Тема 8: Трудовое законодательство в управлении человеческими ресурсами
Примерный перечень тем для участия в дискуссии
1. Права и гарантии работника согласно трудовому договору.
2. Обязанности работника согласно трудовому договору.
3. Социально-трудовые отношения работодателя и персонала.
4. Коллективные переговоры.
5. Процедура подготовки и структура коллективного договора.
6. Контроль за исполнением коллективного договора. Роль государственной инспекции по труду в исполнении обязательств коллективного договора.
Практические задачи и задания
1) Изучите структуру и цели коллективного договора.
2) Изучите структуру и цели положения об оплате труда.
3) Составьте должностную инструкцию менеджера по управлению человеческими ресурсами.
4) Выявите отличие между трудовым договором и гражданско-правовым договором.
5) Охарактеризуйте принципы работы с человеческими ресурсами, заполнив таблицу:
Название принципа | Основные характеристики |
Бюрократия | |
Гибкость | |
Децентрализация | |
Единоначалие | |
Коллегиальность | |
Специализация | |
Справедливое вознаграждение |
Тема 9: Конкурентоспособность рабочей силы
Примерный перечень тем для участия в дискуссии
1. Понятие конкурентоспособности рабочей силы.
2. Конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.
3. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности человеческих ресурсов.
4. Параметры оценки качества персонала.
5. Профессионально-квалификационная составляющая качества человеческих ресурсов.
6. Компетентностный подход к оценке качества человеческих ресурсов.
7. Проблема измерения и оценки качества человеческих ресурсов в зависимости от вида трудовой деятельности.
8. Анализ спроса на рынке труда: «занятые» и «вакантные» компетенции.
Практические задачи и задания
1) Определите эталонные критерии качества человеческих ресурсов по определенным профессиям на рынке труда и рассчитайте качественный (компетентностный) уровень на основе соответствия фактических показателей качества эталонным. например, трех кандидатов.
Данные параметров качества (компетентности) по каждому кандидату внесите в таблицу (таблица 5). Выберите соответствующую единицу измерения, например баллы от 1 до 10. В колонке 1 «Эталонный уровень» укажите эталонные требования к кандидату на рынке труда - укажите требуемые качественные параметры и отразите их балльную оценку (например, высшее педагогическое образование – специальность «Английский язык» - 10 баллов). При необходимости укажите балльную оценку по шкале вниз, например, прочее педагогическое образование – 9 баллов и т.д. В колонках 3, 4, 5 укажите фактический уровень кандидатов и отразите его в балльном измерении.
Параметр качества (p) | Эталонный уровень | Кандидат A (баллы) | Кандидат B (баллы) | Кандидат C (баллы) | Вес параметра по степени значимости (k) |
Профессионально-квалификационный уровень | |||||
Образование | |||||
Опыт | |||||
Умения | |||||
Продолжить список | |||||
Итого | |||||
Деловые качества | |||||
Организаторские способности | |||||
Продолжить список | |||||
Итого | |||||
Личные качества | |||||
Коммуникабельность | |||||
Продолжить список | |||||
Итого |
Распределите вес параметра по его значимости для данной профессии, например, образование – 0,4 и т.д. В сумме весы параметров по каждому разделу (профессионально-квалификационный уровень, деловые качества, личные качества) должны составить 1 или 100%.
Расчет показателя качества проводится по формуле в теме 3 (кейс).
Тема 10: Рынок труда
Примерный перечень тем для участия в дискуссии
1. Сущность и специфика современного рынка труда.
2. Формирование спроса и предложения на рынке труда.
3. Факторы формирования равновесной заработной платы на рынке труда.
4. Подходы к формированию оплаты труда в рыночной экономике. Понятие справедливой оплаты труда.
5. Дистанционная занятость. Удаленная работа.
6. Роль внештатной занятости в повышении эффективности работы организации.
7. Факторы формирования новых профессий и занятий.
8. Научно-технический прогресс и его влияние на динамику занятости в рыночной экономике.
9. Цели государственного регулирования рынка труда.
10. Роль государства в достижении равновесия на рынке труда.
