Классификация задач на нахождение четвертого пропорционального

В задачах нахождение четвертого пропорционального даны три величины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна постоянная, при этом даны два значения одной переменной величины и одно из соответствующих значений другой переменной, а второе значение этой величины является искомым. Используя любые три величины, связанные пропорциональной зависимостью, можно составить шесть видов задач на нахождение четвертого пропорционального.

Классификация задач на нахождение четвертого пропорционального

№ задач Величины Задачи
Цена Количество стоимость
I. Постоянная Даны два значения Дано одно значение, а другое является искомым За 2 кг моркови уплатили 30 коп. Сколько надо уплатить за 6 кг моркови по такой же цене?
II. постоянная Дано одно значение, а другое является искомым Даны два значения За 6 кг моркови уплатили 90 коп. Сколько килограммов моркови по такой же цене можно купить на 30 коп.??
III. Даны два значения Постоянная Дано одно значение, а другое является искомым За кусок льняного полотна ценой по 2 руб. за метр уплатили 8 руб. Сколько уплатили за кусок шелкового полотна такой же длины, если его цена 4 руб. за метр?
IV. Дано одно значение, а другое является искомым Постоянная Даны два значения За кусок шелкового полотна ценой по 4 руб. за метр уплатили 16 руб., а за кусок льняного полотна такой же длины уплатили 8 руб. По какой цене покупали льняное полотно?
V. Даны два значения Дано одно значение, а другое является искомым Постоянная За 6 детских костюмов ценой по 12 руб. уплатили столько же, сколько за детские пальто ценой по 36 руб. Сколько купили детских пальто?
VI. Дано одно значение, а другое является искомым Даны два значения Постоянная За 2 детских пальто ценой по 36 руб. уплатили столько же, сколько за 6 детских костюмов. По какой цене покупали костюмы?

Первые четыре задачи с прямо пропорциональной зависимостью величин, а две последние с обратно пропорциональной.

Каждую из этих шести задач можно решить способом, нахождения значения постоянной величины, а затем, используя его, найти искомое. Для задач I и II видов этот способ называется способом приведения к единице, а начиная с III класса используют способ составление уравнений. Эти задачи решаются во II и III классах. Во II классерассматриваются задачи с прямо пропорциональной зависимостью, при этом включаются задачи с группами величин: цена, количество, стоимость. В III классе рассматривается все шести видов задач, при этом вводятся новые группы величин: скорость, время, расстояние; длина прямоугольника, его ширина и площадь.

2. методика решения задач на нахождение четвертого пропорциональногоПодготовительная работа к решению задач на нахождение четвертого пропорционального предусматривает ознакомление с величинами и связями между ними.

Перед введением задач этого вида, знакомят детей с величинами: цена, стоимость, скорость и др. При этом, одновременно, раскрывается связь между пропорциональными величинами При ознакомлении с величинами цена, количество, стоимость можно провести игру в «магазин». Что продается в магазине? Назовите цену тетради. Что показывает цена? Сколько купили тетрадей? Что означает число 3?

Учитель прикрепляет к доске 4 блокнота, под каждым записана цена «5 коп.».

Цена Количество Стоимость
5 коп. 4 блокнота ?

Что известно в этой задаче? (Цена и количество.) Что требуется узнать? (Стоимость.) Если известны цена и количество, то каким действием находят стоимость? (Умножением.)

Так же раскрываются связи: если известны стоимость и количество, то можно найти цену действием деления; если известны стоимость и цена, то можно найти количество действием деления.

Для закрепления знания связей между величинами включают простые задачи для устного решения, упражнения на составление и решение обратных задач по отношению к данной простой задаче. Для письменного решения предлагают составные задачи.Так же проводится работа в III классе над двумя группами величин: скорость, время, расстояние и длина прямоугольника, его ширина и площадь. Связи между величинами каждой из других групп учащиеся устанавливают самостоятельно, по аналогии. Одновременно следует наблюдать за изменением одной из трех величин в зависимости от изменения другой при неизменной третьей. Например, предлагается упражнение в решении ряда односюжетных задач: «Блокнот стоит 5 коп. Сколько будут стоить 2 блокнота; 3 блокнота; 5 блокнотов; 8 блокнотов; а блокнотов?» Решение целесообразно записать в таблице.

Прослеживая изменение величин, устанавливают зависимость: при увеличении или уменьшении числа блокнотов их стоимость увеличивается или уменьшается, если блокноты покупают по одной и той же цене, а также: если число блокнотов увеличить или уменьшить в несколько раз, то их стоимость увеличится или уменьшится во столько же раз, если цена останется неизменной.

Первыми решают задачи с величинами: цена, количество, стоимость, опираясь на практический опыт детей ( задачи I вида), при этом их иллюстрируют рисунком или выполняют краткую запись в таблице.

При повторении задачи дети объясняют, что показывает каждое число: 6 — это количество тетрадей в клетку, 12 коп.— их стоимость и т. п.

Полезно до решения задачи сделать прикидку ( установить, какое число получится в результате решения: больше или меньше одного из данных чисел, и объяснить почему). Решение первых задач следует записывать с пояснениями. Проверка решения выполняется способом составления и решения обратных задач и способом установления границ ответа.

№ 2 Вычислительные приемы для чисел первого десятка

Вычислительные приемы первого десятка изучаются в теме «Сложение и вычитание в пределах 10» в 1 классе при обучении по любому учебнику математики для начальных классов. Результатом изучения данной темы должно явиться формирование осоз­нанной самостоятельной вычислительной деятельности ребенка. При этом программой оговорена необходимость знания наизусть результатов действий сложения и вычитания в пределах 10 (так называемое «табличное сложение и вычитание»).

Наши рекомендации