Глава 1. статистика как наука
Методические указания
Эта тема имеет большое значение не только для курса теории статистики, но и для всех статистических дисциплин вообще. В ней излагаются важнейшие вопросы статистической науки: о предмете статистической науки, ее методе, теоретических основах, задачах и др. В результате изучения темы студент должен получить ясное представление о том, что изучает статистика, ее место в системе наук, теоретические основы, важнейшие принципы, категории и понятия, основные задачи статистики на современном этапе.
Изучение темы должно вооружить студента пониманием основ теории статистики и статистической методологии.
При рассмотрении материала темы важно уяснить необходимость привлечения массовых данных для объективного познания действительности; ведущую роль социально-экономических категорий в статистическом исследовании.
Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия статистической науки, как статистическая совокупность, единица совокупности, признаки и их классификация, вариация признаков, статистический показатель. Без них невозможно обойтись в дальнейшем изучении других статистических дисциплин, в которых применяются понятия, термины, показатели, формулы теории статистики, но не разъясняются их сущность, смысл и значение, поскольку это составляет задачу теории статистики.
Понятие статистики.Статистика, вернее ее методы исследования, широко применяется в различных областях человеческих знаний. Однако, как любая наука, она требует определения предмета ее исследования. В связи с этим различают статистику, занимающуюся изучением социально-экономических явлений, которая относится к циклу общественных наук, и статистику, занимающуюся закономерностями явлений природы, которая относится к наукам естественным.
Настоящий курс посвящен теории статистики социально-экономических явлений.
Авторы большинства современных отечественных вузовских учебников по теории статистики (общей теории статистики) под статистикой понимают предметную общественную науку, т.е. науку, имеющую свои особые предмет и метод познания. Поэтому в процессе изучения темы необходимо уяснить, что статистика – общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности, причем в конкретных условиях места и времени.
Предмет статистики.При изучении темы необходимо в первую очередь обратить особое внимание на определение предмета, метода и задач статистики, на уяснение сущности и содержания статистической науки, отличающих ее от других социально-экономических наук, а также от математики. Вопросы предмета и метода статистики являются исходными, с них начинается первое знакомство с основами статистической науки.
В процессе изучения данной темы важно уяснить, что статистика как наука исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы,выступающие как множество отдельных факторов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками.
Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае) в статистике называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность – это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации.Например, в качестве особых объектов статистического исследования, т.е. статистических совокупностей, может выступать множество коммерческих банков, зарегистрированных на территории Российской Федерации, множество акционерных обществ, множество граждан какой-либо страны и т.д. Важно помнить, что статистическая совокупность состоит из реально существующих материальных объектов.
Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности.Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками,т.е. под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений, процессов) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам. Например, из названных совокупностей множество коммерческих банков наряду с качественной определенностью (принадлежностью к разряду кредитных учреждений) обладает различиями по размеру объявленных уставных фондов, численности работающих, сумме активов и т.д.
Качественная определенность совокупности, хотя и имеет объективную основу, устанавливается в каждом конкретном статистическом исследовании в соответствии с его целями и познавательными задачами.
Единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную определенность совокупности, также обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует вариация признаков.Она обусловлена различным сочетанием условий, которые определяют развитие элементов множества. Например, уровень производительности труда работников банка определяется его возрастом, квалификацией, отношением к труду и т.д. Именно наличие вариации предопределяет необходимость статистики.Необходимо помнить, что вариация признака может отражаться статистическим распределением единиц совокупности.
Важно также помнить, что статистика как наука изучает прежде всего количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития.
Количественную характеристику статистика выражает через определенного рода числа, которые называются статистическими показателями. Статистический показатель отражает результат измерения у единиц совокупности и совокупности в целом.
Однако тогда возникает вопрос, чем же статистика отличается от математики?
Основное отличие состоит в том, что статистика изучает количественную сторону качественно определенных массовых общественных явлений в данных условиях места и времени.При этом качественную определенность единичных явлений обычно определяют сопряженные науки.
