При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель.

Например:240 : 30 = 240 : (3 • 10) = (240 :10): 3 = 24 : 3 = 8

2700 : 900 = 2700 : (9 • 100) = 2700 : 100 : 9 = 27 : 9 = 3

В основе письменного деления на разрядные числа лежит общий алгоритм деления на однозначное число. При ознакомлении с делением на двузначное число сначала рассматривают случаи, когда в частном получается одна цифра.

При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель. - student2.ru Например: Эту цифру частного находят приемом подбора с последующей проверкой.

Два приема подбора цифры частного:

1) Прием ориентировки на таблицу умножения однозначных чисел.

При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель. - student2.ru В этом случае ориентируются на последнюю цифру делителя, подбирая такую цифру частного, чтобы при умножении на нее получался результат, совпадающий с последней цифрой делимого.

Например, 384:96

В таблице умножения числа 6 только множитель 4 дает в результате умножения число, оканчивающееся на 4: 6 • 4 = 24. Проверка цифры 4 в качестве пробной цифры частного дает делимое: 96 • 4 = 384. Следовательно 384 : 96 = 4.

2) Прием замены делителя ближайшим разрядным числом.

В этом случае делитель заменяется на ближайшее разрядное число (в данном случае вместо 96 можно брать 90). В отношении разрядного числа легче найти пробную цифру частного. В данном случае деление 38 дес. на 9 дес. дает пробную цифру частного — 4. Затем ее проверяют, умножая на нее делитель. Цифра может подойти, а может и не подойти, поскольку ближайшее разрядное чис­ло берут не по правилу округления, а по принципу отбрасывания единиц. В этом случае проводится коррекция и уточненная цифра частного записывается в ответ.

Эти же приемы облегчения поиска пробной цифры частного можно использовать при делении на трехзначное число.

Например:738 : 246

Заменим число 246 ближайшим разрядным числом — это 200. 200 это 2 сот. Разделим 7 сот. на 2 сот. В частном можно пробовать цифру 3. Проверим эту пробную цифру: умножим 246 на 3, получим 738. Значит 738 : 246 = 3

Прием замены делителя на ближайшее разрядное число часто приводит к тому, что первая подобранная таким путем цифра частного не подходит и ее нужно изменять. Это происходит потому, что замена происходит не по правилам округления, а простым отбрасыванием единиц делителя.

При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель. - student2.ru Например: Заменим 47 на ближайшее разрядное число — это 40, т. е. 40 — это 4 дес. Разделим 28 дес. на 4 дес., получим 7 — это пробная циф­ра частного.

Проверяем, подходит ли цифра 7: 47 • 7 = 329 — это больше, чем 282, значит, в частном должно быть меньше, чем 7.

Проверяем, подходит ли цифра 6 : 47 • 6 = 282. Значит, 282 : 47 = 6.

Использование первого из обозначенных приемов в сочетании с приемом замены делителя на ближайшее разрядное число позволит уменьшить затраты сил и времени на поиски пробных цифр частного.

Использование общего приема округления делителя также позволит быстрее и точнее искать пробную цифру частного. В частности, в данном случае по правилам округления следовало округлять 47 до 50, а значит первая пробная цифра частного — это 6 : 50 • 6 = 300 > 282, но округление произведено с увеличением, а результат близок к делимому, значит можно пробовать 6 в качестве цифры частного.

Случаи, требующие нескольких прикидок по цифрам частного

Случай, когда при первой пробе получается число 10.

При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель. - student2.ru Например: В частном одна цифра. Прием округления, как и прием замены делителя на ближайшее разрядное число, дает в качестве делителя число 100. Первая пробная цифра частного в этом случае получается 10. Но число 10 содержит две цифры, поэтому оно не подходит.

Пробуем в качестве цифры частного 9. Проверяем: 127 • 9 = 1143 > > 1016, значит, цифра 9 не подходит.

Пробуем 8 :127 • 8= 1016. Значит 1016 : 127 = 8.

Случай, когда в частном получается не одна цифра, проще ориентироваться при подборе пробной цифры частного на первые цифры делимого и делителя.

При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель. - student2.ru Например: Первое неполное делимое — 818 десятков, значит, в частном будет две цифры — десятки и единицы.

Первая цифра делимого 8, первая цифра делителя 3, делим 8:3, можно взять по 2. Проверяем первую пробную цифру частного 341 • 2 = 682. Находим остаток 818 - 682 = 136 < 341, значит, цифра 2 подходит.

