Разработка новых методов и средств УП
Для новых сфер и условий применения УП, где готовые методы и средства отсутствуют, требуется организация новых разработок и их апробация на выборочных, так называемых "пилот-проектах". При этом необходимо использовать имеющиеся научно-технические достижения (как отечественные, так и зарубежные), опыт УП, накопленный в традиционных сферах приложения и тесное международное сотрудничество. Именно здесь следует использовать традиционно высокий научный потенциал нашей страны.
Создание новых разработок по УП должно быть направлено на более эффективное проведение реформ и преобразований в виде целевых программ и крупных проектов в таких областях как:
• Социальная защита необеспеченных слоев населения в переходный период и развитие социальных услуг.
• Системы обеспечения медикаментами и медицинским обслуживанием.
• Преодоление последствий природных и экологических катастроф, социальных потрясений и конфликтов.
• Преобразование системы образования и подготовки кадров для условий рыночной экономики.
• Реформирование системы ценообразования и цен.
• Реформирование финансовой, кредитной и налоговой систем.
• Программы демонополизации, приватизации и поддержки частного сектора.
• Создание институтов власти правового государства.
• Создание системы законодательства и правового регулирования в рыночной экономике.
• Создание систем обороны и безопасности.
• Системы трансфера знаний.
• Рациональное использование природных ресурсов.
• Развитие крупных городов и их инфраструктуры и др.
На рис. бб в обобщенном виде представлены рекомендуемые сферы использования в России существующих, адаптируемых и вновь разрабатываемых методов и средств Управления проектами.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ | ||
Применение существующих | Адаптация существующих | Разработка новых |
Незавершенные объекты Реконструкция, новые технологам Новое строительство Конверсия предприятий Сельхозпродукты (жизненный цикл) Объекты топэнерго Объекты инфраструктуры Сфера обслуживания Рекреация, отдых, спорт и др. Системы информации и управления: - организаций - муниципальные - правительственные Аэрокосмические системы | Приватизация и реформирование предприятий Новые предприятия и организации Образование, подготовка кадров Тендеры, торга Банковские и аудиторские системы Страхование, социальное обеспечение Системы обеспечения жильем Программы развития: - топэнергосистем - экосистем - системы утилизации отходов - регионов - отраслей Программы преодоления технологической отсталости | Системы обеспечения: - социальной защиты - продовольствием - медикаментами и медобслуживанием - трансфера знаний Реформирование систем: - образования - финансов и кредитов - ценообразования и цен - налогов и др. Создание систем: - законодательства - правового регулирования - институтов власти правового государства - обороны и безопасности - природоиспользования - крупных городов и др. Программы: - демонополизации - приватизации - развитие частного сектора - преодоление последствий катастроф и потрясений |
Рис. 66. Рекомендуемые сферы использования УП в России.
4.5. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ?
Анализ происходящих изменений и потенциальных перспективных областей применения УП убедительно показывает, что в России уже имеется обширное поле деятельности в этой сфере и имеются определенные начальные условия.
Однако, для широкого и ощутимого по эффекту применения УП в масштабах страны требуется целенаправленно обеспечить ряд необходимых предпосылок и дополнительных условий. Важнейшими из них являются:
• Наличие доступных и эффективных методов и средств УП, удовлетворяющих реальным отечественным условиям и требованиям осуществляемых проектов в различных сферах деятельности.
• Подготовка специалистов, способных освоить и применить методы и средства УП на практике, а также обеспечить им требуемое развитие.
• Формирование рынка Управления проектами, как осознанной необходимости использования этого мощного инструмента управления изменениями, а также удовлетворение спроса на УП.
• Оказание государственной поддержки целенаправленному формированию новой профессиональной сферы деятельности по управлению проектами в России.
Рассмотрим основные направления деятельности по каждому из приведенных аспектов развития методов и средств УП.
4.5.1. Методы и средства Управления проектами
Выше в разделе 4.4.2 даны общие рекомендации по применению и развитию методов и средств УП (см. также рис. 66).
На основе приведенных данных анализа и экспертной оценки состояния методов и средств УП, а также рекомендаций по их применению можно теперь определить более детально приоритетные направления развития УП по типам проектов, по фазам жизненного цикла проекта и по функциям управления.
