Аналитическая геометрия в пространстве.
Плоскость.
1. Уравнение плоскости, проходящей через точку , перпендикулярно вектору имеет вид:
(1)
2. Общее уравнение плоскости:
, (2)
где - нормальный вектор плоскости.
3. Уравнение плоскости в отрезках:
, (3)
где a, b, c отрезки, отсекаемые плоскостью (3) на координатных осях Ox, Oy, Oz соответственно.
4. Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки :
(4)
5. Углом между плоскостями вычисляется по формуле:
(5)
Условие параллельности плоскостей:
(6)
Условие перпендикулярности плоскостей :
(7)
6. Расстояние d от точки до плоскости находится по формуле:
(8)
Прямая линия в пространстве.
1. Общее уравнение прямой:
(9)
2. Уравнение прямой, проходящей через данную точку параллельно вектору , имеет вид:
(10)
Уравнение (10) называется каноническим.
3. Пусть прямые заданы уравнениями:
и (11)
Тогда угол между этими прямыми определяется как угол между их направляющими векторами и .
Угол между прямыми (16) определяется по формуле:
(12)
Условие параллельности прямых:
(13)
Условие перпендикулярности прямых:
(14)
Прямая линия и плоскость в пространстве.
1. Угол между прямой и плоскостью находится по формуле:
(15)
Условие параллельности прямой и плоскости:
(16)
Условие перпендикулярности:
(17)
Для нахождения точки пересечения прямой и плоскости удобно воспользоваться параметрическими уравнениями прямой (12), тогда координаты точки пересечения находятся из системы уравнений:
(18)
Примеры:
1. Даны точки . Написать уравнение плоскости, проходящей через точку и перпендикулярно вектору .
Решение:
Воспользуемся уравнением: .
Нормальный вектор .
Следовательно, искомое уравнение имеет вид:
2. Написать уравнение прямой, проходящей через точку и перпендикулярно к прямым:
(1)
(2)
Решение:
Известны направляющие векторы прямых (1) и (2): .
Поскольку искомая прямая перпендикулярна к прямым (1) и (2), то она перпендикулярна к векторам . Тогда за направляющий вектор можно взять ,
Уравнение искомой прямой имеет вид: .
Задачи для самостоятельного решения.
1. Треугольник задан координатами своих вершин .
Требуется:
a) Написать уравнение стороны ;
b) Написать уравнение высоты и вычислить ее длину;
c) Найти угол между высотой и медианой ;
2. Прямые заданы уравнениями: .
Найти:
a) Расстояние между прямимы;
b) Точку пересечения прямых;
3. Написать уравнение плоскости P, проходящей через точки и параллельно вектору .
4. Написать канонические уравнения прямой, проходящей через точку параллельно:
a) Вектору ;
b) Прямой ;
c) Прямой ;
5. Задана плоскость и прямая , причем .
Вычислить:
a) ;
b) координаты точки пересечения прямой и плоскости;
Пример решения типового расчета.
Задание №1.
Даны вершины треугольника.
Найти:
1. длину стороны ;
2. внутренний угол в радианах с точностью до 0.001;
3. уравнение высоты, проведенной через вершину ;
4. уравнение медианы, проведенной через вершину ;
5. точку пересечения высот треугольника;
6. длину высоты, опущенной из вершины ;
7. систему линейных неравенств, определяющих внутреннюю область треугольника.
8. сделать чертеж;
Решение:
1. Расстояние между точками определяется на плоскости по формуле
(1).
Тогда длина стороны находится , .
2. Угол между прямыми, угловые коэффициенты которых равны , вычисляются по формуле
(2),
где - угловой коэффициент , - угловой коэффициент .
Найдем уравнение прямых и по формуле
(3).
: .
Чтобы найти угловой коэффициент запишем уравнение в виде: .
Значит .
Уравнение прямой также находим по формуле (3).
: ; ; ;
Применяя формулу (2), имеем
.
Используя таблицу перевода градусной меры в радианную, находим рад.
3.Запишем уравнение высоты, проведенной через точку , используя уравнение прямой, проведенной по точке и направляющему вектору : .
В качестве направляющего вектора может быть выбран нормальный вектор прямой , т.е. .
Уравнение высоты имеет вид: .
Аналогично найдем уравнение высоты .
Направляющий вектор высоты .
Из курса средней школы, известно, что три высоты пересекаются в одной точке. Чтобы найти точку пересечения высот и , нужно решить систему уравнений.
. Точка пересечения высот .
4. Известно, что медиана представляет отрезок, соединяющий вершину с серединой противоположной стороны ( ). Найдем координаты середины отрезка по формулам:
;
.
Уравнение медианы находим по формуле (3):
.
5. Длина высоты - расстояние от точки до прямой : .
Воспользуемся формулой расстояния от точки до прямой
Получим ед.
