Тема 8: Трудовое законодательство в управлении человеческими ресурсами

Примерный перечень тем для участия в дискуссии

1. Права и гарантии работника согласно трудовому договору.

2. Обязанности работника согласно трудовому договору.

3. Социально-трудовые отношения работодателя и персонала.

4. Коллективные переговоры.

5. Процедура подготовки и структура коллективного договора.

6. Контроль за исполнением коллективного договора. Роль государственной инспекции по труду в исполнении обязательств коллективного договора.

Практические задачи и задания

1) Изучите структуру и цели коллективного договора.

2) Изучите структуру и цели положения об оплате труда.

3) Составьте должностную инструкцию менеджера по управлению человеческими ресурсами.

4) Выявите отличие между трудовым договором и гражданско-правовым договором.

5) Охарактеризуйте принципы работы с человеческими ресурсами, заполнив таблицу:

Название принципа Основные характеристики
Бюрократия  
Гибкость  
Децентрализация  
Единоначалие  
Коллегиальность  
Специализация  
Справедливое вознаграждение  

Тема 9: Конкурентоспособность рабочей силы

Примерный перечень тем для участия в дискуссии

1. Понятие конкурентоспособности рабочей силы.

2. Конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.

3. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности человеческих ресурсов.

4. Параметры оценки качества персонала.

5. Профессионально-квалификационная составляющая качества человеческих ресурсов.

6. Компетентностный подход к оценке качества человеческих ресурсов.

7. Проблема измерения и оценки качества человеческих ресурсов в зависимости от вида трудовой деятельности.

8. Анализ спроса на рынке труда: «занятые» и «вакантные» компетенции.

Практические задачи и задания

1) Определите эталонные критерии качества человеческих ресурсов по определенным профессиям на рынке труда и рассчитайте качественный (компетентностный) уровень на основе соответствия фактических показателей качества эталонным. например, трех кандидатов.

Данные параметров качества (компетентности) по каждому кандидату внесите в таблицу (таблица 5). Выберите соответствующую единицу измерения, например баллы от 1 до 10. В колонке 1 «Эталонный уровень» укажите эталонные требования к кандидату на рынке труда - укажите требуемые качественные параметры и отразите их балльную оценку (например, высшее педагогическое образование – специальность «Английский язык» - 10 баллов). При необходимости укажите балльную оценку по шкале вниз, например, прочее педагогическое образование – 9 баллов и т.д. В колонках 3, 4, 5 укажите фактический уровень кандидатов и отразите его в балльном измерении.



Параметр качества (p) Эталонный уровень Кандидат A (баллы) Кандидат B (баллы) Кандидат C (баллы) Вес параметра по степени значимости (k)
Профессионально-квалификационный уровень
Образование          
Опыт          
Умения          
Продолжить список          
         
Итого        
Деловые качества
Организаторские способности          
Продолжить список          
         
Итого        
Личные качества
Коммуникабельность          
Продолжить список          
         
Итого        

Распределите вес параметра по его значимости для данной профессии, например, образование – 0,4 и т.д. В сумме весы параметров по каждому разделу (профессионально-квалификационный уровень, деловые качества, личные качества) должны составить 1 или 100%.

Расчет показателя качества проводится по формуле в теме 3 (кейс).

Тема 10: Рынок труда

Примерный перечень тем для участия в дискуссии

1. Сущность и специфика современного рынка труда.

2. Формирование спроса и предложения на рынке труда.

3. Факторы формирования равновесной заработной платы на рынке труда.

4. Подходы к формированию оплаты труда в рыночной экономике. Понятие справедливой оплаты труда.

5. Дистанционная занятость. Удаленная работа.

6. Роль внештатной занятости в повышении эффективности работы организации.

7. Факторы формирования новых профессий и занятий.

8. Научно-технический прогресс и его влияние на динамику занятости в рыночной экономике.

9. Цели государственного регулирования рынка труда.

10. Роль государства в достижении равновесия на рынке труда.

11. Кейнсианская теория занятости. Принцип эффективного спроса.

