Цели и задачи обучения математике.

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Урицкое, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и авторской программы«Математика 1-4 классы.» В.Н.Рудницкая (Программа к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – издание 2 исправленное – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Учебный год

Календарно – тематическое планирование

по __математике________________

предмет

Классы __4______________

Учитель _Исаева Е.Г._______________

Количество часов

Всего ____140_ час; в неделю __4__ час.

Плановых контрольных уроков _11__, зачетов ___,

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе _Образовательного стандарта начального общего образования по математике и основывается на концепции образовательной области «Математика» и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России__________________________________________

Содержание тем курса по математике 4 класс (140ч)

Число и счёт 9ч

Счёт предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного чис- ча в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, с.

Римская система записи чисел.

Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.

Универсальные учебные действия:

пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;

сравнивать числа;

упорядочивать данное множество чисел.

Величины 12ч

Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.

Сведения из истории математики: старинные меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). Р1стория возникновения месяцев года.

Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и её вычисление. Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближённых значений величины с использованием знака

Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле её значения.

Масштаб. План. Карта. Примеры вычислений с использованием масштаба.

Универсальные учебные действия:

сравнивать значения однородных величин;

упорядочивать данные значения величины;

устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Геометрические понятия 22ч

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).

Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямо- м о м.ник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).

Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их модели, изображение на плоскости, развёртки.

Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы (пересечение) фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на бумаге и клетку.

Универсальные учебные действия:

ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том чис ле различать направления движения);

различать геометрические фигуры;

характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;

конструировать указанную фигуру из частей;

классифицировать треугольники;

распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.

Логико-математическая подготовка 6ч

Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.

Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.

Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как математические примеры истинных и ложных высказываний.

Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если… то…», «неверно, что…» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.

Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение примеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.

Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов).

Универсальные учебные действия:

определять истинность несложных утверждений;

приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;

конструировать алгоритм решения логической задачи;

делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;

конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;

анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нём составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;

актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).

Работа с информацией 5ч

Сбор информации, связанной со счётом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.

Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.

Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.

Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).

Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).

Простейшие графики. Считывание информации.

Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленых на диаграммах.

Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определённым правилам. Определение правила составления последовательности.

Универсальные учебные действия:

собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;

сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;

переводить информацию из текстовой формы в табличную.

Повторение 19ч Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение изученного в течение года. Контрольный устный счет №8 Повторение. Число и счёт. Повторение Арифметические действия и их свойства. Повторение Величины. Повторение. Работа с текстовыми задачами Повторение. Геометрические понятия Повторение. Логико-математическая подготовка Повторение. Работа с информацией

Резерв 4ч

Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс

Планируемые результаты обучения.

К концу обучения в четвертом классеученик научится:

называть:

· любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;

· классы и разряды многозначного числа;

· единицы величин: длины, массы, скорости, времени;

· пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представ ленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);

сравнивать:

· многозначные числа;

· значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

· различать:

· цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;

· читать:

· любое многозначное число;

· значения величин;

· информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;

воспроизводить:

· устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;

· письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;

· способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);

· способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с по мощью циркуля и линейки;

моделировать:

— разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;

упорядочивать:

— многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);

· значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

· анализировать:

· структуру составного числового выражения;

· характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;

· конструировать:

· алгоритм решения составной арифметической задачи;

— составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;

контролировать:

— свою деятельность: проверять правильность вычислений с многознач ными числами, используя изученные приемы;

решать учебные и практические задачи:

· записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;

· вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;

· решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);

· формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;

· вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.

К концу обучения в четвертом классеученик может научиться:

называть:

— координаты точек, отмеченных в координатном углу;

сравнивать:

— величины, выраженные в разных единицах;

различать:

· числовое и буквенное равенства;

· виды углов и виды треугольников;

· понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);

воспроизводить:

— способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;

приводить примеры:

· истинных и ложных высказываний;

· оценивать:

· точность измерений;

исследовать:

— задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);

читать:

· информацию представленную на графике;

· решать учебные и практические задачи:

· вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;

— исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;

— прогнозировать результаты вычислений;

— читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;

· измерять длину, массу, площадь с указанной точностью,

· сравнивать углы способом наложения, используя модели.

Учебно – методическое обеспечение

Литература:

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.

Беседы с учителем. 4 класс четырёхлетней начальной школы.

Математика: 4 класс: методика обучения / В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе, - М.: Вентана-Граф, 2009.

Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н., Рыдзе О.А.. Математика: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Математика: 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 / для учащихся общеобразовательных учреждений /

под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009.

Оценка знаний. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. - М.: Вентана- Граф, 2007.

Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации ( CD- ROM )

Оборудование:

  • Учебные столы. Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).Компьютер.

Дидактические материалы:

  • счетный материал;
  • фишки;
  • набор геометрических фигур;
  • набор “Уголки»;
  • схемы;
  • набор цифр;
  • таблицы сложения чисел
  • дидактические куклы; дидактические игры;
  • карточки заданий; тесты.

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Урицкое, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и авторской программы«Математика 1-4 классы.» В.Н.Рудницкая (Программа к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – издание 2 исправленное – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Цели и задачи обучения математике.

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

· предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

· умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

· реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне,

соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приёма решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

Согласно программе на изучение программного материала в 4 классе отводится 4 часа в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Математика» отведено 4 часа в неделю (140 часов).

В результате обучения детей математике предполагается достижение следующих результатов:

Личностными результатами обучения учащихся являются:

¾ самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

¾ готовность и способность к саморазвитию;

¾ сформированность мотивации к обучению;

¾ способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

¾ заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

¾ готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

¾ способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

¾ способность к самоорганизованности;

¾ высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

¾ владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметнымирезультатами обучения являются:

¾ владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

¾ понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

¾ планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

¾ выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

¾ создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

¾ понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

¾ адекватное оценивание результатов своей деятельности;

¾ активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

¾ готовность слушать собеседника, вести диалог;

¾ умение работать в информационной среде.

Предметнымирезультатами учащихся являются:

¾ овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

¾ умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

¾ овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

¾ умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Учебный год

Календарно – тематическое планирование

по __математике________________

предмет

Классы __4______________

Учитель _Исаева Е.Г._______________

Количество часов

Всего ____140_ час; в неделю __4__ час.

Плановых контрольных уроков _11__, зачетов ___,

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе _Образовательного стандарта начального общего образования по математике и основывается на концепции образовательной области «Математика» и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России__________________________________________

Наши рекомендации