По типам проектов
Методы и средства управления проектами вэкономической и социальной сферах для целевых программ и крупных проектов требуют первоочередного развития, потому что цена результатов этих проектов для общества чрезвычайно высока, а реализация социально-экономических программ, являющихся ядром проводимых в России реформ, осуществляется, как правило, эмпирическим путем. В этих сферах требуется развитие УП для всех фаз жизненного цикла проектов (с приоритетом фаз "концепция" и "разработка") и для всех функций
УП, среди которых особое значение для нестационарной экономики имеют "Управление стоимостью, риском и качеством", требующие поиска новых подходов и решений. В этих сферах большое значение имеет развитие методов УП для национальных и международных программ и проектов с участием стран "ближнего" и "дальнего" зарубежья.
Методы и средства УП для проектоворганизационного типа также требуют безотлагательного развития, т.к. число реформируемых и приватизируемых предприятий и организаций, чрезвычайно велико, а реализация этих проектов ведется по-существу ощупью и часто неэффективно. Здесь, в первую очередь, требуются новые методы для мульти- и мегапроектов, особенно для начальных и завершающих фаз, по всем функциям управления. Причем особого внимания и новых подходов требуют функции управления: стоимостью, надежностью и риском и качеством.
Методы и средства УП длятехнической сферы имеют наибольшее развитие и опыт применения. Однако, и здесь имеются пробелы (см. рис. 62). В этой сфере в первую очередь требуют развития методы и средства для управления мегапроектами на всех фазах. Требуют серьезного развития функции управления, сильно связанные с переходом к рынку. Это, так же как и для других сфер - управление стоимостью, риском и качеством.
По фазам жизненного цикла
Методы и средства УП для концептуальной фазы менее развиты, чем средства остальных фаз, хотя решения на этой фазе наиболее важные, т.к. они закладывают фундамент будущего успеха проекта. Особых подходов требуют методы и средства для концептуальной фазы мега- и мультипроектов во всех сферах. Здесь тоже очевидны пробелы по функциям УП: качество, стоимость, риск и надежность. В связи с этим необходимо развитие методов и средств концептуального проектирования и предпроектного анализа для условий переходной, нестационарной экономики.
Методы и средства УП для фазы разработки проектов требуют развития в социальной и экономической сферах для всех классов проектов и всех функций управления. В организационной сфере - для мульти- и мегапроектов, где наиболее отсталое развитие по управлению стоимостью, риском и качеством. В технической сфере требуют развития методы и средства для управления мегапроектами. Для этой сферы прежде всего необходимо развитие методов проектного анализа с учетом особенностей переходного периода.
Методы и средства УП для фазы выполнения проекта.
Эти методы применительно к техническим и организационным проектам наиболее развиты. Представляется необходимым, однако, что нужно перенести эти методы для проектов в экономической и социальной сфере (например, представить себе, как должны здесь осуществляться планирование и контроль). Кроме того, еще многое должно быть сделано в разработке инструментов РМ для международных проектов, выполняемых в смешанных экономических, социальных и культурных сферах.
Методы и средства УП для фазы завершения проекта.
Достигнут определенный уровень развития для оценки окончательных результатов моно- и мультипроектов. Однако, и здесь нужны новые разработки и развитие методов и средств для мультипроектов в социально-экономической и организационной сферах и мегапроектов во всех сферах. Кроме того, на наш взгляд, следует развить методы отбора и накопления фактических данных о ходе проекта для анализа эффективности принятых решений, а также использованных методов и средств РМ. Обобщающие данные о выполненных проектах могли бы накапливаться в специальном банке знаний для систематизации опыта УП и использования его в будущих проектах.
По функциям УП
Методы и средства УП для управления предметной областью проекта.
Это одна из наиболее разработанных функций УП. Здесь необходимо перенести существующие методы из традиционных - технической и организационной сфер - в сферы экономическую и социальную. При этом они должны получить необходимые для новых сфер развитие и адаптацию.
Особое значение для мульти- и мегапроектов имеет развитие формальных методов декомпозиции и построения различных структурных моделей проекта, и методов построения и анализа иерархических систем моделей процессов реализации проектов, в т.ч. с учетом неопределенностей разного рода. Потребность в этих средствах связана с масштабами проектов, большим числом участников и нестандартностью описываемых моделями процессов. Основой для развития этого направления могут послужить отечественные разработки, не имеющие аналогов на Западе (см. раздел 1.6).