Второе неполное делимое 1364, первая цифра 1, но она на 3 не разделится. Значит, делим 13 на 3. Можно взять по 4. Проверяем вторую пробную цифру частного 341 • 4 = 1364. Значит, 4 подходит. Деление закончено.

Ответ 24. Пробная цифра частного проверяется устно, и в этом основная трудность деления на двузначное и трехзначное число.

Письменные алгоритмы умножения и деления на двузначное и трехзначное число дети изучают в конце 4 класса.

№ 9 УМНОЖЕНИЕ НА ЧИСЛА, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НУЛЯМИ. Рассмотрим приемы:

а) Прием умножения на разрядные числа:10, 100, 1000,– это связано со знанием нумерации чисел.

Вводятся подготовительные упражнения на замену круглых десятков (сотен) произведением однозначного числа и 10 (100), например: 70=7· 10, 600=6· 100.

Сначала рассматриваются устные приемы умножения на круглые десятки и сотни. Например 15*30; представим число 30 в виде произведения удобных множителей 3 и 10. Получим: 15· 30=15· (3· 10). Здесь удобнее умножить число на первый множитель — на 3, и полученный результат умножить на второй множитель — на 10. Вычислим: 15· 3=45, 45· 10 = 450. Произведение 450. Получается запись: 15· 30= 15· (3· 10) = (15· 3) · 10=450.

Учащиеся путают умножение на круглые десятки с умножением на двузначное число, и правило умножения числа на произведение с правилом умножения числа на сумму (ошибка вида 15*12=300 Ученик умножает 15 на 2 и полученный результат умножает на 10, т. е. он очевидно заменил число 12 суммой разрядных слагаемых 10+2, а далее умножал как на произведение чисел 10 и 2, т. е. на число 20). Аналогичная ошибка встречается в упражнениях на сравнение выражений: 27· 7· 10=27· 7 + 27· 10.

Для предупреждения ошибок выполняют упражнения на сравнение соответствующих приемов вычислений:

6*50=6·* (5·* 10) =6·* 5·* 10=300,

6·* 15=6* (10 + 5) =6* 10 + 6* 5=90

В первом примере второй множитель (50) заменили произведением удобных множителей. (5 и 10) и использовали правило умножения числа на произведение: умножили число 6 на первый множитель и полученное произведение умножили на второй множитель. Во втором примере множитель 15 заменили суммой разрядных слагаемых 10 и 5 и использовали правило умножения числа на сумму; умножили число 6 на первое слагаемое, потом умножили число 6 на второе слагаемое и полученные результаты сложили.

Ученики III класса путают свойства различных действий,: (6+3) · 2 = 6· 2 + 3=6+3· 2; (14 +12)+5= (14 + 5)+ (12 + 5). Путают правило прибавления числа к сумме и умножения суммы на число. В целях предупреждения ошибок в течение всего учебного года уделяют больше внимания сравнению свойств арифметических действий, изученных в I—III классах.

б) Письменное умножение на круглые десятки и сотни

546· 30 = 546· (3· 10) =546· 3· 10.

4

Число 546 сначала умножим на 3 и полученный результат умножаем на 10. Умножаем 546 на 3; трижды шесть—18, восемь пишем, 1 запоминаем; трижды четыре—12, да 1, получится 13, три пишем, 1 запоминаем; трижды пять—15, да 1, получится 16, записываем 16, получаем 1638. Умножаем 1638 на 10, для этого приписываем к полученному числу справа один нуль. Произведение 16380.

в) Умножение на круглые сотни и тысячи выполняется аналогично умножению на круглые десятки. Особого внимания заслуживают случаи, в которых оба множителя оканчиваются нулями, например: 20·30, 400·50, 800·70, 4000·60 и т. д. При решении таких примеров учащиеся рассуждают следующим образом: чтобы умножить 300 на 50, надо 3 сотни умножить на 5, а затем полученное число умножить на 10, будет 150 сотен, или 15000. Такие примеры записываются в строчку и решаются устно.

Аналогичным образом рассуждают ученики и при письменном умножении в том случае, когда оба множителя оканчиваются нулями.

При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель. - student2.ru Записывать такие примеры в столбик удобнее следующим образом:

Выполняя умножение, ученики замечают, что сначала они умножили, например, число 78 или 367 на однозначное, а затем к полученному произведению приписывают столько нулей, сколько их на конце множителей. На основе этого учащиеся формулируют правило: «Если множители оканчиваются нулями, производят умножение, не обращая внимания на эти нули, а затем приписывают к произведению столько нулей, сколько их на конце обоих множителей вместе».

