Экономические системы и социально-экономические

Модели в регионе

Экономическую систему можно определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономические процессы протекают на конкретной территории, и поэтому экономические системы имеют свою пространственную определенность.

В научной литературе наибольшее распространение получила классификация экономических систем по двум признакам: ) по форме собственности на средства производства; 2) по способу координации и управления экономической деятельностью. Эти способы могут быть сведены в три основные группы: а) основанные на традициях и обычаях (традиционная экономическая система); б) основанные на командно-административных методах (командная экономическая система); в) основанные на рыночном механизме (рыночная экономическая система).

Современные экономические системы – это смешанные экономические системы, включающие элементы и традиционной, и командной, и рыночной систем. Выделяют три модели смешанной экономики по той роли и тем функциям, которые выполняет государство в таких экономиках.

Неоэтатистская характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей. Неолиберальная модель также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается в какие-либо процессы лишь для защиты конкуренции. В основе модели согласованного действия лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ. В разных странах сложились свои национальные модели смешанной экономики. Выделяют некоторые наиболее типичные страновые экономические модели: американскую, шведскую, японскую и т.п. Говорят сегодня и об исламской экономике.

В современной экономической литературе под термином «исламская экономика» главным образом понимается система взглядов на экономические отношения с исламских позиций, и в такой интерпретации этот термин тождественен понятиям «исламская экономическая модель» или «концепция исламской экономики». Под исламской экономикой можно понимать способ организации хозяйственной жизни общества, который основан на положениях Корана и сунны, а также выводах мусульманско-правовой доктрины. При этом следует учитывать, что особенности исламской экономической модели наиболее четко и рельефно проявляются в финансовой сфере, поскольку именно в ней возможно было реализовать альтернативу процентному финансированию. Исламскую финансовую систему можно определить как совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате – мусульманском праве (Р.И. Беккин).

Говоря об исламской финансовой системе как составной части исламской экономики, следует иметь в виду, что речь идет не о финансовой системе в традиционном понимании, а о системе как совокупности институтов и инструментов. Только в одной стране мира – Судане – финансовый сектор полностью исламизирован, в большинстве же стран исламские финансовые институты являются частью существующей традиционной финансовой системы. К институтам исламской экономики можно отнести следующие: 1) исламские банки; 2) исламские инвестиционные фонды; 3) исламские страховые компании (такафул – система исламского страхования, основанная на принципах солидарности и взаимопомощи, в рамках которой участники договора обеспечивают взаимную поддержку друг друга в случае ущерба, причиненного любому из них, включая прежде всего денежное возмещение); 4) исламские ценные бумаги сукук – облигации, которые структурируются в соответствии с требованиями шариата (в широком смысле, сакк – документ (сертификат), удостоверяющий право его владельца на долю в праве общей собственности на имущество); 5) вакф – представляет собой неотчуждаемое имущество, переданное на определенные его учредителем цели; институт вакфа – типичный пример расщепления права собственности, при котором правомочия владения и пользования имуществом переходят к бенефициариям, а распоряжение ограничено волеизъявлением учредителя вакфа; 6) исламские налоги – закят – налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины; 7) золотой динар.

Исламская финансовая система регулируется и унифицируется следующими международными финансовыми институтами: 1) Исламский банк развития (ИБР); 2) Международный совет по исламским финансовым услугам; 3) Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (ААОИФИ); 4) Международная организация по исламским финансовым рынкам.

Все государства, в которых в Новейшее время были предприняты попытки построить исламскую финансовую систему или развивать ее отдельные финансовые институты, Р.И. Беккин предлагает разделить на 3 группы: 1) с монистической моделью, где исламизация проводилась в масштабах всей финансовой системы (Иран, Пакистан, Судан); 2) с дуалистической моделью, при которой традиционные и исламские финансовые институты сосуществуют в одном правовом поле. При этом деятельность данных институтов регулируется специальным законодательством или за ними признан особый статус (Бахрейн, Киргизия, Малайзия и др.); 3) с традиционной моделью, в рамках которой за исламскими финансовыми институтами не признается особого статуса (Великобритания, США, Турция, Россия).

