Другая классификация предполагает разделение проблем по степени определённости их элементов

Проблемы могут быть:

в зависимости от степени определённости составляющих

· С полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами.(Характерны для тактических решений, встречаются нечасто)

· С частично управляемыми и предсказуемыми параметрами (40-80% управляемых параметров) наиболее часто встречаются на практике. При решении этих проблем используются все методы.

· С неуправляемыми и непредсказуемыми параметрами. (свыше 90% непредсказуемых и неуправляемых параметров) как правило алгоритмов решения подобных ситуаций не имеется.

Кроме того, можно рассмотреть проблемы по источникам их возникновения.

  • Проблемы функционирования
  • Проблемы развития

В процессе решения группы проблем сводятся к обобщённой проблеме и анализируют на остроту и решаемость. Как правило, решение направлено на изменение ситуации для приближения её к цели, т.е. величина проблемы будет убывать. Если ситуация не меняется, несмотря на реализуемое решение, то его следует направить на изменение цели. Можно сделать вывод, что

 
 
Действительно неразрешимые проблемы – это те, которые руководители не хотят проанализировать и разрешить

Одна и та же ситуация может порождать неоднородные проблемы на различных уровнях управления

Определение проблемы начинается с фиксации симптомов. Однако для определения проблемы необходимо. Прежде всего, выявить причину этих явлений. Собранная информация должна ответить на два комплекса вопросов:

  • Характеристика проблемы: её содержание, степень воздействия её на организацию, , место и время её возникновения
  • Причины возникновения проблемы: внешние и внутренние, управляемые и независимые, прогнозируемые и неопределённые

При сборе информации необходимо ответить на следующие вопросы:

1. действительно ли существует проблема или она надуманна?

2. Возможно, ли уменьшить объём проблемы, упростить её?

3. Не исчезнет ли проблема сама собой в ходе решения других проблем?

4. Уникальна ли ситуация или что-либо напоминает ? Имеются ли аналоги в практике хозяйствования? Были ли прецеденты в деятельности предприятия?

5. Возможно ли изменение срока, качества?

6. Что можно заменить, сжать, уплотнить?

7. Чем рискуете, в чём состоит риск?

8. Какими ресурсами вы располагаете?

9. Каковы возможные варианты решения проблемы?

После ответа на все эти вопросы можно перейти к формированию цели принятия решения.

5. Целеполагание

Целеполагание означает выбор ориентиров, определяющих направленность действий организации. Целепостановка предполагает следующую последовательность действий:

· Определение перечня принципиально возможных целей

· Сужение списка до более короткого списка реальных целей

· Выбор одной цели и её формулирование

· Выявление подцелей и их формулирование

· Постановка целевых задач

 
 
Цель –это состояние характеристик объектов или процессов, которое должно быть достигнуто в результате принятия и реализации решения

Цели, стоящие перед организацией определяются системой ценностей её высшего руководства, миссией организации и реальными условиями, в которых она функционирует.

6. Виды целей и требования, предъявляемые к ним

Виды целей

Другая классификация предполагает разделение проблем по степени определённости их элементов - student2.ru

Цели организации бывают различных видов:

· Стратегические – формируются при определении долговременной политики развития организации

· Тактические- при решении оперативных задач управления

Чаще всего тактические цели формируются для достижения тактических целей организации

· Траекторные (направляющие) –определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Пример: увеличение прибыли – направление.

· Точечные- стремление достичь конкретного результата (обеспечить увеличение прибыли в текущем году в размере 75 млн)

Требования, предъявляемые к целям

Правильно сформулированные цели решения определяют эффективность не только самого решения, но и системы в целом.

Правильно сформулированные цели должны отвечать следующим требованиям:

· Комплексность

Состояние объекта управления, к которому стремится организация, должно охватывать все аспекты проблемной ситуации

· Системность

При формировании целей организации должны предусматриваться все составные элементы системы управления объектом, необходимые для эффективного достижения поставленных целей.

· Конкретность

фиксация тех параметров, которыми должны обладать объекты решения. Если параметры не зафиксированы, то невозможно проконтролировать результаты решения

· Достижимость и напряжённость

цели должны быть реальными с учётом условий их реализации, но требующие от исполнителей добросовестного и инициативного функционирования

· Гибкость

Цель должна быть сформулирована таким образом. Чтобы оставалась возможность её корректировки в случае изменения внешних или внутренних факторов

· Согласованность

(системность, единонаправленность) отсутствие согласованности может привести к краху всех начинаний, так как может возникнуть взаимоуничтожение целей.

· Привязка по времени

Древо целей

Иерархия целей носит название Древа целей.При этом каждая цель нижнего уровня является средством реализации для ближайшей вышерасположенной цели.

Другая классификация предполагает разделение проблем по степени определённости их элементов - student2.ru Другая классификация предполагает разделение проблем по степени определённости их элементов - student2.ru

Другая классификация предполагает разделение проблем по степени определённости их элементов - student2.ru

Другая классификация предполагает разделение проблем по степени определённости их элементов - student2.ru

Другая классификация предполагает разделение проблем по степени определённости их элементов - student2.ru

Структура проблемы

 
  Другая классификация предполагает разделение проблем по степени определённости их элементов - student2.ru


Наши рекомендации