При изучении данной темы важно выяснить теоретические основы статистики и проблему применения закона больших чисел.
Теоретические основы статистики как науки.Теоретическую основу любой науки, в том числе и статистики, составляют понятия и категории, в совокупности которых выражаются основные принципы данной науки. В статистике к важнейшим категориям и понятиям относятся: совокупность, вариация, признак, закономерность.
При изучении данного вопроса важно уяснить, что статистические совокупности обладают определенными свойствами, носителями которых выступают единицы совокупности (явления),обладающие определенными признаками. По форме внешнего выражения признаки делятся на атрибутивные (описательные, качественные) и количественные. Атрибутивные(качественные) признаки не поддаются количественному (числовому) выражению.
Отличие количественныхпризнаков от качественных состоит в том, что первые можно выразить итоговыми значениями, например общий объем перевозок грузов предприятиями транспорта и т.д., вторые – только числом единиц совокупности, например число театров по видам деятельности.
Количественные признаки можно разделить на прерывные (дискретные) и непрерывные.
Важной категорией статистики является также статистическая закономерность.
Статистическая закономерность– это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины (условия), порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Статистическая
закономерность устанавливается на основе анализа массовых данных. Она возникает в результате действия объективных законов, выражая каузальные отношения.
Так как статистическая закономерность обнаруживается в итоге массового статистического наблюдения, это обусловливает ее взаимосвязь с законом больших чисел.
Сущность закона больших чиселзаключается в том, что в числах, суммирующих результат массовых наблюдений, выступают определенные правильности, которые не могут быть обнаружены на небольшом числе факторов. Закон больших чисел порожден свойствами массовых явлений. Важно помнить, что тенденции и закономерности, вскрытые с помощью закона больших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного, индивидуального случая.
Предмет и метод составляют сущность любой науки, в том числе и статистики.
Метод статистики.Статистика как наука выработала приемы и способы изучения массовых общественных явлений, зависящие от особенностей ее предмета и задач, которые ставятся при его изучении. Приемы и способы, с помощью которых статистика изучает свой предмет, образуют статистическую методологию.
Под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений.Задача статистического исследования состоит в получении обобщающих характеристик и выявлении закономерностей в общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые проявляются лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности. Важно уяснить, что статистическое исследование состоит из трех стадий:
1) статистическое наблюдение;
2) сводка и группировка результатов наблюдения;
3) анализ полученных обобщающих показателей.
Все три стадии связаны между собой, и каждой из них используются специальные методы, объясняемые содержанием выполняемой работы.
Познавательные задачи статистики.Исходя из характера и основных черт предмета статистики как науки можно сформулировать следующие ее задачи. Это изучение:
- уровня и структуры массовых социально-экономических явлений и процессов;
- взаимосвязей массовых социально-экономических явлений и процессов;
- динамики массовых социально-экономических явлений и процессов.
Важно также уяснить, что статистика состоит из ряда отраслей, выделившихся в процессе развития, и общая теория статистикиявляется методологической основой, ядром всех отраслевых статистик, так как она разрабатывает наиболее общие понятия, категории, принципы, которые имеют общестатистический смысл, и методы количественного изучения социально-экономических явлений.
Задачи и упражнения
1.1.Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.
1.2.Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.
1.3.Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:
а) почему статистика является общественной наукой?
б) почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?
в) почему статистика изучает массовые явления?
г) почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?
1.4. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:
а) количество работников на фирме;
б) родственные связи членов семьи;
в) пол и возраст человека;
г) социальное положение вкладчика в Сбербанк;
д) этажность жилых помещений;
е) количество детей в семье;
ж) розничный товарооборот торговых объединений.
1.5.Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
1.6.Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.
1.7. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?
1.8. Исследуется совокупность коммерческих банков Москвы. Какими количественными и качественными признаками можно ее охарактеризовать?
1.9.Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.
1.10.Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.
1.11.Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?