Методы и средства управления качеством.
Имеются определенные достижения и опыт для отдельных технических проектов. Требуется развитие новых подходов к управлению качеством в условиях перехода к рынку: особенно в новых сферах социально-экономической и организационной. Необходимо, в первую очередь, четко определить понятие качества и критерии его оценки для этих сфер.
Методы и средства управления "временем ".
Здесь необходимо имеющиеся наработки и опыт для традиционных сфер перенести в нетрадиционные сферы. В первую очередь это'необходимо сделать для мегапроектов. Здесь потребуется развитие методов временного анализа проектов с учетом вероятностей и неполноты исходных данных.
Методы и средства управления стоимостью.
В условиях планово-распределительной экономики и монополии государственной собственности управление стоимостью проектов в бывшем СССР носило пассивный и довольно формальный характер. Однако, сейчас при переходе к рынку и изменении отношений собственности картина резко изменилась. Мы оказались не готовы к этим изменениям.
Поэтому здесь прежде всего необходимо имеющиеся на Западе активные методы и средства управления стоимостью, развитые для традиционных сфер (см. рис. 65), перенести во все сферы Российских проектов с соответствующей привязкой и дифференциацией. При этом важно, чтобы эти методы и средства были развиты с учетом нестационарной экономики. Очевидно, это в первую очередь должно быть сделано для предпроектного и проектного анализа.
Методы и средства управления риском.
Относительно этой группы методов и средств справедливы замечания, сделанные по управлению стоимостью.
Поэтому и здесь необходим трансфер западного опыта в условиях России в традиционных сферах приложения УП, и развитие новых подходов в социально-экономической и организационной сферах для всего жизненного цикла всех классов проектов.
Методы и средства управления трудовыми ресурсами.
Относительно этой группы методов и средств справедливы рекомендации по управлению временем и предметной областью, т.к. они сильно взаимосвязаны и имеют примерно одинаковое развитие.
Отметим только, что наряду с трансфером западных разработок необходимо их развитие за счет более эффективных алгоритмов распределения ресурсов, имеющихся в России.
Определенной новизной отличаются методы управления персоналом и учет "человеческого фактора" в УП в условиях перехода к рынку. Здесь будет полезен трансфер западного опыта и его привязка к нашим условиям.
Методы и средства управления материально-техническим обеспечением и контрактами.
Имеющийся в стране опыт по этому направлению относится к плановой экономике. Поэтому здесь необходим трансфер западных разработок и их адаптация к условиям перехода к рынку и развитие этих методов и средств для нетрадиционных сфер, где опыта практически не имеется ни на Западе ни на Востоке.
Методы и средства управления коммуникациями и информацией. В условиях построения правового государства с отказом от командно-административных методов управления и перехода к рыночным отношениям разработка и развитие этой группы методов и средств требует полного переосмысливания и поиска новых подходов. Здесь полезен трансфер богатого опыта и разработок Запада с их привязкой к реальным условиям сегодняшней России. Необходимо при этом тщательно проанализировать и использовать
имеющиеся наработки и опыт в области АСУ и информационных систем в России. Наиболее сложные проблемы здесь предстоит решить в сферах социальных и экономических проектов, а также для мегапроектов всех типов.
4.5.2. Образование и подготовка кадров по УП
Для обеспечения потребностей в развитии и широком применении методов и средств УП во всех перспективных сферах их приложения необходимо подготовить корпус специалистов в этой области, в том числе:
- Руководителей верхнего, среднего и нижнего звена - потенциальных заказчиков и инициаторов применения УП.
- Руководителей проектов разного уровня.
- Специалистов по УП - членов команд проектов, отвечающих за различные компоненты проекта и функции УП.
- Специалистов различных областей и сфер - потенциальных пользователей УП, которые должны знать основы УП для использования в своей практической деятельности.
- Специалистов-разработчиков и консультантов в области УП.
Для того, чтобы достигнуть уровня развитых стран и обеспечить широкомасштабное применение УП в осуществляемых в России программах и проектах, в стране должно быть по предварительным данным около 2,0 млн. специалистов, знакомых с УП в разной степени.
