Тема 2. Диагностика проблем.
Тема 2. Диагностика проблем.
Основные вопросы темы:
- Ситуация
- Классификация ситуаций
- Проблема
- Классификация проблемы
- Целеполагание
- Виды целей и требования, предъявляемые к ним
- Древо целей
- Ограничения и критерии
- Методы диагностики проблем
- Анализ ситуации
Для разработки управленческих решений рациональным способом необходимо осуществить диагностику проблем, которая включает следующие действия:
· Характеристика ситуации на основе собранной информации
· Определение причины возникновения проблемы
· Формулирование цели принятия решения и вида принимаемого решения
· Выбор метода принятия решения
Ситуация
Ситуация – это совокупность обстоятельств, возникающих как результат комбинации воздействия внешней и внутренней среды организации , объективного или субъективного характера, закономерных или случайных.
Характеристики внешней среды:
· взаимосвязь, выражается в том, что изменение какого-либо одного фактора неминуемо влечёт за собой изменение других.(пример – война в Ираке, атипичная пневмония)
· динамичность, неопределённость и сложность относятся преимущественно к внешней среде, поскольку внутренняя среда (ресурсы, структура, коммуникации) в значительной большей степени детерминирована, чем внешняя. Степень динамичности означает скорость изменения факторов, воздействующих на среду.
· Сложность – степень сложности зависит от того количества факторов, которые воздействуют на объект и неразрывно связаны с видом принимаемого решения (стратегического, тактического, оперативного)
· Неопределённость – степень неопределённости Х выражает наличие у лица, принимающего решение, информации о состоянии среды, в частности о степени её динамичности
Таким образом, внешняя среда характеризуется комбинацией степени неопределённости, динамики и сложности, которые можно представить в виде схемы:
Z
Y
Х
Z – степень сложности, которая зависит от того количества факторов, которые воздействуют на объект и неразрывно связаны с видом принимаемого решения. (степень сложности стратегического решения выше, чем тактического и оперативного)
Y – степень динамичности –означает скорость изменения факторов, воздействующих на среду, она зависит также от сферы действия объекта и сложности его связей с другими объектами среды.
X – степень неопределённости, которая выражает наличие у лица, принимающего решение, информации о состоянии среды, в частности, степени её динамичности
Вершины 1,2,3,4 – это детерминированные ситуации,их часто называют нерискованными ситуациями. Здесь решения принимаются в условиях определённости. При этом каждая альтернатива приводит к определённым последствиям. Они могут быть
· простыми и статическими (вершина 1)
· сложными и статическими (вершина 2)
· простыми и динамическими (вершина 3)
· сложными и динамическими (вершина 4)
Вершины 5.6,7,8 –это рискованные ситуации. В которых лицо, принимающее решение, не знает с высокой достоверностью, какого результата оно достигнет после принятия решения. Рискованные ситуации могут быть
· простыми и статическими (вершина 5)
· сложными и статическими (вершина 6)
· простыми и динамическими (вершина 7)
· сложными и динамическими (вершина 8)
Любая ситуация должна быть охарактеризована в соответствии с перечнем вопросов, предложенных ещё Цицероном:
- Кто (субъект)
- Что (объект)
- Чем (средство)
- Как (способ)
- Когда (время)
- Где (место)
- Зачем (цель)
Управленческая ситуация имеет объективный характер, однако степень объективности зависит от ряда субъективных обстоятельств. К ним относятся:
- Способность лица, принимающего решение, сформировать представление
- Способность отследить динамику этого представления
- Способность корректировать собственное представление. Если поступает информация, не соответствующая объективному характеру ситуации
Классификация ситуаций
Ситуации могут быть классифицированы
· по масштабам действия (система в целом, элементы системы, подсистемы)
Например, отсутствие заказов на продукцию одного вида – системная
Отключение воды в цехе - подсистемная
· причинам возникновения
· содержанию
Проблема
В отличие от проблемы, которая определяется как сложившаяся комбинацияфакторов,
Проблема – это несоответствие реальной комбинации факторов той, которая желательна или является оптимальной с точки зрения имеющихся характеристик объекта
Проблема - (греч.) - преграда, трудность, задача.
Проблема - объективно возникающий вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес.