В целом можно выделить следующие характерные черты исламской экономики.

1. Деньги не ссужаются под процент.

2. Стабильность. Исламская финансовая система имеет дело не с отвлеченными финансовыми потоками, а с инвестициями в реальное производство. Это уберегает ее от финансовых кризисов и дефолтов. В мировой же финансовой системе в целом лишь 20-я часть денежной массы подкреплена реальными активами, 95 % всех денежных трансакций не относится к коммерческим сделкам, они являются чисто спекулятивными. Последствиями такого отрыва финансового сектора от реального, как известно, являются кризисы, которые в последние годы
отличаются глобальностью, глубиной и повышением частоты возник­новения.

3. Равномерное кредитование всех отраслей экономики с акцентом на те отрасли, которые производят товары первой необходимости и выполняют базисные услуги.

4. Предпочтение долгосрочному финансированию при принятии инвестиционных решений, особенно при участии в уставном капитале других предприятий.

5. Содействие малому бизнесу как важнейшему элементу экономики исламских стран, позволяющему гармонично развиваться всей экономике.

6. Социальная ответственность и благотворительность как обязательные условия деятельности исламских финансовых институтов. Государства, в которых реализуется исламская экономическая модель, несут ответственность перед населением. В них наблюдается сокращение разрыва между богатыми и бедными, долгового бремени, лежащего на правительстве. Исследование Международного валютного фонда, проведенное в 1987 г., подтвердило, что исламская экономика и исламское банковское дело, в частности, способствуют более справедливому распределению ресурсов. В исследовании также было отмечено, что исламская банковская система в меньшей степени, чем западная или традиционная, подвержена рискам, связанным с проблемами ликвидности и платежеспособности.

7. Жизнеспособность. Исламское финансирование имеет внутреннюю способность к воспроизводству благодаря взвешенной инвестиционной политике, активному финансированию производства, привлекательности банковских услуг.

Выделяют следующие социальные причины развития исламской экономики как модели построения хозяйственных отношений в современном мире.

1. В последние десятилетия наблюдается усиление религиозного фактора. Религия сегодня играет важную роль в процессах идентификации и интеграции людей. В отношении ислама ситуацию усиливает его политизация. Так, наиболее значительное влияние исламских партий на исламизацию экономики проявилось в Турции и Иране. В связи с усилением «исламского фактора» отдельные ученые даже прогнозируют «столкновение цивилизаций».

2. Большое значение имеют факторы общемирового порядка. Ислам, по мнению исследователей, оказывает наиболее сильное сопротивление процессам односторонней глобализации. Остальные религиозные идеологии принимают (более или менее болезненно) новые правила игры. Как отмечает С. Филатов, причины кроются в содержании исламского учения: в существе мусульманского сознания и мусульманской религиозности есть нечто, принципиально противоречащее глобализации, утверждаемым ею ценностям и институтам. В отличие от различных христианских вероисповеданий, буддизма, индуизма, мусульманская религия требует следования определенному образу жизни, несовместимому (или, может быть, с большим трудом совместимому) с глобалистскими представлениями о демократии, правах человека.

3. Развитие демографических и миграционных процессов привело к численному увеличению, распылению мусульман в мире, при сохранении между ними устойчивых социальных сетей. Сегодня ислам меняет облик многих стран, привнося традиционные жизненные стандарты. Наблюдается тенденция принятия ислама нетрадиционными сообществами. Так, в США и европейских государствах ислам распространяется не только среди выходцев с Филиппин, из Аравии или Африки, но и среди потомков мигрантов из Европы и постоянных жителей. Принимающее сообщество вынуждено считаться с «новыми» культурами.

