Эффективность государственных и частных структур (с точки зрения теории трансакционных издержек)

Процесс криминализации общества во многом объясняется с точки зрения теории трансакционных издержек (см. также гл. 3). Экономические агенты предпочитают те организационные структуры и те институты, которые функционируют с меньшими для них трансакционными издержками.

Методологический принцип, разработанный О.Уильямсоном, основан на том, что способы организации следует оценивать не абстрактно, а на основе сравнительного институционального подхода. Выбор организационной структуры обусловлен минимизацией трансакционных издержек и сравнении эффективности государственных и частных структур при оказании (общественных) услуг.

Таким образом, происходит подмена многих государственных функций, например обеспечение безопасности отдельных лиц и их собственности, частными структурами. Рассмотрим вышеописанную ситуацию с помощью графиков (см. рис. 8.5 и рис. 8.6).

Использование услуг любой структуры имеет определенные границы, которые определяются издержками ее функционирования. Система государственных институтов призвана сократить непроизводительные расходы и риски экономических агентов путем создания и контроля эффективной системы правил и норм. Значительный рост трансакционных издержек при осуществлении сделок в государственных учреждениях приводит к появлению своеобразных частных заменителей, например, функцию защиты отдельных экономических агентов берут на себя многие криминальные структуры. Делая выбор в пользу частных структур, экономические агенты опираются на сравнительный анализ трансакционных издержек при пользовании услугами той или иной структуры.

На рис. 8.5 кривая общих трансакционных издержек предоставляемых услуг (ТС) состоит из суммы постоянных издержек (FC) на содержание структуры и переменных издержек (VC), связанных с осуществлением конкретной операции. Графически кривая ТС означает сдвиг вверх кривой VC вверх на величину OF що оси ординат.

Эффективность государственных и частных структур (с точки зрения теории трансакционных издержек) - student2.ru

Рис. 8.5. Издержки предоставления услуг

Крутой подъем кривой ТС на начальном этапе (отрезок FA) обусловлен значительными издержками, связанными со становлением структуры. По мере налаживания механизма функционирования происходит снижение издержек, вызванное увеличением частоты и скорости предоставления услуг (отрезок АВ). Однако после точки В издержки функционирования государственных структур значительно возрастают за счет роста издержек механизма управления (необоснованное разрастание бюрократического аппарата, заорганизованность, коррупция и т.д.).

Таким образом, когда административные издержки становятся слишком большими, у экономических агентов существует альтернативный выход: им находятся «заменители» в виде частных фирм, помогающих обойти закон, или отдельных чиновников, поведение которых направлено на изыскание ренты и стоимость услуг (материальных затрат и времени) которых значительно меньше, чем соблюдение официально установленного порядка прохождения процедуры оформления документа.

В одних случаях происходит сращивание экономических структур с государственными, то есть большинство осуществляемых трансакций проходит через обязательного посредника — государственного чиновника, увеличивая, таким образом, как расходы на отдельную сделку, так и на все сделки в целом. В других случаях экономические агенты вынуждены прибегать к услугам криминальных структур, которые зачастую используют такие запрещенные официальными законами методы, как дискредитация или прямое устранение конкурентов. Подобные услуги обходятся дешевле, однако укоренение данных «правил игры» в обществе способствует развитию институтов и отношений, которые, став определяющими в отдельной среде экономических агентов, часто срабатывают как бумеранг, то есть такие же методы «расправы» применяются и к самим заказчикам криминальной услуги.

Эффективность государственных и частных структур (с точки зрения теории трансакционных издержек) - student2.ru

Рис.8.6. Сравнение издержек предоставления услуг государственными и частными структурами

Графически вышеописанная ситуация представлена на рис. 8.6, где ТС — кривая трансакционных издержек при использовании государственной структуры, ТСа — кривая трансакционных издержек при использовании альтернативной частной структуры.

ТСа имеет аналогичную кривой ТС траекторию, однако проходит несколько выше, поскольку величина издержек включает определенную степень риска (в зависимости от существующей правовой системы, эффективности механизма контроля за соблюдением установленных правил, суровости системы наказания за нарушения). Первоначально высокая цена услуг, предоставляемых частной структурой, по мере учащения сделок снижается и наступают момент, когда государственные структуры становятся неконкурентоспособныгаи, графически эта ситуация отображена на участке ВУЗ (заштрихованном). Со временем происходит реорганизация государственных структур, растет их эффективность. Частные структуры становятся менее конкурентными, поскольку в трансакционные издержки включаются риски («недолжным» образом оказанные услуги или вероятность быть «кинутыми» частными структурами).

Таким образом, низкая эффективность функционирования государственных структур в переходной экономике приводит к появлению частных, зачастую криминальных организаций, которые восполняют недостающий объем государственных услуг, становящихся платными или более дорогостоящими, так как экономические субъекты вынуждены помимо установленного налога уплачивать бюрократическую ренту.

Приложение 8.3

Наши рекомендации