Лекция 9.Комплектные электроприводы постоянного тока

Общие требования к комплектным электроприводам постоянного тока.

Требования по напряжению питания. Электроприводы должны обеспечивать работу при отклонениях напряжения питания на (-15%)-(+10%) номинального значения и частоты напряжения на ±2% номинального значения. Питание должно производиться от трехфазной сети переменного тока напряжением 220 ,380 ,440 ,500В с частотой 50 (60)Гц.

Требования к основным техническим параметрам. Моменты Миом двигателей, входящих в состав комплектных электроприводов, определяемые длительно допустимым по нагреву током двигателя, должны соответствовать шкале (Нм):0,35; 0,47; 0,7; 1,0; 1,3; 1,7; 2,3; 3,5; 4,7; 7,0; 10; 13; 17; 23; 35; 47; 70; 100; 130; 170.

Максимальные частоты вращения электродвигателей nmax в зависимости от Мном приведены в таблице 2.1.Там же приведены значения минимального среднего углового ускорения двигателя emin с дополнительной инерционной массой Jдоп при частоте вращения 0,5 nmax .

Таблица 2.1

Мном ,Нм nmax, об\мин Jдоп ,кг\м2 emin,рад\с2
0,35-7 2000-3000 1,5-60 5000-3000
10-100 1500-2000 30-1250 1800-1000
130-170 1000-2000 1400-1500 900-750

В переходных режимах электродвигатели должны допускать в течение времени не менее 0,2с значения максимального момента не менее указанных в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Диапазон скорости Максимальный момент электропривода с транзисторным преобразователем Максимальный момент электропривода с тиристорным преобразователем
(1-0,5) nmax (1 - 2,5)МНОМ (1 - 3)МНОМ
(0,5-0,25)nmax ЗМН0М (3 - 4)МНОМ
(0,25-0)nmax ЗМН0М (4 - 6)МНОМ

Значения допустимых погрешностей частоты вращения и коэффициента неравномерности для электроприводов подач при различных диапазонах регулирования приведены в таблице 2.3.Суммарная погрешность частоты вращения А-с-это сумма максимальных абсолютных значений погрешностей при изменении нагрузки от 0,15МНОМ до МНОМ, напряжения сети от 0,9 до 1,1 номинального, температуры окружающей среды от 20°С до 45 °С.Каждая из составляющих погрешностей рассчитывается в процентах от установленной частоты вращения при номинальных значениях двух других параметров. Коэффициент неравномерности вращения к„ определяет в процентах максимальное отклонение мгновенного значения частоты вращения в пределах оборота от среднего.

Таблица 2.3

Частота вращения в долях от nmax Погрешность суммарная Dс, % Коэффициент неравномерности kи ,%
0,1
0,1 0,1
0,01 0,2
0,001 0,25
0,0001 0,3

Электропривод должен иметь в своем составе датчик скорости (тахогенератор) с крутизной не менее 0,02 В/(об/мин ), с малой погрешностью отображения заданной(линейной) выходной характеристики и малой асимметрией выходной характеристики при изменении направления вращения.

Аналоговый или импульсный датчик перемещения, встраиваемый или пристраиваемый к электроприводу, выполняется как правило бесконтактным и обеспечивает погрешность преобразования не более 5' на полный оборот датчика.

Электромагнитный тормоз, встраиваемый при необходимости в электропривод, должен быть без люфтовым и иметь момент не менее 0,5 Мном двигателя.

Диапазон регулирования скорости электропривода от 1000 до 10000.Этот диапазон определяется отношением максимальной скорости электропривода к минимальной, при которой сохраняются технические параметры в соответствии с таблицей 2.3.

Требования к конструкции. Силовой трансформатор; токоограничивающий, сглаживающий, уравнительные и другие дроссели; силовой преобразователь выполнены в виде самостоятельных конструктивных элементов, предназначенных для установки в шкафах управления.

Требования к надежности. Наработка на отказ комплектного электропривода не менее 4000ч. Срок службы не менее Шлет.

Комплектные электроприводы (исполнительные механизмы) на основе системы УВ-Д. В таблице 2.4 приведены основные технические

показатели ряда серийно выпускаемых комплектных приводов на основе системы УВ-Д, предназначенных для промышленных исполнительных устройств, в частности устройств подачи станков и промышленных роботов. Все электроприводы являются реверсивными, возможен перевод двигателей в тормозной режим.

Таблица 2.4

Тип компл. привода Мощ- ность СП, кВА Тип двига- теля Мощ- ность, кВт Част. вращ. макс, Об/мин Диап. регул. скор. замкн. привода Силов. схема СП в цепи якоря Примечание
ЭПУ- щ   Колл. 4ПО ДПУ ПБВ 4ПО 2,2-5,5 ДПУ 2,5-6 ПБВ 2,1-5,2 Две тири- сторные Высокомом. двигатели ПБВ могут иметь встр. датчик перем. и эл.м. тормоз
ЭТЗИ-2   Колл. 4ПБ 2ПБ 1,2-2,1 3000- Две тири- сторные 3-фазные нулевые Пол. проп. 18 Гц
ЭПБ2 с блоком регул. БС4 0,24- Беек. ДВМ 2ДВУ 2ДВМ 2ДВМ 0,046- 4,2 2ДВУ 0,07- 2000-   2000- Управл. транзи- сторный инвертор Двигатели имеют.встр. датчики скор. и перемещ. Возможен маг.эл. тормоз
ЭПБ2 с блоком регул. БР1 1,9- Беск. ДВМ ДВУ 2ДВУ 2ДВМ 2ДВМ 0,046- 4,2 ДВУ 1,03- 8,2 2ДВУ 1,1- 2000-   1000-   2000- Управл. транзи- сторный инвертор Двигатели имеют.встр. датчики скор. и перемещ. Возможен маг.эл. тормоз


В таблице 2.5 приведены основные технические показатели ряда серийно выпускаемых комплектных приводов на основе системы УВ-Д, предназначенных для исполнительных устройств главного движения промышленных станков.