4. В стремительном экономическом развитии исламских стран заинтересованы мировые державы. Ирак до начала экономической блокады 1991 г., Иран, Малайзия, вся Юго-Восточная Азия сегодня весьма успешны в экономическом и социальном плане. Кроме того, население этих стран не собирается отказываться от основных постулатов собственных культур и с разной степенью успешности исламизирует хозяйственную жизнь. Экономическая политика этих стран является «воинственной», охранительной и националистической. Хотя важно подчеркнуть, что исламская экономика – это изначально транснациональное явление, не имеющее привязки к какому-либо конкретному государству или государствам.

5. В условиях актуализации экономического фактора в развитии современного общества важное значение приобретают потенциал религиозных этик, возможности его использования. Ислам, наряду с иудаизмом и протестантизмом, считается экономически ориентированной этикой, поскольку значительное внимание уделяет хозяйственной жизни. Все религии имеют общую этическую базу хозяйствования: главное свойство собственности состоит в том, что первичным, истинным собственником является Бог, как бы его ни обозначали в различных религиозных системах. Человек, обретая некий актив на срок своей жизни, принимает на себя функцию доверительного управляющего, что предполагает от него следование воле собственника. Таким образом, хозяйственная деятельность человека, использующая переданный ему ресурс, должна быть богоугодной с точки зрения целей и методов производства добавленной стоимости. Экономический результат должен приносить благо как управляющему, так и обществу, в котором он функционирует. Кроме того, религии имеют единый подход к трудовому ресурсу: установка на богоугодность свободного труда, справедливые трудовые отношения, экономически оправданная ставка вознаграждения за труд, отсутствие эксплуатации. И хотя этический императив в религиозных учениях совпадает по ряду фундаментальных установок (например, взимание и предоставление процентов по займу осуждаются не только в исламе, например, в Торе также формулируется отрицательное отношение к ростовщичеству, правда, только внутри еврейской общины), вероучения расходятся по многим принципиальным позициям своих экономических доктрин и возможностям адаптации к новым условиям.

6. В условиях мирового финансового кризиса все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с поиском новых форм экономики. Исследования показывают, что сегодня люди пытаются выработать новые формы поведения, найти новые смыслы жизни. Новая экономика будет означать и новую систему ценностей. При этом религия играет очень большую роль в процессе такой экономической и ценностной перестройки.

В России некоторые исламские финансовые продукты предлагаются, например, в части такафула (страхования). Однако в Российской Федерации на сегодняшний день нет ни одного исламского финансового института, потому в строгом экономическом смысле в России не существует исламской экономики.

Первым шагом формирования исламской экономики в России можно считать развитие «Системы Халяль». 17 февраля 2009 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии зарегистрировало «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама – Система Халяль (Halal)», которую разработали Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Республиканский сертификационный методический центр «Тест-Татарстан». Агентство зарегистрировало знак соответствия, в связи чем, все предприятия, выпускающие Халяль, должны маркировать свою продукцию. Добровольная сертификация продукции Халяль позволяет официально признать на государственном уровне в странах, входящих в Организацию исламской конференции, продукцию российских предприятий от мяса до медикаментов, прошедших соответствующую сертификацию.

Исламская экономика как элемент экономической культуры российских мусульман всегда существовала и развивалась внутри уммы. Эта особенность сохранилась и после распада СССР. Сегодня развитие исламской экономики в России идет по вектору «снизу вверх». Однако на макроуровне исламская экономика воспринимается главным образом с позиций необходимости укрепления экономических связей РФ с исламским миром. В этом плане экономические взаимоотношения России с мусульманскими странами строятся, прежде всего, в энергетической и военно-технической областях. В нефтегазовой сфере Россия и мусульманский мир являются скорее конкурентами, чем союзниками.

Если обратиться к рассматриваемым странам Черноморско-Каспийского региона (страны Закавказья, Турция и Иран), то наиболее отчетливо исламская модель экономики представлена в Иране, где все стороны жизни во многом определяются распространением традиционных форм хозяйств, исламом. Кроме того, элементы исламской экономики вполне отчетливо прослеживаются в Азербайджане, хотя и не в таких масштабах, как в Иране.

