Инжениринг и реинжиниринг бизнес-процессов в ОАО «РЖД»
Перечисленные проблемы в полной мере возникают при внедрении процессного подхода управления бизнесом в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги». Функциональный принцип управления, как основа административной системы управления компанией, доставшийся в «наследство» от Министерства путей сообщения СССР и Российской Федерации, необходимо преобразовать в управление компанией как бизнес-системой. Как отмечалось выше, в условиях, когда бизнес-процессы не сформированы, речь не может идти о перепроектировании того, чего практически нет. В этих условиях необходим инжиниринг бизнес-процессов.
Предусмотренное Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте (далее Программа)[17] выделение отдельных видов деятельности в самостоятельный бизнес, фактически означает инжиниринг бизнес-процессов компании, представление компании в виде взаимосвязанных бизнес-процессов в соотвествии с целями и задачами Стратегической программы ОАО «РЖД». Подтверждением данному тезису является выделение среди принципиальных, в том числе, следующих основных положений: разделение основных и неосновных видов деятельности и формирование организационной структуры по основным видам деятельности. В том числе, в Программе указывается «При переходе к новой модели организации железнодорожного транспорта его территориально-функциональная организация будет преобразована в организацию по видам деятельности (грузовые перевозки, пассажирские перевозки и т.п.). Разделение грузовых, пассажирских пригородных перевозок и пассажирских перевозок в дальнем следовании в результате реформирования обусловлено различиями между соответствующими рынками, основными фондами и техническими средствами, используемыми в этих видах деятельности. Данное разделение позволит более точно и своевременно определять прямые и общие затраты по видам деятельности…. Интермодальные и рефрижераторные грузовые перевозки также обособляются в отдельные направления деятельности, так как по сравнению с перевозками основных категорий грузов эти перевозки в наибольшей степени конкурируют с другими видами транспорта».
После разделения функций хозяйственного ведения и государственного регулирования, т.е. создания в 2003 году открытого акционерного общества «Российские железные дороги» была разработана Стратегическая программа развития до 2010 года и основные направления развития ОАО «РЖД» до 2015 года (Далее Стратегическая программа ОАО «РЖД», Стратегическая программа).
Стратегической программой предусматривается формирование к 2010 году Холдинга «РЖД». Основной (материнской) компанией Холдинга будет ОАО «РЖД».
Как определено Стратегической программой, ОАО «РЖД» - это эффективный владелец инфраструктуры, предоставляющий на недискриминационной основе услуги всем перевозчикам. Следовательно, выделяется бизнес-процесс «предоставление услуг инфраструктуры». Отмечается, что для решения общегосударственной задачи транспортного обслуживания экономики и населения ОАО «РЖД» будет иметь необходимые пропускные и провозные способности, экономичную, надежную и безопасную технологию работы инфраструктуры, интегрированной в национальную и международную транспортные системы. Следует отметить, что Программой на третьем её этапе предусматривается оценка целесообразности и способов полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности (если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе). Последнее означает, что уже в Программе определена необходимость инжиниринга бизнес-процессов, тогда ещё будущего хозяйствующего субъекта ОАО «РЖД».
Другим ключевым видом бизнеса, осуществляемым ОАО «РЖД», будет предоставление услуг локомотивной тяги.Таким образом, Стратегической программой обозначен второй важнейший бизнес-процесс ОАО «РЖД». Отмечается, что развитие бизнес-процесса «Предоставления услуг локомотивной тяги» будет ограничено производственными возможностями железнодорожного машиностроения, темпами его инновационного развития и возможностями ОАО «РЖД» по приобретению локомотивов. Вместе с тем, ОАО «РЖД» по-прежнему будет занимать лидирующие позиции в данном виде бизнеса.
До 2010 года (до завершения третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте,за ОАО «РЖД» сохранятся функции перевозчика в сфере грузовых перевозок –это третий ключевой бизнес-процессосновной компании Холдинга. Для защиты позиций Холдинга в области грузовых перевозок в конкурентных сегментах потребуется внедрение инновационных технологий доставки грузов. Реализация маркетинговой стратегии позволит осуществить развитие перспективных направлений перевозок и сформировать предложение новых видов транспортных услуг, востребованных пользователями. Продолжится работа по повышению конкурентоспособности холдинга «РЖД» на международном транспортном рынке и привлечению дополнительных, прежде всего, транзитных перевозок грузов. Холдингом также будут осуществляться перевозки для государственных нужд и обеспечиваться надлежащее содержание необходимых мобилизационных резервов.
Предполагается, что одним из основных видов бизнеса, осуществляемых Холдингом, будет операторская деятельность в области грузовых перевозок и последующеевыделение операторской деятельности в сфере грузовых перевозок в ДЗО. Таким образом, далее Стратегической программой обозначены те бизнес-процессы, которые будут обособлены от основной компании – ОАО «РЖД» и выделены в дочерние зависимые общества в структуре Холдинга «РЖД».
Структурные подразделения, осуществляющие пассажирские перевозки дальнего следования, выделяются из ОАО «РЖД» (из основной компании), и на их основе будет создана Федеральная пассажирская компания в форме дочернего акционерного общества(ДЗО).
Часть железнодорожных вокзальных комплексов обособляется путем передачи имущества на первоначальном этапе в филиал ОАО «РЖД», а затем – вывода в дочернее общество ОАО «РЖД».
В сфере пригородных пассажирских перевозок создаются дочерние общества ОАО «РЖД» совместно с субъектами Российской Федерации, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с договорами, заключаемыми с местными администрациями.
Важным направлением деятельности Холдинга станет оказание дополнительных услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава, и других сопутствующих перевозочной деятельности услуг.
Задача институционального обособления из сферы естественной монополии потенциально конкурентных видов деятельности находит своё решение в Концепции корпоративного строительства ОАО «РЖД» (Далее Концепция) и в Функциональной стратегии корпоративного строительства.