Настроенной на симметричный оптимум
Задаемся желаемой передаточной функцией разомкнутой САУ вида
.
Тогда в соответствии с (7.2) передаточная функция РТ будет следующей
(7.4)
Это ПИИ2-регулятор. Хотя в регуляторе нет Д-части, наличие И-части 2-го порядка создает проблемы с устранением дрейфа интеграторов. Поэтому можно ограничиться настройкой на технический оптимум.
8. Автоматическое регулирование частоты
вращения в системе УП-Д с П-регулятором
Функциональная и структурные схемы приведена, соответственно, на рис.8.1а. и рис.8.1б.
Пользуясь структурной схемой, составляем систему уравнений АЭП
(8.1)
Система (8.1) из трех уравнений содержит три переменные-функции еП, iЯ и ω. Поэтому можно из системы (8.1) найти частоту ω как функцию от сигналов-аргументов uЗС и IС
ω=WУ uЗС+WВ IС, (8.2)
где WУ и WВ – передаточные функции, соответственно, по управлению и возмущению.
Рассчитаем статические характеристики АЭП, приняв р=0 в уравнениях системы (8.1):
(8.2)
Исключая из системы еП, получим электромеханическую и механическую характеристики
(8.3)
В соответствии с последним уравнением системы (8.2) ток якоря iЯ в установившемся режиме будет равным току IC сопротивления нагрузки.
Механические характеристики АЭП приведены на рис.8.2. Частота холостого хода ω0i прямо пропорциональна напряжению задания скорости uЗС. Механические характеристики АЭП наклонные (мягкие), т.е. частота вращения зависит от нагрузки двигателя. Жесткость механических характеристик АЭП больше
жесткости естественной характеристики в раз. За счет увеличения значения коэффициента передачи kП П-регулятора можно лишь повысить жесткость механических характеристик и, соответственно, лишь уменьшить ошибку регулирования частоты вращения, не обращая ошибку регулирования в ноль.
Динамические характеристики не соответствуют ни одной настройке модального управления.
9. Автоматическое регулирование частоты
вращения в системе УП-Д, настроенной
на технический оптимум
Функциональная и структурная схемы приведены, соответственно, на рис.9.1. и рис.9.2. В схему введен регулятор скорости РС. Выбором передаточной функции РС можно обеспечить работу АЭП с показателями качества, отвечающими техническому оптимуму. Для синтеза РС необходимо структурную схему АЭП привести к стандартному виду, три особенности структуры уже описаны в начале темы 7.
Сначала нужно оставить только один входной сигнал. Процедура избавления от второго сигнала аналогична описанной в вопросе 7. Сначала заменяем все сигналы в схеме рис.9.2 на отклонения. Тогда на схеме рис.9.2 перед всеми обозначениями сигналов нужно добавить значок Δ, не изменяя самой схемы. Затем принимаем постоянным момент сопротивления нагрузки, что эквивалентно тому, что IC=const или ΔIC=0. В результате входной сигнал ΔIC схемы можно не учитывать, так как его значение постоянно нулевое, и удалить из структурной схемы ЭП элемент вычитания токов iЯ и IC.
Далее оставшиеся три блока структурной схемы ДПТ, сворачиваем в один блок с передаточной функцией Wy(p) (4.5).
Структурная схема АЭП стандартного вида приведена на рис.9.3.
Задаемся желаемой передаточной функцией вида , в которой малая постоянная времени Тμ принята равной ТП. Для синтеза РС используем выражение (2.6):
(9.1)
Это ПИД-регулятор частоты вращения, и в нем содержится Д-часть, которая чувствительна к помехам.
Динамические показатели качества соответствуют (2.2). Ошибка регулирования нулевая. Из этого свойства ошибки регулирования следует абсолютно жесткая механическая характеристика: частота вращения не зависит от момента сопротивления нагрузки.
