Шаг 1: постановка задачи и определение образа продукта
Прежде чем приступить к генерации идей, проектировщику важно по' лучить надежное основание для процесса проектирования. Целеориен' тированный подход направлен на создание исчерпывающего определе' ния продукта посредством персонажей, сценариев и требований, одна' ко на данном этапе необходимо определить направление, в котором сле' дует двигаться при разработке сценариев и требований. Сейчас у нас уже есть представление о пользователях, на которых ориентирован продукт, однако еще нет достаточного основания для создания про' дукта, так что остается место для замешательства. Таким основанием должна стать постановка задачи, а также образ будущего продукта – они чрезвычайно полезны, так как помогают достичь согласия между заинтересованными лицами, прежде чем процесс проектирования двинется дальше.
Говоря в общем, постановка задачиопределяет цель самого проекти' рования (Newman and Lamming, 1995). Постановка задачи проектиро' вания кратко отражает ситуацию, требующую изменения, как с точки зрения персонажей, так и с точки зрения бизнеса, который создает для этих персонажей продукт. Часто между интересами бизнеса и персона' жа существует причинно'следственная связь. К примеру:
Рейтинг удовлетворенности клиентов компании X низок, а доля на рынке уменьшилась на 10% за последний год, потому что у пользовате' лей нет адекватных инструментов, позволяющих посредством решения задач X, Y и Z достичь цели G.
Увязывание бизнес'вопросов с вопросами юзабилити крайне полезно, когда необходимо убедить заинтересованных лиц в необходимости за' трат на проектирование, и позволяет рассматривать этот процесс как с точки зрения пользовательских целей, так и с точки зрения бизнес' целей.
Определение образа продукта– действие, обратное постановке задачи: постановка задачи служит обоснованием и высокоуровневой целью проектирования, а определение образа продукта ставит на первое место потребности пользователей, уже от них переводя вас к тому, как благо' даря удовлетворению этих потребностей достигаются бизнес'цели.
В новой версии продукт X поможет пользователям достичь G, посколь' ку даст им возможность выполнять X, Y, и Z с большей [точностью, эф' фективностью и т. п.], при этом избавляя от существующих сейчас про' блем A, B и C. Это резко повысит удовлетворенность клиентов компа' нии X и приведет к увеличению присутствия на рынке.
Как постановка задачи, так и определение образа продукта опираются на данные исследований и модели пользователей. Цели и потребности
пользователей должны вытекать из описаний ключевых и второсте' пенных персонажей, а цели бизнеса нужно извлечь из интервью с за' интересованными лицами.
Постановка задачи и определение образа продукта полезны как при пе' репроектировании существующего продукта, так и при создании про' дукта, основанного на новой технологии или нацеленного на неизучен' ную рыночную нишу. Сводка целей пользователей и испытываемых ими сложностей в виде постановки задачи и определения образа про' дукта помогает достичь взаимопонимания внутри команды и привлечь ее внимание к приоритетам предстоящего проектирования.
Шаг 2: мозговой штурм
Цель мозгового штурма на ранних стадиях процесса выработки требо' ваний в некоторой степени карикатурна. К этому моменту команда проектировщиков, вероятно, провела дни или даже недели, исследуя и моделируя пользователей и предметную область. В такой ситуации трудно избежать возникновения определенных предубеждений отно' сительно того, как должно выглядеть решение. Однако в идеальном случае проектировщик создает контекстные сценарии, не имея зара' нее составленного мнения и полностью сосредотачиваясь на персона' жах и их желаниях в отношении взаимодействия с продуктом. Смысл мозгового штурма в этот момент состоит в том, чтобы извлечь такие идеи из головы и, записав, тем самым «отпустить» их, по крайней ме' ре на какое'то время.
Тем самым основная цель штурма – по возможности избавить проек' тировщиков от предубеждений и дать им возможность открыто и гиб' ко работать над созданием сценариев, задействуя свое воображение и применяя свои аналитические способности для извлечения требова' ний из этих сценариев. Побочная выгода проведения мозгового штур' ма на этом этапе состоит в том, что мозг проектировщика переключа' ется в «режим поиска решений». На стадиях исследования и модели' рования приходится выполнять в основном аналитическую работу, а для поиска неожиданных решений проектирования требуется совсем другой настрой.
Мозговой штурм должен происходить без ограничений, без критики – выкладывайте все те сумасшедшие идеи, которые вы уже обдумывали ранее, а также те, которые не обдумывали, и будьте готовы записать их и убрать на хранение до гораздо более поздней стадии процесса. Да' леко не все их них могут оказаться в конечном итоге полезными, одна' ко в них может быть зерно чего'то прекрасного, что отлично впишется в общую структуру продукта, которую вы построите позднее. Карен Хольцблат и Хью Бейер описывают удобную для мозгового штурма методику, которая может быть полезна для «расшевеливания» мозго' вого штурма, особенно если в команду входят не только проектиров' щики (Beyer and Holtzblatt, 1998).
Не тратьте слишком много времени на этот шаг процесса выработки требований – нескольких часов должно быть более чем достаточно для того, чтобы вы и другие участники команды излили все свои безумные идеи. Если вы заметили, что идеи начали повторяться или иссякли, значит, пора прервать сеанс.