Шаг 2: определение функциональных и информационных элементов
Функциональные и информационные элементы – это зримые пред' ставления функций и данных, доступные пользователю посредством интерфейса. Это конкретные проявления функциональных и инфор' мационных потребностей, выявленных на стадии выработки требова' ний. В то время как требования намеренно описывались в общих тер' минах с позиции персонажей, функциональные и информационные элементы описываются на языке представления этих объектов и дей' ствий в интерфейсе. Важно отметить, что каждый такой элемент дол' жен создаваться на основе конкретного требования, выявленного ра' нее. Тем самым мы добиваемся, чтобы каждый аспект проектируемого продукта имел определенное назначение и соответствовал конкретно' му аспекту существующего сценария использования или бизнес'цели.
Информационные элементы– это, как правило, фундаментальные объ' екты интерактивных продуктов. Такие объекты, будь это фотографии, сообщения электронной почты, учетные карточки клиентов или зака' зов, являются основными единицами, на которые могут ссылаться, реа' гировать, с которыми могут работать пользователи продукта. В идеале эти объекты должны соответствовать ментальным моделям персона' жей. На данном этапе крайне важно создать исчерпывающий каталог информационных объектов, поскольку функциональность продукта часто определяется именно в терминах этих объектов. В поле зрения
проектировщика попадают также значимые атрибуты объектов (к при' меру, отправитель сообщения электронной почты или дата создания фотографии), но они на данном этапе представляют меньший интерес. Главное здесь – составить представление о том, какое количество ат' рибутов интересует персонажей.
Полезно рассмотреть взаимоотношения между информационными эле' ментами. Иногда одни информационные объекты включают в себя дру' гие, в других случаях их объединяют ассоциативные связи. Примера' ми подобных связей могут служить фотография в альбоме, песня в спи' ске для проигрывания, отдельный счет внутри клиентской записи.
Функциональные элементы– это операции, которые могут выполнять' ся над информационными объектами и представляющими эти объек' ты элементами интерфейса. В большинстве случаев функциональные элементы представляют собой инструменты, работающие с информа' ционными элементами, а также контейнеры, содержащие информаци' онные элементы. Трансляция функциональных требований в деталь' ные функциональные элементы – та точка, где проектирование начи' нает обретать конкретность. Контекстный сценарий был способом дать целостное общее представление об опыте, который мы создаем для пользователей; но именно сейчас мы начинаем превращать этот опыт в реальность.
Часто бывает, что одно требование превращается в целый набор эле' ментов интерфейса. Скажем, Вивьен, нашему персонажу проекта ин' терфейса для смартфона из главы 6, необходимо звонить людям, запи' санным в телефонной книге. Вот некоторые функциональные элемен' ты, обеспечивающие ее такой возможностью:
• Голосовая активация (голосовые данные, привязанные к контакту из телефонной книги)
• Программируемые кнопки быстрого набора
• Выбор человека из записной книжки
• Выбор на основе заголовка сообщения электронной почты, записи о встрече или заметки
• Аавтоматическое предоставление кнопки вызова в подходящих кон' текстах (к примеру, при уведомлении о приближающейся встрече)
Повторим: очень важно вернуться к контекстным сценариям, целям персонажей и их ментальным моделям, чтобы убедиться, что ваши ре' шения подходят к рассматриваемым ситуациям. Именно на данном этапе процесса принципы и шаблоны проектирования начинают при' носить пользу, способствуя отысканию эффективных решений и избав' ляя от необходимости изобретать колесо. Здесь проектировщик дол' жен проявить свои творческие способности и применить логику проек' тирования. Каждое выявленное требование имеет обычно несколько вариантов решения. Какое из возможных решений с наибольшей веро' ятностью:
• Позволит пользователям эффективно достигать целей?
• Будет лучше других соответствовать нашим принципам проектиро' вания?
• Окажется в рамках бюджета и технологических возможностей?
• Будет лучше других соответствовать прочим требованиям?