Регулятор скорости реализован на ОУ2, элемент сравнения – на ОУ1 (рис.9.4). Схема на ОУ2 имеет передаточную функцию
(9.2)
10. Автоматическое регулирование частоты
вращения в двухконтурной системе УП-Д,
настроенной на технический оптимум
Введение подчиненного контура регулирования позволит исключить Д-часть регулятора из схемы на рис.9.4.
Функциональная и структурные схемы приведена, соответственно, на рис.10.1. и рис.10.2. В схему введены регулятор скорости РС и регулятор тока РТ. Выбором передаточных функций РС и РТ можно обеспечить работу АЭП с показателями качества, отвечающими техническому оптимуму. Для синтеза РС и РТ необходимо структурную схему АЭП привести к стандартному виду.
Сначала нужно оставить только один входной сигнал. Для этого от физических сигналов переходим к их отклонениям и из-за того, что скорость изменения тока iЯ намного выше скорости изменения частоты вращения ω, то так же, как и на рис.7.1, пренебрегаем внутренней обратной связью по частоте ω в ДПТ, разорвав линию, проходящую через блок . При условии постоянства момента сопротивления нагрузки, что эквивалентно IC=const или постоянно нулевому значению ΔIC=0, входной сигнал ΔIC схемы можно удалить из структурной схемы ДПТ. Далее можно удалить элемент вычитания токов iЯ и IC. Также преобразованиями образуем единичные обратные связи. В результате получим схему на рис.10.3.
Сначала синтезируется регулятор тока РТ, а затем – регулятор РС.
Структурная схема контура тока в точности совпадает со структурной схемой с рис.7.5. При настройке внутреннего контура на технический оптимум результатом будет ПИ-регулятор с передаточной функцией типа (7.3)
(10.1)
Заменяем в соответствии с обоснованиями, приведенными в теме 3, весь контур тока одним звеном с передаточной функцией (3.7). Структурная схема с рис.10.3 преобразуется в структурную схему на рис.10.4.
Задаемся желаемой передаточной функцией контура частоты вращения
(10.2)
Передаточная функция регулятора скорости согласно (3.9) имеет вид
(10.3)
Это П-регулятор.
Принципиальная электрическая схема двухконтурной САР частоты вращения с настройкой на технический оптимум приведена на рис.10.5.
Для обеспечения работоспособности схемы необходимо правильно определить полярности электрических сигналов, поступающих на входы ОУ. Принимаем положительную полярность сигнала uЗС задания частоты вращения. Тогда с тахогенератора ТГ на другой вход ОУ1 нужно подвести сигнал отрицательной полярности. Сигнал uЗТ имеет полярность противоположную полярности сигнала uЗС, т.е. uЗТ отрицательной полярности. Поэтому с шунта Ш нужно подвести сигнал uОСТ положительной полярности.
В темах 9 и 10 решена одна и та же задача проектирования АЭП частотой вращения ДПТ с настройкой на технический оптимум контура частоты вращения но разными методами. На расчете показано, что применение подчиненного регулирования действительно позволяет избавиться от Д-части в регуляторе скорости.
11. Автоматическое регулирование частоты
вращения в двухконтурной системе УП-Д,
настроенной на симметричный оптимум
Если от АЭП требуется нулевые ошибки регулирования как частоты вращения, так и углового ускорения, нужно настроить АЭП на симметричный оптимум.
Применим двухконтурное регулирование. Все вопросы синтеза, изложенный в теме 10 от начала до формулы (10.2) можно без изменений перенести на проектируемый АЭП с настройкой на симметричный оптимум.
Далее задаемся желаемой передаточной функцией контура частоты вращения
(11.1)
Передаточная функция регулятора скорости согласно (3.9) имеет вид
(11.2)
Это ПИ-регулятор.
Принципиальная электрическая схема двухконтурной САР частоты вращения с настройкой на симметричный оптимум приведена на рис.11.1.
12. Автоматическое регулирование положения
в системе УП-Д с подчиненным регулированием
Автоматическое регулирование положения (угла поворота) с использованием только одного регулятора положения приводит к регулятору ПДД2-типа. Такой регулятор из-за второго порядка производной будет неработоспособен. Поэтому сразу рассмотрим трехконтурную САР положения, в которой (рис.12.1):
- основной контур регулирования с регулятором положения РП работает от сигнала, поступающего с сельсина СП;
- первый подчиненный контур частоты вращения с регулятором РС;
- второй подчиненный контур тока (момента) с регулятором РТ.
