Знакомство с табличным процессором Excel
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ
Методические указания
к лабораторным работам
с использованием табличного процессора Microsoft Excel
по дисциплине «Введение в специальность»
для студентов специальности
230201 «Информационные системы и технологии»
всех форм обучения
Волгодонск 2010
УДК 681.3 (075.8)
Рецензент д.т.н., профессор В.В. Кривин
Составители: ст. преп. Цуверкалова О.Ф., ст. преп. Лифанская Л.И.
Метод. указ. к лабораторным работам с использованием табличного процессора Microsoft Excel по дисциплине «Введение в специальность» /ВИТИ НИЯУ МИФИ. Волгодонск, 2010. 32 с.
Предназначены для студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения специальности 230201 – Информационные системы и технологии,
ã ВИТИ НИЯУ МИФИ, 2010
ã О.Ф. Цуверкалова, Л.И. Лифанская, 2010
Лабораторная работа № 1
Знакомство с табличным процессором Excel
Цели работы:
- ознакомиться со структурой рабочей книги Excel,
- приобрести навыки заполнения и редактирования ячеек.
Методические указания.
1. Запустите Excel.
2. Разверните окно Excel на весь экран и внимательно рассмотрите его.
3. Прочитайте назначение кнопок панели инструментов Стандартная, медленно перемещая курсор мыши по кнопкам.
4. Сделайте текущей ячейку D4 при помощи мыши.
5. Вернуться в ячейку А1 при помощи клавиш перемещения курсора.
6. Сделайте текущим лист 3.
7. Вернитесь к листу 1.
8. Выделите строку 3.
9. Снимите выделение.
10.Выделите столбец D.
11. Выделите блок А2:Е13.
12.Выделите столбцы A,B,C,D.
13.Снимите выделение.
14.Выделите блок C4:F10 при помощи клавиатуры.
15.Выделите рабочий лист.
16.Снимите выделение.
17.Выделите одновременно следующие блоки F5:G10, H15:I15, C18:F20, H20.
18.В ячейку А1 занести текст «Москва - древний город».
19.В ячейку В1 занести число 1147 (это год основания Москвы).
20.В ячейку С1 занести число - текущий год.
21.В ячейку К1 занести текущую дату.
22.В ячейку К2 занести дату 1 января текущего года.
23.В ячейку D1 занести формулу =С1-В1 (возраст Москвы).
24.В ячейку К3 занести формулу =К1-К2 (количество дней с начала года).
25.При помощи мыши измените ширину столбца А так, чтобы текст был виден полностью, а ширину столбцов B,C,D сделайте минимальной.
26.При помощи меню измените высоту строки 1 и сделайте ее равной 30.
27.Сделайте высоту строки первоначальной (12,75).
2 8. Отредактируйте текст в ячейке А1. Новый текст: «Москва - столица России».
29.Выделите блок A1:D1 и переместите его на строку ниже.
30.Верните блок на прежнее место.
31.Скопируйте блок A1:D1 в строки 3,5,7.
32.Выделите строку 7 и заполните выделенными данными строки по 15-ю включительно.
33. Заполните данными столбца С столбцы E, F, G.
34.Выделите блок А10:G15 и очистите его.
35.Выделите блок К1:КЗ и очистите его.
36.Очистите содержимое ячейки G9, используя команды меню.
37.Удалите столбец Е. Обратите внимание на смещение столбцов.
38. Удалите столбец Е с сохранением пустого места.
39.В ячейку G10 занесите год - 1990.
40.В ячейку Н10 занесите год - 1991.
41.Выделите блок G10:H10.
42.Укажите на маленький квадратик в правом нижнем углу ячейки Н10 (курсор примет вид черного крестика).
43.Нажмите левую кнопку мыши и, не опуская её, двигайте мышь вправо, пока рамка не охватит ячейки G10:M10.
44.Введите в ячейки G11:М11 дни недели, начиная с понедельника (достаточно ввести только понедельник и скопировать в остальные ячейки).
45.В ячейки G12 :М12 месяцы, начиная с января (достаточно ввести один январь).
46.В ячейки G13:M13 даты, начиная с 12 декабря (используйте заполнение).
47.В ячейку G15 введите текст: «Население Москвы (тыс.чел)».
48.В ячейки G16:M16 века: 12 век ,13 век и т.д. (используя заполнение).
