Вопрос: Персонал предприятия как объект управления.

А).Процесс, объект и субъект управления персоналом предприятия.

По мнению А. Файоля: «управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Предвидеть, т. е. учитывать будущие изменения и вырабатывать под них программу действий.

Организовывать, т. е. строить двойной — материально-вещественный (машины, сырье и др.) и социальный ( работники) организм предприятия.

Распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать.

Координировать, т. е. согласованно объединять все взаимосвязанные действия работников, отделов, цехов в единый слаженно работающий организм.

Контролировать, т.е.проверять, чтобы все действия работников совершались согласно установленным правилам и распоряжениям руководителей».

Персонал предприятия осуществляет функции оперативного управления ресурсами предприятия, в том числе и кадрами. Руководители обладают всей полнотой власти и принимают решения по всем видам ресурсов. Специалисты такой властью не обладают, они выступают в качестве экспертов при решении вопросов о наиболее эффективном использовании ресурсов предприятия. Рабочие и служащие не наделены функциями оперативного управления ресурсами, однако, являясь членами трудового коллектива, они имеют возможность через разные выборные органы оказывать влияние на стратегию управления всеми видами ресурсов.

Управление — это система целенаправленных воздействий на управляемый объект с целью преобразования его исходного состояния в желаемое конечное состояние.

В процессе управления происходит взаимодействие двух сторон: объекта управления и субъекта управления.

Управляющее воздействие (позитивное или негативное) может быть признано состоявшимся, когда оно воспринято объектом управления. В противном случае управляющее воздействие следует считать несостоявшимся.

Б).Управление персоналом в форме принятия решений.

Управление персоналом состоит в осуществлении целенаправленных воздействий на соответствующие категории или отдельных работников с целью наиболее успешного достижения стоящих перед предприятием задач. Эти воздействия осуществляются в форме принятия решений по персоналу, что является одной из важнейших особенностей управления социотехническими системами. Решения по персоналу направлены на:

1) Формирование необходимой информационной базы;

2) Оптимизацию состава персонала;

3) Регламентацию и координацию внутрифирменного взаимодействия персонала4

4) Разработку и совершенствование систем мотивации персонала.

Принятие решений по персоналу вызывает ответную реакцию управляемого объекта. Очевидно, что эффективность такого взаимодействия субъекта и объекта зависит от полноты, точности и качества запущенного управленческого решения, на базе которого формируется ответная реакция объекта управления. Реализуется не то, что "командуется", а то, что "воспринимается" снизу, что отвечает интересам подчиненных.

Для принятия решений по персоналу предприятие использует все звенья своей организационной структуры.

В).Специфика персонала как объекта управления.

Основой предприятия как социотехнической системы являются материально-вещественные и кадровые составляющие, общее между которыми состоит в том, что обе они для предприятия являются ресурсами.

Однако в отличие от других видов ресурсов человеческий ресурс обладает спецификой, определяющей особое место и роль в системе управления предприятием. К этим особенностям относятся, прежде всего, ориентация и самоорганизация.

Ориентация.

Персоналу предприятия как объекту управления присущи когнитивная, катектическая и оценочная ориентации.

Когнитивная (познавательная) — это способность персонала вычленять из окружающей среды объекты, различая и классифицируя их по месту, времени, свойствам и т. д.

Катектическая — это способность различать объекты, имеющие для персонала положительные или отрицательные значения с точки зрения удовлетворения его потребностей.

Оценочная — это способность персонала среди познавательно и катектически оцененных объектов производить дальнейший отбор и сравнительную оценку в плане первоочередности удовлетворения тех или иных своих потребностей.

Самоорганизация.

Человеческое действие — это самоорганизующаяся система, специфику которой составляют символичность, нормативность и валюнтаристичность.

Символичность — это наличие таких символических механизмов регуляции, как язык, жесты, ценности, мимика.

Нормативность — это зависимость действия индивида от ценностей и норм, принятых в обществе.

Валюнтаристичность — это известная иррациональность и независимость действий субъекта от условий окружающей среды, и в то же время зависимость от его субъективных желаний и определенной ситуации.

2 вопрос: Значение и особенности управления персоналом.

А). Значение управления персоналом.

Управлять персоналом и предприятием – это значит оказывать воздействие на персонал, и желательно такое, которое бы в наибольшей степени способствовало достижению цели, ради которой создано предприятие. Такими целями могут быть или получение максимальной прибыли или удовлетворение потребностей общества. Следовательно, результат работы предприятия есть функция эффективности функционирования кадровой составляющей (персонала). В силу этого знания специфических особенностей управление персоналом приобретает принципиальное значение в общей системе управления предприятием.

Б). Особенности управления персоналом.

Присущая персоналу ориентация и самоорганизация определяет его особое место и роль в системе управления предприятием. При этом принципиальное отличие управления персоналом от управления материально-техническими ресурсами состоит в следующем.

Самоуправление.

Управление персоналом осуществляется самим персоналом. Так, например, принимая решения о режиме труда и отдыха, о порядке внутрифирменного взаимодействия, о системе оплаты труда и мотивации, собрание акционеров, высшее руководство, менеджеры по персоналу устанавливают "правила игры", в том числе и для самих себя.

Наши рекомендации