На формирование социально-экономической модели Грузии наиболее сильно повлияли следующие факторы: разрыв хозяйственных связей с общесоветским рынком после распада СССР; военно-политические конфликты с Абхазией и Южной Осетией; разрыв экономических связей с Россией, политическая ориентация на США, ЕС и НАТО; наиболее высокая среди стран Закавказья политическая нестабильность. В настоящее время социально-экономическая модель страны носит отчетливые черты либеральной рыночной модели с особенностями, связанными с политической ориентацией Грузии после «революции роз» (2004 г.) на вхождение в евроатлантические структуры и широкое использование иностранного капитала и иностранной помощи, что сформировало дотационный характер экономики. Характерная черта – неравномерность в распределении национального дохода, высокая социальная напряженность в стране.

На формирование социально-экономической модели Армении оказали большое влияние следующие факторы: ее нахождение в составе Российской империи и СССР (в эти периоды в республике высокое развитие получили промышленность и наука); распад СССР и разрыв связей с общесоюзным рынком, вооруженный конфликт с Азербайджаном из-за Карабахской проблемы привели к глубокому экономическому кризису; отсутствие дипломатических отношений с Турцией и противостояние с Грузией из-за этнических столкновений в грузинских районах с армянским населением усилили территориальную изоляцию страны, сформировали анклавный характер ее хозяйства, практически парализовав работу промышленности и транспорта; более короткие сроки и более радикальный характер рыночных реформ.

Сегодня в социально-экономической модели Армении отчетливо проявляются черты либеральной рыночной модели, которые, однако имеют и свои особенности: малопроизводительный реальный сектор; сохранение транспортной блокады; сильная зависимость экономики от иностранных займов, денежных трансфертов диаспоры и иностранных инвестиций; значительное влияние на экономику политических факторов; тесная связь политической элиты с бизнесом; неравномерность экономического развития территорий страны. Так, в Ереване сосредоточены 35 % населения страны, производится больше половины ВВП, почти половина промышленной продукции, осуществляется около 90 % строительства и предоставления услуг.

На формирование социально-экономической модели современного Азербайджана во многом повлиял цивилизационный фактор. До включения Азербайджана в состав Российской империи он являлся частью крупных мусульманских империй, что отразилось на менталитете населения и на активной и непосредственной роли государства в хозяйственной жизни. Развитие в составе Российской империи дало стимул для европейских форм хозяйствования, особенно в результате активного проникновения иностранного капитала в нефтяную промышленность республики. После обретения Азербайджаном независимости в 1991 г. социально-экономическая модель страны имеет черты переходных экономик, при этом в ней сохраняется акцент на значительное участие государства в экономике, а заимствование опыта мусульманских стран привело к использованию исламских экономических принципов (хотя пока и в небольших масштабах). Отчетливо проявляется влияние энергетического комплекса на всю экономическую структуру страны: именно благодаря нефти Азербайджан стал наиболее привлекательным в регионе объектом иностранных инвестиций. Его экономическая модель выделяется своей растущей открытостью. Азербайджанская экономика отличается высокой пространственной асимметричностью и концентрированностью вокруг столичного ядра. Поскольку нефтегазовый комплекс в основном сосредоточен в Баку, поэтому более 90 % бюджетных поступлений формируется в столице.

Социально-экономические модели Абхазии и Южной Осетии в значительной степени сохранили черты централизованной экономической модели с сильным участием государства в экономике. В государственном секторе Южной Осетии заняты 70 % работающих. Сложно протекает процесс приватизации, что тормозит развитие хозяйства. Население, не занятое в госсекторе, живет в основном за счет подсобных хозяйств, преимущественно натурального типа.