49.В ячейки G17 :М17 данные о населении Москвы по векам, взяв их из таблицы:
12 век | 13 век | 14 век | 15 век | 16 век | 17 век | 18 век |
50.Сохраните таблицу с именем lab1.xls
51 .Уберите документ с экрана.
5 2. Вернитесь к своему документу lab1.xls
53. Завершите работу с Excel.
54.Предъявите преподавателю файл lab1.xls на экране и на диске.
Лабораторная работа № 2
Решение задачи табулирования функции
Цели работы:
- закрепить навыки заполнения и редактирования таблицы.
Задание
Вычислить значения функции для всех х на интервале [-3; 5] с шагом 0,5.
Методические указания.
1. Запустите Excel.
2. Разверните окно Excel на весь экран.
3. Заполните шапку таблицы, начиная с ячейки А1:
§ В ячейку А1 занесите значок № (название первого столбца таблицы).
§ В ячейку В1 занесите «аргумент х» (название второго столбца таблицы).
§ В ячейку С1 занесите «функция у» (название третьего столбца таблицы).
4. Установите ширину столбцов такой, чтобы надписи были видны полностью.
5. Используя функцию автозаполнения, заполните столбец А:
§ Сделайте текущей ячейку А2 и занесите в нее 1.
§ В ячейку А3 занесите 2.
§ Выделите блок А2:А3.
§ Укажите на маленький квадратик в правом нижнем углу ячейки А3 (экранный курсор превращается в маркер заполнения).
§ Нажмите на левую кнопку мыши и, не отпуская ее, двигайте мышь до тех пор, пока рамка не охватит ячейки А2:А18.
6. Перейдите к заполнению столбца В.
§ Внесите в ячейку В2 число –3.
§ В ячейку В3 занесите формулу =В2+0,5.
§ Скопируйте ячейку В3 в ячейки В4:В18.
7. Заполните столбец С.
§ В ячейку С2 занесите формулу =2*В2+5.
§ Скопируйте ячейку С2 в ячейки С3:С18.
8. Покажите результаты работы преподавателю.
9. Измените значение ячейки В2 и посмотрите, как изменилась таблица.
10. Верните старое значение ячейки В2.
11. Вставьте пустую строку перед первой строкой.
§ Сделайте первую строку текущей.
§ Выберите в главном меню Вставка, а затем Строки.
12. Сделайте заголовок таблицы.
13. Используя панель форматирования, попробуйте оформить таблицу.
14. На новом листе создайте новую таблицу, шапка которой имеет вид:
Таблица двух функций | |||
№ п/п | Аргумент х | Функция у1=х*х+5 | Функция у2=1/х |
15. Вычислите значения функций у1 и у2 для всех х на интервале от 3 до 15,5 с шагом 2,5. Значения функции требуется получить с тремя десятичными знаками.
16. Сохраните документ с именем lab2.xls
17. Предъявите преподавателю файл lab2.xls на экране и на диске.
Лабораторная работа № 3
Задание
Вычислить значения функции для всех х на интервале [-2; 2] с шагом 0,2 при k=10. Решение должно быть получено в виде следующих таблиц:
Таблицы | |||||||||
Основная | Вспомогательная | ||||||||
№ | х | k | у1=х*х-1 | у2=х*х+1 | у=k*у1/у2 | х0 | Шаг | k | |
-2,0 | 3,00 | 5,00 | -2 | 0,2 | |||||
-1,8 | 2,24 | 4,24 | 5,2830188679 | ||||||
… | … | … | … | … | … | ||||
2,0 | 3,00 | 5,00 |
Методические указания
1. Запустите Excel. Разверните окно Excel на весь экран.
2. Прежде чем перейти к выполнению задачи, познакомьтесь со способами адресации в Excel:
§ При обращении к ячейке можно использовать способы, описанные ранее, например ВЗ, А1:G9 и т.д. Такая адресация называется относительной. При использовании подобной адресации в копируемых формулах Excel меняет имена ячеек в формулах.
§ Иногда при копировании формул необходимо сохранить ссылку на конкретную ячейку. Тогда вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Для ее задания необходимо перед буквой колонки и перед номером ряда напечатать символ $. Например: $В$4 или $C$2:$F$48 и т.д.
3. Заполните шапку основной таблицы:
§ заполните шапку основной таблицы, начиная с ячейки А1 (шапка - это верхняя строка таблицы с названием столбцов (см. постановку задачи))
§ в ячейку А1 занесите № (название первого столбца таблицы);
§ в ячейку В1 занесите х (название второго столбца таблицы);
§ в ячейку С1 занесите k (название третьего столбца таблицы) и т. д.;
§ установите ширину столбцов такой, чтобы надписи были видны полностью.
