, мы по звуку понимаем, что защелка сработала. Тишина означает, что дверь еще не заперта. Когда мы с кем'то разговариваем, то его реплики «Да» и «Угу» дают нам понять, что он нас, как минимум, слышит. Если собеседник мол' чит, у нас есть основания подозревать неладное. Когда мы поворачива' ем ключ зажигания и ничего не слышим, мы понимаем, что возникла проблема. Когда мы, включив копировальный аппарат, не слышим характерного гула, мы понимаем, что он неисправен. Даже устройст' ва, считающиеся бесшумными, издают какие'то звуки. Поворачивая кран газовой плиты, мы слышим шипение выходящего газа и звук возгорания. Электрические плиты по природе своей не столь друже' любны, и пользоваться ими труднее из'за полного отсутствия звуков. О своем состоянии они сообщают световыми индикаторами.
Когда успешное применение инструмента подтверждается звуком, это называется положительной звуковой обратной связью. Наши про' граммные инструменты в основном молчаливы. Все, что мы слышим, – это щелчки клавиш. Кстати! Это положительная звуковая обратная связь. Каждый раз, когда вы нажимаете на клавишу, вы слышите ти' хий, но позитивный звук. Производители клавиатур могли бы выпус' кать абсолютно бесшумные клавиатуры, но не стали, потому что нам нужна звуковая обратная связь, чтобы мы знали, насколько успешно работаем. Обратная связь не должна быть изощренной. Эти щелчки не несут в себе особой информации, но они несут ощущение постоянства. Если щелчка не было, мы понимаем, что плохо нажали на клавишу. Подлинная ценность положительной звуковой обратной связи в том, что отсутствие звука является крайне хорошим индикатором проблемы.
Эффективность положительной звуковой обратной связи связана с че' ловеческой чувствительностью. Никому не нравится слышать о своих провалах. Диалоговые окна с сообщениями об ошибках говорят поль' зователю, что он совершил промах, а это отрицательная обратная связь. Тишина может сообщить пользователю об ошибке безо всяких окон. Она чрезвычайно эффективна, поскольку программе не прихо' дится обижать пользователя, чтобы добиться своей цели.
Наши программы должны давать нам постоянные, почти незаметные звуковые подсказки, как это делают клавиатуры. Программы были бы гораздо дружественнее и проще в использовании, если бы издавали ед' ва слышные, но легко идентифицируемые звуки, подтверждающие правильность действий пользователя. Приложение могло бы подавать слабый сигнал каждый раз, когда пользователь вводит допустимые данные, и издавать звуки, подтверждающие успешное заполнение форм. Если программа не может распознать, что вводит пользователь, ей следует сохранять молчание, тем самым тонко информируя пользо' вателя о проблеме, и дать ему возможность исправить ввод, не застав'
ляя его испытывать смущение и не задевая самолюбие. Когда пользо' ватель начинает перетаскивать пиктограмму, компьютер может изда' вать тихий звук скольжения предмета по поверхности. Если объект проходит над областями, готовыми его принять, этот факт можно отме' тить отрывистым звуком. Когда пользователь, наконец, отпустит кноп' ку мыши, его можно вознаградить ободряющим сигналом из динами' ков – или встретить молчанием, если он отпустил объект в неподходя' щем месте.
Компьютерные игры, как правило, лидируют в применении не только визуальной обратной связи, но и положительной звуковой обратной связи. Мас OS X хорошо справляется с задачей предоставления не' громкой положительной звуковой обратной связи при сохранении файлов и завершении операции перетаскивания. Конечно, громкость звуковой обратной связи должна быть подходящей для конкретной си' туации. Windows и Mac предлагают стандартный регулятор громко' сти, так что по крайней мере одно препятствие в предоставлении удач' ной звуковой обратной связи устранено, однако звуковая обратная связь не должна заглушать проигрываемую на компьютере музыку.
Обогащенная немодальная обратная связь – один из мощнейших инст' рументов в распоряжении проектировщиков взаимодействия. Замена надоедливых бесполезных диалоговых окон неброскими и мощными немодальными методами общения может превратить программу, ко' торую пользователи презирают, в программу, которую они обожают. Только представьте себе, насколько более совершенными станут ваши приложения, если применить ОВНОС и другие механизмы немодаль' ной обратной связи!