Тема 6: Развитие человеческих ресурсов

Вопросы для проведения фронтального экспресс-контроля

1. Виды компетенций. Управление компетенциями персонала.

2. Выявление потребностей в обучении.

3. Методы профессионального обучения вне рабочего места: лекции; программированные курсы обучения; конференции; семинары; решение конкретных задач из производственной практики; деловые игры; построение моделей; кружки качества.

4. Технологии развития персонала на рабочем месте: направленное приобретение опыта, инструктаж, консультирование, наставничество, коучинг, ротация, делегирование полномочий, использование работников в качеств ассистентов, стажеров, обогащение труда, количественное расширение трудовых функций.

5. Анализ соответствия карьерных ожиданий сотрудников целям организации.

6. Неформальное обучение как фактор развития персонала и повышения производительности труда.

7. Управление карьерой как метод стимулирования персонала.

8. Экономическая эффективность системы профессионального обучения.

Практические задачи и задания

1) Выявите отличие между общими и профессиональными компетенциями.

2) Охарактеризуйте виды профессионального обучения:

- Профессиональная подготовка;

- Повышение квалификации;

- Переподготовка.

3) Охарактеризуйте методы профессионального обучения вне рабочего места, заполнив таблицу.

№ п/п Методы профессионального обучения Характеристика
Лекции  
Программированный курс обучения  
Семинары  
Конференции  
Решение конкретных задач из производственной практики  
Деловые игры  
Построение моделей  
Кружки качества  
Стажировка  

4) Охарактеризуйте методы профессионального обучения на рабочем месте.

5) Перечислите факторы эффективного делегирования полномочий.

6) Приведите пример гибкого разделения труда на основе распределения заданий по принципу взаимодополняющих компетенций.

7) Прочитайте статью «Арчибальд Патт и «Успешный технократ» (Стрельцов А. Арчибальд Патт и «Успешный технократ». // Управление персоналом. – 2012. – 23(297). – с. 34 – 51.) и ответьте на вопросы:

- Почему некоторые специалисты не стремятся к занятию руководящей должности;

- Почему профессионалы развиваются до уровня своей некомпетентности.

Контент- тест

1. Систематический обучающий процесс, в ходе которого работники приобретают или изменяют навыки, умения, знания, называется:

a) Профессиональным обучением;

b) Профессиональным развитием;

c) Профессиональной подготовкой;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ – a)

2. Метод обучения, представляющий собой разъяснение и демонстрацию приемов работы на рабочем месте, называется:

a) консультирование;

b) инструктаж;

c) наставничество;

d) инструктаж и консультирование.

Правильный ответ – d)

3. В качестве пассивных методов обучения можно выделить:

a)чтение лекций;

b) Конференции, семинары;

c) тренинги;

d) стажировку.

Правильный ответ – a)

4. Основная задача коучинга заключается в том, чтобы:

a) Стимулировать профессиональное обучение вне рабочего места;

b) Стимулировать более жесткую дисциплину труда;

c) Стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – с)

5. Для эффективного делегирования полномочий необходимо соблюдение следующих условий:

a) Четкой организации труда;

b) Компетентности менеджера;

c) Стремления персонала к профессиональному развитию, его готовности выполнять новые или качественно более сложные трудовые функции;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – d)

6. Потребность в обучении выявляется на основе:

a) Профессионального несоответствия персонала занимаемой должности;

b) Отсутствия стремления персонала к профессиональному развитию;

c) Более высокого профессионального уровня персонала по сравнению занимаемой должностью;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ – a)

7. Эффективное делегирование полномочий предполагает:

a) Распределение полномочий в соответствии с профессиональным уровнем персонала;

b) Распределение полномочий ниже профессионального уровня персонала;

c) Распределение полномочий выше профессионального уровня персонала;

d) Одновременное развитие персонала и повышение производительности или качества труда.