1.12.Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:
а) население;
б) потребительский рынок;
в) промышленность;
г) транспорт и связь.
Для этой цели используйте ежемесячный журнал Госкомстата России «Статистическое обозрение» или статистические ежегодники Госкомстата России.
1.13.Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей, фермерских хозяйств.
1.14.Найдите соответствующие данные и сравните половой состав населения России по данным переписей населения 1970, 1979 и 1989 гг. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать о половой структуре населения России и тенденциях ее изменения?
1.15.Какими признаками – прерывными или непрерывными – являются:
а) численность населения страны;
б) количество браков и разводов;
в) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;
г) капитальные вложения в стоимостном выражении;
д) процент выполнения плана реализованной продукции;
е) число посадочных мест в самолете;
ж) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.
1.16.К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки:
а) тарифный разряд рабочего;
б) балл успеваемости;
в) форма собственности;
г) вид школы (начальная, неполная средняя и т.д.);
д) национальность;
е) состояние в браке.
1.17.Найдите в статистическом сборнике Госкомстата России и выпишите статистические показатели по нескольким качественным и количественным признакам.
1.18.Из того же сборника (см. задание 1.17) выпишите данные по нескольким прерывным и непрерывным количественным признакам.
1.19.Используя статистические сборники, выпишите данные, характеризующие структуру:
а) поголовья скота по категориям хозяйств;
б) использования денежных доходов населения;
в) производственных инвестиций по отраслям экономики.
1.20.По статистическим сборникам Госкомстата России выпишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет:
а) численности населения;
б) производства отдельных видов продовольственных товаров;
в) экспорта и импорта;
г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.
1.21.Назовите, какие понятия, категории и методы излагаются в отрасли статистической науки – общей теории статистики.
1.22. Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?
1.23. Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?
1.24. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
1.25.Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в России?
Рекомендации преподавателям
1. Практические занятия.По данной теме целесообразно провести семинар «Статистическая наука, ее предмет и метод». Примерный план семинара:
а) предмет статистики;
б) метод статистики;
в) отрасли статистической науки и задачи статистики в условиях рыночной экономики.
В процессе обсуждения пунктов а) и б) плана семинара должны быть раскрыты: объект статистического изучения, специфические особенности статистической науки, ее отличия от других общественных наук и роль качественного анализа в статистике. Здесь же должны быть рассмотрены вопросы о значении теории познания как методологической основы статистической науки и о специфических особенностях статистического метода. В последнем пункте плана семинара необходимо рассмотреть вопрос о роли общей теории статистики как отрасли статистической науки.
Так как семинары представляют собой первые аудиторные занятия по статистике, целесообразно провести их по докладной системе. Практика показывает, что студенты обычно испытывают значительные затруднения в выступлениях на первых занятиях без специальной и обстоятельной подготовки по какому-нибудь вопросу. Постановка докладов мобилизует внимание всей аудитории, вызывает желание высказываться по обсуждаемым вопросам.
Вместе с тем мы не считаем докладную систему семинарских занятий обязательной для всех. В зависимости от конкретных особенностей группы, ее состава может быть применена и «свободная» форма семинара, без предварительного распределения докладов между студентами.
2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.Можно предложить написать небольшие рефераты по вопросам темы, а также рефераты, посвященные выдающимся ученым, например А. Кетле, В. Петти, Ю.Я. Янсону, А.И. Чупрову, А.А. Кауфману, А.А. Чупрову и др.
3. Аудиторная контрольная работа.По теме целесообразно провести получасовую контрольную работу в виде кратких ответов студентов на один-два вопроса (например, «Что такое статистическая закономерность?», «Что изучает статистика?» и т.д.). Можно также рекомендовать контрольные вопросы, построенные на основании и трактовке конкретного статистического материала. В частности, студентам рекомендуется предложить систему показателей, характеризующих население, например, страны, области, района, и попросить их сделать соответственные выводы, а также контрольные вопросы в виде тестов.
РАЗДЕЛ II
ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА