Задача массового обслуживания
При решении задач массового обслуживания примем следующие обозначения: λ – интенсивность входного потока (число заявок в единицу времени);
μ – интенсивность выходного потока (число удовлетворенных заявок в единицу времени);
S – количество каналов обслуживания:
К – количество ожидающих обслуживания клиентов;
|
рn – вероятность образования очереди из n заказов (включая находящийся в
|
Одноканальная система обслуживания с неограниченной очередью
Задача: В компанию приходят клиенты за консультацией о продаваемой продукции с интенсивностью 8 посещений в час. Работник компании тратит на обслуживание каждого клиента в среднем 6 минут. Необходимо определить вероятность нахождения в приемной комнате 1, 2 и 3-х клиентов, среднее количество клиентов за час, среднее количество ожидающих консультации клиентов, среднее время ожидания.
Решение: Исходные данные для нашей задачи следующие:
λ = 8; μ = 10 (60 мин./6 мин.); η = λ/μ = 0,8
|
Среднее количество клиентов за час определяется по формуле (5.2)
|
Среднее количество, ожидающих клиентов определяется по формуле (5.3)
|
|
Подставляя исходные данные в формулы (5.1) – (5.4) получим:
1. вероятность отсутствия клиентов р0= 0,2
2. вероятность нахождения в приемной 1-го клиента р1= 0,16
3. вероятность нахождения в приемной 2-х клиентов р2= 0,13
4. вероятность нахождения в приемной 3-х клиентов р3= 0,10
5. среднее количество клиентов, находящихся в приемной за 1 час - 4 человека.
6. Среднее количество ожидающих обслуживания клиентов - 3,2 человека в час
7. Среднее время ожидания в очереди - 0,4 часа (24 минуты).
Одноканальная система обслуживания с ограниченной очередью.
Задача: В условия предыдущей задачи вводим дополнительные сведения, а именно: количество мест в приемной комнате равно 4.
Решение: Исходные данные для такой задачи следующие:
λ = 8; μ = 10; η = 0,8; К = 4; N = S + K = 1 + 4 = 5.
|
Среднее количество клиентов за час определяется по формуле (5.6)
|
n = N/2, при η = 1
|
|
Подставляя исходные данные в формулы (5.5) – (5.8) получим:
1. вероятность отсутствия клиентов р0= 0,27
2. вероятность нахождения в приемной 1-го клиента р1= 0,22
3. вероятность нахождения в приемной 2-х клиентов р2= 0,17
4. вероятность нахождения в приемной 3-х клиентов р3 = 0,14
5. среднее количество клиентов, находящихся в приемной за 1 час ≈ 2 человека.
6. Среднее количество ожидающих обслуживания клиентов - 1,13 человека в час
7. Среднее время ожидания в очереди - 0,15 часа (9 минут).