Так как только внешний контур может иметь настройки либо на технический, либо симметричный оптимум, а все внутренние контуры должны иметь настройки на технический оптимум, то результаты синтеза, изложенные в теме 10, можно сразу перенести на структурную схему САУ положением (рис.12.2).
В схему введены блок с передаточной функцией 1/р, которым формируется угол Δφ из частоты вращения Δω. Коэффициент передачи датчика положения (сельсина) обозначен как kОП .
Внутренний контур скорости в соответствии с темой 3 заменяем звеном с передаточной функцией
(12.1)
Передаточная функция неизменяемой части контура положения согласно рис.12.2 равна
(12.2)
Задаемся желаемой передаточной функцией вида , в которой малая постоянная времени Тμ2 равна 4ТП. Для синтеза РП используем выражение (2.6):
(12.3)
Это П-регулятор положения.
Синтезированная САР положения имеет следующие показатели качества:
- статическая ошибка регулирования равна нулю;
- перерегулирование σ=4,3 %;
- время регулирования tp=4,7·Tμ2=4,7·4·TП=18,8·TП.
Быстродействие контура положения, внутри которого содержится два подчиненных контура, в 22=4 раза ниже быстродействия второго подчиненного контура тока (момента) с регулятором РТ.
Если потребовать от САР положения равенства нулю как ошибки положения, так и производной от этой ошибки (частоты вращения), то, как легко проверить, нужно применить ПИ-регулятор положения.
13. Уравнения АД в комплексных переменных.
Электрические схемы замещения АД.
Механические характеристики
В основе скалярного управления АД лежит использование при управлении действующих значений сигналов (токов, напряжений) АД, а не их мгновенных значений. Мгновенные значения, как будет показано в теме 21, определяются как проекции обобщенных вращающихся векторов на выбранные оси, например, на ось фазы А, на ось поля ротора.
В силу идентичности трех фазных обмоток АД принято в расчетах использовать однофазную модель АД, по которой все расчеты токов и напряжений в точности совпадают с расчетами на реальном трехфазном АД, а энергетические характеристики, вычисленные для одной фазы, умножаются на 3. Ротор, если не учитывать эффекты вытеснения тока в его обмотках, также представляется тремя однофазными обмотками.
Основной является Т-образная схема замещения АД (одной фазы), которая приведена на рис.13.1. Схема описывается системой уравнений
(13.1)
Электромеханическая мощность и вращающий момент на валу АД
, (13.2)
где ω0 – частота вращения магнитного поля статора.
Из-за смешанного соединения элементов в Т-образной схеме формулы расчета токов и напряжений ветвей (обмоток АД) получаются громоздкие. Поэтому в инженерных расчетах используется более простая, но достаточно точная Г-образная схема замещения (рис.13.2), где .
Ток ротора из Г-образной схемы определяется формулой
(13.3)
Подставив (13.3) в формулу (13.2), получим выражение момента АД
(13.4)
Максимальное значение момента М называется критическим моментом МКР, а скольжение для момента МКР называется критическим скольжением sKP.