Экономика стран региона

Юг России.Значение южнороссийского макрорегиона для России огромно, поскольку это военно-стратегический и геополитический форпост, и житница, нива, и здравница, и южный внешнеторговый центр, и транспортно-шлюзовой модуль включения через Черное и Средиземное моря в систему трансконтинентальных транспортных артерий мира (В.Н. Овчинников).

Важной геэкономической характеристикой Юга России является его периферийное положение относительно центра государства – столицы РФ –Москвы. Относительная удаленность от центра отчасти компенсируется развитием экономических отношений с соседними государствами СНГ, однако такое сотрудничество в настоящее время развито недостаточно, главным образом, вследствие геополитических причин. Вместе с тем ряд черт геоэкономического положения региона является чрезвычайно выгодным для него. Например, приморское положение, которое сделало регион южными морскими воротами страны. Непосредственно связано с ним транзитное положение Юга России на пересечении важнейших транспортных путей, связывающих Европу и Азию, а также Центральную Россию с Закавказьем и Ближним Востоком. Кроме того, к выгодам геоэкономического положения можно отнести и локализацию в пределах региона значительной части рекреационного потенциала РФ, что ежегодно притягивает на Юг страны миллионы граждан России и СНГ. Принятие решения о проведении зимних Олимпийских игр 2014 г. – очевидное следствие выгодности геоэкономического положения и богатейшего курортно-рекреационного потенциала региона. При этом неблагоприятной чертой транспортно-географического положения является значительная исчерпанность возможностей транспортных путей. Рыночное положение Юга характеризуется его относительной близостью к центрам платежеспособного спроса (прежде всего на сельхозпродукцию), а также к центрам товарных рынков России.

Юг России, являясь самым маленьким по территории «суммарным» федеральным округом (Южный и Северо-Кавказский) в РФ и занимая 3-е место по численности проживающего на его территории населения, обеспечивает всего 7,5 % общенационального ВРП, примерно 6 % общероссийского объема производства и чуть более 21 % сельскохозяйственной продукции. Юг России обеспечивает примерно четвертую часть растениеводческой и примерно пятую часть животноводческой продукции России. Несмотря на то, что Юг России в общенациональном масштабе играет более значимую роль в сельскохозяйственном производстве, чем в промышленности, тем не менее, макрорегион в целом является высокоразвитым индустриально-аграрным регионом, который специализируется на многих видах промышленного и сельскохозяйственного производства. Так, отраслями специализации в общенациональном масштабе являются пищевая промышленность (мясо-молочная, сыроваренная, маслобойно-жировая, винодельческая, сахарная, консервная, табачная, чайная, рыбная, мукомольно-крупяная); машиностроение и металлообработка (производство комбайнов, станков, электровозов, тракторов, судов, энергомашиностроение, производство оборудования для пищевой промышленности, нефтегазовой и угольной отраслей, автомобилестроение); металлургическая промышленность (производство черных металлов, труб, проката, выплавка алюминия, цинка, свинца, вольфрама, молибдена); промышленность стройматериалов, добыча угля, нефти газа. Важное значение имеет энергетический комплекс Юга России. Основу электроэнергетики составляют тепловые электростанции, имеется атомная электростанция (Волгодонская АЭС, Ростовская область), существуют хорошие перспективы развития гидроэлектроэнергетики (энергия горных рек), нетрадиционных видов энергии (ветра, солнца).

Геоэкономическое положение Юга России выводит его транзитную функцию в разряд важнейших макроэкономических функций региона, что создает предпосылки для развития транспортно-дорожного комплекса. Так, транспортный комплекс макрорегиона обеспечивает около 15 % перевозок и 14 % грузооборота РФ, протяженность железных дорог составляет 8 700 км, а совокупная протяженность магистральных нефте- и газопроводов – около 4 500 км.

Локализация на территории Юга России богатейших и разнообразных рекреационных ресурсов обеспечивает курортно-рекреацион­ному комплексу макрорегиона практически монопольное положение в стране.

