Понятие сопряженных комплексных чисел

Глава IV. Комплексные числа

Система комплексных чисел

На протяжении курса элементарной алгебры несколько раз происходит обогащение запаса чисел. Школьник, приступающий к изучению алгебры, приносит из арифметики знакомство с натуральными числами, т.е. положительными целыми числами (N). Алгебра начинается по существу с введения отрицательных чисел, т. е. с оформления первой среди важнейших числовых систем – системы целых чисел (Z), состоящей из всех положительных и всех отрицательных целых чисел и нуля, и более широкой системы рациональных чисел (Q), состоящей из всех целых чисел и всех дробных чисел, как положительных, так и отрицательных.

Дальнейшее расширение запаса чисел происходит тогда, когда в рассмотрение включаются иррациональные числа ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ). Система, состоящая из всех рациональных и иррациональных чисел, называется системой действительных ( или вещественных ) чисел ( R ). Строгое построение системы действительных чисел будет рассмотрено в других разделах математики. Однако сейчас будет достаточно того знакомства с действительными числами, какими обладают выпускники средней школы.

Расширение системы действительных чисел до системы комплексных чисел ( С )связано со следующей задачей. Известно, что действительных чисел недостаточно для того, чтобы решить любое квадратное уравнение с действительными коэффициентами. Простейшее из квадратных уравнений, не имеющих корней среди действительных чисел, есть

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru (1);

только это уравнение будет нас сейчас интересовать. Задача, состоящая перед нами, такова: нужно расширить систему действительных чисел до такой системы чисел, в которой уравнение (1) уже обладало бы корнем.

Комплексными числами называются выражения вида Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , где Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru некоторый символ, удовлетворяющий соотношению Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Задание комплексного числа Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru вполне определяется заданием двух обыкновенных вещественных чисел Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , называемых компонентами. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - действительная часть числа, а b - коэффициент мнимой части.

Определим множество комплексных чисел.

Определение 1: Комплексными числами называются упорядоченные пары действительных чисел (компонент), для которых понятия равенства, суммы произведения и отожествления некоторых пар с действительными числами вводятся согласно следующим аксиомам:

I. Пары ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) и ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) считаются равными, т. и т.т. когда равны их соответствующие компоненты; ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ;

II. Суммой пар ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) и ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) называется пара Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ,т.е. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ;

III. Произведением пар ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) и ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) называется пара ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , т.е. ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) = ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ;

IV. Пара ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) отождествляется с действительным числом Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , т.е. ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) = Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Проверим, совпадение IV аксиомы и действий, определённых в I – III аксиомах, с действиями над действительными числами.

1. Пусть Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , тогда они отожествляются с (а,0) и (b,0); по аксиоме I Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , т.е. сводится к равенству этих чисел в обычном смысле.

2. Пусть Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ( Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) или это число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru +b, т.е. сумма чисел Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и b в обычном смысле.

3. Пусть Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , (а,0) и (b,0) = Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , т.е. равно произведению Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru в обычном смысле и аксиома IV согласуется с аксиомами I-III и не приводит к путанице.

Обратим внимание на формулу, которая вытекает из аксиом III и IV.

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , т.к. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Свойства действий.

Проверим те свойства операций над комплексными числами, которые будут свидетельствовать о том, что комплексные числа составляют поле. При проверке мы немного переставим аксиомы в ином порядке.

1. Коммутативность сложения : Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

2.Ассоциативность сложения: Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

3. Пара (0,0) играет роль нейтрального элемента относительно сложения:

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

4. Пара Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru является противоположным элементом для пары Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru :

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

5. Умножение коммутативно : Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

6. Умножение ассоциативно: Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

7. Умножение дистрибутивно относительно сложения:

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

8. Пара (1,0) является нейтральным элементом относительно умножения:

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

9. Для любой пары Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , отличной от нуля существует обратная Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru -1:

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Доказательство свойств 1, 2 очевидны (точнее, вытекают из соответствующих свойств сложения действительных чисел), т.к. при сложении пар мы отдельно складываем их первые и вторые компоненты пар. Коммутативность умножения основана на том, что в определение произведения пары Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru входят симметричным образом.