11. Кейнсианская теория занятости. Принцип эффективного спроса.
12. Полная занятость и эффективная занятость.
Практические задачи и задания
1) Спрос на рынке труда носит производный характер, так как зависит от спроса на инвестиционные и потребительские блага (материальные товары и услуги). Обоснуйте данный факт и проанализируйте, насколько важно стимулирование спроса на отечественные блага для роста экономики и поддержания необходимого уровня занятости.
2) Экономисты-классики (А Смит, Д. Рикардо) утверждали, что рыночные силы приводят в равновесие спрос и предложения на товарных рынках. Насколько справедливо это утверждение к рынку труда? Как вы считаете, возможно ли достичь соответствия спроса и предложения на рынке труда без государственного вмешательства?
3) Приведите трактовки определения «полная занятость» и «эффективная занятость». Выявите отличия между данными понятиями и ответьте, можно ли достичь полной занятости в современной рыночной экономике?
4) Раскройте понятия «реальная заработная плата» и «номинальная заработная плата». Выявите отличия между ними и объясните, почему многие работники не замечают снижения реальной заработной платы и остро реагируют на падение номинальной заработной платы? В каких единицах измеряется реальная и номинальная заработная плата?
Ознакомьтесь с мнением Дж М. Кейнса по поводу реакции работников на изменение номинальной и реальной заработной платы в книге «Общая теория занятости, процента и денег»:
«Хотя сокращение существующей денежной заработной платы привело бы к уходу работников, это еще не означает, что падение ценности существующей денежной заработной платы, выраженной в товарах, приобретаемых на заработную плату, оказало бы такое же действие, как если бы оно явилось результатом роста цен на эти товары» (Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т. 2. М.,… 1992, с. 141).
Контент-тест:
1. Совокупность социально-трудовых отношений межу покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы представляет собой:
a) Рынок труда;
b) Рынок трудовых ресурсов;
c) Рынок рабочей силы;
d) Рынок факторов производства.
Правильный ответ – a)
2. Роль государства в регулировании рынка труда проявляется в том, что оно:
a) Устанавливает минимальную зарплату;
b) Устанавливает продолжительность рабочего дня;
c) Устанавливает величину пособий по безработице;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
3. Главная идея … состоит в том, что в условиях рынка личный интерес, «невидимая рука» обеспечивает равновесие и совершенство в обществе:
a) А. Маршалла;
b) Ф. Тейлора;
c) А. Смита;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – c)
4. Принцип эффективного спроса, сформулированный Дж.М. Кейнсом, предполагает, что объем затрат труда, на который предприниматели предъявляют спрос, зависит от:
a) Ожидаемых расходов общества на потребление и расходов на новые инвестиции;
b) Ожидаемых расходов общества на инвестиционные товары;
c) Ожидаемых расходов общества на потребительские товары;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – a)
5. Совокупные способности к труду всего общества характеризуются как:
a) Человеческий капитал;
b) Трудовой потенциал;
c) Трудовые ресурсы;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – c)
6. В состав трудовых ресурсов входит значительная часть людей, которые в данный момент:
a) Используются в общественном производстве;
b) Не используются в общественном производстве и представляют собой трудовой резерв;
c) Будут использоваться в будущем;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
7. Рынок труда характеризуется следующими особенностями:
a) Спрос на нем предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определенного типа и сложности;.