Таблица 2.5

Тип компл. привода Тип двигателя Мощн., кВт Напр.номин. на якоре, В. Частота вращен. двигат. максим., об\мин Диапазон регулир. скорости замк.привода Способ измен. направл. вращения Управл. комплект. тиристоров
ЭПУ- 1Е(обр. св.по ЭДС) ЭПУ- 1М(обр. св.по скор. 4П,2П 5-220кВт 220В,440В Нереверс. Реверсивное.  
ЭПУ- 1Д,М 417,2П 5-220кВт 220В,440В Нереверс. Реверсивное. Двухзонное регулирова- ние скорости.
ЭТРП-1 2П 1,6-ЗОкВт 220В, 440В 2120- До 3 об\мин Реверс напряжения на обмотке возбуждения (магнитного поля) Раздельное
ЭТРП-2 2П 1,6-ЗОкВт 220В, 440В 2500- До 3 об\мин Реверс напряжения на обмотке возбуждения (магнитного поля) Раздельное. Двухзонное регулиро- вание ско- рости.

В приводах ЭПУ-1Д и ЭТРП-2 с целью расширения диапазона регулирования применяется двух ! зонное регулирование скорости: от номинальной скорости вниз регулирование производится изменением напряжения на якоре, от номинальной скорости вверх - изменением тока возбуждения (магнитного поля).

Функциональная схема электропривода ЭТРП -2 приведена на рис.2.18.

Лекция 9.Комплектные электроприводы постоянного тока - student2.ru

Привод состоит из следующих основных узлов: исполнительного двигателя постоянного тока ИДПТ; нереверсивного тиристорного управляемого выпрямителя в цепи якоря двигателя УВя для регулирования скорости в первой зоне; нереверсивного тиристорного управляемого выпрямителя в цепи обмотки возбуждения УВв для регулирования скорости во второй зоне; блока тиристорного реверсора БР для изменения полярности напряжения возбуждения при реверсировании двигателя; блока управления реверсором БУР; регуляторов скорости PC и тока РТ; тахогенератора постоянного тока ТГ в качестве датчика скорости; датчика тока якоря ДТ; релейного регулирующего элемента РЭ, осуществляющего передачу функции регулирования скорости блоку УВ„ при достижении скорости двигателя номинального значения.

Комплектные электроприводы (исполнительные механизмы) на основе системы ШИП-Д. В таблице 2.6 приведены основные технические показатели ряда серийно выпускаемых комплектных приводов на основе системы ШИП-Д, предназначенных для промышленных исполнительных устройств, в частности устройств подачи станков и промышленных роботов. Все электроприводы являются реверсивными.

Таблица 2.6

Тип компл. привода Мощн. силов. преобр. СП.кВа Тип двига- теля Мощ- ность двиг., кВт Частота вращен. номин., обЛмин Диапаз. регулир. скор. замкн. привода Силов. схема СП в цепи якоря Примечание
ЭШИМ-1 2,4 7,2 ДПУ ДПМ 2ПБВ ДПУ 2,5-6 ДПМ 2,3-6 2ПБВ 2,1- 5,2 Гзооо 2500- 500- Тир. ШИП, нерев. Высоко- моментные двигатели 2ПБВ могут иметь встр. датчик перем. и эл. маг.тормоз. Двигатели ДПУ могут иметь встр. датчик скорости.
эшим-2 3,8 - ДНУ дпм 2ПБВ дпу 2,5-6 ДПМ 4,25- 12,3 2ПБВ 3,8- 7,6 1800- 500- Тир. ШИ11, реверс. Тоже
эшир-1   ДК1 III.H ДК1 0,18- 0,54 2П 0,17- 1,5 ПБВ 0,7- 1,1 750- 500- Тир. ШИП, реверс. Высоко- моментные двигатели ДК1 могут иметь встр. датчики скор.,пере- мещ. и эл. маг.тормоз. 11олоса нроп. при- вода 120Гц

На рис.2.19 приведена функциональная схема привода ЭШИР-1.Якорь двигателя Я подключается к источнику постоянного напряжения силовыми тиристорными ключами К1 - К4 со схемами искусственной коммутации. Схема соединения ключей мостовая, в качестве источника постоянного тока используется трехфазный неуправляемый выпрямитель ИВ. Порядок и относительная продолжительность включения ключей определяют направление и частоту вращения двигателя. Порядок включения силовых ключей (К1,К4) или (К2,КЗ),определяющий полярность напряжения на якоре, регулируется полярностью входного сигнала, а относительная продолжительность импульсов, определяющая среднее напряжение на якоре, регулируется уровнем сигнала.

Лекция 9.Комплектные электроприводы постоянного тока - student2.ru

Сигнал рассогласования между заданной с помощью напряжения U3 и фактической частотами вращения (измеренной тахогенератором ТГ) усиливается регулятором скорости PC и подается на вход регулятора тока РТ. После сравнения с сигналом обратной связи от датчика тока двигателя ДТ сигнал с выхода РТ подается на входы транзисторных широтно-импульсных модуляторов ШИМ-1 и ШИМ-2.В них происходит сравнение сигнала от регуляторов с пилообразным напряжением генератора пилообразных напряжений ГПН и формируются импульсы для открытия и запирания силовых ключей К1 -К4.

Наши рекомендации