Цели и задачи обучения математике.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Урицкое, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и авторской программы«Математика 1-4 классы.» В.Н.Рудницкая (Программа к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – издание 2 исправленное – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Учебный год
Календарно – тематическое планирование
по __математике________________
предмет
Классы __4______________
Учитель _Исаева Е.Г._______________
Количество часов
Всего ____140_ час; в неделю __4__ час.
Плановых контрольных уроков _11__, зачетов ___,
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе _Образовательного стандарта начального общего образования по математике и основывается на концепции образовательной области «Математика» и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России__________________________________________
Содержание тем курса по математике 4 класс (140ч)
Число и счёт 9ч
Счёт предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного чис- ча в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, с.
Римская система записи чисел.
Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Универсальные учебные действия:
пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
сравнивать числа;
упорядочивать данное множество чисел.
Величины 12ч
Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.
Сведения из истории математики: старинные меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). Р1стория возникновения месяцев года.
Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и её вычисление. Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближённых значений величины с использованием знака
Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле её значения.
Масштаб. План. Карта. Примеры вычислений с использованием масштаба.
Универсальные учебные действия:
сравнивать значения однородных величин;
упорядочивать данные значения величины;
устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Геометрические понятия 22ч
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).
Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямо- м о м.ник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).
Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их модели, изображение на плоскости, развёртки.
Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы (пересечение) фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на бумаге и клетку.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том чис ле различать направления движения);
различать геометрические фигуры;
характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
конструировать указанную фигуру из частей;
классифицировать треугольники;
распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.
Логико-математическая подготовка 6ч
Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.
Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.
Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как математические примеры истинных и ложных высказываний.
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если… то…», «неверно, что…» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.
Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение примеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.
Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов).
Универсальные учебные действия:
определять истинность несложных утверждений;
приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
конструировать алгоритм решения логической задачи;
делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;
конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;
анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нём составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;
актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
Работа с информацией 5ч
Сбор информации, связанной со счётом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.
Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.
Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.
Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).
Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).
Простейшие графики. Считывание информации.
Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленых на диаграммах.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определённым правилам. Определение правила составления последовательности.
Универсальные учебные действия:
собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;
переводить информацию из текстовой формы в табличную.
Повторение 19ч Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение изученного в течение года. Контрольный устный счет №8 Повторение. Число и счёт. Повторение Арифметические действия и их свойства. Повторение Величины. Повторение. Работа с текстовыми задачами Повторение. Геометрические понятия Повторение. Логико-математическая подготовка Повторение. Работа с информацией
Резерв 4ч
Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс
Планируемые результаты обучения.
К концу обучения в четвертом классеученик научится:
называть:
· любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
· классы и разряды многозначного числа;
· единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
· пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представ ленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать:
· многозначные числа;
· значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
· различать:
· цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;
· читать:
· любое многозначное число;
· значения величин;
· информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
· устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
· письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
· способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
· способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с по мощью циркуля и линейки;
моделировать:
— разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать:
— многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
· значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
· анализировать:
· структуру составного числового выражения;
· характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
· конструировать:
· алгоритм решения составной арифметической задачи;
— составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;
контролировать:
— свою деятельность: проверять правильность вычислений с многознач ными числами, используя изученные приемы;
решать учебные и практические задачи:
· записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
· вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
· решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
· формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
· вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
К концу обучения в четвертом классеученик может научиться:
называть:
— координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать:
— величины, выраженные в разных единицах;
различать:
· числовое и буквенное равенства;
· виды углов и виды треугольников;
· понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
воспроизводить:
— способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры:
· истинных и ложных высказываний;
· оценивать:
· точность измерений;
исследовать:
— задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать:
· информацию представленную на графике;
· решать учебные и практические задачи:
· вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
— исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
— прогнозировать результаты вычислений;
— читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
· измерять длину, массу, площадь с указанной точностью,
· сравнивать углы способом наложения, используя модели.
Учебно – методическое обеспечение
Литература:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.
Беседы с учителем. 4 класс четырёхлетней начальной школы.
Математика: 4 класс: методика обучения / В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе, - М.: Вентана-Граф, 2009.
Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н., Рыдзе О.А.. Математика: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Математика: 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 / для учащихся общеобразовательных учреждений /
под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Оценка знаний. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. - М.: Вентана- Граф, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации ( CD- ROM )
Оборудование:
- Учебные столы. Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).Компьютер.
Дидактические материалы:
- счетный материал;
- фишки;
- набор геометрических фигур;
- набор “Уголки»;
- схемы;
- набор цифр;
- таблицы сложения чисел
- дидактические куклы; дидактические игры;
- карточки заданий; тесты.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Урицкое, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и авторской программы«Математика 1-4 классы.» В.Н.Рудницкая (Программа к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – издание 2 исправленное – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Цели и задачи обучения математике.
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
· предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
· умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
· реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне,
соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приёма решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Согласно программе на изучение программного материала в 4 классе отводится 4 часа в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Математика» отведено 4 часа в неделю (140 часов).
В результате обучения детей математике предполагается достижение следующих результатов:
Личностными результатами обучения учащихся являются:
¾ самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
¾ готовность и способность к саморазвитию;
¾ сформированность мотивации к обучению;
¾ способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
¾ заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
¾ готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
¾ способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
¾ способность к самоорганизованности;
¾ высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
¾ владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметнымирезультатами обучения являются:
¾ владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
¾ понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
¾ планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
¾ выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
¾ создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
¾ понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
¾ адекватное оценивание результатов своей деятельности;
¾ активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
¾ готовность слушать собеседника, вести диалог;
¾ умение работать в информационной среде.
Предметнымирезультатами учащихся являются:
¾ овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
¾ умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
¾ овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
¾ умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Учебный год
Календарно – тематическое планирование
по __математике________________
предмет
Классы __4______________
Учитель _Исаева Е.Г._______________
Количество часов
Всего ____140_ час; в неделю __4__ час.
Плановых контрольных уроков _11__, зачетов ___,
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе _Образовательного стандарта начального общего образования по математике и основывается на концепции образовательной области «Математика» и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России__________________________________________