b) Наряду с общенациональными существуют местные рынки труда;
c) Предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
8. Способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни представляет собой:
a) Территориальную мобильность;
b) Квалификационную мобильность;
c) Профессиональную мобильность;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – c)
9. Рынок труда представляет собой рынок производного спроса в силу того, что:
a) Способность трудиться сама по себе никому не нужна, так как ее нельзя потребить впрямую;
b) Трудовые затраты (время труда, прилагаемые усилия, навыки любого рода) превращаются в интересующий рынок товар только в том случае, если есть спрос на товары и услуги, для производства которых нужно это время и эти навыки;
c) количество работников, которые могут продать свое время, усилия и навыки, прямо определяется положением дел на товарных рынках;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
10. Работник, продавая на рынке труда свою способность трудиться, ожидает получить вознаграждение за:
a) Время, потраченное на труд;
b) Непосредственные трудовые усилия, затрачиваемые в процессе выполнения определенной деятельности и характеризуемые как живой труд;
c) Приобретенные ранее профессиональные навыки и умения, необходимые для выполнения конкретной профессиональной деятельности и имеющие стоимость, обусловленную понесенными ранее затратами (инвестициями);
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
Закрытые тесты на соответствие
5) Установите соответствие между категорией и ее определением:
Рынок труда | а | Включает социально-экономические отношения занятых и незанятых работников, т.е. все экономически активное население страны (включая безработных). | |
Рынок рабочей силы | б | Концепция, обосновывающая невозможность рыночного саморегулирования на рынке труда и рассматривающая инструменты государственного регулирования для создания дополнительных рабочих мест в условиях кризиса в экономике | |
Кейнсианская теория занятости населения | в | Система мер, направленная на разработку стратегии, целей, приоритетов регулирования кадровых процессов и отношений на общегосударственном уровне. | |
Государственная кадровая политика | г | Деление работников по профессиям и специальностям | |
Профессиональное разделение труда | д | Совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросам купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства. | |
Совокупный спрос на рабочую силу | е | Охватывает все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму, а также лиц, желающих трудиться не по найму (на правах самозанятости или предпринимательства). | |
Совокупное предложения рабочей силы | ж | Разновидность профессии, более узкая ее часть, специализация работника в рамках профессии. | |
Специальность | з | Определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения. |
ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
1. Эволюция парадигм кадровой работы в менеджменте (парадигма научной организации труда; человеческих отношений; контрактации индивидуальной ответственности; доктрина командного менеджмента).
2. Актуальность принципов научной организации труда в современном кадровом менеджменте.
3. Типы профессиональной культуры кадрового менеджмента (бюрократическая, органическая, предпринимательская, партиципативная).
4. Модели кадрового менеджмента (менеджер по персоналу как попечитель; специалист по трудовым договорам; архитектор кадрового потенциала организации).
5. Формирование спроса и предложения на рынке труда.
6. Факторы согласования спроса и предложения на рынке труда.
7. Соответствие структуры занятых структуре занимаемых рабочих мест как основополагающая цель государственной кадровой политики.
8. Принцип эффективного спроса и его влияние на динамику занятости в рыночой экономике.
9. Система оценки экономической ценности кандидатов на вакантные рабочие места в процессе отбора персонала.
10. Современные технологии рекрутинга.
11. Интервью по компетенциям.
12. Моделирование рабочих ситуаций как фактор объективной оценки профессионально-квалификационных характеристик претендента.
13. Экономическая эффективность человеческих ресурсов.
14. Методы численного измерения стоимости человеческих ресурсов.
15. Человеческий капитал как источник получения дохода для работника и работодателя.
16. Денежная оценка рабочей силы по результатам производительности труда и профессионально-квалификационному уровню персонала.
17. Проблема измерения и оценки результатов труда в зависимости от вида трудовой деятельности.
18. Критерии оценки результативности труда.
19. Взаимосвязь показателей эффективности труда с ключевыми показателями эффективности (КПЭ) организации.
20. Система ключевых показателей эффективности и ее роль в установлении стандартов результативности труда.
21. Оплата труда как фактор простого и расширенного воспроизводства рабочей силы.
22. Оценка денежной стоимости рабочей силы.
23. Марксистская концепция стоимости рабочей силы.
24. Современные методы оценки стоимости рабочей силы.
25. Структура профессионального развития: обучение человеческих ресурсов и персональное развитие на рабочем месте.
26. Выявление потребностей в обучении.
27. Общие и профессиональные компетенции. Управление компенциями персонала.
28. Анализ соответствия карьерных ожиданий сотрудников целям организации.
29. Рабочая сила как товар на рынке труда.
30. Конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.
31. Профессионально-квалификационная составляющая качества человеческих ресурсов.
32. Компетентностый подход к оценке качества человеческих ресурсов.
Шкалы оценивания