Правильный ответ – d)

8. В соответствии с европейским стандартом высшего профессионального образования вуз подготавливает:

a) Бакалавров;

b) Специалистов;

c) Инженеров;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – a)

9. Обогащение труда как метод развития персонала предполагает:

a) Распределение дополнительных полномочий персоналу ниже его профессионального уровня;

b) Вложение крупных инвестиций в обучение;

c) Качественное усложнение трудовых функций, делегирование новых обязанностей, модификация содержательной стороны труда;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ – c)

10. Неформальное обучение персонала характеризуется:

a) Самообучением работников;

b) Обучением на рабочем месте посредством обогащения труда, делегирования более сложных обязанностей и т.п.;

c) Отсутствием документа по завершении учебного процесса;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – d)

ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Эволюция парадигм кадровой работы в менеджменте (парадигма научной организации труда; человеческих отношений; контрактации индивидуальной ответственности; доктрина командного менеджмента).

2. Актуальность принципов научной организации труда в современном кадровом менеджменте.

3. Соотношение мотивации и стимулирования.

4. Содержательные теории мотивации.

5. Процессуальные теории мотивации.

6. Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом.

7. Современные системы стимулирования как инструменты согласования интересов конкретного сотрудника с целями организации.

8. Методы управления персоналом.

9. Механизм оптимального соотношения материального и нематериального стимулирования.

10. Стимулирование гибким графиком работы.

11. Права и гарантии работника согласно трудовому договору.

12. Обязанности работника согласно трудовому договору.

13. Социально-трудовые отношения работодателя и персонала.

14. Понятие конкурентоспособности рабочей силы.

15. Конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.

16. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности человеческих ресурсов.

17. Параметры оценки качества персонала.

18. Профессионально-квалификационная составляющая качества человеческих ресурсов.

19. Компетентностный подход к оценке качества человеческих ресурсов.

20. Проблема измерения и оценки качества человеческих ресурсов в зависимости от вида трудовой деятельности.

21. Анализ спроса на рынке труда: «занятые» и «вакантные» компетенции.

22. Формирование спроса и предложения на рынке труда.

23. Факторы согласования спроса и предложения на рынке труда.

24. Соответствие структуры занятых структуре занимаемых рабочих мест как основополагающая цель государственной кадровой политики.

25. Принцип эффективного спроса и его влияние на динамику занятости в рыночой экономике.

26.

27. Система оценки экономической ценности кандидатов на вакантные рабочие места в процессе отбора персонала.

28. Современные технологии рекрутинга.

29. Интервью по компетенциям.

30. Моделирование рабочих ситуаций как фактор объективной оценки профессионально-квалификационных характеристик претендента.

31. Экономическая эффективность человеческих ресурсов.

32. Методы численного измерения стоимости человеческих ресурсов.

33. Человеческий капитал как источник получения дохода для работника и работодателя.

34. Денежная оценка рабочей силы по результатам производительности труда и профессионально-квалификационному уровню персонала.

35. Проблема измерения и оценки результатов труда в зависимости от вида трудовой деятельности.

36. Критерии оценки результативности труда.

37. Взаимосвязь показателей эффективности труда с ключевыми показателями эффективности (КПЭ) организации.

38. Система ключевых показателей эффективности и ее роль в установлении стандартов результативности труда.

39. Оплата труда как фактор простого и расширенного воспроизводства рабочей силы.

40. Оценка денежной стоимости рабочей силы.

41. Марксистская концепция стоимости рабочей силы.

42. Современные методы оценки стоимости рабочей силы.

43. Структура профессионального развития: обучение человеческих ресурсов и персональное развитие на рабочем месте.

44. Выявление потребностей в обучении.

45. Общие и профессиональные компетенции. Управление компетенциями персонала.

46. Анализ соответствия карьерных ожиданий сотрудников целям организации.

47. Рабочая сила как товар на рынке труда.

48. Конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.

49. Профессионально-квалификационная составляющая качества человеческих ресурсов.

50. Компетентностый подход к оценке качества человеческих ресурсов.

Шкалы оценивания

Критерии оценивания ответов на вопросы для фронтального экспресс-контроля по темам 1, 2, 3, 4, 5, 6

Ответы на вопросы оцениваются по критерию зачтено/не зачтено. Зачтено = 1 балл.

Наши рекомендации