Структура проектного анализа
(Юля 16,17,18,19,20)
Любой проект должен быть рассмотрен со следующих позиций: технической, коммерческой, финансовой, экологической, организационной, социальной, экономической.
Этот перечень отражает в какой-то степени последовательность выполнения специальных видов анализа (разумеется, это не означает возможности совмещения во времени работ по их выполнению).
В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:
— технико-технологические альтернативы,
— варианты местоположения,
— размер (масштаб, объем) проекта,
— сроки реализации проекта в целом и его фаз,
— доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов,
— емкость рынка для продукции проекта,
— затраты на проект с учетом непредвиденных факторов,
— график проекта.
Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях прединвестиционных исследований (краткое ТЭО), ТЭО и разработки рабочей документации.
В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются новые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам. Следует заметить, что в ряде стран делаются попытки установить уровни этих непредвиденных расходов. Так, в США этот уровень колеблется от 5% — для простых, стандартных проектов до 15% — для сложных, уникальных проектов.
Задача коммерческого анализа — оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом. В самом общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:
— маркетинг,
— источники и условия получения ресурсов,
— условия производства и сбыта.
В результате коммерческого анализа надлежит ответить на такие вопросы, как:
¾ где будет продаваться продукция?
¾ имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?
¾ если вероятно подобное влияние на цену, то каково оно?
¾ останется ли проект жизнеспособным с финансовой точки зрения при новой цене?
¾ какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?
¾ предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?
¾ какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?
¾ способны ли существующие методы поставок гарантировать своевременность поставок и устранить перебои?
¾ практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?
¾ кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки?
Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, так как взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены и, что самое главное, несовершенные с этой точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей среде.
Задачей экологического анализа инвестиционного проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Иначе говоря, следует находить такие средства достижения целей проекта, которые не уменьшают «емкость» экосистемы.
Поэтому в план проекта должны включаться соответствующие руководящие стандарты, а также меры обеспечения соблюдения этих стандартов. Цель организационного анализа — оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части:
— менеджмента,
— организационной структуры,
— планирования,
— комплектования и обучения персонала,
— финансовой деятельности,
— координации деятельности,
— общей политики.
Основными задачами организационного анализа являются:
— определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);
— оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;
— оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта, особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;
— разработки мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции).
Целью социального анализа является определение пригодности плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая пользовалась бы поддержкой населения и способствовала бы достижению целей проекта.
Социальный анализ сосредотачивает внимание на четырех основных областях:
— социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура),
— организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей силы, доступ к контролю за ресурсами,
— приемлемость проекта для местной культуры,
— стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.
Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения экономической эффективности.
Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются:
¾ изменение количества рабочих мест в регионе;
¾ улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
¾ изменение условий труда работников
¾ изменение структуры производственного персонала;
¾ изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;
¾ изменение уровня здоровья работников и населения;
¾ экономия свободного времени населения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Из каких этапов состоит разработка концепции проектов?
2. Каковы основные критерии приемлемости идеи проекта?
3. Что анализируют в процессе подготовки замысла?
4. В каком виде реализуется замысел инвестора?
5. Какие сведения содержит декларация о намерениях?
6. Что такое проектный анализ? Какова его цель?
7. Какие виды анализа последовательно выполняются в процессе рассмотрения проекта? В чем суть каждого?
Литература: [7],[8],[9],[11],[12],[15],[19].