Указания к решению задач контрольной работы №1

К задаче 1.1

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

а) Решим систему методом Гаусса. Запишем расширенную матрицу системы и приведем ее к треугольному виду при помощи элементарных преобразований матрицы, выполненных над строками:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Здесь оставили первую строку без изменения, затем первую строку умножили на (−3), а вторую на 2, сложили их и записали второй строкой, после чего первую строку умножили на 2, сложили с третьей строкой и записали третьей строкой.

Затем, оставив первую и вторую строки без изменений, умножим вторую строку на (−5), а третью – на 7, сложим их и запишем третьей строкой:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Ранг основной матрицы равен рангу расширенной матрицы и равен количеству неизвестных

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Система совместна, имеет единственное решение.

Поставим в соответствие расширенной матрице систему, эквивалентную исходной, решение которой совершаем снизу вверх:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Из третьего уравнения получим Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Подставляя значение Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru во второе уравнение, получим Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Подставляя значения Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru и Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru в первое уравнение, получим Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

Ответ: (2; 1; 1).

б) Решим систему уравнений по формулам Крамера. Формулы Крамера имеют вид:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

где Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru – определитель системы, Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru ; Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru получим из определителя Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru системы, заменой i-го столбца столбцом свободных членов.

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru 124,

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru ,

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Значит, по формулам Крамера

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

в) Решим систему с помощью обратной матрицы. Запишем систему в матричной форме

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Найдем обратную матрицу Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Определитель системы Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , значит, матрица Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru невырожденная и имеет обратную матрицу, определяемую по формуле

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Вычислим алгебраические дополнения элементов матрицы:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Таким образом,

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

и искомое решение имеет вид

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

К задаче 1.2

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Выпишем матрицу системы и выполним элементарные преобразования строк матрицы. Для этого поочередно первую строку умножим на (–3), (–1) и
(–5) и сложим соответственно со второй, третьей и четвертой строками. Затем умножим вторую строку преобразованной матрицы на (–1) и сложим ее с третьей и четвертой строками. В результате получим матрицу с двумя нулевыми строками.

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru ~ Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru ~ Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru ~ Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

Ранг матрицы A равен 2 и меньше количества неизвестных Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .Следовательно, система имеет нетривиальное решение.

Базисный минор – Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , базисные переменные – Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru ; свободные переменные – Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Сокращенная система имеет вид

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru Û Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru Û Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru Û

Û Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Пусть Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Получим общее решение в виде:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Положив Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru и Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , из общего решения получим фундаментальную систему решений:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

К задаче 1.3

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

1) Определим координаты вектора Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru :

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru ;

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

Определим длину вектора Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru :

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

2) Найдем скалярное произведение векторов Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru :

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

3) Косинус угла Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru между векторами Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru найдем по формуле

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Длины векторов Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru равны

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru Значит, по формуле (1)

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

4) Имеем

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

5)Площадь Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru параллелограмма, построенного на векторах Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru (кв. ед.).

Площадь Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru треугольника, построенного на векторах Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

6) Объем Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru параллелепипеда, построенного на векторах Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , равен

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Объем Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru пирамиды, построенной на векторах Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , равен

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

К задаче 1.4

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

1) Запишем уравнение прямой BC как уравнение прямой, проходящей через две точки, по формуле:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Имеем

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Координаты нормального вектора, перпендикулярного прямой BC Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , угловой коэффициент Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

2) Составим уравнение прямой Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , параллельной прямой Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Так как прямые Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru и Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru параллельны, то их угловые коэффициенты равны

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Составим уравнение прямой Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru по формуле

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

где Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru координаты точки A, Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Имеем

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

отсюда Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru – уравнение прямой, параллельной прямой BC.

3) Составим уравнение высоты AH. Так как прямаяAH перпендикулярна прямой BC, то

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Находим уравнение высоты:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

4) Составим уравнение медианы BM. Найдем координаты точки M – середины отрезка AC:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Запишем уравнение прямой BM как уравнение прямой, проходящей через две точки B и M:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

отсюда Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru – уравнение медианы BM.

5) Найдем координаты точки E пересечения прямых AH и BM, решив систему уравнений:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Отсюда Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Точка Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

6)Найдем длину высоты AH как расстояние от точки Aдо прямой BC по формуле

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

где Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru – координаты точки A, Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru –общее уравнение прямой BC.

Получим по формуле (2)

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

К задаче 1.5

а) Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Уравнение кривой получим, разделив обе части данного уравнения на 16:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Получили эллипс, полуоси которого Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru и Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

Построим эллипс (рис. 1).

x
y
−2
−4
Рис. 1

б) Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Уравнение кривой получим, разделив обе части данного уравнения на 2:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Получили гиперболу с одинаковыми полуосями Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Фокусы гиперболы находятся на оси Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Уравнения асимптот Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

Строим гиперболу, причем сначала построим ее асимптоты (рис. 2).

x
y
Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru
Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru
Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru
Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru
Рис. 2

в) Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

Уравнение кривой получим, преобразовав уравнение к виду

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru Точка Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru – вершина параболы. Ветви параболы направлены вниз. Парабола симметрична относительно оси Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

Строим параболу (рис. 3).

x
y
−3
Рис. 3

К задаче 1.6

A (2; 1; −1), B (3; 0; 2), C (−1; 2; 2), D (0; 1; −3).

