Указания к решению задач контрольной работы №3
К задаче 3.1
Непосредственная подстановка в данное выражение предельного значения аргумента приводит к неопределенному выражению Следовательно, прежде чем перейти к пределу, преобразуем данное выражение
Имеем неопределенность вида Чтобы ее раскрыть, умножаем числитель и знаменатель на выражение, сопряженное числителю. После этого можно сократить на и применить свойство предела частного:
Имеем неопределенности вида которые можно раскрыть, поделив числитель и знаменатель дробей на , где k – старшая степень многочленов в числителе и знаменателе:
Имеем неопределенность вида . Преобразуем числитель и знаменатель по формулам тригонометрии и раскроем неопределенность, учитывая эквивалентность бесконечно малых:
Имеем неопределенности вида , которые раскрываем, используя второй замечательный предел:
1) Способ 1.
Способ 2. Воспользуемся формулой
К задаче 3.2
Функция определена при .
Чтобы функция была непрерывна в точке , необходимо, чтобы односторонние пределы при слева и справа были равны и равны значению функции в точке . Имеем
Следовательно, отсюда и
График функции показан на рис. 4.
x |
y |
−1 |
Рис. 4 |
К задаче 3.3
а) .
1) Применим логарифмическое дифференцирование:
Итак,
>
Дифференцируем заданное соотношение и определим затем :
г)
Используем формулу производной параметрически заданной функции:
К задаче 3.4
Преобразуем функцию . При имеем неопределенность вида к которой применим правило Лопиталя дважды. Переходя к отношению производных, получим
К задаче 3.5
Исследование функции будем производить по следующей схеме:
1) находим область определения функции , точки разрыва;
2) находим асимптоты графика функции;
3) проверяем симметрию графика (четность, нечетность функции), периодичность;
4) находим интервалы монотонности, экстремумы;
5) находим интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба;
6) находим точки пересечения с осями координат;
7) проводим, в случае необходимости, исследование графика на концах ;
8) строим график функции.
Исследуем данную функцию по изложенной выше схеме:
1) Область определения функции .
– точка разрыва функции.
2) Вертикальная асимптота:
следовательно, – вертикальная асимптота.
Наклонная асимптота: .
следовательно, – горизонтальная асимптота.
4) Находим интервалы монотонности, экстремумы:
Для нахождения критических точек решаем уравнение , то есть
, отсюда – подозрительная на экстремум. Точка – точка разрыва функции, она не может быть точкой экстремума. Составляем схему интервалов монотонности и экстремумов:
Знак |
Поведение функции y |
−3 |
+ |
− |
− |
x |
max |
точка разрыва |
Следовательно,
На интервале функция возрастает, на интервале
функция убывает.
5) Находим интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба:
при , , отсюда точка – подозрительная на перегиб. Точка – точка разрыва функции, она не может быть точкой пререгиба. Составляем схему интервалов выпуклости, вогнутости и точек перегиба:
Знак |
Поведение функции y |
−4 |
+ |
− |
+ |
x |
точка перегиба |
На интервале кривая вогнута, на интервале кривая выпукла. Точка – точка перегиба, f
6) Находим точки пересечения с осью Ox:
Точек пересечения с осью Oy нет: .
7) Проводим дополнительное исследование:
а) на интервале , график функции выше оси Ox; на интервале , график функции ниже оси Ox.
б) исследуем поведение функции на бесконечности:
8) Строим график функции (рис. 5).
−1 |
−2 |
−3 |
−4 |
x |
y |
Рис. 5 |
Контрольная работа №4
Задача 4.1.Найти и построить область определения D данной функции.
1. . 2. .
3. . 4. .
5. . 6. .
7. . 8. .
9. . 10. .
Задача 4.2.Дана функция . Проверить, удовлетворяет ли эта функция заданному уравнению. Показать, что .
1. , .
2. , .
3. , .
4. , .
5. , .
6. , .
7. , .
8. , .
9. , .
10. , .
Задача 4.3.Исследовать на экстремум функцию.
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
6. .
7. .
8. .
9. .
10. .
Задача 4.4.Найти неопределенный интеграл.
1. а) ; б) ;
в) ; г) .
2. а) ; б) ;
в) ; г) .
3. а) ; б) ;
в) ; г) .
4. а) ; б) ;
в) ; г) .
5. а) ; б) ;
в) ; г) .
6. а) ; б) ;
в) ; г) .
7. а) ; б) ;
в) ; г) .
8. а) ; б) ;
в) ; г) .
9. а) ; б) ;
в) ; г) .
10. а) ; б) ;
в) ; г) .
Задача 4.5.Вычислить несобственные интегралы или установить их расходимость.
1. а) , б) .
2. а) , б) .
3. а) , б) .
4. а) , б) .
5. а) , б) .
6. а) , б) .
7. а) , б) .
8. а) , б) .
9. а) , б) .
10. а) , б) .
Задача 4.6.Вычислить площадь фигуры, ограниченной данными линиями.
1.
2.
3.
4. .
5.
6.
7.
8.
9.
10.