4. Заполните вспомогательную таблицу, начиная с ячейки H1.
5. Заполните столбец А числами от 1 до 21, начиная с ячейки А2 и заканчивая ячейкой А22.
6. Заполните столбец В значениями х:
§ в ячейку В2 занесите =$Н$2. Это означает, что в ячейку В2 заносится значение из ячейки Н2 (начальное значение х), знак $ указывает на абсолютную адресацию;
§ в ячейку ВЗ занесите формулу =В2+$I$2. Это означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки I2;
§ скопируйте эту формулу в ячейки В4:В22, столбец заполнится значениями х от -2 до 2 с шагом 0,2 (посмотрите на введенные в эти ячейки формулы, какие имена ячеек изменяются, а какие нет?).
7. Заполните столбец С значениями коэффициента k:
§ в ячейку С2 занесите =$J$2, в ячейку СЗ занесите =С2;
§ скопируйте ячейку СЗ в С4:С22. Весь столбец заполнился значением 10.
8. Заполните столбец D значениями функции у1=х*х -1:
§ в ячейку D2 занесите =В2*В2-1;
§ скопируйте D2 в ячейки D3:D22. Столбец заполнился как положительными, так и отрицательными значениями функции у1. Начальное значение 3 и конечное значение 3.
9. Аналогичным образом заполните столбец Е значениями функции у2=х*х+1.
Проверьте! Все значения положительные: начальное 5, конечное 5.
10. Заполните столбец F значениями функции у=k*у1/у2:
§ в ячейку F2 занесите =C2*(D2/E2);
§ скопируйте F2 в ячейки F3:F22. Проверьте! Значения функции как положительные, так и отрицательные. Начальное значение 6. Конечное значение 6.
11. Понаблюдайте за изменениями в основной таблице при смене данных во вспомогательной:
§ смените во вспомогательной таблице начальные значения: в ячейку Н2 занесите -5, в ячейку I2 занесите 2, в ячейку J2 занесите 1. Внимание! При всех изменениях данных во вспомогательной таблице в основной таблице пересчет производится автоматически;
§ прежде чем продолжить работу, верните прежние начальные значения во вспомогательной таблице.
12. Оформите основную и вспомогательную таблицы:
§ вставьте 2 пустые строки сверху для оформления заголовков (установите курсор на 1 строку; выполните команды меню вставка > Строки (2 раза);
§ занесите заголовки: в ячейку А1 "Таблицы";
§ в ячейку А2 "Основная", в ячейку Н2 "Вспомогательная";
§ объедините ячейки А1:J1 и отцентрируйте заголовок: "Таблицы ". Выделите блок A1:J1, нажмите на кнопку "объединить и поместить в центре" стандартной панели инструментов;
§ аналогичным образом центрируйте заголовки: "Основная " и "Вспомогательная";
§ оформите заголовки определенными шрифтами (выделить ячейку или блок, а затем воспользоваться кнопками из стандартной панели инструментов). Можно воспользоваться командой главного меню формат > ячейки или щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать «Формат ячеек...» из контекстного меню. На экране появится диалоговое окно формат ячеек. В нем необходимо раскрыть вкладку шрифт. Для заголовка "Таблицы " установите шрифт Arial Cyr, высоту шрифта 14, жирный. Заголовкам "Основная" и "Вспомогательная" установите шрифт Arial Cyr, высоту шрифта 14, жирный;
§ установите для шапок таблиц шрифт Arial Cyr, высоту шрифта 12, курсив;
§ подгоните ширину столбцов так, чтобы текст помещался полностью;
§ произведите выравнивание надписей шапок по центру. Для задания необходимой ориентации используются кнопки на панели инструментов форматирование: выровнять влево, выровнять по центру, выровнять вправо. Можно воспользоваться командой главного меню формат > Ячейки или выбрать эту команду из контекстного меню. На экране появится диалоговое окно формат ячеек. В нем необходимо раскрыть вкладку выравнивание;
§ обрамите основную и вспомогательную таблицы. Для задания обрамления используется кнопка на панели форматирование. Можно использовать команду главного меню формат > ячейки, вкладка граница или аналогичную команду контекстного меню;
§ задайте фон заполнения внутри таблиц - розовый, фон заполнения шапок таблиц — сиреневый. Для задания фона используется кнопка панели форматирование. Можно использовать команду меню формат > ячейки, вкладка Вид, или аналогичную команду контекстного меню.