Общие свойства проблемы -
· Её обязательно следует решать
· Ситуация выбора неповторима
· При рассмотрении альтернатив решения проблемы имеются трудности
· Последствия принятия решений чаще всего не определены
· Необходимо учитывать многие факторы
· В процессе решения проблемы большое значение имеет человеческий фактор (лица, принимающие решение)
· Часто аргументации по поводу решения проблемы субъективны
Классификация проблем
Проблемы, так же как и ситуации подлежат классификации. Один из вариантов классификации предполагает деление по степени структуризации. Содержанию, классности, уровню решения, приоритетности.
· Хорошо структурированные проблемы дают возможность определить взаимодействие между факторами влияния на проблему в количественном выражении (сокращение выручки от реализации автомобилей на 20% является взаимодействия двух факторов: снижение объёма реализации на 4% и вынужденное снижение цен на них на 5%)
· Слабоструктурированные проблемывызываются качественными факторами, не имеющими количественных характеристик. При этом могут присутствовать как количественные определяемые, так и неопределяемые факторы. (невыполнение плана вызвано ростом текучести рабочих на 10% в этом году по сравнению с прошлым, связанным с повышением норм выработки на 3 % и грубостью начальника цеха)
· Неструктурированные проблемысодержат лишь самые общие сведения о факторах. Но в то же время не позволяют сформулировать связи между ними.(продажа продукта А за короткий период резко сократилась, причин этого не выяснено: товар не устарел, конкуренты не выпустили новинку претензий к качеству и ценам нет.)
· По классности :
Прямые –определение эффективности, выбор способа действия
Обратные –поиск условий и факторов, при которых критерием являются максимум и минимум
· По степени срочности (приоритетности)
Проблемы могут быть:
в зависимости от степени определённости составляющих
· С полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами.
· С частично управляемыми и предсказуемыми параметрами (40-80% управляемых параметров)
· С неуправляемыми непредсказуемыми параметрами.
Группы проблем сводятся к обобщённой проблеме и анализируют на остроту и решаемость. Как правило, решение направлено на изменение ситуации для приближения её к цели, т.е. величина проблемы будет убывать. Если ситуация не меняется, несмотря на реализуемое решение, то его следует направить на изменение цели. Можно сделать вывод, что
|
Виды целей
Цели организации бывают различных видов:
· Стратегические – формируются при определении долговременной политики развития организации
· Тактические- при решении оперативных задач управления
Чаще всего тактические цели формируются для достижения тактических целей организации
· Траекторные (направляющие) –определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Пример: увеличение прибыли – направление.
· Точечные- стремление достичь конкретного результата (обеспечить увеличение прибыли в текущем году в размере 75 млн)
Требования, предъявляемые к целям
Правильно сформулированные цели решения определяют эффективность не только самого решения, но и системы в целом.
Правильно сформулированные цели должны отвечать следующим требованиям:
· Комплексность
Состояние объекта управления, к которому стремится организация, должно охватывать все аспекты проблемной ситуации
· Системность
При формировании целей организации должны предусматриваться все составные элементы системы управления объектом, необходимые для эффективного достижения поставленных целей.
· Конкретность
фиксация тех параметров, которыми должны обладать объекты решения. Если параметры не зафиксированы, то невозможно проконтролировать результаты решения
· Достижимость и напряжённость
цели должны быть реальными с учётом условий их реализации, но требующие от исполнителей добросовестного и инициативного функционирования
· Гибкость
Цель должна быть сформулирована таким образом. Чтобы оставалась возможность её корректировки в случае изменения внешних или внутренних факторов
· Согласованность
(системность, единонаправленность) отсутствие согласованности может привести к краху всех начинаний, так как может возникнуть взаимоуничтожение целей.
· Привязка по времени
Древо целей
Иерархия целей носит название Древа целей.При этом каждая цель нижнего уровня является средством реализации для ближайшей вышерасположенной цели.
Структура проблемы
Методы и приёмы
Подход 5 W2H (5Whys 2 Hows) (5W2H - approach)
используется для осознания причин, почему текущий процесс работает не так хорошо, как мог бы, а так же потенциальных способов его совершенствования
Категория | 5 W2H | Типичные вопросы | Цель |
Предмет | Что? What? | Что делается? | Определитьь фокус анализа |
Цель | Почему? Why? | Почему это необходимо? | Исключить ненужные задачи |
Размещение | Где? Where? | Где это производится? Почему это производится именно там? Было бы лучше делать это в другом месте? | Улучшить размещение |
Время | Когда?When? | Когда это делается? | Улучшить временной фактор |
Люди | Кто? Who? | Кто это делает? Мог бы кто- нибудь другой сделать это лучше? | Улучшить порядок или выпуск |
Метод | Как? How? | Как это делается? Есть ли лучший способ? | Упростить задачи, улучшить выпуск |
Цена | Сколько стоит? How many? | Сколько это стоит сейчас? Какова будет новая цена? | Выбрать улучшенный метод |
Контрольные диаграммы и графики - статистический приём, который используют для контроля за процессом.