6. Запишем с помощью системы неравенств множество точек, лежащих внутри треугольника с вершинами . Уравнения сторон треугольника:
:
:
Множество внутренних точек можно рассматривать как пересечение трех полуплоскостей, из которых первая ограничена прямой и содержит точку , вторая ограничена прямой и содержит точку , третья ограничена прямой и содержит точку .
Подставим в левую часть уравнения : координаты точки .
Получим .
Следовательно, неравенство для первой полуплоскости будет .
Найдем полуплоскость, ограниченную прямой , .
Второе неравенство: .
Аналогично находится третья полуплоскость. : , .
Третье неравенство: .
Таким образом, множество внутренних точек треугольника определяется системой неравенств: .
Задача №2.
Докажите, что векторы компланарны и найдите линейную зависимость между ними.
Решение:
Векторы компланарны тогда и только тогда, когда их смешанное произведение равно нулю.
Вычислим смешанное произведение векторов :
Следовательно данные векторы компланарны.
Компланарность означает их линейную зависимость. Найдем эту зависимость. Выразим векторы через векторы и , т.е. .
Запишем последнее равенство в координатах:
или
Из равенства матриц получили систему линейных уравнений:
Решим эту систему методом Гаусса:
или .
Ответ: .
Задача №3.
Даны вершины пирамиды : .
Найти:
1. длину ребра ;
2. уравнение и площадь грани ;
3. уравнение и длину высоты, опущенной из вершины на грань ;
4. угол между ребром и гранью ;
5. объем пирамиды;
Решение:
1. Воспользуемся уравнением прямой в пространстве, проходящей через две точки :
(1)
Подставим координаты точек в (1), получим
:
: .
Длину ребра можно рассматривать как длину вектора .
Длина вектора определяется по формуле: .
Тогда .
2. Площадь грани находим, используя векторное произведение
;
Уравнение грани представляет собой уравнение плоскости, проходящей через три точки:
(2)
Подставляя в формулу (2) координаты точек , получим
- уравнение грани .
3. Уравнение высоты в данном случае представляет собой уравнение прямой в пространстве.
Используем каноническое уравнение прямой:
, (3)
- координаты точки ,
- координаты направляющего вектора прямой, которая перпендикулярна грани .
Следовательно, вектор нормали плоскости коллинеарен вектору высоты из вершины .
Уравнение высоты имеет вид:
Длина высоты - расстояние от точки до плоскости , воспользуемся формулой:
ед.
4. Угол между ребром и гранью найдем как угол между векторами и .
5. Объем пирамиды равен:
; ;
4.3. Типовой расчет:
Задача 1:Даны вершины , и треугольника.
Найти:
1. длину стороны ;
2. внутренний угол в радианах с точностью до 0.001;
3. уравнение высоты, проведенной через вершину ;
4. уравнение медианы, проведенной через вершину ;
5. точку пересечения высот треугольника;
6. длину высоты, опущенной из вершины ;
7. систему линейных неравенств, определяющих внутреннюю область треугольника.
8. сделать чертеж;
1. , и ;
2. , и ;
3. , и ;
4. , и ;
5. , и ;
6. , и ;
7. , и ;
8. , и ;
9. , и ;
10. , и ;
11. , и ;
12. , и ;
13. , и ;
14. , и ;
15. , и ;
16. , и ;
17. , и ;
18. , и ;
19. , и ;
20. , и ;
21. , и ;
22. , и ;
23. , и ;
24. , и ;
25. , и ;
26. , и ;
27. , и ;
28. , и ;
29. , и ;
30. , и ;
Задача 2: Докажите, что векторы компланарны и найдите линейную зависимость между ними.
1. , и ;
2. , и ;
3. , и ;
4. , и ;
5. , и ;
6. , и ;
7. , и ;
8. , и ;
9. , и ;
10. , и ;
11. , и ;
12. , и ;
13. , и ;
14. , и ;
15. , и ;
16. , и ;
17. , и ;
18. , и ;
19. , и ;
20. , и ;
21. , и ;
22. , и ;
23. , и ;
24. , и ;
25. , и ;
26. , и ;
27. , и ;
28. , и ;
29. , и ;
30. , и ;
Задача 3:
Найти:
1. длину ребра ;
2. уравнение и площадь грани ;
3. уравнение и длину высоты, опущенной из вершины на грань ;
4. угол между ребром и гранью ;
5. объем пирамиды;
1. , , и ;
2. , , и ;
3. , , и ;
4. , , и ;
5. , , и ;
6. , , и ;
7. , , и ;
8. , , и ;
9. , , и ;
10. , , и ;
11. , , и ;
12. , , и ;
13. , , и ;
14. , , и ;
15. , , и ;
16. , , и ;
17. , , и ;
18. , , и ;
19. , , и ;
20. , , и ;
21. , , и ;
22. , , и ;
23. , , и ;
24. , , и ;
25. , , и ;
26. , , и ;
27. , , и ;
28. , , и ;
29. , , и ;
30. , ,