Другая классификация предполагает разделение проблем по степени определённости их элементов
Проблемы могут быть:
в зависимости от степени определённости составляющих
· С полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами.(Характерны для тактических решений, встречаются нечасто)
· С частично управляемыми и предсказуемыми параметрами (40-80% управляемых параметров) наиболее часто встречаются на практике. При решении этих проблем используются все методы.
· С неуправляемыми и непредсказуемыми параметрами. (свыше 90% непредсказуемых и неуправляемых параметров) как правило алгоритмов решения подобных ситуаций не имеется.
Кроме того, можно рассмотреть проблемы по источникам их возникновения.
- Проблемы функционирования
- Проблемы развития
В процессе решения группы проблем сводятся к обобщённой проблеме и анализируют на остроту и решаемость. Как правило, решение направлено на изменение ситуации для приближения её к цели, т.е. величина проблемы будет убывать. Если ситуация не меняется, несмотря на реализуемое решение, то его следует направить на изменение цели. Можно сделать вывод, что
|
Одна и та же ситуация может порождать неоднородные проблемы на различных уровнях управления
Определение проблемы начинается с фиксации симптомов. Однако для определения проблемы необходимо. Прежде всего, выявить причину этих явлений. Собранная информация должна ответить на два комплекса вопросов:
- Характеристика проблемы: её содержание, степень воздействия её на организацию, , место и время её возникновения
- Причины возникновения проблемы: внешние и внутренние, управляемые и независимые, прогнозируемые и неопределённые
При сборе информации необходимо ответить на следующие вопросы:
1. действительно ли существует проблема или она надуманна?
2. Возможно, ли уменьшить объём проблемы, упростить её?
3. Не исчезнет ли проблема сама собой в ходе решения других проблем?
4. Уникальна ли ситуация или что-либо напоминает ? Имеются ли аналоги в практике хозяйствования? Были ли прецеденты в деятельности предприятия?
5. Возможно ли изменение срока, качества?
6. Что можно заменить, сжать, уплотнить?
7. Чем рискуете, в чём состоит риск?
8. Какими ресурсами вы располагаете?
9. Каковы возможные варианты решения проблемы?
После ответа на все эти вопросы можно перейти к формированию цели принятия решения.
5. Целеполагание
Целеполагание означает выбор ориентиров, определяющих направленность действий организации. Целепостановка предполагает следующую последовательность действий:
· Определение перечня принципиально возможных целей
· Сужение списка до более короткого списка реальных целей
· Выбор одной цели и её формулирование
· Выявление подцелей и их формулирование
· Постановка целевых задач
|
Цели, стоящие перед организацией определяются системой ценностей её высшего руководства, миссией организации и реальными условиями, в которых она функционирует.
6. Виды целей и требования, предъявляемые к ним
Виды целей
Цели организации бывают различных видов:
· Стратегические – формируются при определении долговременной политики развития организации
· Тактические- при решении оперативных задач управления
Чаще всего тактические цели формируются для достижения тактических целей организации
· Траекторные (направляющие) –определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Пример: увеличение прибыли – направление.
· Точечные- стремление достичь конкретного результата (обеспечить увеличение прибыли в текущем году в размере 75 млн)
Требования, предъявляемые к целям
Правильно сформулированные цели решения определяют эффективность не только самого решения, но и системы в целом.
Правильно сформулированные цели должны отвечать следующим требованиям:
· Комплексность
Состояние объекта управления, к которому стремится организация, должно охватывать все аспекты проблемной ситуации
· Системность
При формировании целей организации должны предусматриваться все составные элементы системы управления объектом, необходимые для эффективного достижения поставленных целей.
· Конкретность
фиксация тех параметров, которыми должны обладать объекты решения. Если параметры не зафиксированы, то невозможно проконтролировать результаты решения
· Достижимость и напряжённость
цели должны быть реальными с учётом условий их реализации, но требующие от исполнителей добросовестного и инициативного функционирования
· Гибкость
Цель должна быть сформулирована таким образом. Чтобы оставалась возможность её корректировки в случае изменения внешних или внутренних факторов
· Согласованность
(системность, единонаправленность) отсутствие согласованности может привести к краху всех начинаний, так как может возникнуть взаимоуничтожение целей.
· Привязка по времени
Древо целей
Иерархия целей носит название Древа целей.При этом каждая цель нижнего уровня является средством реализации для ближайшей вышерасположенной цели.
Структура проблемы