Определение эталона(benchmarking) - это процессоценки своей деятельности по отношению к лучшему в вашей или другой отрасли. Обычно этот процесс включает следующие шаги:
1. Определить основной процесс, который нуждается в усовершенствовании (обработка заказов, сбыт, послепродажное обслуживание)
2. Определить организацию, которая превосходит Вас в этом процессе, желательно самую лучшую
3. Установить контакт с этой организацией, посетить её и изучить её технику соответствующего процесса
4. Проанализировать данные
5. Усовершенствовать соответствующий процесс в вашей собственной организации.
Временные диаграммы( run chart)- способ отслеживания результатов, которые возникают на протяжении определённого периода времени.
"Безошибочные методы"(fale - safe - methods) - обеспечивают систему предупреждения и защиты или дополнительное руководство, чтобы увеличить вероятность правильного выполнения производственных операций.
Блок - схема процесса(flow chart)
Это визуальное представление основных составляющих процесса
Контрольные листы (check - sheet) - это простой документ, который часто используют для определения проблемы. Контрольный лист представляет форму, в которой пользователи могут записать и организовать данные способом , облегчающим сбор и анализ информации. Контрольный лист разрабатыывается на основе того. Что именно пользователи пытаются узнать из собранных данных. Дефекты перчатки
День | Время | Тип дефекта | итого | ||||
Отсутствие этикетки | Асиммет рия | Смазан ная печать | Складка | Прочее | |||
Понедельник | 8-9 | !!!! | !! | ||||
9-10 | !!! | ||||||
10-11 | ! | !!! | ! | ||||
11-12 | ! | ! | Рваная | ||||
13-14 | ! | ||||||
14 -15 | !! | !!! | ! | ||||
15-14 | !! | !!!!!! | |||||
Итого |
Тема 2. Диагностика проблем.
Основные вопросы темы:
- Ситуация
- Классификация ситуаций
- Проблема
- Классификация проблемы
- Целеполагание
- Виды целей и требования, предъявляемые к ним
- Древо целей
- Ограничения и критерии
- Методы диагностики проблем
- Анализ ситуации
Для разработки управленческих решений рациональным способом необходимо осуществить диагностику проблем, которая включает следующие действия:
· Характеристика ситуации на основе собранной информации
· Определение причины возникновения проблемы
· Формулирование цели принятия решения и вида принимаемого решения
· Выбор метода принятия решения
Ситуация
Ситуация – это совокупность обстоятельств, возникающих как результат комбинации воздействия внешней и внутренней среды организации , объективного или субъективного характера, закономерных или случайных.
Характеристики внешней среды:
· взаимосвязь, выражается в том, что изменение какого-либо одного фактора неминуемо влечёт за собой изменение других.(пример – война в Ираке, атипичная пневмония)
· динамичность, неопределённость и сложность относятся преимущественно к внешней среде, поскольку внутренняя среда (ресурсы, структура, коммуникации) в значительной большей степени детерминирована, чем внешняя. Степень динамичности означает скорость изменения факторов, воздействующих на среду.
· Сложность – степень сложности зависит от того количества факторов, которые воздействуют на объект и неразрывно связаны с видом принимаемого решения (стратегического, тактического, оперативного)
· Неопределённость – степень неопределённости Х выражает наличие у лица, принимающего решение, информации о состоянии среды, в частности о степени её динамичности
Таким образом, внешняя среда характеризуется комбинацией степени неопределённости, динамики и сложности, которые можно представить в виде схемы:
Z
Y
Х
Z – степень сложности, которая зависит от того количества факторов, которые воздействуют на объект и неразрывно связаны с видом принимаемого решения. (степень сложности стратегического решения выше, чем тактического и оперативного)
Y – степень динамичности –означает скорость изменения факторов, воздействующих на среду, она зависит также от сферы действия объекта и сложности его связей с другими объектами среды.