Таким образом, Юг России в социально-экономическом комплексе страны занимает ведущие позиции в аграрном производстве, достаточно прочны позиции региона в определенных видах промышленного производства. Юг России отличает от других территорий страны уникальностью природной среды, близостью к важнейшим транспортным и торговым коммуникациям Юго-Западной Азии, Северной Африки, Южной и Юго-Восточной Европы, с которыми округ связан незамерзающими портами Черного и Каспийского морей. Трудно переоценить военно-стратегическое положение округа, а геополитические проблемы во многом являются определяющими в его экономическом развитии. В последние десятилетия обострились противоречия между использованием Южнороссийского макрорегиона как уникального района, располагающего самыми богатыми рекреационными ресурсами, и добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа, между использованием водных ресурсов для решения продовольственной проблемы (например, увеличение улова рыбы) и их использованием для промышленных целей и т.д. Южнороссийский макрорегион продолжает оставаться одним из наиболее проблемных, как в политическом, так и социально-экономическом аспектах регионов России.

Экономика Турции. Турция (Турецкая Республика) расположена в основном в юго-западной части Азии, частично в Южной Европе. Ее площадь (включая внутренние водоемы) составляет 779 452 кв. км. Большая часть территории Турции (97 %) расположена в Азии и 3 % – в Европе. Географическая особенность Турции – расположение на перекрестке важных путей, с древности соединяющих Европу с Азией, черноморские страны и народы – со средиземноморскими. Ныне через территорию Турции пролегают шоссейные и железнодорожные магистрали, связывающие Европу со многими странами Азии.

Экономика Турции представляет собой сложное сочетание современной промышленности и торговли, наряду с традиционным сельским хозяйством, на которое приходится более 35 % рабочих мест. Можно отметить быстро растущий частный сектор, но государство все еще играет важную роль в базовых отраслях промышленности, банковском деле, транспорте и связи. В 80–90-е гг. правительством реформаторов был провозглашен либеральный курс, предусматривающий полный перевод экономики на рыночную основу и свертывание в ней государственного присутствия, превращение ее в открытую систему, интегрированную в мировое хозяйство. Началась широкомасштабная приватизация государственных предприятий, произошла либерализация внешней торговли, большое внимание стало уделяться стимулированию экспорта. Годовой экономический рост в этот период достигал 5–7 %. Особо следует подчеркнуть, что реальный рост ВВП Турции превышает 6 % на протяжении многих лет. На долю промышленности приходится 27,5 % ВВП, сельского хозяйства – 15,7 %, сферы услуг – 56,8 %.

Сельское хозяйство Турции, в котором занято 43,4 % самодеятельного населения, несмотря на очень заметный позитивный сдвиг в индустриальном секторе, продолжает занимать важное место в экономике и социальной сфере. Общая площадь обрабатываемых земель – 26,8 млн га. Преимущественно выращиваются зерновые (82 % посевных площадей), бобовые, овоще-бахчевые и технические культуры, развито плодоводство. Широко известны в мире турецкие маслины, цитрусовые, табаки. Животноводство (около 55 млн голов, более половины – овцы) в основном развито в центре и на востоке страны. Слава ангорских коз распространилась далеко за пределы Турции. Доля сельскохозяйственных товаров в экспорте страны за последние годы заметно снизилась, но, тем не менее, не опускается ниже 20–25 %. В земледелии создаются почти две трети всего дохода данной отрасли. На втором месте находится животноводство (33,4 %), а роль лесного хозяйства (1,9 %) и рыболовства (1,7 %) незначительна.

Около 3/4 всего промышленного производства и занятого в нем населения сосредоточены в Стамбуле и Измире и в примыкающих к этим городам прибрежных районах Мраморного и Эгейского морей. Другими важнейшими промышленными центрами являются Анкара, район Чукурова, а также Зонгулдак на побережье Черного моря, где добывается каменный уголь, и поблизости, в Карабюке и Эрегли, выросли два крупных металлургических комбината. В 1993 г. выплавка стали в Турции достигла около 10,3 млн т. По всей стране разбросано множество небольших предприятий, которые также вносят серьезный вклад в производство. Ведущими отраслями турецкой промышленности являются текстильная и пищевая.