Поэтому уже в ближайшее время должны быть созданы системы и центры обучения, подготовки и переподготовки специалистов. Для этого должны быть использованы существующие учебные заведения, формы и методы обучения, а также созданы новые. Системы образования должны охватывать все категории обучаемых, все формы и методы обучения, в том числе:
- краткосрочные курсы (несколько недель) - для руководителей верхнего звена;
- среднесрочные курсы (несколько месяцев) - для руководителей среднего и нижнего звена, специалистов с высшим образованием и опытом работы;
- специализация (включение курса по УП) в ВУЗах на старших курсах для перспективных отраслей и сфер деятельности, использующих УП;
- новая специальность в ВУЗах - проект-менеджер;
- система переподготовки кадров (периодическая в течение нескольких недель) - для руководителей разного уровня, проект-менеджеров и специалистов по УП разного профиля;
- система телевизионного обучения с консультациями и приемом экзаменов на местах - для проект-менеджеров разного уровня;
- системы обучения с отрывом и без отрыва от производства в дневное и вечернее время - для проект-менеджеров и специалистов УП разного уровня, имеющих высшее образование и опыт работы.
Для обеспечения учебного процесса по подготовке специалистов необходимо:
- разработать учебные программы курсов различной длительности и назначения;
- разработать и издать учебные и методические материалы и пособия, отвечающие требованиям и специфике современных условий;
- разработать и подготовить систему и порядок сертификации проект-менеджеров и организаций по профессиональному управлению проектами, в том числе по международным стандартам сертификации;
- подготовить и обеспечить современную материально-техническую базу для учебных центров, заведений, курсов, включая современную оргтехнику, компьютеры, научно-методическое, программное и информационное обеспечение по УП;
- подготовить, провести сертификацию и организовать коллективы преподавателей - специалистов по УП;
На рис. 67 приведена структурная схема системы образования и подготовки кадров по УП.
Программа подготовки профессиональных кадров в. области УП требует поддержки и участия со стороны государства, заинтересованных деловых кругов, профессиональных организаций. Для успешной реализации такой программы необходимо всемерно использовать имеющийся в развитых странах богатый опыт, научно-техническую помощь и сотрудничество с профессиональными ассоциациями, объединениями и другими заинтересованными организациями.
Первым положительным опытом организации такой работы при многостороннем сотрудничестве является "Программа подготовки Российских проект-менеджеров", осуществляемая Московским Государственным строительным университетом (МГСУ) и Институтом Экономического Развития Всемирного Банка (EDI WB) при поддержке Правительства России и содействии СОВНЕТ, ИНТЕРНЕТ и PMI.
На первом этапе этой программы в 1993-94 гг. разработаны необходимые материалы и подготовлено свыше 40 преподавателей по УП.
На втором этапе в 1994-95 гг. в различных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Красноярске и др. будут сформированы коллективы преподавателей и организовано обучение проект-менеджеров для Российской экономики.
Подготовленных преподавателей по УП предполагается сертифицировать по международным стандартам комиссией из представителей Всемирного Банка, МГСУ, СОВНЕТ и ИНТЕРНЕТ.
4.5.3. Формирование рынка для профессионального управления проектами
В технически развитых странах сформировался обширный рынок услуг в области управления проектами. На этом рынке работают тысячи компаний профессионального управления проектами. Профессия проект-менеджера стала массовой и высокооплачиваемой. Подготовкой проект-менеджеров занимаются
Рис. 67. Структурная схема системы подготовки кадров по УП.
многие известные университеты, учебные центры и консалтинговые фирмы. Продажа специальных программных средств по УП только для персональных компьютеров превысила 100 млн. долларов в год, их производством и сопровождением заняты ведущие фирмы мира.
В то же время в нашей стране управление проектами, являясь объективной потребностью для более эффективного преобразования общества и экономики, пока еще не стало осознанной необходимостью ни в широких кругах представителей государственной власти и управленческих структур, ни в деловом мире. А такое осознание и есть основной фактор, формирующий рынок услуг профессионального управления проектами.
Так что же нужно сделать для того, чтобы объективная потребность стала осознанной необходимостью применения УП и обеспечила условия для формирования рынка УП в России?
Для формирования общественного спроса и рынка УП, на наш взгляд, заинтересованным организациям и ведомствам при активной поддержке государственных органов необходимо:
• Содействовать применению методов и средств УП при реализации конкретных проектов и программ, чтобы на практике наглядно показать преимущества и эффективность профессионального управления проектами.