13. Сохраните результаты своей работы.
14. Перейдите на лист 2.
15. Заполните ячейки A2:D6 числами:
a | b | c | d | |
16. Защитите все ячейки кроме чисел в четвертой строке:
§ выделите блок A4:D4;
§ снимете блокировку в этих ячейках: формат > ячейки > защита, убрать знак [Ö] в окне защищаемая ячейка;
§ защитите лист: сервис > защита > защитить лист > ОК. В результате действии заблокируется весь лист кроме ячеек A4:D4 .Попробуйте изменить значения в ячейках A4:D4 и в других ячейках листа;
17.Снимите защиту с листа: сервис > защита > Снять защиту листа.
18. Подсчитает сумму чисел в А2:А6 и значение суммы поместите в ячейку А7:
§ сделайте текущей ячейку А7;
§ нажмите на кнопку Автосумма на стандартной панели (Σ);
§ нажмите клавишу ввода.
19. Найдите среднее арифметическое значений столбца В (В2:В6) и поместите значение в ячейку В7:
§ сделайте текущей ячейку В7;
§ щелкните по кнопке ;
§ выберите категорию Полный алфавитный перечень;
§ выберите (во втором столбце) функцию СРЗНАЧ;
§ убедившись в правильности аргумента этой функции щелкните по кнопке ОК; указать диапазон, в котором вычисляется среднее значение (В2:В6), можно двумя способами: набрав диапазон вручную в окне диапазон или выделив соответствующий диапазон таблицы (при этом если окно Мастера функций закрывает нужный блок таблицы, то его можно отодвинуть, уцепившись мышью за заголовок окна);
§ щелкните по кнопке Готово.
20. Найдите минимальное значение в столбце С и занесите его в ячейку С7.
21. Найдите максимальное значение в столбце D и занесите его в ячейку D7.
22. Найдите сумму максимального и минимального значений второй строки и занесите эту сумму в ячейку Е7.
23.Сохраните файл.
24.Познакомьтесь с форматами чисел в Excel:
§ в столбце А задайте формат, в котором отражаются 2 значащие цифры после запятой (0,00): формат > ячейки > число > числовой. В окне Число десятичных знаков укажите 4, нажмите ОК;
§ в столбце В задайте экспоненциальный формат;
§ в столбце С задайте формат процентный;
§ в столбце D задайте денежный формат (используя панель форматирования).
25. Сохраните файл.
26. Воспользуйтесь предварительным просмотром:
§ щелкните по кнопке предварительный просмотр панели инструментов стандартная;
§ щелкните по кнопке Страница;
§ установите ориентацию страницы Альбомная;
§ проверьте, что установлен размер листа 210х297 (формат А4).
§ откройте вкладку колонтитулы. Щелкните по кнопке верхний колонтитул. Откроется новое диалоговое окно. В окне в центре наберите свою фамилию и имя. Щелкните по кнопке ОК;
§ щелкните по кнопке Нижний колонтитул. В окне Слева установите текущие дату, а в окне Справа установите текущее время, используя соответствующие кнопки. Щелкните по кнопке ОК;
§ щелкните по кнопке ОК. Диалоговое окно параметры страницы закроется.
27. Щелкните по кнопке Поля, на экране будут видны линии, обозначающие поля. Зацепившись за черный квадратик и перемещая его, можно изменить размер любого поля. Измените ширину полей таблицы.
28. Нажмите на кнопку Закрыть или ESC.
29. Сохраните файл под именем lab3.xls.
Лабораторная работа № 4
Постановка задачи
Заведующий хозрасчетной больницей должен составить штатное расписание, т.е. определить, сколько сотрудников, на каких должностях и с каким окладом он должен принять на работу. Общий месячный фонд зарплаты составляет $10 000.
Построим модель решения этой задачи.
Поясним, что является исходными данными. Казалось бы, что ничего не дано, кроме общего фонда заработной платы. Однако заведующему больницей известно больше: он знает, что для нормальной работы больницы нужно: 5-7 санитарок; 8-10 медсестер; 10-12 врачей; 1 заведующий аптекой; 3 заведующих отделениями; 1 главный врач; 1 завхоз; 1 заведующий больницей. На некоторых должностях число людей может меняться. Например, зная, что найти санитарок трудно, руководитель может принять решение сократить число санитарок, чтобы увеличить оклад каждой и них.