12. Полная занятость и эффективная занятость.

Практические задачи и задания

1) Спрос на рынке труда носит производный характер, так как зависит от спроса на инвестиционные и потребительские блага (материальные товары и услуги). Обоснуйте данный факт и проанализируйте, насколько важно стимулирование спроса на отечественные блага для роста экономики и поддержания необходимого уровня занятости.

2) Экономисты-классики (А Смит, Д. Рикардо) утверждали, что рыночные силы приводят в равновесие спрос и предложения на товарных рынках. Насколько справедливо это утверждение к рынку труда? Как вы считаете, возможно ли достичь соответствия спроса и предложения на рынке труда без государственного вмешательства?

3) Приведите трактовки определения «полная занятость» и «эффективная занятость». Выявите отличия между данными понятиями и ответьте, можно ли достичь полной занятости в современной рыночной экономике?

4) Раскройте понятия «реальная заработная плата» и «номинальная заработная плата». Выявите отличия между ними и объясните, почему многие работники не замечают снижения реальной заработной платы и остро реагируют на падение номинальной заработной платы? В каких единицах измеряется реальная и номинальная заработная плата?

Ознакомьтесь с мнением Дж М. Кейнса по поводу реакции работников на изменение номинальной и реальной заработной платы в книге «Общая теория занятости, процента и денег»:

«Хотя сокращение существующей денежной заработной платы привело бы к уходу работников, это еще не означает, что падение ценности существующей денежной заработной платы, выраженной в товарах, приобретаемых на заработную плату, оказало бы такое же действие, как если бы оно явилось результатом роста цен на эти товары» (Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т. 2. М.,… 1992, с. 141).

Контент-тест:

1. Совокупность социально-трудовых отношений межу покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы представляет собой:

a) Рынок труда;

b) Рынок трудовых ресурсов;

c) Рынок рабочей силы;

d) Рынок факторов производства.

Правильный ответ – a)

2. Роль государства в регулировании рынка труда проявляется в том, что оно:

a) Устанавливает минимальную зарплату;

b) Устанавливает продолжительность рабочего дня;

c) Устанавливает величину пособий по безработице;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – d)

3. Главная идея … состоит в том, что в условиях рынка личный интерес, «невидимая рука» обеспечивает равновесие и совершенство в обществе:

a) А. Маршалла;

b) Ф. Тейлора;

c) А. Смита;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – c)

4. Принцип эффективного спроса, сформулированный Дж.М. Кейнсом, предполагает, что объем затрат труда, на который предприниматели предъявляют спрос, зависит от:

a) Ожидаемых расходов общества на потребление и расходов на новые инвестиции;

b) Ожидаемых расходов общества на инвестиционные товары;

c) Ожидаемых расходов общества на потребительские товары;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – a)

5. Совокупные способности к труду всего общества характеризуются как:

a) Человеческий капитал;

b) Трудовой потенциал;

c) Трудовые ресурсы;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – c)

6. В состав трудовых ресурсов входит значительная часть людей, которые в данный момент:

a) Используются в общественном производстве;

b) Не используются в общественном производстве и представляют собой трудовой резерв;

c) Будут использоваться в будущем;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – d)

7. Рынок труда характеризуется следующими особенностями:

a) Спрос на нем предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определенного типа и сложности;.

b) Наряду с общенациональными существуют местные рынки труда;

c) Предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – d)

8. Способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни представляет собой:

a) Территориальную мобильность;

b) Квалификационную мобильность;

c) Профессиональную мобильность;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – c)

9. Рынок труда представляет собой рынок производного спроса в силу того, что:

a) Способность трудиться сама по себе никому не нужна, так как ее нельзя потребить впрямую;

b) Трудовые затраты (время труда, прилагаемые усилия, навыки любого рода) превращаются в интересующий рынок товар только в том случае, если есть спрос на товары и услуги, для производства которых нужно это время и эти навыки;

c) количество работников, которые могут продать свое время, усилия и навыки, прямо определяется положением дел на товарных рынках;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – d)

