Выбора транспорта для туристического обслуживания
№ п/п | Критерий | Вид транспорта | ||
железнодорожный | автомобильный | воздушный | ||
Скорость и удобство | ||||
Количество рейсов в сутки | ||||
Надежность | ||||
Грузоподъемность | ||||
Число обслуживаемых географических точек | ||||
Стоимость | ||||
Итого | ||||
Предпочтительность варианта |
В отличие от обычных количественных оценок, где лучшим является вариант, набравший наибольшую сумму, при ранговой оценке лучшим считается вариант с минимальной суммой.
Разница всего в один ранг является недостаточным преимуществом для однозначного решения в пользу автомобильного транспорта в нашем примере, но однозначно отвергается воздушный транспорт. Чтобы выбрать между автомобильным и железнодорожным транспортом следует добавить еще критериев и оценить по ним эти две альтернативы. Принимаются во внимание и какие-либо неформальные обстоятельства, например, длительное сотрудничество, сложившиеся хорошие отношения с работниками какого-либо вида транспорта.
Ранговый способ оценки прост и нагляден, но не очень точен.
Все рассмотренные выше методы оценки вариантов используют экспертов, и их мнение весьма существенно. Если есть возможность привлечь несколько экспертов, то необходимо определить метод экспертной оценки. Чаще всего используется один из трех основных:
· «метод круглого стола» или «метод дискуссий»;
· «метод независимых суждений»;
· «метод Дельфи».
«Метод круглого стола». Эксперты обсуждают проблему (например, оценки альтернатив, весовые коэффициенты), аргументируют свои позиции, выслушивают аргументы других экспертов, под их влиянием корректируют свои оценки. Завершается дискуссия в идеале согласованным решением поставленной проблемы.
Следующие два метода предусматривают анкетирование экспертов. В первом случае они высказывают свои суждения, независимо друг от друга. Метод так и называется «метод независимых суждений». Затем их мнение усредняется. При этом может быть учтена компетенция экспертов.
«Метод Дельфи» предусматривает обратную связь, т.е. оценки экспертов объединяют в один документ и рассылают всем участникам. Изучив мнения друг друга, эксперты вновь высказывают свои суждения. Так происходит до тех пор, пока очередные оценки экспертов останутся по сравнению с предыдущими практически теми же.
Когда возможность привлечения экспертов отсутствует, для повышения объективности определения весовых коэффициентов можно использовать метод расстановки приоритетов.
Метод расстановки приоритетов.Все критерии попарно сравниваются, и определяется тот, который важнее. Он обозначается знаком «больше» (>). Соответственно другой критерий обозначается знаком «меньше» (<). Если критерии одинаково важные, то между ними ставится знак равенства (=).
Рассмотрим пример определения весовых коэффициентов для приводимой выше задачи определения места строительства гостиницы (табл. 3.9).
Таблица 3.9
Матрица парных сравнений 1
№ п/п | Критерий оценки | Критерий оценки | Итого | |||
Цена земли | Окружающий ландшафт | Удобство транспорта | Экологическая обстановка | |||
Цена земли | = | > | > | > | ||
Окружающий ландшафт | < | = | < | > | ||
Удобство транспорта | < | > | = | > | ||
Экологическая обстановка | < | < | < | = |
В таблицу заносятся условные обозначения, отражающие приоритеты одних критериев перед другими.
Чтобы установить количественные значения весовых коэффициентов необходимо принять какую-либо шкалу для перевода знаков в количественные значения. Например, знак «больше» соответствует числу 2, знак «равно» – числу 1, знак «меньше» – числу 0. Результаты приведены в таблице 3.10.
Таблица 3.10
№ п/п | Критерий оценки | Критерий оценки | Итого | |||
Цена земли | Окружающий ландшафт | Удобство транспорта | Экологическая обстановка | |||
Цена земли | ||||||
Окружающий ландшафт | ||||||
Удобство транспорта | ||||||
Экологическая обстановка |
Матрица парных сравнений 2
Если оценки вариантов места строительства гостиницы, приведенные в таблице 3.6, умножим на коэффициенты из таблицы 3.10, то предпочтительность вариантов (табл. 3.11)окажется той же, что и в таблице 3.7. Это говорит о том, что оба варианта оценки достаточно точны.
Таблица 3.11