X – степень неопределённости, которая выражает наличие у лица, принимающего решение, информации о состоянии среды, в частности, степени её динамичности
Вершины 1,2,3,4 – это детерминированные ситуации,их часто называют нерискованными ситуациями. Здесь решения принимаются в условиях определённости. При этом каждая альтернатива приводит к определённым последствиям. Они могут быть
· простыми и статическими (вершина 1)
· сложными и статическими (вершина 2)
· простыми и динамическими (вершина 3)
· сложными и динамическими (вершина 4)
Вершины 5.6,7,8 –это рискованные ситуации. В которых лицо, принимающее решение, не знает с высокой достоверностью, какого результата оно достигнет после принятия решения. Рискованные ситуации могут быть
· простыми и статическими (вершина 5)
· сложными и статическими (вершина 6)
· простыми и динамическими (вершина 7)
· сложными и динамическими (вершина 8)
Любая ситуация должна быть охарактеризована в соответствии с перечнем вопросов, предложенных ещё Цицероном:
- Кто (субъект)
- Что (объект)
- Чем (средство)
- Как (способ)
- Когда (время)
- Где (место)
- Зачем (цель)
Управленческая ситуация имеет объективный характер, однако степень объективности зависит от ряда субъективных обстоятельств. К ним относятся:
- Способность лица, принимающего решение, сформировать представление
- Способность отследить динамику этого представления
- Способность корректировать собственное представление. Если поступает информация, не соответствующая объективному характеру ситуации
Классификация ситуаций
Ситуации могут быть классифицированы
· по масштабам действия (система в целом, элементы системы, подсистемы)
Например, отсутствие заказов на продукцию одного вида – системная
Отключение воды в цехе - подсистемная
· причинам возникновения
· содержанию
Проблема
В отличие от проблемы, которая определяется как сложившаяся комбинацияфакторов,
Проблема – это несоответствие реальной комбинации факторов той, которая желательна или является оптимальной с точки зрения имеющихся характеристик объекта
Проблема - (греч.) - преграда, трудность, задача.
Проблема - объективно возникающий вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес.
Общие свойства проблемы -
· Её обязательно следует решать
· Ситуация выбора неповторима
· При рассмотрении альтернатив решения проблемы имеются трудности
· Последствия принятия решений чаще всего не определены
· Необходимо учитывать многие факторы
· В процессе решения проблемы большое значение имеет человеческий фактор (лица, принимающие решение)
· Часто аргументации по поводу решения проблемы субъективны
Классификация проблем
Проблемы, так же как и ситуации подлежат классификации. Один из вариантов классификации предполагает деление по степени структуризации. Содержанию, классности, уровню решения, приоритетности.
· Хорошо структурированные проблемы дают возможность определить взаимодействие между факторами влияния на проблему в количественном выражении (сокращение выручки от реализации автомобилей на 20% является взаимодействия двух факторов: снижение объёма реализации на 4% и вынужденное снижение цен на них на 5%)
· Слабоструктурированные проблемывызываются качественными факторами, не имеющими количественных характеристик. При этом могут присутствовать как количественные определяемые, так и неопределяемые факторы. (невыполнение плана вызвано ростом текучести рабочих на 10% в этом году по сравнению с прошлым, связанным с повышением норм выработки на 3 % и грубостью начальника цеха)
· Неструктурированные проблемысодержат лишь самые общие сведения о факторах. Но в то же время не позволяют сформулировать связи между ними.(продажа продукта А за короткий период резко сократилась, причин этого не выяснено: товар не устарел, конкуренты не выпустили новинку претензий к качеству и ценам нет.)
· По классности :
Прямые –определение эффективности, выбор способа действия
Обратные –поиск условий и факторов, при которых критерием являются максимум и минимум
· По степени срочности (приоритетности)
Проблемы могут быть:
в зависимости от степени определённости составляющих
· С полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами.
· С частично управляемыми и предсказуемыми параметрами (40-80% управляемых параметров)
· С неуправляемыми непредсказуемыми параметрами.
Группы проблем сводятся к обобщённой проблеме и анализируют на остроту и решаемость. Как правило, решение направлено на изменение ситуации для приближения её к цели, т.е. величина проблемы будет убывать. Если ситуация не меняется, несмотря на реализуемое решение, то его следует направить на изменение цели. Можно сделать вывод, что
|