Тема 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Тема 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Особенности социально-экономических систем
Первичный элемент СЭС
Сущность управления в СЭС
Структура СЭС
Организация
Социально-экономические системы, как правило, относятся к типу сложных систем, неделимым элементом которых является человек.
Особенности социально-экономических систем
1. Главная особенность социально-экономической системы (СЭС) – ее целенаправленное поведение. Целенаправленное поведение элемента СЭС связано с присутствием в нем человека, который реализует целенаправленное поведение. Целенаправленным поведением обладает элемент, который способен автономно выбирать и менять цели своего функционирования (автономно – значит вне прямой зависимости от основной системы).
У этого свойства есть важное следствие: любая СЭС имеет систему управления, состоящую из управляющей подсистемы и объекта управления (или управляемой подсистемы). Если в технических системах границы между управляющей и управляемой подсистемами очевидны, то в СЭС такое разграничение однозначно не устанавливается, а выбирается в зависимости от решаемых задач.
2. Вторая особенность СЭС – их полиструктурность, которая проявляется в иерархичности системы управления и неиерархичности функциональной подсистемы, отражающей технологию основного вида деятельности СЭС. Поэтому проблемы управления СЭС выделяют в специфичную группу проблем, решаемых в рамках общей теории управления.
3. Третья особенность СЭС – изменчивость окружающей среды. Так, например, технические системы создаются для функционирования в рамках определенных, обозначенных техническим заданием, внешних условиях. СЭС организуется и функционирует при воздействии системы постоянно изменяющихся внешних факторов.
4. Четвертая особенность СЭС – перестроение структуры как инструмент адаптации системы к изменяющимся условиям внешней среды. В отличие от технических систем, структура которых меняется в одну сторону – в сторону распада, СЭС оптимизируют свои структуры для повышения эффективности основных видов деятельности.
5. Пятая особенность СЭС – одновременно наличие признаков естественных и искусственных систем.
Первичный элемент СЭС
В основе процедуры выявления первичного элемента СЭС лежит функция распорядительства, которая обычно проявляется в форме управления видами деятельности системы. Эта функция:
играет структурообразующую роль, отделяя подсистемы и элементы (подразделения) в рамках единой системы;
определяет процесс реализации общей функции СЭС.
Условием движения (изменения) СЭС является активная деятельность ее элементов. Каждый элемент состоит из двух основных частей:
субъекта – носителя процесса принятия решения (человека-распорядителя);
объектов, на которые эти решения распространяются (ресурсы).
Устойчивое обособленное объединение распорядителей и ресурсов принято называть первичным элементом СЭС или распорядительным (технологическим) центром – РЦ [3].
Масштаб РЦ может изменяться в зависимости от масштаба системы, в которой он выделяется. Ресурсы в РЦ, как правило, многообразны, а распорядитель – всегда один (в качестве распорядителя может выступать и группа людей с общими целями, задачами и ответственностью).
Человек как составная часть первичного элемента системы
Существует три точки зрения на представление человека, каждая из которых имеет свои особенности [3].
Первая – отражает его биологическую сущность со своими состояниями, с определенным структурным устройством, в виде биологического существа.
Вторая – акцентирует внимание на социальной функции человечества, пренебрегая свободой и самостоятельностью индивида, обезличивая его (в предельном случае – «функциональное место» в структуре общества).
Третья – представляет человека в виде свободной и суверенной личности, наделенной психикой и сознанием, способностями к определенному поведению и культурой, самостоятельно развивающейся и вступающей в коммуникативно-информационные отношения с другими подобными личностями.
Ресурсы
Ресурсы обычно рассматривают как определенные ограничения, которые формируют решения распорядителя и связаны с видами деятельности системы. Классификацию ресурсов можно представить в виде схемы (рис. 2.2).
Ресурсы 1 группы – ресурсы, необходимые для процесса преобразования и непосредственно входящие после процесса преобразования в выходной продукт (услугу).
Ресурсы 2 группы – необходимы для процесса преобразования, но непосредственно в выходной продукт не входят
К неосязаемым ресурсам системы относят:
репутацию (престиж, торговая марка, имидж);
ноу-хау;
персонал (квалификация, опыт, компетенция, известность управленческой команды).
На входе системы возможна любая комбинация этих видов ресурсов.
Особое место среди ресурсов РЦ занимает власть – нормативно закрепленное право распоряжаться, приказывать, требовать подчинения. Власть является ресурсом, принадлежащим определенному элементу структуры, определенной должности.