Итак, заведующий принимает для себя следующую модель задачи. За основу берется оклад санитарки, а все остальные вычисляются через него: во столько-то раз или на столько-то больше. Говоря математическим языком, каждый оклад является линейной функцией от оклада санитарки: А*С+В, где С - оклад санитарки; А и В - коэффициенты, которые для каждой должности определяются решением совета трудового коллектива.
Допустим, совет решил, что
Таблица 4.1.
Санитарка | А1=1 | В1=0 |
Медсестра должна получать в 1,5 раза больше санитарки | А2=1,5 | В2=0 |
Врач - в 3 раза больше санитарки | А3=3 | В3=0 |
Заведующий отделением - на 30 $ больше, чем врач | А4=3 | В4=30 |
Заведующий аптекой -в 2 раза больше санитарки | А5=2 | В5=0 |
Завхоз - на 40 $ больше медсестры | А6=1,5 | В6=40 |
Главный врач - в 4 раза больше санитарки | А7=4 | В7=0 |
Заведующий больницей - на 20 $ больше главного врача | А8=4 | В8=20 |
Задав количество человек на каждой должности, можно составить уравнение:
N1*(A1*C+B1)+N2*(A2*C+B2)+...+N8*(A8*C+B8) =10000.
В этом уравнении нам известны А1...А8 и В1...В8, а не известны С и N1...N8. Ясно, что решить такое уравнение известными методами не удается, да и единственно верного решения нет. Остается решать уравнение путем подбора.
Взяв первоначально какие-либо приемлемые значения неизвестных, подсчитаем сумму. Если эта сумма равна фонду заработной платы, то вам повезло. Если фонд заработной платы превышен, то можно снизить оклад санитарки либо отказаться от услуг какого-либо работника и т. д. Проделать такую работу вручную трудно. Но вам поможет электронная таблица. Образцом такой таблицы является табл.4.2.
Таблица 4.2.
Расчет штатного расписания | |||||||
Коэф. А | Коэф. В | Должность | Зарплата сотрудника | Кол-во сотрудников | Суммарная зарплата | Зарплата санитарки | |
Санитарка | |||||||
Медсестра | |||||||
Врач | |||||||
Зав.отделением | |||||||
Зав.аптекой | |||||||
Завхоз | |||||||
Главврач | |||||||
Зав.больницей | |||||||
Суммарный месячный фонд |
Методические указания.
ЗАДАНИЕ 1. Заполните таблицу (таблица 4.2 - пример заполнения).
1.1. Заполните шапку таблицы.
1.2. Отведите для каждой должности одну строку и занесите название должностей в столбец С.
1.3. В столбцах А и В укажите коэффициенты А и В, соответствующие каждой должности,
1.4. В ячейку Н3 занесите значение заработной платы санитарки 150,00 и установите для нее формат 0,00 - два знака после запятой.
ЗАДАНИЕ 2. В столбце D вычислите заработную плату для каждой должности.
В постановке задачи было объяснено, что заработная плата вычисляется по формуле А*С+В. В нашей таблице коэффициенты А и В находятся в столбцах А и В, а С - зарплата санитарки указана в ячейке НЗ. Внимание: Столбец D должен заполняться формулами с использованием абсолютной ссылки на ячейкуНЗ. Изменение содержимого этой ячейки должно приводить к изменению содержимого всего столбца D. Аналогично в работе № 3 изменение значения шага во вспомогательной таблице приводило к пересчету в основной. В данной задаче удобно использовать еще один способ абсолютной адресации - именованную ячейку.
Именованная ячейка. В Excel можно присвоить имя любой ячейке или области. Чтобы присвоить имя ячейке, ее необходимо выделить и выполнить команду вставка > Имя > присвоить. На экране появится диалоговой окно с полем ввода, где необходимо набрать имя и нажать кнопку ОК. Имя должно начинаться с буквы, не содержать пробелов, не совпадать с адресацией. Например, нельзя использовать имя F12, но можно F_12.
Второй способ именования состоит в использовании поля имени, которое располагается слева в строке формул. Для этого необходимо:
§ выделить ячейку или область;
§ перейти в поле имени и щелкнуть левой кнопкой мыши;
§ ввести имя и нажать клавишу enter. При выборе имени из списка имен Excel немедленно перейдет к этой именованной ячейке или области.