1) Пусть Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru – произвольная точка плоскости. Тогда векторы Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru компланарны, поэтому

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Раскрывая определитель, получим Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

или Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru Это и есть искомое уравнениеплоскости.

2) Выпишем координаты перпендикулярных к плоскостям ABC и xOy векторов Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Тогда, по формуле (1),

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

то есть Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

3) В качестве направляющего вектора оси Oz можно взять вектор
Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Так как нормальный вектор Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru плоскости ABC имеет координаты Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru ,то

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

4) Вектор Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , перпендикулярный данной плоскости xOy
(или Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru ), будет, очевидно, параллелен искомой. Таким образом, искомая плоскость проходит через точки Bи C параллельно вектору Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

Пусть Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru – произвольная точка искомой плоскости, тогда векторы Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru и Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru компланарны, следовательно, их смешанное произведение равно нулю:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Вычисляя определитель, получим искомое уравнение плоскости

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

5) Вектор Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , перпендикулярный плоскости P, будет направляющим вектором перпендикуляра AF. Поэтому канонические уравнения этого перпендикуляра имеют вид

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

6) Параметрические уравнения прямойAF:

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Подставляя значения Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru в уравнение плоскости P

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

найдем значение параметра Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , отвечающее точке F как точке пересечения прямой AF с плоскостью P.Следовательно,

Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

7) Найдем длину AF: Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Контрольная работа №2

Задача 2.1.Даны комплексные числа Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru и Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Вычислить Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , где
Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru . Для контроля проверить равенство Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

1. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

2. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

3. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

4. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

5. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

6. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

7. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

8. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

9. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

10. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru , Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

Задача 2.2.Решить уравнение:

1. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru 2. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

3. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru 4. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

5. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru 6. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

7. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru 8. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

9. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru 10. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Задача 2.3.

1. Автобусу, в котором находится 10 пассажиров, предстоит сделать 5 остановок. Сколькими способами могут распределиться пассажиры между этими остановками, начиная со второй?

2. Общество из 20 членов выбирает открытым голосованием из своего состава одного представителя. Сколькими способами может произойти голосование, если каждый голосует за одного человека (быть может, и за себя)?

3. Общество из 20 человек выбирает «тайным» голосованием (учитывается лишь число голосов, полученных каждым кандидатом, но неизвестно, кто за него голосовал) из своего состава одного представителя. Сколькими способами может произойти голосование, если каждый голосует за одного человека?

4. Сколькими способами можно разделить на команды по 5 человек для игры в баскетбол группу из 20 человек?

5. Сколькими способами 3 человека могут разделить между собой 2 яблока, 5 груш, 4 сливы, 3 апельсина и 1 мандарин (фрукты одного вида считаются одинаковыми)?

6. Переплетчик должен переплести 12 одинаковых книг вкрасный, зеленый и синий переплеты. Сколькими способами он может это сделать?

7. Сколькими способами можно разделить на команды по 6 человек для игры в волейбол группу из 24 человек?

8. Сколькими способами 4 черных шара, 6 белых шаров и 2 красных шара можно разложить в 6 различных ящиков?

9. Сколькими способами можно разложить 15 различных книг на 3 бандероли по 4 книги и одну бандероль в 3 книги?

10. Из 80 маслят хотят сделать 4 связки по 20 грибов в каждой. Сколькими способами это можно сделать?

Задача 2.4.Составить таблицу истинности функции и написать для нее совершенную ДНФ и совершенную КНФ.

1. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru 2. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru .

3. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru 4. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

5. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru 6. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

7. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru 8. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

9. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru 10. Указания к решению задач контрольной работы №1 - student2.ru

Задача 2.5.Для орграфа найти кратчайший путь от x к y с помощью алгоритма Дейкстры.

y
v1
v3
x
v2
v4
v5
1.

y
v1
v3
x
v2
v4
v5
2.

y
v1
v3
x
v2
v4
v5
3.

y
v1
v3
x
v2
v4
v5
4.

y
v1
v3
x
v2
v4
v5
5.

y
v1
v3
x
v2
v4
v5
6.

y
v1
v3
x
v2
v4
v5
7.

y
v1
v3
x
v2
v4
v5
8.

y
v1
v3
x
v2
v4
v5
9.

y
v1
v3
x
v2
v4
v5
10.

Наши рекомендации