В отдельно взятом РЦ субъективный фактор приобретает особое значение. Распорядитель, обладая определенными знаниями, опытом формирует поведение, траекторию движения РЦ. В знаниях выделяют два вида нормирующих элементов [3]:
элементы с устойчивым информационным содержанием (мотивы, стереотипы, интересы, установки);
элементы с неустойчивым информационным содержанием (представление о текущем состоянии дел, критерии, и т. п.).
В зависимости от объема выполняемой работы и масштабов РЦ выделяют три уровня распорядителей:
руководители, выполняющие управленческие и производственные функции (мастер, бригадир);
руководители, выполняющие только управленческие функции (как правило, имеют в подчинении более 30 человек);
распорядители, выполняющие только функции руководства (как правило, имеют в подчинении порядка 15 – 20 управленческих работников).
Сущность управления в СЭС
Управление – процесс формирования целенаправленного поведения системы посредством информационных воздействий.
Аксиомы теории управления
Для управления системой необходимо выполнять ряд естественных условий, которые формулируются в виде аксиом [1].
Аксиома 1. Наличие наблюдаемости объекта управления. Определение любого из состояний ОУ (т.е. наблюдаемость) реализуется только в том случае, если по результатам измерения выходных переменных y(t) при известных значениях
входных переменных x(t) может быть получена оценка z0(t) любой из переменных состояния z(t). Такая задача в теории систем называется задачей наблюдения. В социально-экономических и организационно-технических 3 6
системах с управлением эта задача реализуется функциями учета и контроля текущего состояния ОУ и воздействий окружающей среды. Без этой информации управление оказывается неэффективным.
Аксиома 2. Наличие управляемости – способности ОУ переходить в пространстве Z возможных состояний из текущего состояния в требуемое под воздействием управляющей системы. Под этим переходом можно понимать перемещение в физическом пространстве, изменение скорости и направления движения в пространстве состояний, изменение структуры или свойств ОУ. Если состояние ОУ не меняется, то понятие управления теряет смысл.
Аксиома 3. Наличие цели управления. Под целью управления понимают совокупность значений количественных и качественных показателей, определяющих требуемое состояние ОУ.
Если цель неизвестна, то управление не имеет смысла, а изменения состояний системы превращаются в бессмысленные манипуляции над ней.
Аксиома 4. Свобода выбора – выбор управляющих воздействий из множества возможных альтернативных решений. Считается, что чем меньше это множество, тем менее эффективно управление, так как в условиях ограничений оптимальные решения часто остаются за пределами области адекватности. Если ЛПР не имеет альтернатив решения, то управление не требуется.
Аксиома 5. Наличие критерия эффективности управления. Обобщенным критерием эффективности управления считается степень достижения цели функционирования системы. Кроме того, по частным критериям можно оценивать качество управления, степень устойчивости системы.
Аксиома 6. Наличие ресурсов (материальных, информационных, финансовых, и других), обеспечивающих реализацию принятых решений. Ограниченность или отсутствие ресурсов ограничивает свободу выбора ЛПР. Поэтому управление без ресурсного обеспечения невозможно.
Структура СЭС
Понятие структуры происходит от латинского слова structure, которое означает строение, расположение, порядок. Создание системы с управлением требует выявления внутреннего устройства системы. Совокупность элементов (компонентов) системы образует ее элементный (компонентный) состав.
Структура – важная характеристика системы. Она придает системе необходимую целостность, определяет ее устойчивые характеристики. Под структурой системы понимают способ взаимосвязи, взаимодействия, отношений компонентов, образующих систему, которые определяются исходя из распределения целей, поставленных перед системой.
Разные типы структур могут возникать как в связи с разнообразием типов систем (абстрактные и конкретные, биологические и социальные, и т. д.), так и с разнообразием структурных срезов одной и той же системы.
Одной из главных задач структурного анализа СЭС является построение наглядной формальной модели, отражающей существующую систему отношений элементов, как между собой, так и с внешней средой. Структурная модель системы, как правило, является многоуровневой, отражающей иерархию подсистем (элементов) системы. Конкретизация структуры дается на стольких уровнях, сколько их требуется для создания полного представления об основных свойствах системы.
Структурная модель СЭС обычно состоит из нескольких типов структурных срезов системы.
1) функциональная структура;
2) организационная структура;
3) техническая структура.