Использовать именованную ячейку удобно в формулах, так как можно заменить адрес ячейки, ничего не говорящий о ее содержании на более выразительное имя. При ссылке в формулах на именованную ячейку она будет адресована абсолютно, и при копировании формул не возникнут ошибки. Кроме того, рекомендуется именовать все "важные" ячейки, в которых планируется часто изменять данные, и которые содержат итоговые результаты.
2.1. Ячейке НЗ присвойте имя С.
2.2. В ячейку D3 занесите формулу =АЗ*С+ВЗ. Хотя эта формула равнозначна =АЗ*$Н$3+ВЗ, но имя С облегчает понимание формулы.
2.3. Скопируйте формулу из ячейки D3 в D4:D10.
При копировании адрес ячейки с зарплатой санитарки остался постоянным (абсолютным), а адреса A3 и В3 перенастраиваются (они относительные).
ЗАДАНИЕ 3. В столбце Е укажите количество сотрудников на должностях.
Данные в ячейках ЕЗ:Е5 могут изменяться в пределах штатного расписания, количество сотрудников на других должностях неизменно (см. постановку задачи).
ЗАДАНИЕ 4. В столбце F вычислите заработную плату всех сотрудников данной должности.
4.1. В ячейку F3 занесите формулу =D3*E3 (зарплата * количество сотрудников).
4.2. Скопируйте формулу из ячейки F3 в F4:F10.
4.3. Установите для данных в столбцах D и F формат 0,00 - два знака после запятой.
ЗАДАНИЕ 5. Определите суммарный месячный фонд заработной платы.
5.1. Просуммируйте столбец F, используя кнопку Σ.
5.2. Переместите значение суммы в ячейку F12 и сделайте к ней подпись "Суммарный месячный фонд заработной платы"
5.3. Составьте штатное расписание.
5.4. Вносите изменения в зарплату санитарки или меняйте количество сотрудников в ячейках ЕЗ:Е5 до тех пор, пока полученный суммарный месячный фонд заработной платы не будет равен заданному $10000 (в ячейке F12 необходимо получить значение £ 10000).
ЗАДАНИЕ 6. Сохраните таблицу в личном каталоге под именем lab4.xls
ЗАДАНИЕ 7. Составьте штатное расписание с использованием функции автоматизации расчетов – Подбор параметра.
Подбор параметра - удобное средство Excel для анализа "Что-если". При этом значения для ячеек-параметров изменяются так, чтобы число в целевой ячейке стало равно заданному.
7. 1. Выберите команду меню сервис > подбор параметра.
7.2. Укажите в поле установить в ячейке адрес целевой ячейки $F$12.
7.3. Укажите в поле значение - 10000.
7.4. Укажите в поле изменяя ячейку адрес ячейки с зарплатой санитарки $Н$3 и нажмите на кнопку ОК.
Начнется процесс подбора параметра. Если нажать на кнопку ОК, значения ячеек в таблице будут изменены в соответствии с найденным решением.
7.5. Нажмите на кнопку ОК.
ЗАДАНИЕ 8. Составьте несколько вариантов штатного расписания с использованием функции подбор параметра и оформите их в виде таблицы на рабочем листе 2.
8.1. Измените количество сотрудников на должностях санитарки, медсестры и врача.
8.2. Подберите зарплату санитарки в новых условиях.
8.3. Составьте таблицу нескольких вариантов штатного расписания (табл. 4.3).
Таблица 4.3.
суммарная месячная зарплата | 10000,00 | |||
Варианты штатного расписания | ||||
Варианты | Должность | Кол-во сотрудников | Зарплата санитарки | |
Вариант 1 | Санитарка | |||
(миним. кол-во | Медсестра | |||
сотрудников) | Врач | |||
Вариант 2 | Санитарка | |||
(макс. кол-во | Медсестра | |||
сотрудников) р^дп.ик.ин^ | Врач | |||
Вариант 3 | санитарка | |||
(среднее кол-во | Медсестра | |||
сотрудников) | Врач | |||
Вариант 4 | санитарка | |||
(среднее кол-во | Медсестра | |||
сотрудников) | Врач |
ЗАДАНИЕ 9. Сохраните таблицу в личном каталоге под тем же именем work4.xls.
ЗАДАНИЕ 10.
10.1. Проанализируйте полученные варианты, выберите и оформите один из них на месте таблицы 4.2 (в таблице 4.4 представлен пример оформления штатного расписания больницы без подобранных числовых значений).
Таблица 4.4.
