Задача массового обслуживания

При решении задач массового обслуживания примем следующие обозначения: λ – интенсивность входного потока (число заявок в единицу времени);

μ – интенсивность выходного потока (число удовлетворенных заявок в единицу времени);

S – количество каналов обслуживания:

К – количество ожидающих обслуживания клиентов;

задача массового обслуживания - student2.ru

- интенсивность загрузки системы;
N = S + K – всего клиентов, находящихся в системе;

рn – вероятность образования очереди из n заказов (включая находящийся в

задача массового обслуживания - student2.ru

- среднее число находящихся в системе заказов (длина очереди);
обслуживании);

задача массового обслуживания - student2.ru

 
  задача массового обслуживания - student2.ru

Одноканальная система обслуживания с неограниченной очередью

Задача: В компанию приходят клиенты за консультацией о продаваемой продукции с интенсивностью 8 посещений в час. Работник компании тратит на обслуживание каждого клиента в среднем 6 минут. Необходимо определить вероятность нахождения в приемной комнате 1, 2 и 3-х клиентов, среднее количество клиентов за час, среднее количество ожидающих консультации клиентов, среднее время ожидания.

Решение: Исходные данные для нашей задачи следующие:

λ = 8; μ = 10 (60 мин./6 мин.); η = λ/μ = 0,8

(5.1)
Вероятность нахождения в системе обслуживания n клиентов определяется по формуле (5.1)

задача массового обслуживания - student2.ru

Среднее количество клиентов за час определяется по формуле (5.2)

(5.2)
задача массового обслуживания - student2.ru

Среднее количество, ожидающих клиентов определяется по формуле (5.3)

(5.3)
задача массового обслуживания - student2.ru

(5.4)
Среднее время ожидания своей очереди определяется по формуле (5.4)

задача массового обслуживания - student2.ru

Подставляя исходные данные в формулы (5.1) – (5.4) получим:

1. вероятность отсутствия клиентов р0= 0,2

2. вероятность нахождения в приемной 1-го клиента р1= 0,16

3. вероятность нахождения в приемной 2-х клиентов р2= 0,13

4. вероятность нахождения в приемной 3-х клиентов р3= 0,10

5. среднее количество клиентов, находящихся в приемной за 1 час - 4 человека.

6. Среднее количество ожидающих обслуживания клиентов - 3,2 человека в час

7. Среднее время ожидания в очереди - 0,4 часа (24 минуты).

Одноканальная система обслуживания с ограниченной очередью.

Задача: В условия предыдущей задачи вводим дополнительные сведения, а именно: количество мест в приемной комнате равно 4.

Решение: Исходные данные для такой задачи следующие:

λ = 8; μ = 10; η = 0,8; К = 4; N = S + K = 1 + 4 = 5.

 
  задача массового обслуживания - student2.ru

(5.5)
Вероятность нахождения в системе обслуживания n клиентов определяется по формуле (5.5).

 
  задача массового обслуживания - student2.ru

задача массового обслуживания - student2.ru Среднее количество клиентов за час определяется по формуле (5.6)

 
 
(5.6)

n = N/2, при η = 1

 
  задача массового обслуживания - student2.ru

(5.7)
Среднее количество, ожидающих клиентов определяется по формуле (5.7)

 
  задача массового обслуживания - student2.ru

(5.8)
Среднее время ожидания своей очереди определяется по формуле (5.8)

Подставляя исходные данные в формулы (5.5) – (5.8) получим:

1. вероятность отсутствия клиентов р0= 0,27

2. вероятность нахождения в приемной 1-го клиента р1= 0,22

3. вероятность нахождения в приемной 2-х клиентов р2= 0,17

4. вероятность нахождения в приемной 3-х клиентов р3 = 0,14

5. среднее количество клиентов, находящихся в приемной за 1 час ≈ 2 человека.

6. Среднее количество ожидающих обслуживания клиентов - 1,13 человека в час

7. Среднее время ожидания в очереди - 0,15 часа (9 минут).

Наши рекомендации