Доказательство ассоциативности умножения следует из равенств:

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Закон дистрибутивности вытекает из равенств

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Итак, множество пар является полем. Оно называется полем комплексных чисел.

Геометрическое изображение

Комплексное число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru естественно изобразить точкой на плоскости, приняв число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и b за координаты точки, изображающей число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . При этом каждому комплексному числу соответствует точка, и каждой точке плоскости соответствует некоторое комплексное число. Действительные числа изображают точками на оси абсцисс. На оси ординат расположены изображения «чисто мнимых» чисел Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Началу координат соответствует число 0.

Плоскость, на которой изображаются комплексные числа, называется плоскостью комплексной переменной. Её ось абсцисс называется вещественной осью, ось ординат – мнимой осью.

Наряду с изображением комплексного числа точками на плоскости, удобно с каждым числом связывать вектор, исходящий из начала координат в точку изображающую это число. Поэтому действия сложения комплексных чисел и умножение комплексных чисел на действительное число могут иметь геометрическую интерпретацию.

Корни из единицы

Как и для всякого отличного от нуля комплексного числа, для 1 существует ровно n значений корня n –ой степени. Т.к. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , то для корней n – ой степени из 1 имеет место формула:

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , при Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Все корни из 1 имеют модуль, равный 1, так что их изображения находятся на окружности радиуса 1 с центром в точке 0. Один из корней при Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru есть просто число 1 и изображается точкой пересечения положительной полуоси действительной оси с единичной окружностью. Корень Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru имеет аргумент Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , т.е. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru часть полной окружности.

У

 
  Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru 1

1 Х

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Все корни n – ой степени из 1 являются корнями уравнения Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и располагаются на единичной окружности, деля ее на n равных частей. По этой причине уравнение Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru носит название уравнения деления круга.

Определение 1: Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru называется первообразным корнемn– ой степени из 1, если Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , но при любом другом натуральном m < n, Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , есть, очевидно, первообразный корень n – ой степени из 1, но при n > 2 существуют и другие первообразные корни.

Теорема 1:Число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru есть первообразный корень n – ой степени из 1 в том и только том случая, если Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru взаимно просты.

Доказательство: Действительно Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru всегда. Пусть Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - взаимно просты и пусть Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , где Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Тогда Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , при Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , т.е. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - делится на n. Но т.к. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , то Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и потому не может быть меньше n. Поэтому Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru есть первообразный корень n – ой степени из 1.

Предположим теперь, что Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru есть первообразный корень n – ой степени из 1, и пусть Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Тогда Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Отсюда следует, что Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru = 1, т.е. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru взаимно просты, иначе Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - не первообразный корень.

Из доказанной теоремы следует, что число первообразных n – ой степени из 1 равно числу меньших n и взаимно простых с n чисел, т.е. оно равно значению Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru функции Эйлера от числа n.

Пример: при n = 12 имеется 4 первообразных корня Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Свойство корней из 1

Предложение 1:Произведение двух корней степени n из 1 есть корень степени n из 1.

Доказательство: Пусть Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru корни степени из 1, т.е. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Но тогда Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru т.е. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - корень n – ой степени из 1.

Предложение 2: Число, обратное корню степени n из 1, есть корень степени n из 1.

Доказательство: Если Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , то Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Предложение 3:Пусть Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - любой первообразный корень степени n из 1. Тогда всякий корень степени n из 1 получается из Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru возведением в некоторую степень с натуральным показателем.

Доказательство: Пусть Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru -какой-либо первообразный корень степени n из 1. Тогда при любом целом Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru будет корнем степени n из 1, ибо Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Рассмотрим числа Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Все они суть корни степени n из 1. Среди них нет равных, ибо если Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , при Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , то Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , что невозможно, ибо Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , но меньше n, а Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - первообразный корень степени n. Итак, числа

(*) Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

попарно различные корни n-ой степени из 1 и их число равно n, т.е. равно числу всех корней n-ой степени из 1. Поэтому (*) – все корни степени n из 1, что и требовалось доказать.

Предложение 4:Все значения Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru получаются из одного значения посредством умножения на все корни степени n из 1.

Доказательство: Пусть Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Тогда Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , так, что Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru есть корень n–ой степени из 1 и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Обратно, если Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - корень степени n из 1, то Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Теорема 1. ( Здесь доказано ) Все корни n-ой степени из 1 образуют мультипликативную группу из n элементов.

Теорема 2.Все корни из 1 образуют мультипликативную группу.

( Доказать самостоятельно ).

Первую группу обычно обозначают Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ,а вторую

Доказательство: Пусть Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Тогда Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , так, что Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru есть корень n–ой степени из 1 и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Обратно, если Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - корень степени n из 1, то Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Теорема 1. ( Здесь доказано ) Все корни n-ой степени из 1 образуют мультипликативную группу из n элементов.

Теорема 2.Все корни из 1 образуют мультипликативную группу.

( Доказать самостоятельно ).

Первую группу обычно обозначают Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ,а вторую Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Глава V. Арифметическое векторное пространство и системы линейных уравнений

Система линейных уравнений

Определение 1: Системой линейных уравнений над полем Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru с переменными Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru называется система вида

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , где Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Эту систему Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru линейных уравнений будем кратко записывать в виде

(1) Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Допустимыми значениями свободных переменных Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru системы линейных уравнений (1) всюду в дальнейшем считаем элементы поля Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Определение 2: Вектор Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru из Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru называется решением системы уравнений (1), если верны равенства Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Определение 3: Система линейных уравнений называется совместной, если она имеет хотя бы одно решение. Системы линейных уравнений называется несовместной, если она не имеет решений.

Совместная система называется определённой, если она имеет единственное решение, и неопределённой, если решений больше, чем одно.

Наряду с системой (1) рассмотрим систему (над Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru )

(2) Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Отметим, что система линейных уравнений может состоять из одного уравнения.

Определение 4: Система уравнений (2) называется следствием системы уравнений (1), если каждое решение системы (1) является также решением системы (2).

Запись (1) Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru (2) означает, что система (2) есть следствие системы (1).

Определение 5: Линейное уравнение

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , где Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - произвольные числа, называется линейной комбинацией уравнений системы (1) с коэффициентами Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Предложение 1:Любая линейная комбинация линейных уравнений системы уравнений (1) является следствием этой системы.

Докажите самостоятельно.

Определение 6: Две системы линейных уравнений называются равносильными, если каждое решение любой из этих систем является решением другой системы.

Предложение 2:Две системы линейных уравнений равносильны тогда и только тогда, когда каждая из этих систем является следствием другой системы.

Предложение 3: Две системы линейных уравнений равносильны тогда и только тогда, когда множество всех решений одной системы совпадает с множеством всех решений другой системы.

Определение 7: Элементарными преобразованиями системы линейных уравнений называются следующие преобразования:

а) умножение обеих частей какого – нибудь уравнения системы на отличный от нуля скаляр;

б) прибавление (вычитание) к обеим частям какого – либо уравнения системы, соответствующих частей другого уравнения системы, умноженных на скаляр;

в) исключение из системы или присоединение к системе линейного уравнения с нулевыми коэффициентами и нулевым свободным членом: Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Теорема 1:Если одна система линейных уравнений получается из другой системы линейных уравнений в результате цепочки элементарных преобразований, то эти две системы равносильны.

Доказательство:Пусть дана система

(1) Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Если умножить одно из её уравнений, например первое, на отличный от нуля скаляр Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , то получим систему

(2) Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Каждое решение системы (1) есть также решение (2). Обратно: если Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - любое решение системы (2), т.е.

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ,

то, умножив первое равенство на Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и не изменяя последующие равенства, получим равенства, показывающие, что вектор Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru является решением системы (1). Следовательно, система (2) равносильна исходной системе (1).

Т.к. отношение равносильности транзитивно, то многократное применение элементарных преобразований приводит к системе уравнений, равносильной исходной системе (1).

Также легко проверить, что однократное применение к системе (1) элементарного преобразования а) или б) приводит к системе, равносильной исходной системе (1) (проверить самостоятельно).

Следствие 1: Если к одному из уравнений системы линейных уравнений прибавить линейную комбинацию других уравнений системы, то получится система уравнений, равносильная исходной.

Следствие 2: Если исключить из системы линейных уравнений или присоединить к ней уравнение, являющееся линейной комбинацией других уравнений системы, то получится система уравнений, равносильная исходной системе.

Докажите самостоятельно.

Если в ходе преобразований в системе появятся уравнение Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , где Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , то этому уравнению не удовлетворяет ни один вектор Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , поэтому система несовместна.

Метод Гаусса

Рассмотрим метод решения систем с действительными коэффициентами, метод последовательного исключения неизвестных, т.е. метод Гаусса.

Пусть дана произвольная система линейных уравнений

(1). Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Положим для определенности, что коэффициент Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Преобразуем теперь систему (1), исключая неизвестное Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru из всех уравнений, кроме первого. Для этого обе части первого уравнения умножим на Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и вычтем из соответствующих частей второго уравнения, затем обе части первого уравнения, умноженные на число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , вычтем из соответствующих частей третьего уравнения и так далее.

Мы придём этим путём к новой системе из Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru линейных уравнений с Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru неизвестными: Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru (2).

Как мы знаем, система уравнений (2) эквивалентна (1). Будем преобразовывать теперь систему (2). При этом первое уравнение мы не будем больше трогать совсем и подлежащей преобразованиям будем считать лишь часть системы (2), состоящую из всех уравнений, кроме первого. При этом мы считаем, конечно, что среди этих уравнений нет таких, все коэффициенты левых частей которых равны нулю – такие уравнения мы отбросили бы, если бы и их свободные члены были равны нулю, а в противном случае мы уже доказали бы несовместимость нашей системы. Таким образом, среди коэффициентов Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru есть отличные от нуля; для определённости примем Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Преобразуем теперь систему (2), вычитая из обеих частей третьего и каждого из следующих уравнений обе части второго уравнения, умноженные соответственно на числа Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Этим будет исключено неизвестное Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru из всех уравнений, кроме первого и второго, и мы придём к следующей системе уравнений, эквивалентной системе (2), а поэтому и системе (1): Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Наша система содержит Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru уравнений, Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , так как некоторые уравнения могли оказаться отброшенными. Понятно, что число уравнений системы могло уменьшиться уже после исключения неизвестного Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . В дальнейшем подлежит преобразованиям лишь часть полученной системы, содержащая все уравнения, кроме двух первых.

Если при выполнении преобразований мы не получили ни одного уравнения вида Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , при наличии которого система получается несовместной, то мы получим следующую систему уравнений, эквивалентную системе (1):

(3) Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

В этом случае система (1) совместна. Она будет определённой при Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и неопределённой при Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Действительно, если Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , то система (3) имеет вид:

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Из последнего уравнения мы получаем вполне определённое значение для неизвестного Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Подставляя его в предпоследнее уравнение, мы найдём однозначное определённое значение для неизвестного Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Продолжая так далее, мы найдём однозначно значение для всех переменных. Таким образом, система (4), а значит и система (1) обладают единственным решением, т.е. совместны и определённы.

Если же Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , то первые Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru неизвестных мы возьмём за «главные» неизвестные, а оставшиеся Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru неизвестные – за «свободные». Для «свободных» неизвестных Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru мы возьмем произвольные числовые значения, после чего, двигаясь по системе (4) снизу вверх, мы, как и выше, найдём для неизвестных Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru вполне определённые значения. Так как значения для свободных неизвестных можно выбрать бесконечным числом различных способов, то наша система (3) и, следовательно, система (1), будут совместными, но неопределёнными. Легко проверит, что указанным здесь методом (при всевозможных выборах значений для свободных неизвестных) будут найдены все решения системы (1).

Замечание: При практическом решении систем линейных уравнений методом Гаусса все элементарные преобразования выполняются не над самой системой, а над её расширенной матрицей, составленной из коэффициентов и свободных членов. Для удобства столбец свободных членов отделён вертикальной чертой.

Пример : Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Пример : Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Пример: Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Выберем за главные переменные Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Перепишем систему так, чтобы главные переменные остались с левой стороны, а остальные перенесем вправо. Получим систему:

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , из этой системы получаем: Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Следовательно решением системы является множество векторов вида:

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Ответ: Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Подстановки

Определение 1: Подстановкой множества Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , где Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru называется инъективное отображение множества М на себя.

Другими словами, подстановкой из n элементов называется замена каждого элемента из множества М вполне определенным элементом из того же множества, причем так, что различные элементы заменяются различными элементами. Всякое отображение Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru множества М на себя удобно записать в виде таблицы Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Порядок чисел в первой строке этой таблицы несуществен, его можно как угодно изменить. Однако надо следить за тем, чтобы для всякого Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru было записано непосредственно под Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Например: Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru или Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Строки подстановки Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru называются перестановками элементов множества Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Множество всех подстановок множества М обозначим через Sn; элементы этого множества называются подстановками степени п.

Произведение Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru двух подстановок Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru множества М определяется как композиция отображений, Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , т.е. их последовательное выполнение. Таким образом, по определению Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru для Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Обозначим через Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru тождественное отображение М на себя: Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru для Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , т.е. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Легко видеть, что для любой подстановки Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , т.е. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru является нейтральным элементом относительно умножения.

Если Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - подстановка множества М, то Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - также подстановка множества М и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . При этом Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Теорема 1:Алгебра подстановок n-ой степени Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru является группой.

Докажите самостоятельно.

Определение 2: Группа всех подстановок n-ой степени Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - называется симметрической группой степени Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .Тождественная подстановка Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru называется единичным элементом этой группы.

Пусть дана подстановка Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru множества Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - элементы множества Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Говорят, что числа Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru образуют инверсию в строке подстановки, если Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , но Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru стоит в этой строке раньше Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru . Подстановка называется чётной,если суммарноечисло инверсий в обеих строках подстановки чётно, и нечётнойв противном случае.

Так, например, в подстановке Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru нет инверсий, она чётная, а в подстановке Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru одна инверсия и она нечётная.

Если в любой строке подстановки любые два числа Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru поменять местами, то её чётность измениться на противоположную. Например, поменяем в подстановке Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru 2 и 1 в нижней строке. Получим подстановку Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , в которой две инверсии, и она чётная.

Рассмотрим теперь частный, но важный случай подстановки. Назовем подстановку Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru из чисел Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru -членной циклической или Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - членным циклом, если она Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru переводит в число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , отличное от Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - в число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , отличное от Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - в число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - в исходное число Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , а прочие числа ( при Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru ) оставляет неизменными. Циклическая подстановка обычно обозначается символом Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Нетрудно убедиться, что всякую подстановку из чисел Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru можно представить как произведение независимых циклов. Независимых в том смысле, что никакие два цикла разложения не имеют общих чисел.

Для наглядности обратимся к конкретному примеру.

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru или Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Теорема 2: Разность P между степенью n подстановки числом s независимых циклов (включая и одиночные), на которые разлагается данная подстановка, имеет ту же четность, что и данная подстановка из Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru элементов. Т. е. Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru

Без доказательства.

Примеры: Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru = 6 – 3 = 3 ; значит подстановка Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - нечетна.

Обозначим через Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru знак подстановки Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , тогда

Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Можно сказать, что Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , где Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , или Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru , где Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru и Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru - числа инверсий в верхней и нижней строках подстановки Понятие сопряженных комплексных чисел - student2.ru .

Теорема 3:Произведение двух (или четного числа) подстановок одинаковой чет

Наши рекомендации