Для этого целесообразно выбрать "пилот-проекты" из числа значимых государственных программ и проектов и оказать поддержку в применении и отработке методов и технологии УП.
• Развернуть деятельность по освещению, разъяснению и распространению знаний, достижений и опыта по управлению проектами в стране и за рубежом путем:
• информационно-издательской деятельности с использованием средств массовой информации;
• регулярного проведения симпозиумов, конференций, семинаров, школ, выставок и др. форумов;
• включения курсов и основ УП в учебные программы по экономике, организации и управлению в различных учебных заведениях и др.
• Содействовать созданию сети профессиональных контракторных, консалтинговых и инжиниринговых фирм, специализирующихся в Управлении проектами.
Такие фирмы могут создаваться как заново, так и на основе распространения действующих организационных структур, ориентированных на проекты.
• Создать нормативно-правовую и экономическую основу поддержки и регулирования деятельности по профессиональному управлению проектами, в т.ч. предоставление льгот на начальной стадии.
• Содействовать подготовке профессиональных кадров и повышению квалификации специалистов, способных освоить подходы и методы УП и умеющих применять их на практике (см. раздел 4.5.2.).
• Создать систему лицензирования, аккредитации* и сертификации профессиональных организаций и специалистов по УП, в т.ч. по международным стандартам.
• Содействовать разработке и применению современных методов и средств по УП в традиционных и новых сферах деятельности с широким оповещением общественности о достигнутых результатах.
• Содействовать созданию системы информационного обслуживания, банков данных и знаний об отечественном и зарубежном рынке проектов, потребностях и возможностях предоставления различных услуг в области профессионального УП.
• Оказать содействие и поддержку созданию и развитию отечественных профессиональных объединений и ассоциаций по УП и международному сотрудничеству в этой области.
4.5.4 Что необходимо для поддержки и обеспечения развития и применения профессионального управления проектами в России?
В заключение хотелось бы обсудить одно из важнейших условий, необходимых для нормального развития и широкого применения УП в нашей стране. Речь пойдет о необходимости всесторонней поддержки УП со стороны государства, производственных, профессиональных и общественных организаций и объединений.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что значение полновесного использования УП для возрождения страны и ее экономики трудно переоценить. Созданы необходимые предпосылки для перехода к профессиональному управлению проектами и программами в России.
Однако, настало время, когда этой большой работе, выполняемой до настоящего времени преимущественно на общественных началах группой энтузиастов, следует придать государственное значение и оказать всестороннюю поддержку, чтобы во всей полноте использовать имеющийся потенциал этого направления и внести коренные изменения в повышение эффективности проводимых реформ и прежде всего в инвестиционной сфере, являющейся сердцевиной обновления экономики и источником вожделенного благосостояния народа.
Логика развития социально-экономических процессов при переходе к рынку такова, что в обществе так или иначе со временем возобладает рациональный подход к осуществлению многочисленных проектов и программ, без чего продвижение вперед в экономике невозможно,. И, как показывает практика и наметившиеся тенденции, методология современного УП уже постепенно завоевывает умы деловых людей и специалистов и все более настойчиво вторгается в сферы проектной и инвестиционной деятельности. Однако, без целенаправленного формирования этой новой для нас профессиональной сферы, без необходимых поддержки и обеспечения процесс этот может идти длительное время и неэффективно. При таком развитии событий нас ожидают огромные материальные и моральные потери как прямые, так и от "неиспользованных возможностей". Для того чтобы этого не случилось, необходимо объединить разрозненные усилия и при участии общественных профессиональных объединений и поддержке государства подготовить и осуществить комплексную научно-техническую программу по развитию и применению УП в наиболее перспективных областях созидательной деятельности. Такая программа могла бы послужить направляющим, организующим и стимулирующим началом по развитию и широкому использованию методов и средств УП в нашей стране. На наш взгляд, программа должна иметь общую часть и части, дифференцированные по различным сферам приложения УП.
На примере инвестиционно-строительного комплекса рассмотрим основные направления и содержание научно-технической программы развития и применения методов и средств УП. Проект этой программы разработан СОВНЕТ и ЦНИИЭУС Госстроя РФ (см. рис. 68).
