Содерж-е мат разв-я дошкольн.
Мат разв детей дошк возраста осущ как в результате приобретения реб знаний в повседн жизни, режде всего при общении со взрослыми, так и путем целенаправл обуч на занятиях по формиров элементарн мат представлений именно эл мат знания и умения следует рассм как главное ср-во мат разв дошк. В процессе обуч детей мат-ке у них развив способности точнее и полнее восприним окруж мир, выд св-ва и признаки предметов и явл, раскрыв их связи, интерпретир наблюдаемое, формир приемы умствен деят, созд внутрен условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображ, благодаря систем обуч дошкольн мат-ке у них формир сенсорн, перцептивн, вербальн, мыслит идр компоненты общих и спец возможностей. Задатки индивида превращ в конкретн способности ср-в обуч. Благодаря обуч расшир возможности дальнейш усвоения нового, более сложн материала, созд новые резервы обуч. Между обуч и разв сущ взаимн связь. Обуч активно содействует разв реб, но и само опирается на уроень его разв. В этом процессе многое зависит от его содерж-я и методов. Именно содер-е и его структура явл гарантами мат разв реб. Содер-е обуч – объем и хар-р знаний и умений, кот должны овладеть дети в процессе организации различн видов деят. Содер-е мат разв отражено в программе обуч детей мат-ке и условно разделено на 3 направ-я: представление и пон-е, с кот знакомят; зависимости и отношения; мат действия. Анализ различн программ по мат-ке в дет саду позв заключить, что основн в их содерж-и явл достаточно разнообразн круг представл и пон-й: кол-во, число, множество, подмножество, величина, мера, форма предмета. Представл и пон о пространстве (направ-е, расстояние, расположение предметов), о времени. При этом важно подчеркнуть, что каждое мат пон-е формир постепенно. Разн мат пон-я тесно связаны между собой. В дошкольн возрасте основн мат пон-е вводится описательно. Каждое пон-е вводится наглядно путем созерцания конкретн предметов или практич оперирования. В период дошкольн детства имеется достаточно обширная обл предпонятийных житейских пон-й. содерж-е житейских пон-й очень расплывчато. Оно охватыв самые различн формы, предшествующ настоящ. Тем не менее житейские пон-я очень важны для мат раз-я реб. Специфич особенности житейс пон-й такова, что они построены на основе обобщ признаков предмета существен с точки зрения каких – либо нужд чел-ка, выполнен или различн видов практич деят. Дети младш дошк возраста усваив лишь те сообщаемые им сведения, кот необх для достиж-я практич эффекта в игре. У старш дошк формир представление и пон достаточно полно и адекватно отраж опред круг явл. Ознакомление с мат зависимостями и отнош. Дети осозн некот отнош между предметами и множествами, отнош порядка в натур ряду, времен отнош, зависимости между св-ми различн фигур, между величиной мерой и результатом измерения. Особое внимание след выделять требованиям форм у детей опред мат действий: накладывания, прикладывания, пересчитывания, измерения и др. именно овладение действиями оказыв наиб влияние на развитие. Выд 2 группы мат действий : 1. Основн мат действ. 2. Дополнительн, сконструиров в дидактич целях. Содерж-е предмат подготовки в дет саду имеет свои особен кот объясняются: а. спецификой мат пон-й, б. традициями в обучении дошкольн, в. Требованиям современ школы мат разв детей дошкольн возраста. Учебн материал запрограммирован так чтобы на основе уже усвоен более простых знаний и спобоб деят у детей формир новые, кот в свою очередь будут выступать предпосылкой в становл еще более сложн знаний и способов деят и т.д.
Формы организации.
Подласый указыв что форма организ обуч – это внешн выражение согласован деятельн учителя и учащихся, осущ в опред порядке и решении. Логинова и саморукова в дошк пед-ке формой обуч назыв спец организован деят обучающегося, протекающ по опред порядку и в опред решении. Опред-я не отличаются друг от друга, хотя речь идет о детях разн возрастов. Основн формой в школе явл урок. В дет саду занятие. В пер половине 20 в швегер, тихеева, блехер и др предл давать не готовые знания, а развив у них способность черпать эти знания из окружающ жизни самостоятельно; считали, что обуч должно осущ в процессе повседневн жизни и игр, отрицаши необх соц-организован обуч. В 50гг 20в начал разработка теорет основ дошк обуч было предложено прямое обуч детей на обязат коллективн занятиях, за кот закреплялось опред место и время в режиме дня. Леушина разработ зан-я по мат-ке в дет саду. Критикуя взгляды своих предшественников на формы организации обуч она считала, что обуч в повседневн жизни носит эпизодич хар-р и не может охватить всех детей одновременно, оно не обеспечив систематизации приобретен знаний. Леушина подчеркивала что одна из важнейших задач воспитателя заключ в том, чтобы знания умения навыки приобретен детьми на занятиях использов ими в разн жизнен ситуациях. В 30гг 20в метлина разработ конспекты занятий по мат-ке для всех возрастн групп дошкольн возраста. Она предполагала конкретн примеры для закрепления получен знаний и умений в разн ситуациях в различн видах деят. До 90гг считалось, что основн формой для дошк явл занятие, для обуч детей мат-ке зан проводилось 1 раз в неделю. Михайлова говоря о формах обуч мат подчеркивала что зан-я явл основн формой разв элем мат представл в детском саду. Кроме зан-й ею перечислены такие формы обуч как дидактич игры и самой познав деят, но при этом не говорилось о возможн и необх формир мат предстпавл в разн ситуациях в различн видах деят. Согласно современ образов программ зан-е не явл основн формой орган обуч мат в дет саду. Программа радуго предполагает проведение зан-й во время прогулок, во время продуктивн видов деятельн, в процессе игры. «детство» зан-е назыв учебно-игров деят, зан не считают основн средством работы с дошкольниками, их кол-во и продолжит строго не регламентир, считается что зан-е необх для систематизации обобщения углубления личного опыта реб в освоении новых видов деят, в осознании связей и зависимостей, кот скрыты от детей в повседневн жизни и требует спец условий и руководства со стороны взрослого. Согласно программе детство обуч осущ в основн в повседневн жизни путем интеграции естествен для дошк видов деят: общение со взрослыми сверстниками, экспериментир-е. зан-я представл собой комплекс игр и упражнений объединен общей темой или общим героем. Мат-ка нужна детям для ежедневн ориентировке в окруж мире, поэтому мат-ка должна быть растворена в разнообразн видах деят. В узком смысле зан-е поним как урок. Зан-е в широком смысле есть производн от слова заним. Учетно-контрольн зан-е провод раз в квартал. На комплексн зан-и на одном промежутке решают задачи из разн разделов программы. Комплексно-тематич, комплексн зан имеющ темы. Зан по индивид тетрадям, способств реализации индивид подхода в обуч-и, обеспечив индив контроль выполн задании, дети могут реализов желания рисовать в тетради. Зан на кот использ компьютеры – возможность индив подхода в обуч. Зан в увлекат форме – сюжетн и безсюжетн зан(зан – сказки, путешествия). Тематич комплекс - длится как традицион зан 15-20 мин но как правило – это спарен комплексн зан-е, объеденен общей темой. Иногда он может длится целый день, вкл в себя различн режимн моменты.