Критическое скольжение определяется из условия максимума М:
откуда (13.5)
В формуле (13.5) пренебрегли сопротивлением R1, так как оно мало в сравнении с ХК. После такого упрощения выражение (13.4) приводится к удобной при расчетах формуле Клосса
, где (13.6)
Если считать, что индуктивные сопротивления рассеяния обмоток, входящие в ХК, изменить нельзя, то в соответствии с (13.5) и (13.6), вращающим моментом М можно управлять, изменяя величину U1 и частоту ω1 напряжения питания и сопротивление R'2 роторной цепи. Изменение только величины напряжения питания U1 изменяет только критический момент UКР пропорционально (13.6), а sKP (13.5) не изменяется (рис.13.3а). Изменение только частоты ω1=рП·ω0 питающего напряжения U1 изменяет (рис.13.3б) частоту ω0 холостого хода АД прямо пропорционально ω1, критический момент МКР (13.6) обратно пропорционально и sKP (13.5) обратно пропорционально ω1. Пропорциональное изменение и величины U1, и частоты ω1 напряжения питания изменяет ω0 и критическое скольжение sKP (13.5), а критический момент остается неизменным, что следует из преобразований выражения (13.6)
(13.7)
У АД с фазным ротором в цепь ротора вводят активное сопротивление RP, в результате чего приведенное активное сопротивление роторной цепи возрастает от до величины . Критическое скольжение sKP прямо пропорционально активному сопротивлению роторной цепи (13.5) и, поэтому, sKP увеличивается, а критический момент МКР не зависит от этого сопротивления и, поэтому, МKP (13.6) не изменяется (рис.13.4).
14. Автоматическое регулирование частоты
вращения АД с короткозамкнутым ротором
изменением величины напряжения питания
Рассмотрим разомкнутое и замкнутое регулирование.
Разомкнутое регулирование
Схема на рис.14.1 содержит регулятор напряжения, которым поддерживается на статоре АД напряжение, действующее значение которого U1 равно заданному uЗН. Частота напряжения постоянно равна сетевой ωС. Механические характеристики при изменении U1 изменяются так, что критическое скольжение sKP остаётся постоянным, а критический момент изменяется пропорционально (13.6). АД может работать только на устойчивом участке механической характеристики при s<sKP. Диапазон регулирования частоты, равный разности частот вращения в точках 1 (при номинальном напряжении) и 2 (при минимально допустимом напряжении) зависит от величины момента сопротивления МС нагрузки – чем больше МС, тем больше диапазон. В любом случае указанный диапазон не превышает 15…20 % от номинальной частоты вращения, что является недостатком разомкнутого регулирования.
Замкнутое регулирование
В САР замкнутого типа (рис.14.2) введена обратная связь по скорости (сигнал uOCC) и регулятор скорости РС. Источник напряжения регулируемый (ИНР) изменяет напряжение U1 статора по действием сигнала uРC до тех пор, пока наступит равенство сигналов uOCC и uЗC, что соответствует равенству заданной ωЗ и фактической ω частот вращения АД.
Особенностью схемы САР частоты вращения замкнутого типа является то, что ею обеспечивается устойчивая работа АЭП как на устойчивом, так и на неустойчивом участках механической характеристики АД. Этим обеспечивается возможность регулирования частоты вращения во всем диапазоне скоростей двигательного режима – от 0 до ωС. Для доказательства этого произведем вывод механических характеристик АЭП для установившихся режимов работы привода, содержащего двигатель, источник напряжения регулируемый и элементы автоматики.
Считая естественную характеристику МЕСТ АД базовой, все искусственные характеристики М определяем согласно пропорции
(14.1)
Выразим естественную механическую характеристику как функцию частоты вращения ω:
(14.2)
Напряжение U1 согласно функциональной схемы рис.14.2 определится как
(14.3)
где kИHP, kPC и kOCC – коэффициенты передачи ИНР, РС (регулятор скорости принят П-типа) и цепи обратной связи;
kΣ – общий коэффициент усиления блоков автоматики.
Подставив в (14.1) выражения (14.2) и (14.3), получим выражение механической характеристики автоматизированного электропривода (рис.14.2):
(14.4)
Семейство механических характеристик АЭП при различных значениях ωЗС, приведено на рис.14.3. Характеристики АЭП имеют S-образный вид. При частотах ωЗС и ωС момент М обращается в ноль. Рабочие участки механических характеристик, имеющие отрицательный наклон, выходят из значений частоты холостого хода, равных сигналу задания ωЗС.