Проект программы включает задания и мероприятия для:
• Государственных органов управления
• Общественных профессиональных объединений и ассоциаций
• Научно-исследовательских и проектных организаций
• Производственных - контракторных, консалтинговых, подрядных, инже-ниринговых и других инвестиционных компаний и организаций.
Макроструктура программы включает следующие Основные Направления:
• Определение перспективных сфер применения целевого управления проектами и программами в инвестиционно-строительном комплексе, включая внешние и внутренние сферы деятельности. Примерный состав таких областей применения УП приведен на рис. 69.
• Создание законодательной, правовой и нормативно-методической базы для инвестиционно-строительной деятельности в условиях перехода к рынку и эффективного применения УП.
Главной задачей здесь является приведение существующей законодательной, правовой и нормативной базы в соответствие с происходящими изменениями и требованиями перехода к рыночным отношениям.
• Освоение и развитие методов и средств УП на основе отечественных достижений и опыта, трансфера западных знаний и технологий, а также новых разработок по УП (см. разделы 4.3.2, 4.3.3, 4.5.1.).
• Создание и поддержка фондов пакетов прикладных программ и информационной базы для УП.
• Создание системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов и ее учебно-методическое обеспечение (см. раздел 4.5.2).
• Создание и поддержка специальных оргструктур, фирм и организаций для профессионального управления проектами и программами.
Рис. 68. Программа развития и внедрения методов целевого управления проектами в капитальном строительстве.
Рис. 69. Сферы применения целевого управления проектами в инвестиционно-строительном комплексе (ИСК).
• Практическое применение и отработка методов УП на базовых "пилотных" проектах и программах государственного значения с последующим расширением сферы использования УП.
• Проведение конференций, семинаров, школ, выставок и конкурсов на лучшие работы по Управлению проектами.
• Международное сотрудничество в области управления проектами, включая изучение, обобщение и обмен опытом, трансфер знаний и ноу-хау, совместные мероприятия и проекты и др.
Осуществление программы в условиях происходящих изменений, перехода к рынку, дефицита государственного бюджета и перемен в области проведения в жизнь научно-технической политики требует, с одной стороны, поиска новых фирм, организации, координации и регулирования деятельности участников программы, а с другой - включения в нее ряда необходимых обеспечивающих мероприятий. К числу первоочередных мероприятий можно отнести:
• Мероприятия административной, организационной, законодательной и нормативно-правовой поддержки.
• Научно-методическое обеспечение.
• Экономическую поддержку, в т.ч. создание экономических механизмов управления проектами в условиях рыночной экономики.
• Информационное обеспечение и издательскую деятельность.
• Финансовое обеспечение при поддержке госбюджета на реализацию общей части Программы, путем финансирования специализированных частей программы соответствующими заинтересованными организациями, включая Международные и Европейские кредитно-финансовые институты, участвующие в инвестировании Российской экономики и других сфер.
Кстати, как уже отмечалось. Всемирный Банк проявляет устойчивый интерес к развитию УП в России и применению методов и средств УП при осуществлении финансируемых им проектов.
Как распределяются роли и каков должен быть вклад каждой из основных групп участников Программы?
Государственные органы управления:
Госстрой РФ при участии Минэкономики РФ при поддержке Минфина РФ и других государственных структур мог бы обеспечить:
• Организацию разработки, финансирование, рассмотрение, утверждение и контроль выполнения "Комплексной программы развития и применения методов целевого управления проектами и программами в инвестиционно-строительной деятельности".
• Осуществление законодательной инициативы и разработку проектов законов и государственных нормативных актов для регулирования инвестиционно-строительной деятельности в условиях рынка (в т.ч. с учетом применения УП).
• Создание нормативной, правовой и научно-методической базы для применения целевого управления программами и проектами.
• Государственную поддержку и координацию работ по созданию и использованию программного, информационного и технического обеспечения УП в инвестиционно-строительном комплексе.
• Государственную поддержку, создание новых и трансформирование действующих организационных структур, ориентированных на целевое управление проектами и программами.
• Создание системы лицензирования и сертификации организаций профессионального управления проектами в инвестиционно-строительном комплексе.
• Государственную поддержку и содействие подготовке специалистов по УП в ВУЗах страны.
• Организацию подготовки и переподготовки кадров по УП из числа специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы.