Переработку нефти осуществляют государственные заводы в Батме, Измит, Алиага в Мерсине. Производство минеральных удобрений, в основном фосфатных и азотных, находится в районе Измира и Стамбула. Резиновая промышленность представлена четырьмя современными заводами по производству автомобильных шин. На частных предприятиях производят покрышки и камеры для мотоциклов и велосипедов. Другая отрасль – это резиновая обувь, а также резинотехнические изделия.

В обрабатывающей промышленности страны создается 83 % всей промышленной продукции и сосредоточено 90 % всех рабочих мест промышленного сектора. Эта отрасль – основной источник валютных поступлений Турции (84 %). Удельный вес отраслей в формировании добавленной стоимости составляет: химическая промышленность – 29 %, металлообработка и машиностроение – 20,7 %, текстильная (включая кожевенную) – 17,1 %, пищевая – 15 %, керамическая – 7,1 %, металлургическая – 6,2 %, целлюлозно-бумажная – 3,4 %, деревообрабатывающая – 1,2 %. Самая крупная отрасль промышленности Турции - производство текстильных изделий и одежды, на которую приходится одна треть всех промышленных рабочих, она сталкивается с жесткой конкуренцией на международных рынках. Однако в других секторах экономики, в частности, автомобильной и электронной промышленности, растет значение Турции в общем объеме экспортных товаров.

Средние темпы развития добывающей промышленности в 90-е годы – 0,3 % годовых. В ней создается всего 1 % ВВП. Турция богата полезными ископаемыми. Среди них особенно важны черный и бурый уголь, хромиты, медная и железная руда, также добываются, цинковые руды и сера. В 1950 г. на юго-востоке Анатолии была найдена нефть, а в 1994 г. было произведено 3,7 млн т нефти. Большая часть ввозимой сырой нефти перерабатывается на заводах в Мерсине и Измите. Добыча природного газа в стране началась в 1990-е гг.

Строительство, эксплуатация энергетических объектов и распределение электроэнергии в Турции фактически сосредоточены в руках государства. В 60–70-е гг. основным направлением развития электроэнергетики была тепловая энергетика на базе жидкого топлива (нефть). В 1995 г. 3/5 всей электроэнергии страны производилась на тепловых электростанциях, а остальная часть – на гидростанциях. Крупнейшими гидроэнергетическими объектами в Турции стали ГЭС Кебан на р. Евфрат и ГЭС Хирфанлы на р. Кызыл-Ырмак, вступившие в строй в начале 1970-х гг. В стране действуют 50 ГЭС и 30 ТЭС.

Выработка электроэнергии возросла с 4 млрд кВт/ч в 1963 г. до 86,3 млрд кВт/ч в 1995 г. Большая ее часть потребляется промышленными предприятиями, но увеличивается ее потребление на бытовые нужды. Населенные пункты, включая сельские, как правило, электрифицированы. Несмотря на то, что темпы развития энергетики составляют около 7 % в год, существует дефицит электроэнергии.

В последние годы осуществляется преимущественная ориентация на собственные источники энергии: лигнит, гидроресурсы, природный газ, геотермальная, солнечная энергия и энергия ветра. Так, близко к завершению осуществление крупномасштабного проекта в Юго-Восточной Анатолии, предусматривающего возведение 22 плотин и 19 ГЭС. Кроме того, в Турции действует Комиссия по атомной энергии для проведения исследований в области использования атомной энергии. Разрабатываются проекты по строительству АЭС «Аккую» на южном побережье Турции. Планируется, что она будет построена по российскому проекту, а ее суммарная мощность составит 4800 МВт.

