Со стороны государственных структур

План:

1. Ответственность органов местного самоуправления перед населением

2. Ответственность органов местного самоуправления перед государством

3. Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

4. Контроль за деятельностью местной администрации со стороны государственных органов власти

ФЗ № 131 устанавливает круг субъектов, перед которыми несут ответствен­ность органы и должностные лица МС, а также основные формы этой ответственности. Органы и должностные лица МС несут ответственность перед: населением муниципального образования; государством; физическими и юридическими лицами.

ФЗ № 131 устанавливает такое основание наступления ответственности органов и должностных лиц МС перед населением как утрата доверия населения.

Об утрате доверия населения можно говорить лишь применитель­но к выборным ОМС и выборным должно­стным лицам МС, ибо они в результате выборов получают своеобразный «мандат доверия» от населения на решение вопросов местного значения.

Население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам МС через местный референдум, отзыв. В уставе МО могут описываться основания и формы ответственности главы МО.

В уставе МО могут быть закреплены различные формы контроля со стороны населения над деятельностью органов и должностных лиц МС. Наиболее рас­пространенная форма такого контроля — отчеты органов и должност­ных лиц МС перед населением.

В ФЗ № 131 предусмотрена ответственность органов и должностных лиц МС за осуществление отдельных государствен­ных полномочий. Однако эта ответственность наступает в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами, выделенными соответствующими органами государствен­ной власти.

Основанием наступления данного вида ответственности органов и должностных лиц МС перед государством явля­ется неэффективное исполнение или неисполнение ими делегиро­ванных полномочий.

В ФЗ № 131 предусмот­рено, что органы и должностные лица МС несут ответственность, если вследствие их решений, действий или без­действия МО оказывается неплатежеспособ­ным или если при реализации государственных полномочий за счет пре­доставленных субвенций допускается нецелевое расходование бюджет­ных средств.

В этих случаях по ходатайству высшего должностного лица субъекта РФ и представительного органа или главы муниципального образования решением арбитражного суда субъекта РФ в муниципальном образовании вводится временная финансовая администрация на срок до одного года, которая

· принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования;

· разрабатывает изменения и дополнения в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год, проект бюджета на очередной финансовый год и вносит их на рассмотрение и утверждение в представительный орган муниципального образования;

· обеспечивает контроль исполнения бюджета муниципального образования.

В соответствии с ФЗ № 131 условия и порядок контроля над осуществлением ОМС отдельных государственных полномочий определяют­ся соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ.

Нарушения выявляются благодаря прокурор­скому надзору за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц МС. Прокуратура РФ осуществляет функции надзора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти РФ и субъек­тов РФ, а также, от ОМС. Прокурор вправе опротестовать противоречащие закону правовые акты МО, обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Форма наступления ответственности ОМС, а также выборного должностного лица МС — прекращение его полномочий. Решение об этом вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, т. е. решениепринимается коллегиально депутатами указанного представительного органа.

Ответственность перед физическими и юридическими лицами органов и должностных лиц МС наступает в резуль­тате нарушения прав и свобод граждан, причинения им имущественного и иного ущерба. Это может быть связано и с невыполнением должност­ными лицами условий договоров и соглашений, заключаемых между физическими (или юридическими) лицами и ОМС, осуществляющими права собственника в отношении муниципального имущества.

В случае нарушения органами и должностными лицами МС прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда указанные органы и должно­стные лица могут быть привлечены к ответственности, содержание и фор­мы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с дей­ствующим законодательством.

ОМС являются юридическими лицами, они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия. Объем имущественной ответственности за причиненный ОМС вред определяется нормами, прежде всего, ГК РФ. Вред возмещается в полном объеме за счет казны муниципального образования.

В особом порядке регулируется юридическая ответственность муниципальных служащих. За нарушение своих обязанностей, а также ограничений и запретов, установленных ФЗ № 25, муниципальный служащий подлежит ответственности, которая регулируется наряду с ФЗ № 25 трудовым, административным и уголовным законодательством.

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих – разновидность юридической ответственности, применяемая к муниципальным служащим в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами). Основанием дисциплинарной ответственности является должностной проступок.

Административной ответственности, согласно Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит должностное лицо в случае совершения им административных правонарушений, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. К должностным лицам могут применяться лишь два вида административных наказаний – предупреждение и штраф.

Уголовная ответственность муниципальных служащих наступает за действия, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

Российское законодательство рассматривает возможность привлечения муниципального служащего и к материальной ответственности.

Принципы и границы контроля со стороны государства над дея­тельностью органов и должностных лиц МС опре­делены Европейской хартией о МС.

Общий надзор за соблюдением законодательства органами и долж­ностными лицами МС возложен на Прокуратуру РФ. В случае выявления муниципальных право­вых актов, противоречащих закону, соответствующий прокурор обязан принести протест на эти акты принявшему их органу или должностному лицу.

Орган юстиции, на который возложена регистрация устава, конт­ролирует соответствие устава МО законода­тельству.

В особом порядке уполномоченные органы государственной власти осуществляют кон­троль над исполнением органами и должностными лицами МС переданных им отдельных государственных полномочий. Контрольные функции могут осуществлять и ОМС, их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями в соответствии с уставом МО.

Специальные федеральные службы государственного надзора, охватывающие широкий круг вопросов, осуществляют контроль деятельности органов и должностных лиц МС в отдельных сферах муниципальной деятельности.

Рекомендуемая литература из общего списка: 2, 6, 11, 12.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Сущность муниципального менеджмента

2. Функции муниципального менеджмента

3. Субъекты и объекты муниципального менеджмента

4. Роль и значение местного самоуправления

5. Необходимость государственной поддержки местного самоуправления

6. Природа местного самоуправления

7. Функции местного самоуправления

8. Принципы местного самоуправления

9. Отличие местного самоуправления от государственного управления

10. Формы осуществления местного самоуправления

11. Понятие и сущность муниципального управления (МУ)

12. Субъект и объект муниципального управления

13. Основные задачи муниципального управления

14. Планирование в органах местного самоуправления

15. Организация деятельности органов местного самоуправления

16. Исполнение контроля в органах местного самоуправления

17. Федеральный закон № 131 о структуре органов местного самоуправления

18. Представительный орган местного самоуправления

19. Исполнительный орган местного самоуправления

20. Классификация органов местного самоуправления

21. Структура органов местного самоуправления

22. Формирование структуры местной администрации

23. Организационные структуры управления местной администрацией

24. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

25. Понятие «муниципальная служба»

26. Принципы муниципальной службы

27. Задачи и функции муниципальной службы

28. Особенности муниципальной службы

29. Аттестация муниципальных служащих

30. Особенности принятий управленческих решений в муниципальном менеджменте

31. Классификация управленческих решений муниципального менеджмента

32. Регламент как инструмент принятия муниципальных управленческих решений

33. Процесс утверждения муниципальных управленческих решений

34. Ответственность органов местного самоуправления перед населением

35. Ответственность органов местного самоуправления перед государством

36. Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

37. Контроль за деятельностью местной администрации со стороны государственных органов власти

Наши рекомендации