№ 11 ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

Прием письменного деления включает операции:

- замену делимого суммой удобных слагаемых (это чаще называют выделением неполных делимых),

-деление на делитель каждого слагаемого (неполного делимого),

-сложение полученных частных.

Письменное деление всегда начинают с высших разрядов, в отличие от письменного умножения.

Этапы формирования письменного алгоритма деления:

1-й этап: рассматриваются случаи вида 794 : 2; 984 : 4 — первое неполное делимое однозначное;

2-й этап: рассматриваются случаи вида 376 : 4; 198 : 6 — первое неполное делимое двузначное;

3-й этап: рассматриваются случаи с нулями в частном (на конце или в середине);

4-й этап: рассматривается деление чисел, оканчивающихся нулями.

Описание процесса деления «в столбик», пошагово оговаривающее каждое умственное действие по выполнению подбора и проверки цифр частного, нахождения количества разделенных разрядных единиц, нахождения остатка.

При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель. - student2.ru Например:Общий алгоритм деления

1. Делю сотни: 7 сот. делю на 2, можно взять по 3 сот. В частном будет 3 сот.

Проверяю, сколько сотен разделилось: 3 сот. -2 = 6 сот. Нахожу остаток от деления сотен: 7 сот. - 6 сот. = 1 сот.

2. Делю десятки: 1 сот. = 10 дес. и еще 4 дес. — это 14 дес. 14 дес.делю на 2 — можно взять по 7. Записываю в частном 7 в разряде десятков. 7 дес. • 2 = 14 дес. Нахожу остаток: 14 дес. - 14 дес. = 0.Десятки разделились все.

3. Делю единицы — единиц 8. 8 делю на 2, можно взять по 4. Проверяю: 4 • 2 = 8. Пишу в частном 4 в разряде единиц. Единицы разделились все: 8-8 = 0. Остатка нет. Деление закончено.

Ответ: 374.

При делении вида При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель. - student2.ru ход рассуждений аналогичен, только первое неполное делимое — 45 десятков, поскольку 4 сотни нельзя разделить на 8 так, чтобы получить в частном сотни. Таким образом, первая значащая цифра частного в этом случае будет цифрой десятков.

Приём подбора цифр частного заключается в определении цифр в записи частного. Для этого нужно выделить первое неполное делимое и определить его десятичный состав, который и позволяет определить количество цифр частного.

Например: В случае деления 748 : 2 первое неполное делимое — 7 сотен, поскольку 7 сотен можно разделить на 2 так, чтобы в частном получились сотни. Следовательно, первой значащей цифрой частного будет цифра сотен, тогда в частном будет три цифры (сотни, десятки и единицы).

Во втором случае деления 456 : 8 первое неполное делимое — 45 десятков, следовательно первой значащей цифрой частного будет цифра десятков, тогда в частном будет две цифры (десятки и единицы).

При делении вида При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель. - student2.ru первое неполное делимое — 45 десятков, следовательно первой значащей цифрой частного будет цифра десятков, тогда в частном будет две цифры (десятки и единицы).

Применение этого прием при выполнении деления, приводящего к случаям получения нулей в частном.

При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель. - student2.ru Первое неполное делимое 56 сотен (поскольку 5 тысяч нельзя разделить на 8 так, чтобы получить в частном тысячи), значит, первой цифрой частного будет цифра сотен. Следовательно, в частном будет три цифры (сотни, десятки и единицы). Данное рассуждение полезно отметить постановкой соответствующего количества точек в частном. Это предупредит распространенную в таких случаях ошибку — потерю цифры частного. При объяснении получения нуля в частном следует в речевом сопровождении компенсировать условность сокращенной записи деления в столбик: 4 десятка нельзя разделить на 8 так, чтобы в частном получились целые десятки, поэтому в разряде десятков частного ставим 0. 4 десятка — это 40 единиц, да еще 8 единиц — делим 48 на 8...

При делении чисел, оканчивающихся нулями, следует постоянно применять прием «прикидки» цифр частного, это поможет ребенку не терять нули в конце деления.

При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель. - student2.ru Например:Прием подбора цифр частного поможет ребенку при выполнении деления вида:

При делении числа на произведение можно разделить это число сначала на один множитель, а затем полученный результат разделить на второй множитель. - student2.ru

Наши рекомендации