Метод непосредственного интегрирования

Метод непосредственного интегрирования, при котором данный интеграл путем тождественных преобразований подынтегральной функции и использовании свойств неопределенного интеграла приводится к одному или нескольким табличным интегралам.

Метод замены переменной (подстановки)

Этот способ заключается в переходе от данной переменной интегрирования к другой переменной для упрощения подынтегрального выражения и приведения его к табличному виду. В интеграле Метод непосредственного интегрирования - student2.ru сделаем подстановку Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , где функция Метод непосредственного интегрирования - student2.ru имеет непрерывную производную. Тогда: Метод непосредственного интегрирования - student2.ru на основании независимости неопределенного интеграла от выбора аргумента: Метод непосредственного интегрирования - student2.ru – формула замены переменных в неопределенном интеграле. Иногда целесообразно подбирать подстановку в виде Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , тогда Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , где Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Метод интегрирования по частям

Интегрирование по частям состоит в том, что подынтегральное выражение заданного интеграла представляется каким-либо образом в виде произведения двух сомножителей u и dv (это, как правило, можно осуществить несколькими способами); затем, после нахождения v и du, используется формула интегрирования по частям.

Если u=u(x) и v=v(x) – дифференцируемые функции, тогда d(uv)=vdu+udv, откуда udv=d(uv)-vdu. Интегрируя последнее выражение, получаем: Метод непосредственного интегрирования - student2.ru – формула интегрирования по частям, которая применяется в тех случаях, если интеграл в правой части более прост, чем исходный. Эта формула дает возможность свести вычисление интеграла Метод непосредственного интегрирования - student2.ru к вычислению интеграла Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , который может оказаться существенно более простым, чем исходный.

Решение задач

Пример 7.1. Найти интегралы:

1) Метод непосредственного интегрирования - student2.ru . 2) Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Решение. 1) Применяя свойства 4 и 5 неопределенного интеграла, а также алгебраические преобразования сведем интеграл к трем табличным интегралам:

Метод непосредственного интегрирования - student2.ru

Метод непосредственного интегрирования - student2.ru ;

2) Учитывая, что Метод непосредственного интегрирования - student2.ru и используя основные формулы интегрирования, имеем: Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Пример 7.3. Найти интегралы:

1) Метод непосредственного интегрирования - student2.ru . 2) Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Решение. 1) Введем замену: пусть x=4t, тогда dx=d(4t)=4dt. Следовательно, можем записать:

Метод непосредственного интегрирования - student2.ru Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

2) Положим Метод непосредственного интегрирования - student2.ru . Тогда Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , следовательно Метод непосредственного интегрирования - student2.ru . Можем записать:

Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Пример 7.4. Найти интеграл Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Решение. Интеграл будем искать методом интегрирования по частям. Положим Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , Метод непосредственного интегрирования - student2.ru ; тогда Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , Метод непосредственного интегрирования - student2.ru . Применяем формулу интегрирования по частям: Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Мы добились понижения степени х на единицу. Чтобы найти Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , применим ещё раз интегрирование по частям. Пусть Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , Метод непосредственного интегрирования - student2.ru ; тогда Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , Метод непосредственного интегрирования - student2.ru и можно записать

Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Пример 7.5. Найти интегралы:

1) Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

2) Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

3) Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

4 Метод непосредственного интегрирования - student2.ru ;

5) Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Решение: 1). Применим метод непосредственного интегрирования: Метод непосредственного интегрирования - student2.ru

2). Воспользуемся формулой сокращенного умножения для преобразования подынтегральной функции и применим метод непосредственного интегрирования:

Метод непосредственного интегрирования - student2.ru

Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

3). Этот интеграл можно найти с помощью замены переменной. Полагая Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , имеем Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , т.е. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru . Отсюда получим

Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

4). Введем подстановку: Метод непосредственного интегрирования - student2.ru

Метод непосредственного интегрирования - student2.ru

Метод непосредственного интегрирования - student2.ru 5). Применим метод интегрирования по частям. Пусть Метод непосредственного интегрирования - student2.ru Метод непосредственного интегрирования - student2.ru ; тогда Метод непосредственного интегрирования - student2.ru . Используя формулу интегрирования по частям, получим Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Пример 7.6. Найти закон изменения скорости тела, если уравнение ускорения имеет вид: Метод непосредственного интегрирования - student2.ru и, если известно, что скорость тела через 2 секунды была равна 10 Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Решение: Так как ускорение движения тела есть первая производная скорости движения по времени, то имеет место формула Метод непосредственного интегрирования - student2.ru . Следовательно, можно записать Метод непосредственного интегрирования - student2.ru . Проинтегрировав данное соотношение, получим Метод непосредственного интегрирования - student2.ru . Тогда Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Исходя из начальных условий: при Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , найдем С:

Метод непосредственного интегрирования - student2.ru Þ Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Итак, уравнение скорости движения тела Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Самостоятельная работа студентов на занятии.

Найти интегралы

1. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

2. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

3. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

4. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

5. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

6. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

7. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

8. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

9. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

10. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

11. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Задание на дом.

6.1. Практика:

6.1.1. Найти интегралы:

1. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

2. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

3. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

4. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

5. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

6. Метод непосредственного интегрирования - student2.ru

Теория.

1. Лекция по теме «Понятие определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. Приложение определенного интеграла к решению прикладных задач».

2. Занятие 5 данного методического пособия.

3. Павлушков И.В. и другие стр. 157-177.

Занятие 5. Определенный интеграл и его основные свойства. Приложения определенного интеграла.

Актуальность темы: понятие определенного интеграла широко используется в математике и других науках для вычисления площадей плоских фигур, работы переменной силы и т.п.

Цель занятия: освоить методы вычисления определенного интеграла, решения прикладных задач.

Целевые задачи:

знать: понятие определенного интеграла, свойства определенного интеграл, формулу Ньютона-Лейбница, определенный интеграл с переменным верхним пределом;

уметь: вычислять определенный интеграл, пользуясь формулой Ньютона-Лейбница; применять методы интегрирования для вычисления определенного интеграла, решения прикладных задач.

Краткие сведения из теоретического курса.

Определенный интеграл как предел интегральной суммы

Пусть функция y=f(x) определена на отрезке [a, b], a<b. Выполним следующие действия: разобьем отрезок [a, b] точками а=х01…,хn=b (х01<…<хn) на n частичных отрезков [x0, x1], [x1, x2],… [xn-1, xn]; в каждом частичном отрезке [xi-1, xi] возьмем произвольную точку сi и вычислим f(ci); умножим f(ci) на длину соответствующего частичного отрезка Dxi=xi–xi-1: f(ci)Dxi и составим сумму всех таких произведений. Сумма всех таких произведений Метод непосредственного интегрирования - student2.ru называется интегральной суммой функции y=f(x) на отрезке [a, b]. Найдем предел интегральной суммы, когда n® ∞ или maxDxi®0.

Если при этом интегральная сумма имеет предел I, который не зависит от способа разбиения отрезка на частичные отрезки, ни от выбора в них, то число I называют определенным интегралом и обозначается Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Таким образом, Метод непосредственного интегрирования - student2.ru .

Числа а и b называются, соответственно, нижним и верхним пределами интегрирования, f(x) – подынтегральной функцией, х – подынтегральной функцией, отрезок [a, b] – областью (отрезком) интегрирования.

Функция у= f(x), для которой на отрезке [a, b] существует определенный интеграл Метод непосредственного интегрирования - student2.ru , называется интегрируемой на этом отрезке.

Наши рекомендации