В соответствии с принципами системного анализа функциональную структуру СЭС можно считать первичной по отношению к ее организационной структуре (рис. 2.6). Довольно часто ЛПР совершает системную ошибку, пытаясь реализовать новую функциональную структуру в рамках старой организации.
Функциональная структура
«Функция» имеет латинское происхождение и означает «деятельность». Функция может целиком выполняться одним подразделением, а, с другой стороны, для реализации функции могут быть задействованы несколько подразделений системы. В качестве примеров определения функций СЭС можно привести следующие:
список функций от Обер-Крие: коммерческая, техническая, финансовая, административная;
список функций от Анри Файоля: техническая (производство), коммерческая (закупка, продажа), учет, финансовая, функция обеспечения безопасности, административная;
американский список функций: административная, производство, научные исследования и разработки, закупки, персонал, коммерческая функция в узком смысле (рынки), транспортная функция (включая складирование и упаковку), учет, контроль и отчетность.
Функциональная структура системы имеет две разновидности.
Метафункция. В этом случае считают, что функциональная структура обеспечивает реализацию определенной метафункции. Для описания метафункций часто применяют иерархические модели функциональных структур в виде дерева основных частных функций, поддерживающих общую функцию (метафункцию).
Метаструктура. В некоторых случаях бывает полезно проследить отношения между структурами системы. В этом случае рассматриваются инвариантные отношения различных типов структур целостной системы, то есть структуры отношений между различными структурными срезами системы. Такие построения принято называть метаструктурами.
Организационная структура
Упорядоченное множество иерархических отношений между компонентами, необходимое для реализации функций системы образует ее организационную структуру.
Системный подход предполагает, что система создается с определенной целью. Эта цель предопределяет построение организационной структуры СЭС. Система состоит из набора элементов. Поэтому на первом этапе разработки организационной структуры системы осуществляется подбор элементов в соответствующем количестве и определенного качества.
На втором этапе из этих элементов строится иерархическая модель системы с указанием типа связей между элементами (информационные, материальные, энергетические и т. д.).
При решении практических задач структурного анализа СЭС обычно выделяют три уровня описания связей между элементами:
1) наличие связи;
2) направление связи;
3) вид и направление связей, определяющих взаимодействие элементов.
На первом уровне исходят только из наличия и отсутствия связей между элементами. Изучаемая система может быть представлена неориентированным графом (вершины графа соответствуют элементам системы, ребра – связи между элементами). Основные задачи структурного анализа на этом уровне: определение целостности (связности) системы, выделение циклов.
На втором уровне задают направление связей между элементами. В этом случае системе соответствует ориентированный граф (направления дуг совпадают с направлениями связей). К задачам структурного анализа на этом уровне относят: определение связности системы, выделение сильно связных подсистем, выделение входных и выходных полюсов (прием и передача информации), выделение уровней в структуре и определение взаимосвязей между ними, определение топологической значимости элементов системы.
На третьем уровне описания взаимодействия между элементами системы учитываются не только направленность связей, но и их тип (информационные, материальные, энергетические, …) и характер (входные, выходные, управляющие). Задачи структурного анализа первого и второго уровней в этом случае расширяются за счет следующих: выделение местных и общих контуров взаимодействия, выделение характерных структурных конфигураций для каждого из режимов работы СЭС.
Организация
Организация – характеристика, которая не тождественна сложности ее структуры. Для неживых систем свойства элементов определяют свойства всей системы и по соответствующей организации системы можно предсказать свойства отдельных ее элементов (например, таблица Д. Менделеева). Однако для СЭС такие рассуждения неверны (например, по характерам детей и родителей нельзя абсолютно достоверно предсказать поведение всей семьи в той или иной обстановке). Вместе с тем, СЭС является системой, характеристики которой зависят от ее организации. А организация СЭС, в свою очередь, предполагает наличие целенаправленного поведения.
Акофф определяет организацию как, по крайней мере, частично самоуправляемую систему, наделенную следующими характеристиками:
структура – система должна обладать способностью выбирать направления деятельности, ответственность за выбор может быть распределена между элементами системы на основании их функций, местоположения и других признаков;
коммуникация – определяет поведение и взаимодействие подсистем и элементов в организации;
выбор решений – участники должны распределить между собой соответствующие задачи и направления деятельности.
Выделяют два основных типа организационных систем: механистический и органический [4].
Тема 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