Варианты штатного расписания | |||
Зав.больницей Петров И.С. | |||
Должность | Зарплата сотрудника | Кол-во сотрудников | Суммарная зарплата |
Санитарка | 145,93 | 723,63 | |
Медсестра | 218,89 | 1751,11 | |
Врач | 437,78 | 4377,78 | |
Зав.отделением | 467,78 | 1403,33 | |
Зав.аптекой | 291,85 | 291,85 | |
Завхоз | 258,89 | 258,89 | |
Главврач | 583,70 | 583,70 | |
Зав.больницей | 603,70 | 603,70 | |
Суммарный месячный фонд | 10000,00 |
Внимание! Удалить столбцы А, В, Н нельзя, так как в таблице на них есть ссылки, но их можно скрыть. Столбцы А, В, Н необходимо выделить, а затем воспользоваться пунктом главного меню формат, столбец, скрыть или вызвать контекстно-зависимое меню и выбрать пункт скрыть.
10.2. Дайте заголовок таблице «Штатное расписание хозрасчетной больницы» и подзаголовок «Зав. больницей Петров И.С».
10.3. Таблицу оформите, используя автоформатирование:
§ выделите всю таблицу, включая заголовки;
§ выберите пункт меню формат, автоформат;
§ выберите удовлетворяющий вас формат.
ЗАДАНИЕ 11. Подготовьте таблицу 4.4 к печати, воспользовавшись предварительным просмотром печати:
11.1. Выберите альбомное расположение.
11.2. Уберите сетку.
11.3. Укажите в верхнем колонтитуле фамилию, а в нижнем - дату и время. Предъявите преподавателю файл lab4.xls на экране.
Лабораторная работа № 5
Знакомство с графическими возможностями Excel,
построение диаграмм
Цели работы:
- познакомиться с различными типами диаграмм и графиков и научиться их строить;
- освоить основные приемы редактирования и оформления диаграмм.
Одним из самых впечатляющих достоинств Excel является способность превращать абстрактные ряды и столбцы чисел в привлекательные, информативные графики и диаграммы. Excel поддерживает 14 типов различных двух- и трехмерных диаграмм. Диаграммы - это удобное средство графического представления данных. Они позволяют оценить имеющиеся величины лучше, чем самое внимательное изучение каждой ячейки рабочего листа. Диаграмма может помочь обнаружить ошибку в данных, закравшуюся в какую-нибудь ячейку.
Задача № 1. Графически представить данные, которые использовались в работе № 1.
Методические указания.
ЗАДАНИЕ 1. Наберите таблицу.
Население Москвы в тыс.чел. | ||||||
12 век | 13 век | 14 век | 15 век | 16 век | 17 век | 18 век |
ЗАДАНИЕ 2. Постройте диаграмму
Построение диаграмм. Создать диаграмму или график легче всего с помощью мастера диаграмм. Это функция Excel, которая с помощью 4 диалоговых окон позволяет получить всю необходимую информацию для построения диаграммы или графика и внедрения его в рабочий лист.
2.1. Щелкните по кнопке мастер диаграмм в панели инструментов стандартная.
§ Шаг 1. Здесь Excel выводит первое окно мастера диаграмм "Шаг 1 из 4". В диалоговом окне показаны различные типы диаграмм, которые умеет строить Excel. Из них нужно выбрать и указать тип и вид диаграммы, который вы хотите создать. Выберите тип гистограмма и вид Обычная и щелкните по кнопке Далее.
§ Шаг 2. В следующем диалоговом окне нужно выбрать и указать ячейки, содержимое которых вы хотите представить на диаграмме. Это можно сделать следующим образом: в корешке "Диапазон данных" выбрать в строке "Ряды в:" "в строках". Нажать на кнопку в правой стороне строки "Диапазон" и выделить интервал ячеек A3:G3 со значениями 11, 20, 30, 100, 130, 180, 220 с помощью мыши (при этом если окно мастера диаграмм закрывает нужный интервал, то его можно отодвинуть, уцепившись мышью за заголовок синего цвета) - =Лист1!$A$3:$G$3. в корешке "Ряд" нажать на кнопку в правой стороне строки "Имя" и выделить интервал ячеек А1:G1 с названием таблицы "Население Москвы (в тыс. чел)" - =Лист1!$А$1:$0$1. В строке "Значения" уже вписан диапазон ячеек, в которых находятся нужные значения - =Лист1!$А$3:$G$3 (если окажется, что вы выделили не те или не все необходимые ячейки, то можно на этом месте еще раз произвести выбор). В строке "Подписи оси X" надо аналогично предыдущим надо вписать адреса диапазона ячеек, содержащих надписи "12 век, 13 век, 14 век, 15 век, 16 век, 17 век, 18 век" - =Лист1!$А$2:$G$2. Щелкните по кнопке "Далее".