Турция имеет достаточно развитую транспортную систему. В этой отрасли заняты 3 % населения страны. Доминирующее положение в системе перевозок занимает автомобильный транспорт. В 1993 г. на его долю приходилось 93,2 % внутренних перевозок и 70,7 % внутреннего грузооборота. Число автотранспортных средств быстро растет. Длина шоссейных и групповых дорог государственного и районного значения составила 109,4 тыс. км (государственного значения – 58,7 тыс. км). Большое значение для развития автомобильного транспорта Турции имеет ввод в эксплуатацию второго подвесного моста через Босфор. Он позволил увеличить поток транзитных грузов через Турцию, что является источником поступления валюты.

Общая протяженность железных дорог в стране составляет 10 390 км. Из-за пережитого в 80-х гг. кризиса железная дорога получает медленное развитие. Железные дороги Турции напрямую связаны с рельсовой сетью Сирии, Ирана и европейских стран. Торговый флот Турции имеет водоизмещение свыше 3 млн т. Авиационный транспорт занимает третье место в системе грузовых и пассажирских перевозок (14 аэропортов). Внутренние и международные воздушные перевозки осуществляют компания «Турецкие авиалинии» и несколько частных авиакомпаний. Аэропорты Стамбула и Анкары обслуживают несколько десятков международных авиалиний. Все большее значение приобретает трубопроводный транспорт: нефтепровод (Турция – Иран), газопровод (Турция – Россия) составляют 9,5 % всего грузооборота.

Банковская система страны переживает не лучшие времена. Проводятся мероприятия по деприватизации и слиянию «проблемных» банков, что должно привести к повышению концентрации банковского капитала (хотя в 1999 г. на пять крупнейших банков приходилось 43 % всех активов). Быстрое развитие в последние годы получили потребительский кредит, использование кредитных карточек и банкоматов, лизинговые и консалтинговые операции, автоматизация системы платежей. Из крупнейших коммерческих банков следует назвать два государственных – Зираат банкасы («Сельскохозяйственный банк») и Халк банк («Народный»); смешанный – Иш банкасы («Деловой»), три частных – Япы ве креди банкасы («Строительный и кредитный»), Гаранти банкасы («Гарантийный»), Акбанк («Средиземноморский»).

Экономика Ирана. Иран (Исламская Республика Иран) – страна, жизнь которой во многом определяется исламом, распространением традиционных форм хозяйства. Они сочетаются с современными производственными комплексами в нефтяной и нефтехимической промышленности.

В конце 1970-х гг. в Иране был завершен переход от полуфеодальных социально-экономических отношений к капиталистическим, страна превратилась из аграрной в аграрно-индустриальную. Курс правительства в промышленности был направлен на устранение монополизации, проведение приватизации, концентрацию инвестиций и др. В результате произошло не только значительное развитие традиционных отраслей (пищевой, текстильной, цементной), но и появились новые отрасли – химическая, нефтехимическая, резиновая, радиотехническая, автомобильная, машиностроительная, металлургическая и др.

Экономическое развитие Ирана стало возможным благодаря огромным доходам от нефти, которые он получал в 70-х гг. Значительная часть валюты направлялась на развитие экономики. Несмотря на поощрение частного сектора, большая часть капиталовложений приходилась на государственный сектор. До февральской революции 1979 г. в экономике шахского Ирана были сильны позиции иностранного капитала, значительная часть которого приходилась на капитал США. В 70-х гг. при активнейшей поддержке СССР в Иране была основана тяжелая промышленность.

В настоящее время Иран представляет собой развитое государство, которое добилось впечатляющих успехов в экономике. Быстрыми темпами в стране развиваются машиностроение, металлургия, энергетика, легкая промышленность и сельское хозяйство. Динамично развивающаяся экономика позволяет содержать армию численностью в 1 млн человек.

Важнейшая отрасль экономики страны – нефтедобывающая и нефтегазоперерабатывающая промышленность

Наши рекомендации