Успешные продукты в первую очередь служат целям пользователей

Понятие «хороший дизайн» имеет смысл только с позиции человека, применяющего продукт с каким'либо намерением. Намерений без лю' дей не бывает, это неразделимые вещи. Именно поэтому персонажи являются ключевым инструментом в процессе проектирования: они представляют конкретных людей, действующих с конкретными наме' рениями и целями.

При проектировании продукта важнее всего обращать внимание на на' мерения или цели, присущие людям, которые применяют его на прак' тике, и это не обязательно покупатели. С вашим продуктом взаимодей' ствует реальный человек, а не корпорация и даже не менеджер по ин'

формационным технологиям, и личные цели этого человека вы долж' ны ставить выше целей корпорации, на которую он работает, и выше целей менеджера по информационным технологиям, который обеспе' чивает поддержку его деятельности. Ваши пользователи будут прила' гать все усилия для достижения бизнес'целей своего работодателя, в то же время стараясь достичь и своих личных целей. И самая важная цель любого пользователя – всегда сохранять человеческое достоинст' во, то есть не чувствовать себя дураком.

Мы можем с уверенностью говорить, что заставляем пользователя чув' ствовать себя глупо, если позволяем ему делать серьезные ошибки, препятствуем выполнению адекватного объема работы или заставляем его скучать.

Успешные продукты в первую очередь служат целям пользователей - student2.ru Не заставляйте пользователей чувствовать себя дураками.

Это, вероятно, самый важный принцип проектирования взаимодейст' вия. На протяжении этой книги мы рассмотрим различные способы, которыми существующие программы заставляют пользователей чув' ствовать себя глупыми, а также способы избежать этой ловушки.

Сущность качественного проектирования взаимодействия – создание такого взаимодействия, которое позволяет достичь целей производи' теля или поставщика услуг и его партнеров, не препятствуя при этом достижению целей пользователей.

Разработка персонажей

Как уже говорилось ранее, персонажи возникают на основе общих тен' денций, выявленных в ходе интервью с пользователями и потенциаль' ными пользователями (а иногда и покупателями) продукта, а также в процессе наблюдений за ними. Пробелы в этих данных восполняют' ся путем дополнительных исследований, а также с помощью информа' ции, представленной ЭПО и заинтересованными лицами и почерпну' той из существующей литературы. При разработке набора персонажей мы стремимся представить все разнообразие наблюдавшихся мотивов, поведений, взглядов, склонностей, ментальных моделей, процессов деятельности или работы, окружений, а также причин недовольства существующими продуктами или системами.

Создание правдоподобных и действенных персонажей в равной степени требует детального анализа и творческого синтеза. Оба вида деятельно' сти в значительной степени выигрывают от применения стандартизи' рованного процесса. Описываемый в этом разделе процесс разработан Робертом Рейманом, Ким Гудвин и Лэйн Хэлли (Robert Reimann, Kim Goodwin, Lane Halley) в компании Cooper, является результатом эво'

люции практических наработок в ходе сотен проведенных авторами проектов по проектированию взаимодействия и задокументирован в ряде статей (Goodwin, 2002, 2002a). Существует множество эффек' тивных методов выявления шаблонов поведения в ходе исследований и преобразования таких шаблонов в архетипы пользователей, однако мы находим, что прозрачность и точность описываемого здесь процес' са идеальны для того, чтобы обучить проектировщиков, не знакомых с персонажами, правильной разработке персонажей и помочь опыт' ным проектировщикам фокусировать внимание на реально сущест' вующих шаблонах поведения – особенно в области потребительских товаров. Вот основные шаги процесса:

1. Выявить поведенческие переменные.

2. Сопоставить респондентов с поведенческими переменными.

3. Выявить значимые шаблоны поведения.

4. Синтезировать характеристики и соответствующие им цели.

5. Проверить полноту и выявить избыточность.

6. Расширить описание атрибутов и поведений.

7. Назначить персонажам типы.

Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

Наши рекомендации