Используйте целостные, непротиворечивые и соответствующие контексту образы

Применение пиктограмм и других наглядных элементов способно по' мочь пользователю разобраться в интерфейсе или, наоборот, вызвать раздражение, запутать или даже оскорбить, если пиктограммы выбра' ны неудачно. Очень важно, чтобы дизайнеры понимали, какое посла' ние должна передать пользователю программа и какое послание он рассчитывает получить. Хорошее понимание персонажей и их мен' тальных моделей, как правило, дает прочный фундамент для тексто' вого и визуального языков интерфейса. Играют роль и культурные ас' пекты. Дизайнеры должны отдавать себе отчет в том, что цвет в раз' личных культурах имеет различные значения (в Китае красный цвет не считается предупреждающим), равно как и жесты (большой палец, поднятый вверх, считается крайне оскорбительным жестом в Тур' ции), и символы (восьмиугольник предписывает остановку в США, но мало в каких еще странах). Кроме того, следует знать цветовые коды, принятые в разных областях человеческой деятельности. Например, в больницах желтый цвет обозначает радиацию, а красный, как пра' вило, используется в ситуациях, угрожающих жизни. На терминале фондового рынка красный – сигнал продавать. Прежде чем вы возьме' тесь за дело, убедитесь, что понимаете визуальный язык, принятый в сфере деятельности и культурном окружении ваших пользователей.

Визуальные элементы должны быть частью глобального визуального языка, связующего компоненты интерфейса. Это означает, что логиче' ски сходные элементы должны иметь общие визуальные свойства, та' кие как положение, размер, толщина линий и общий стиль, различа' ясь лишь в том, что подчеркивает их значение. Идея состоит в созда' нии связной системы элементов. Интерфейс, в котором эта цель до' стигнута, кажется безупречным: ни один элемент не выглядит так, словно его добавили в последнюю минуту.

Помимо функциональной ценности пиктограммы способны играть значительную роль в передаче атрибутов бренда. Яркие «мультяш' ные» пиктограммы могут попасть в точку, если вы проектируете веб' сайт для детей, а выверенные сдержанные пиктограммы больше по' дойдут для бизнес'приложения. Независимо от того, какой стиль вы' бран, соблюдайте преемственность – если на одних пиктограммах ли' нии – жирные и черные со скругленными углами, а на других – тон' кие ломаные, визуальный стиль «развалится».

Дизайн и рисование пиктограмм – совершенно самостоятельная об' ласть. Создание понятных изображений при низком разрешении тре' бует значительного времени и практики – лучше делегировать эту за' дачу опытным дизайнерам. Пиктограммы – сложная тема в плане вос' приятия, так что мы здесь подчеркнем лишь несколько важных клю' чевых моментов. Тех читателей, кто хочет больше узнать о пригодных




к использованию пиктограммах, мы настойчиво отсылаем к книге Уильяма Хортона (William Horton) «The Icon Book». Примеры в этой книге, возможно, покажутся вам устаревшими, но основные принци' пы по'прежнему актуальны.

Функциональные пиктограммы

Разработка пиктограмм, представляющих функции или операции, вы' полняемые над объектами, – занятие нелегкое, но увлекательное. Ос' новная трудность заключается в представлении абстрактных понятий на пиктографическом, визуальном языке. В таких случаях вместо обра' зов, в которых никто не разберется, лучше опираться на идиомы и снаб' жать их всплывающими подсказками (см. главу 23) или подписями.

В случае очевидных и конкретных функций придерживайтесь следую' щих правил:

• Помещайте на пиктограмму как функцию, так и объект, чтобы об' легчить пользователю понимание пиктограммы. Глагол в сочета' нии с существительным понять легче, чем глагол сам по себе. На' пример, если команду Вырезать представить в виде перечеркнутого крестом документа, это будет понятнее, чем метафорическое изо' бражение ножниц.

• Остерегайтесь метафор и представлений, которые могут не обла' дать требуемыми значениями в глазах целевой аудитории. К при' меру, поднятый вверх большой палец в западной культуре означает

«о’кей» и может показаться подходящей пиктограммой для обозна' чения положительной реакции, однако на Среднем Востоке и в дру' гих культурах этот жест является оскорбительным – в любом при' ложении, предназначенном для глобального рынка, его следует из' бегать.

• Визуально группируйте взаимосвязанные функции – либо про' странственно, либо, если это невозможно, с помощью цвета и иных изобразительных средств.

• Создавайте простые пиктограммы; избегайте лишних деталей.

• Используйте элементы повторно везде, где это возможно, чтобы пользователь изучил их однажды и навсегда.

Наши рекомендации