§ Шаг 3. В нем можно ввести названия диаграммы, осей Х и Y, а также при необходимости указать, следует ли добавлять к тексту легенду с названиями и маркерами данных. в окно "Название диаграммы" введите: "Население Москвы", в окно "Ось Х (категорий)" введите "век", а в окно "Ось Y (значений)" - "тыс. чел.". щелкните по корешку "Легенда". В окне "Добавить легенду" поставьте галочку и укажите размещение легенды на вашей диаграмме. щелкните по кнопке "Далее".
§ Шаг 4. Это последнее диалоговое окно мастера диаграмм "Шаг 4 из 4". Здесь нужно выбрать, где разместить диаграмму. По умолчанию Excel предлагает поместить диаграмму на листе, где рacположена ваша таблица. Щелкните "Готово".
Вы получили диаграмму, внедренную в ваш рабочий лист. Если вас что-то не устраивает в построенной диаграмме, то ее можно отредактировать.
ЗАДАНИЕ 3. Измените размер диаграммы.
Перемещение и изменение размеров диаграммы. Часто бывает весьма затруднительно определить наилучшие размеры внедренной диаграммы до того, как вы увидите представленные на ней данные. Поэтому часто приходится изменять размеры и перемещать внедренную диаграмму для того, чтобы придать ей хороший вид или облегчить ее редактирование. Для перемещения и изменения размеров диаграммы ее предварительно необходимо выделить. Чтобы выделить диаграмму, поместите на ней указатель мыши и щелкните левой кнопкой мыши. Вокруг диаграммы появится тонкая рамка с размерными маркерами - маленькими черными квадратиками в углах и на серединах сторон рамки.
Для изменения размеров диаграммы необходимо буксировать размерные маркеры. Буксировка маркера, расположенного на середине стороны, позволяет изменять вертикальные или горизонтальные размены диаграммы. Буксировка углового маркера позволяет пропорционально изменять размеры диаграммы. Указатель мыши при этом изменяет свою форму на двунаправленную стрелку. Для перемещения диаграммы необходимо установить указатель мыши на выделенной диаграмме и отбуксировать ее на новое место. Указатель мыши при этом не изменяет свою форму.
3.1. Выделите диаграмму.
3.2. Переместите диаграмму до столбца F.
3.3. Измените размер диаграммы (растяните ее до столбца О).
ЗАДАНИЕ 4. Измените тип диаграммы.
После того как выбран тип диаграммы с помощью мастера диаграмм, Excel предоставляет большие возможности для изменения ее содержимого и вида.
Изменение типа диаграммы. Сначала необходимо щелчком выбрать диаграмму для редактирования. Вокруг диаграммы появится штриховая рамка или диаграмма окажется в окне. Затем с помощью панели инструментов диаграмма можно изменить тип диаграммы.
4.1. Укажите на белое диаграмме и щелкните мышью.
4.2. Выведите на экран панель инструментов диаграмма. Щелкните правой клавишей мыши, всплывет контекстное меню.
4.3. Щелкните по кнопке Тип диаграммы, которая содержит список различных видов диаграмм. Вид и названия диаграмм те же, что на Шаге 1. Для того, чтобы построить новую диаграмму по имеющимся данным, просто выберите желаемый тип.
4.4. Щелкните по кнопке объемной гистограммы.
Наша плоскостная гистограмма преобразовалась в объемную. Не все типы диаграмм подходят для наглядного представления данных, а некоторые невозможно построить. Например, по нашим данным диаграмму типа X-Y-поверхностная построить нельзя. Некоторые типы объемных диаграмм могут плохо отразить данные и привести к неразберихе.
4.5. Попробуйте различные типы диаграмм и подберите наиболее наглядный из них. Внимание! Если в результате экспериментов вы испортите диаграмму, то удалите ее и начните построение сначала. Для удаления следует один раз щелкнуть на диаграмме мышью, а затем нажать Delete.
ЗАДАНИЕ 5. Сохраните таблицу с диаграммой под новым именем lab5.xls.
ЗАДАНИЕ 6. Оформите диаграмму.
6.1. Выделите построенную диаграмму щелчком.
6.2. Выберите режим предварительного просмотра.
Внимание! В случае невыделенной диаграммы на экране появляется и таблица с данными, и ди