Типичные управленческие ошибки и параметры качества управленческих решений

№ П/п Сущность ошибки при подготовке, принятии и реализации управленческих решений Необеспеченные параметры (параметр) качества решений
Значительный объем принимаемых решений Все семь параметров качества решения
Вновь принимаемые решения не увязываются с предыдущим, дублируют существующий организационный порядок Согласованность
Трансформация цели решения в процессе его движения по иерархическим уровням Согласованность
Принятие псевдорешений, не носящих конкретного содержания: расплывчатых, непроверяемых, отражающих общую установку пожеланий («обратить внимание», «принять необходимые меры», «усилить требования») Все семь параметров качества решения
Менеджеры видят наступающие перемены, но пытаются реагировать на них, не выходя за рамки существующей формулы успеха (активная инертность) Адаптированность
Недостаточная технологизация процессов подготовки и принятия решений Устойчивость, достоверность
Непропорционально большая доля объема внимания руководителя уделяется узкому кругу проблем текущего функционирования предприятия, тем или иным подсистемам Согласованность
Отсутствие процедуры согласования решений с исполнителями Согласованность
Установление нереальных сроков для исполнения работы Реализуемость
Низкий уровень и доля инновационных, стратегических решений Адаптированность, активность
Решение недостаточно конкретизируется элементами «исполнительского замысла» (кто, что, какими средствами, в какие сроки выполняет и т.д.) Реализуемость
При подготовке решений не соблюдаются стандарты делопроизводства, могут отсутствовать параметры, без которых их выполнение затруднено, либо вообще невозможно Реализуемость
Недостаточное информационное обеспечение для принятия решений Реализуемость, достоверность
Несовершенство используемого механизма оценки эффективности реализованных решений, иногда она ограничивается констатацией соблюдения сроков выполнения, а не достигнутым результатом и произведенными затратами на его получение Эффективность
Игнорирование системного, ситуационного и процессионного подходов при обосновании решения Все параметры качества решения
Выбор стереотипного решения их множества альтернатив Адаптированность, активность
Принятие решений без учета возможного риска и предупреждения его последствий Эффективность
Принятие решений под влияние эмоций Все параметры качества решения
Поспешность, недостаточно глубокая экономическая проработка принятого варианта действий Эффективность
Использование ложных предпосылок, принятие желаемого за действительное Достоверность
Принятие решений на основе компромисса исключительно для примирения различных точек зрения Эффективность, активность
Игнорирование медленных, постепенно развивающихся опасных процессов Адаптированность
Поиск и учет только внешних источников повышения эффективности деятельности организации Активность, адаптированность
Создание видимости сплоченности при принятии коллективных решений (в том числе в управленческих командах), проявление «умелой некомпетентности» - непризнание собственных ошибок и слабостей, защита себя от возможности чему-либо научиться у других сотрудников Активность, адаптированность
Недоучет компенсирующей обратной связи, т.е. возникновения косвенных отрицательных последствий, препятствующих реализации поставленной цели Адаптированность  
Выбор таких средств решения проблемы, которые вначале облегчают, а затем обостряют ее (например, использование внешних консультантов вместо обучения своих менеджеров) Активность,
Игнорирование того, что причины и следствия разъединены во времени и пространстве (например, отдел сбыта может не выполнять месячные планы по реализации из-за отсутствия эффективных стимулов у сбытовиков) Адаптированность  
Стремление реализовать несовместимые варианты действий Согласованность
Игнорирование факторов, ограничивающих рост организации или положительную динамику других целевых показателей Реализуемость
Подмена проблемы, принятие симптоматических решений, связанных, в частности, с заменой труднодостижимых на легко достижимые цели, понижение уровня напряженности целевых показателей (эрозия целей) Адаптированность, активность
Недооценка опасности возникновения отрицательной синергии при интеграции организаций Согласованность
Упор на использование критического фактора развития организации Адаптированность  
Стремление высшего руководства переложить ответственность за принятие трудных «непопулярных» решений на подчиненных руководителей Реализуемость
Принятие полумер Адаптированность, эффективность
Игнорирование феномена устаревания инноваций Адаптированность  




ВОПРОСЫ:

  1. Охарактеризуйте место решений в процессе управления.
  2. В каких аспектах понимается «управленческое решение» в теории принятия решений.
  3. Рассмотрев многообразие авторских трактовок термина «управленческое решение» сформировать свое комплексное определение, которое бы, по возможности, отражало сущность представленных определений.
  4. Какие характеристики отличают организационные управленческие решения.
  5. Аспекты управленческого решения.
  6. Функции управленческого решения.
  7. Структура управленческого решения.
  8. Классы (виды) управленческих решений.
  9. Качество управленческого решения, Требования к управленческому решению.
  10. Параметры, условия и факторы качества управленческого решения.
  11. Какие ошибки встречаются в процессе принятия управленческого решения.

Наши рекомендации