Взаимодействие в общественном месте
Сервисные киоски, как правило, не нуждаются в специальных приман' ках для пользователей. Однако их размещение следует оптимизировать так, чтобы они были заметными и при этом справлялись с наплывом пользователей. Для повышения эффективности киосков используйте специальные внешние указатели. Некоторые сервисные киоски, осо' бенно банкоматы, требуют, чтобы вы учитывали вопросы безопасности. Если местоположение киоска кажется небезопасным (или является та' ковым), пользователи будут избегать его (или идти на риск). Архитек' турное планирование сервисного киоска должно начинаться одновре' менно с проектированием интерфейса и разработкой конструкции.
Аналогично сервисным киоскам, исследовательские киоски должны быть расположены продуманно и снабжены указателями. Они не должны заслонять главные объекты окружения, но при этом их следу' ет размещать поблизости, чтобы подчеркнуть связь с этими объекта'
ми. Вокруг киоска должно быть достаточно места, поскольку им часто пользуются целые группы людей (например, семья). Особенно труд' ной задачей является выбор оптимального количества киосков, для чего может потребоваться изучение потока перемещения людей в том месте, где планируется установка. У сервисного киоска люди не задер' живаются подолгу и готовы стоять в очереди, поскольку у них есть конкретная цель. Исследовательские киоски, наоборот, располагают пользователя к долгому общению, что делает их непривлекательными для зевак. Потенциальные пользователи не знают, чего ожидать от та' кого киоска, и у них нет стимулов ждать в очереди. Можно смело пред' положить, что большинство людей подойдет к исследовательскому ки' оску, только когда он свободен.
При разработке интерфейса киоска тщательно продумайте звуковое оформление. Для исследовательских киосков естественно использова' ние интенсивной звуковой обратной связи и богатого звукового содер' жимого, однако уровень громкости не должен отвлекать окружающих от основных объектов, для которых киоск служит лишь дополнением. В сервисных киосках не следует злоупотреблять звуковой обратной связью, однако она может быть полезной, например, для напоминания пользователю, что он должен вынуть банковскую карточку или взять сдачу.
Кроме того, раз киоски располагаются в общественных местах, при проектировании следует учитывать потребности пользователей с фи' зическими недостатками. Более подробно о проектировании доступно' го взаимодействия мы поговорим в главе 26.
Управление вводом
У многих киосков есть сенсорные экраны или наборы кнопок, соответ' ствующих объектам на экране. В случае киоска с сенсорным экраном действуют те же принципы, что и для сенсорных экранов вообще:
• Активные экранные объекты должны быть достаточно крупными, чтобы в них было легко попадать. Они должны быть контрастными, цветными, и их следует разнести так, чтобы избежать случайного прикосновения не к тому объекту. Размер в 20 миллиметров – ти' пичный минимум для пользователей, которые не торопятся и стоят близко к экрану; в тех случаях, когда пользователь торопится и ра' ботает вытянутой рукой, объекты следует увеличить. Хорошая бы' страя проверка того, что размеры подобраны правильно, выполняет' ся так: распечатайте экран в натуральный размер, испачкайте палец штемпельной краской и пройдитесь по сценариям с разумной скоро' стью. Если отпечатки ваших пальцев выходят за пределы объектов, размеры объектов, скорее всего, следует увеличить.
• Избегайте использования виртуальных клавиатур. У разработчика может возникнуть соблазн создать на сенсорном экране киоска вир' туальную клавиатуру для ввода данных. Однако прибегать к тако'
му механизму ввода следует лишь при необходимости организовать ввод коротких текстов. Виртуальная клавиатура не только неудоб' на для пользователя, но и приводит обычно к заляпыванию экрана отпечатками пальцев.
• Избегайте перетаскивания. Овладеть перетаскиванием на сенсор' ном экране бывает крайне сложно, так что эта идиома не подходит для тех пользователей, которые не тратят много времени на освое' ние сложных идиом взаимодействия. Прокрутку любого рода тоже следует исключить, кроме тех случаев, когда она абсолютно необ' ходима.
В некоторых киосках вместо дорогих и капризных сенсорных экранов используются аппаратные кнопки, ассоциированные с экранными функциями. Как и в портативных системах, здесь очень важна непро' тиворечивость этих связей. Аналогичные функции в разных окнах должны быть связаны с одними и теми же кнопками. Кнопки должны быть размещены вблизи экрана и так организованы пространственно, чтобы ассоциирование их с функциями не вызывало сомнений (вопро' сы ассоциирования более подробно обсуждаются в главе 10). В общем случае при наличии возможности использовать сенсорный экран сле' дует отдавать ему предпочтение перед вариантом с аппаратными кноп' ками, которые ассоциированы с экранными функциями.
Типы интерфейсов киосков
Из'за крупных дисплеев с полноэкранными приложениями может пока' заться, что киоски тяготеют к монопольному типу, однако по ряду при' чин задача так просто не решается. Во'первых, пользователи киосков часто новички (есть ряд исключений, в частности, пользователи банко' матов и автоматов по продаже билетов на общественный транспорт) и в большинстве случаев пользуются киосками нерегулярно. Во'вто' рых, большинство людей не задерживаются у киоска. Человек выполня' ет простую операцию или поисковый запрос, получает нужную инфор' мацию – и идет дальше. В'третьих, в большинстве киосков применяют' ся сенсорные экраны или шлифованные кнопки рядом с экраном, и оба механизма ввода плохо сочетаются с высокой плотностью данных, кото' рой можно ожидать от монопольного приложения. Наконец, пользова' тели киосков редко могут удобно сесть перед оптимально расположен' ным монитором – обычно они стоят в общественном месте, где есть яр' кое рассеянное освещение и множество отвлекающих факторов.
Такое поведение пользователей и ограничения среды приводят к тому, что большинство киосков как приложения тяготеют к временному ти' пу, имеющему простую навигацию, крупные и яркие, привлекатель' ные интерфейсы с ясным ожидаемым назначением элементов управле' ния и четкой ассоциацией программных функций с аппаратными кнопками (если таковые имеются). Как и при проектировании порта' тивных устройств, следует избегать всплывающих окон и диалогов.
Связанную с ними информацию лучше отображать на одном и том же экране (как принято в монопольных приложениях). Таким образом, киоски балансируют на загадочной границе между двумя наиболее по' пулярными типами настольными приложений.
Поскольку сервисные киоски часто проводят пользователей через по' следовательность экранов для получения информации, контекстная ориентация и навигация становятся важнее глобальных средств нави' гации. Помогайте пользователям разобраться не в том, в какой точке системы они находятся, но в том, на какой стадии процесса они пре' бывают. Для сервисных киосков важно наличие «аварийных выхо' дов», позволяющих пользователям в любой момент прервать транзак' цию и начать сначала.
Киоски следует оптимизировать в расчете на пользовате- лей, не имеющих опыта работы с ними.
Образовательныеи развлекательные киоскинесколько отличаются от сервисных, которые тяготеют к приложениям временного типа. В дан' ном случае важнее изучение окружения, в котором расположен киоск, нежели выполнение транзакций или поисковых запросов, а более высо' кая плотность данных и более сложное взаимодействие и визуальные переходы могут иногда давать положительный эффект. Однако следует внимательно относиться к ограничениям механизмов ввода, иначе пользователь потеряет удобство навигации по интерфейсу.