Оптимизация модели процессов «как есть».
Для оптимизации бизнес-процессов организации формируется так называемая команда улучшения. В нее должны войти менеджеры и специалисты отделов, которые хорошо ориентируются в наиболее проблемных сферах работы ФСФР.
Возглавлять группу должен один из руководителей ФСФР, наделенный полномочиями отдавать приказы практически всем сотрудникам предприятия, иначе успешное применение методов оптимизации будет затруднено или вовсе невозможно.
В рамках работы предполагается разработка улучшения деловых бизнес процессов. Концепция и методы улучшения бизнес процессов направлены на осуществление крайне быстрого, « прорывного» улучшения в рамках единичного бизнес процесса. Работа по улучшению бизнес процессов начинается с концентрации внимания на определении, понимании и улучшении мероприятий, протекающих в рамках основных процессов. Улучшение бизнес процессов приводит в целом к снижению затрат, длительности цикла и уровня ошибок. Концепция улучшения деловых бизнес процессов основывается на четырех подходах:
- Методы быстрого анализа и решения (FAST)
- Бенчмаркетинг процесса
- Перепроектирование процесса
- Реинжиниринг процесса
Методика быстрого решения и анализа (FAST) – подход, который концентрирует внимание группы аналитиков на определенном процессе в ходе одно- двухдневного совещания для определения способов улучшения процесса в течение следующих 90 дней.
Типичными улучшениями при применении FAST-подхода являются снижение затрат, длительности цикла и уровня ошибок на 5-15% за 3-месячный период.
Бенчмаркетинг процесса – это сравнение показателей деятельности своих процессов с показателями деятельности процессов другой организации (сравнительный анализ). Обычно бенчмаркетинг снижает затраты, длительность цикла и уровень ошибок на 20-50% за период 4-6 месяцев.
Перепроектирование процесса (инжиниринг) – совершенствование и улучшение уже действующего процесса. Перепроектирование процесса обычно применяется к тем процессам, которые достаточно успешно работают и в настоящий момент. Обычно перепроектирование процесса снижает затраты, длительность цикла и количество ошибок на 30-60% за период 3-4 месяца.
Реинжиниринг процесса – наиболее радикальный из всех четырех подходов по улучшению бизнес процессов. Реинжиниринг процесса обеспечивает максимальные улучшения и перепроектирование бизнес процесса (как правило, создание нового бизнес процесса), основываясь на самых последних достижениях в области автоматизации и информационных технологий. Реинжиниринг процесса, если его проводить правильно, снижает затраты и длительность цикла на 60-90% и уровень ошибок на 40-70%. Данный подход позволяет максимально приблизить процесс к идеалу.
Анализируя приведенные выше концепции улучшения, бизнес процессов наиболее эффективными являются подходы перепроектирования (инжиниринга) и реинжиниринга бизнес процессов.
Наиболее распространен смешанный подход к методике улучшения бизнес процессов, который включает в себя элементы из инжиниринга (оптимизации) и реинжиниринга который будет рассматриваться в дальнейшем. Инжиниринг и реинжиниринг бизнес процессов дают самый качественный результат улучшения процессов организации.
Методика проведения инжиниринга и реинжиниринга включает в себя несколько основных этапов: построение модели «как есть», проведение анализа модели «как есть», построение модели «как должно быть», проведение анализа модели «как должно быть» и разработка плана перехода из состояния «как есть» в состояние «как должно быть».
Построенные модели бизнес процессов «как есть» подвергают анализу по видам:
Количественный анализ процесса
- Измерение и анализ показателей
- Анализ показателей эффективности процесса
- Анализ показателей процесса
- Анализ удовлетворенности клиентов процесса
- Сравнительный анализ процессов
- Имитационное моделирование процесса
- ABC – анализ процесса
Качественный анализ процесса
- Качественный анализ на основе субъективных оценок
- SWOT – анализ процесса
- Анализ проблем процесса
- Ранжирование процессов
- Визуальный качественный анализ графических схем процесса
- Анализ входов/выходов
- Анализ функций
- Анализ ресурсов
- Анализ персонала
- Анализ оборудования
- Анализ программного обеспечения
В качестве базовых критериев оценки модели бизнес-процессов «Как есть» могут использоваться следующие критерии:
- время выполнения процесса в целом (в человеко-днях);
- степень автоматизации, измеряемая по количеству функций (количество автоматизированных функций / общее количество функций процесса);
- степень автоматизации, измеряемая по времени (суммарное время автоматизированных работ / суммарное время выполнения всех работ);
- отношение суммарного времени выполнения функций процесса к суммарному времени ожидания;
- суммарная стоимость процесса;
- количество полностью или частично дублирующих друг друга функций количество функций, контролирующих выполнение процесса;
- отношение суммарного времени выполнения функций-интерфейсов взаимодействия с другими процессами к суммарному времени ожидания.
- среднее время выполнения функции;
- среднее время ожидания события, инициирующего выполнение функции (время «простоя»);
- периодичность выполнения функции (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно);
- трудоемкость выполнения функции в человеко-часах;
- стоимость функции (количество человеко-часов, умноженное на почасовую ставку оплаты труда исполнителя функции);
- отношение среднего времени ожидания к среднему времени выполнения;
- качество информационного обеспечения (бумажные документы, электронные файлы);
- возможность автоматизации (да/нет);
- степень автоматизации (суммарное время автоматизированных работ по выполнению функции / суммарное время всех работ по выполнению функции).
После проведения этапа анализа, на основании полученных выводов о модели «как есть» следует переход к построению модели «как должно быть».
Процессно-ориентированная организация должна совершенствовать бизнес процессы для преодоления их фрагментарности и для достижения существенных улучшений в ключевых показателях результативности – затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность. Основываясь на данных полученных при проведении анализа бизнес процессов моделей «Как есть» и на документе «Соглашение о моделировании» см. Приложение № 5, регламентирующем описание целей и задач моделирования, необходимо переходить к моделированию бизнес процесса «Как должно быть».