• Поддержку, организацию и координацию информационно-издательской деятельности и мероприятий по изучению и обмену опытом в стране и за рубежом в области управления проектами, включая издание книг, брошюр, журналов, сборников по УП; проведение форумов, семипаров и школ по УП; выставок передового опыта и достижений, конкурсов лучших разработок по УП и их популяризацию в средствах массовой информации.
• Содействие и поддержку международного сотрудничества в области управления проектами.
• Поддержку и содействие отработке и применению методов и средств УП при осуществлении государственных проектов и программ и стимулирование широкого использования УП в инвестиционно-строительном комплексе.
Российская Ассоциация Управления проектами как общественная профессиональная организация могла бы внести свой вклад в осуществление Программы:
• Участие в разработке Комплексной Программы.
• Организация международного сотрудничества в области УП, изучение, трансфер мирового опыта и знаний по УП, участие в разработке отечественной методологии, руководств и пособий по УП.
• Содействие и участие в научно-технических разработках по УП.
• Участие в информационно-издательской деятельности на базе мировых и отечественных достижений и опыта.
• Содействие и участие в создании системы подготовки и сертификации проект-менеджеров по международным и отечественным стандартам.
• Содействие и поддержка развития сети организаций профессионального управления проектами и их сотрудничества с зарубежными партнерами.
• Организация и проведение международных и отечественных форумов по УП: конгрессов, симпозиумов, семинаров, конференций, школ и др.
• Содействие и участие силами членов Ассоциации в практическом применении УП при осуществлении международных и отечественных проектов и программ.
Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве (ЦНИИЭУС) Госстроя РФ и другие НИИ и проектные институты в рамках программы могли бы обеспечить:
• Разработку и представление Комплексной Программы по УЛ.
• Разработку нормативно-методических и организационно-экономических документов по использованию УП в инвестиционно-промышленном, комплексе (ИСК).
• Организацию и функционирование Центра Управления проектами в ИСК.
• Освоение и адаптацию существующих методов и средств УП в ИСК.
• Разработку и развитие методов и средств УП.
• Организацию и функционирование фонда программ, нормативной и информационной базы УП.
• Научно-методическое и консультационное обеспечение сети организаций по консалтингу и управлению проектами.
• Оказание услуг и поддержку практического использования методов и средств УП в ИСК.
• Проведение мероприятий по изучению состояния, обмену опытом и достижениями в УП.
• Координацию и контроль работ соисполнителей по Комплексной Программе УП.
Производственные организации, включаемые в Комплексную Программу при соответствующей государственной поддержке должны обеспечить:
• Выбор и представление "пилот-проектов" для практической отработки методов и средств УП. Представление необходимой документации и создание условий для работы команды проекта на местах.
• Участие в практическом применении методов и средств УП, подведении итогов по результатам работы, выработке практических рекомендаций.
• Оказание содействия в проведении школ-семинаров по опыту применения УП в своей практической деятельности.
Общая организационная схема предлагаемой программы показана на рис. 70. Приведенные схематические наброски Программы по УП ни .в коей мере не претендуют на полноту и завершенность. Однако, они могут послужить некоторым ориентиром при подготовке аналогичных документов в различных сферах деятельности.
Рис. 70. Комплекс работ по развитию и внедрению методов целевого управления проектами в капитальном строительстве.
Заключение
Теперь, уважаемый и многотерпимый читатель, когда пройден более чем двухсотстраничный путь, первого знакомства с Миром Управления проектами (а может, и не первого?), стоит оглянуться назад и подвести итоги нашего совместного труда.
Если вы внимательно прочли всю книгу и дошли до заключения, то:
• Вы действительно связаны с решением "проектных" задач и пробелом, и Вам необходимо более глубокое знакомство с Миром Управления проектами.
• Вы убедились в полезности Управления проектами и (автору очень хотелось бы в это поверить!) осознали необходимость его применения на практике.
• Вы теперь владеете связкой ключей от дверей в этот профессионально увлекательный Мир. Вот эти ключи:
• Сведения, почерпнутые из текста книги.
• Библиография в конце книги, которая, как нить Ариадны, приведет Вас к нужной Вам более подробной информации по любому вопросу из области Управления проектами.
• Данные о Российской и международных Ассоциациях Управления проектами, которые помогут Вам найти единомышленни<