10. Работник, продавая на рынке труда свою способность трудиться, ожидает получить вознаграждение за:

a) Время, потраченное на труд;

b) Непосредственные трудовые усилия, затрачиваемые в процессе выполнения определенной деятельности и характеризуемые как живой труд;

c) Приобретенные ранее профессиональные навыки и умения, необходимые для выполнения конкретной профессиональной деятельности и имеющие стоимость, обусловленную понесенными ранее затратами (инвестициями);

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – d)

Закрытые тесты на соответствие

5) Установите соответствие между категорией и ее определением:

Рынок труда а Включает социально-экономические отношения занятых и незанятых работников, т.е. все экономически активное население страны (включая безработных).
Рынок рабочей силы б Концепция, обосновывающая невозможность рыночного саморегулирования на рынке труда и рассматривающая инструменты государственного регулирования для создания дополнительных рабочих мест в условиях кризиса в экономике
Кейнсианская теория занятости населения в Система мер, направленная на разработку стратегии, целей, приоритетов регулирования кадровых процессов и отношений на общегосударственном уровне.
Государственная кадровая политика г Деление работников по профессиям и специальностям  
Профессиональное разделение труда д Совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросам купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства.
Совокупный спрос на рабочую силу е Охватывает все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму, а также лиц, желающих трудиться не по найму (на правах самозанятости или предпринимательства).
Совокупное предложения рабочей силы ж Разновидность профессии, более узкая ее часть, специализация работника в рамках профессии.
  Специальность з Определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Эволюция парадигм кадровой работы в менеджменте (парадигма научной организации труда; человеческих отношений; контрактации индивидуальной ответственности; доктрина командного менеджмента).

2. Актуальность принципов научной организации труда в современном кадровом менеджменте.

3. Типы профессиональной культуры кадрового менеджмента (бюрократическая, органическая, предпринимательская, партиципативная).

4. Модели кадрового менеджмента (менеджер по персоналу как попечитель; специалист по трудовым договорам; архитектор кадрового потенциала организации).

5. Формирование спроса и предложения на рынке труда.

6. Факторы согласования спроса и предложения на рынке труда.

7. Соответствие структуры занятых структуре занимаемых рабочих мест как основополагающая цель государственной кадровой политики.

8. Принцип эффективного спроса и его влияние на динамику занятости в рыночой экономике.

9. Система оценки экономической ценности кандидатов на вакантные рабочие места в процессе отбора персонала.

10. Современные технологии рекрутинга.

11. Интервью по компетенциям.

12. Моделирование рабочих ситуаций как фактор объективной оценки профессионально-квалификационных характеристик претендента.

13. Экономическая эффективность человеческих ресурсов.

14. Методы численного измерения стоимости человеческих ресурсов.

15. Человеческий капитал как источник получения дохода для работника и работодателя.

16. Денежная оценка рабочей силы по результатам производительности труда и профессионально-квалификационному уровню персонала.

17. Проблема измерения и оценки результатов труда в зависимости от вида трудовой деятельности.

18. Критерии оценки результативности труда.

19. Взаимосвязь показателей эффективности труда с ключевыми показателями эффективности (КПЭ) организации.

20. Система ключевых показателей эффективности и ее роль в установлении стандартов результативности труда.

21. Оплата труда как фактор простого и расширенного воспроизводства рабочей силы.

22. Оценка денежной стоимости рабочей силы.

23. Марксистская концепция стоимости рабочей силы.

24. Современные методы оценки стоимости рабочей силы.

25. Структура профессионального развития: обучение человеческих ресурсов и персональное развитие на рабочем месте.

26. Выявление потребностей в обучении.

27. Общие и профессиональные компетенции. Управление компенциями персонала.

28. Анализ соответствия карьерных ожиданий сотрудников целям организации.

29. Рабочая сила как товар на рынке труда.

30. Конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.

31. Профессионально-квалификационная составляющая качества человеческих ресурсов.

32. Компетентностый подход к оценке качества человеческих ресурсов.

Шкалы оценивания

Наши рекомендации