Тема 1: Теоретические аспекты концепции управления человеческими ресурсами
Вопросы для проведения фронтального экспресс-контроля:
1. Экономическая и социальная ценность человеческого ресурса в современных организациях.
2. Экономическая целесообразность управления человеческими ресурсами как фактор повышения экономической эффективности организации.
3. Человеческий фактор и конкурентоспособность современной организации.
4. Эволюция процесса управления работником: управление кадрами, управление персоналом, управление человеческими ресурсами.
5. Функциональное разделение труда. Формирование организационной структуры службы управления человеческими ресурсами.
6. Методики оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами: экспертная оценка; оценка отдачи на инвестиции в персонал; метод бенчмаркинга; методика Дж. Филипса; методика Д. Ульриха.
Комплект практических задач и заданий
1) Дайте определения следующим понятиям: «человеческий ресурс», «человеческий фактор», «человеческий капитал».
2) Заполните таблицу и охарактеризуйте эволюцию управления работниками (табл. 1).
№ п/п | Название концепции | Краткая характеристика |
Управление кадрами (технократическая концепция) | ||
Управление персоналом | ||
Управление человеческими ресурсами |
3) Рассчитайте предполагаемые упущенные возможности (альтернативные издержки) за ваш период обучения в вузе по формуле:
Количество месяцев обучения х средний предполагаемый доход за месяц (руб.)
4) Рассчитайте предполагаемый доход от вашего обучения в вузе согласно теории «человеческого капитала»:
Планируемый период трудовой деятельности (мес.) х планируемый средний доход в месяц (руб.) – доходы за аналогичный период трудовой деятельности без образования – прямые затраты – альтернативные издержки.
5) Оцените эффективность ваших инвестиций в образование на основе расчетов в п. 4 и степень удовлетворенности от будущей планируемой трудовой деятельности по критерию:
- Полностью удовлетворен;
- Частично удовлетворен;
- Не удовлетворен.
Контент-тест:
Примерные тесты по типам
1. В ХХ в. произошла смена трех основных концепций кадрового менеджмента, обусловленная изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества и отражающая различия в подходах к работникам:
a) Технократическая концепция (человек рассматривается как физическая единица рабочей силы); концепция управления персоналом (работник – субъект трудовых отношений, личность); управление человеческими ресурсами (работник- ключевой, стратегический ресурс организации);
b) Концепция управления персоналом; концепция управления человеческими ресурсами; технократическая концепция;
c) Концепция управления человеческими ресурсами; концепция управления персоналом; технократическая концепция;
d) Технократическая концепция; концепция управления человеческими ресурсами; концепция управления персоналом.
Правильный ответ – a)
2. Система управления персоналом предполагает решение широкого круга управленческих задач:
a) Анализ рынка труда; анализ рынка товаров; анализ рынка финансовых ресурсов; анализ эффективности вложений в человеческий капитал;
b) Планирование потребностей в персонале; подбор и профессиональную адаптацию работников; разработку компенсационных программ; использование сотрудников; высвобождение персонала; разрешение трудовых споров;
c) Планирование потребностей в персонале; обучение сотрудников за рубежом; разработку компенсационных программ; использование сотрудников; высвобождение персонала; разрешение трудовых споров;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
e) Служебная карьера, условия продвижения и роста;
Правильный ответ – b)
3. Управление персоналом как наука:
a. исследует систему мотивации, включающую всю совокупность материальных и нематериальных, побуждающих к действию факторов.
b. исследует всю совокупность методов, принципов и подходов к воздействию на работников организации с целью повышения эффективности ее функционирования, оптимизации и роста индивидуальной и коллективной производительности труда;
c. исследует факторы оптимальной производительности труда;
d. исследует принципы технологического и профессионального разделения труда.
Правильный ответ – b)
4. Человеческий капитал определяется как:
a) Комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образование и способность к дальнейшему обучению, социально-психологические отношения в организации, уровень компетентности, здоровье, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;
b) Компетентность менеджмента, приобретенные качества, образование и способность к дальнейшему обучению, знания, навыки и умения, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;
c) Комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образование и способность к дальнейшему обучению, знания, навыки и умения, уровень компетентности, здоровье, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ –c)
5. В теории «человеческого капитала» альтернативные издержки рассматриваются как:
a) Упущенные возможности (доходы) за время обучения;
b) Упущенные возможности (доходы) за время трудовой деятельности;
c) Упущенные возможности (доходы) за время обучения и трудовой деятельности;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ –a)
6. В теории «человеческого капитала» Г. Беккера для определения дохода от образования:
a) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки.
b) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.
c) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.
d) Из средних заработков тех, кто имеет образование, вычитаются средние заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.
Правильный ответ –a)
7. Совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства описывается категорией:
a) Трудовые ресурсы;
b) Рынок рабочей силы;
c) Рынок трудовых ресурсов;
d) Рынок труда.
Правильный ответ –d)
8. Способность человека к труду (совокупность физических и духовных сил), применяемых им в процессе производства, описывается категорией:
a)Рабочая сила;
b) Труд;
c) Трудовой ресурс;
d) Человеческий капитал.
Правильный ответ –a)
9. Особенность процесса целеполагания в системе управления человеческими ресурсами заключается в согласовании:
a) Коллективных и индивидуальных целей;
b) Целей системы управления человеческими ресурсами с целями других организационных подразделений;
c) Экономических и социальных целей;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ –c)
10. Совокупное предложение рабочей силы охватывает:
a)Все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму, а также лиц, желающих трудиться на правах самозанятости или предпринимательства;
b) Выпускников профессиональных учебных заведений;
c)Кандидатов на вакантные рабочие места;
d)Категории трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Правильный ответ –a)
11. Совокупность форм, методов, правил и принципов, которые используются менеджерами с целью получения максимальной отдачи от трудового потенциала организации, представляет собой:
a) Персонал-технологии;
b) Технологии кадрового маркетинга;
c) Методы исследования рынка труда;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ –a)
12. Функция управления персоналом, ответственная за поиск, отбор и наем персонала, заключение контрактов, введение в должность, продвижение по службе, увольнение и сокращение, характеризуется как:
a) Развитие персонала и организационное развитие;
b) Управление деятельностью;
c) Стимулирование персонала;
d) Работа с кадрами.
Правильный ответ –d)
13. Система работы с персоналом состоит из 7 взаимосвязанных подсистем:
a) Концепция управления персоналом, кадровая политика, исследование рынка труда, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала;
b) Концепция управления персоналом, кадровая политика, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, развитие персонала;
c) Концепция управления персоналом, кадровая политика, маркетинг персонала, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала;
d) Концепция управления персоналом, кадровая политика, научная организация труда, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, ротация персонала.
Правильный ответ –b)
14. Экономическая целесообразность управления человеческими ресурсами заключается в том, что:
a) в основе УЧР лежит воздействие на потребности и способности работников как личностей;
b) игнорирование способностей и потребностей работников не только нежелательно с социально-этической, но и нецелесообразно с рациональной – экономической стороны;
c) при грамотном управлении профессиональными возможностями персонала повышается производительность труда;
d) устраняется негативная сторона распределения заданий в соответствии с классическими схемами по принципу узкой специализации работников – ограничение возможностей для профессионального развития.
Правильный ответ – c).