Как видно из рис.14.3, механические характеристики получаются довольно мягкими, особенно в области малой нагрузки – малого момента сопротивления МС. Жесткость β рабочего участка механической характеристики АЭП
(14.5)
может быть сделана сколь угодно большой за счет увеличения общего коэффициента усиления kΣ. Однако, с увеличением kΣ увеличивается также напряжение U1 статора АД (14.3). Увеличивать U1 можно до значения номинального напряжения U1НОМ., иначе возникнет перегрузка по току обмотки статора АД. Более того, при частотах вращения меньших ωКР, необходимо даже снижать напряжение U1 с тем, чтобы уменьшить ток статора I1, который при ω< ωКР и при U1= U1НОМ практически равен пусковому значению I1ПУСК (рис.14.2).
Следовательно, реально не удастся получить жесткие механические характеристики АЭП, что является недостатком способа регулирования частоты вращения АД изменением только величины напряжения U1 статора.
15. Автоматическое регулирование момента
АД с короткозамкнутым ротором
при питании его от ПЧ с АИН
Необходимость автоматического регулирования момента обоснована в теме 6. Кроме того контур регулирования момента входит как подчиненный контур в САР частоты вращения. Введение подчиненного регулирования позволяет обойтись без Д-части в регуляторе скорости.
При частотном управлении моментом АД ставят целью поддержать постоянным либо потокосцепление Ψ1 статора (в АЭП с АИН), либо потокосцепление Ψ2 ротора (в АЭП с АИТ). Реализация таких управлений позволяет получить механические характеристики АЭП с ПЧ вида
М=СМ(ω1 -рПω) = СМ рП (ω0 –ω), (15.1)
где СМ – постоянный коэффициент; ω1 – частота питающего напряжения;
ω0 – синхронная частота вращения поля статора; ω – частота вращения ротора; рП – число пар полюсов статора АД.
Эти характеристики подобны механическим характеристикам ДПТ
(15.2)
На рабочем участке механическая характеристика АД описывается приближенным выражением
(15.3)
При питании АД от ПЧ с АИН можно независимо изменять величину U1 и частоту ω1 напряжения статора. Найдем законы изменения U1 и ω1, при которых будет Ψ1=const. Из уравнения статора для установившегося режима получаем
(15.4)
Если пренебречь малым значением падения напряжения R1I1 на активном сопротивлении R1 обмотки статора, то условие постоянства Ψ1 достигается при пропорциональном изменении U1 и ω1
(15.5)
Соотношение (15.5) показывает, что сигналы задания для контуров регулирования величины U1 и частоты ω1 напряжения в схеме АЭП должны быть прямо пропорциональными друг другу. При законе регулирования (15.5) критический момент МКР у всех характеристик АД один и тот же (13.6). Поэтому при питании АД с условием Ψ1=const его механическая характеристика (15.3) подобна (15.1).
Функциональная схема САР момента при питании АД от ПЧ с АИН приведена на рис.15.1. Применить в схеме классическую отрицательную обратную связь по моменту (рис.15.2) невозможно из-за отсутствия надежных и дешевых датчиков момента промышленного применения. Вместо обратной связи по моменту в схеме применена положительная обратная связь по скорости с сигналом uОСС. Датчиком частоты вращения является тахогенератор ТГ. С такой нестандартной обратной связью при определенных соотношениях между параметрами звеньев автоматики оказывается возможным управление моментом так, чтобы механическая характеристика АЭП имела вид (15.1).
Для доказательства этого примем:
- регулятор момента РМ П-типа с коэффициентом передачи kРМ ;
- коэффициент обратной связи по скорости kОСС ( );
- коэффициент передачи АИН для канала частоты kАИН ( );
- коэффициент передачи управляемого выпрямителя (УВ) для канала напряжения kУВ ( ).
Пропорциональность значений U1 и ω1 обеспечивается блоком канала задания напряжения с коэффициентом передачи kЗН, который найдем из системы
откуда (15.6)
На основании рис.15.1 можно записать
(15.7)
Выберем коэффициенты kРМ, kОСС и kАИН такими, чтобы было справедливо равенство . Подставляя его в выражение (15.7), получим
(15.8)
Последнее уравнение из (15.8) имеет вид подобный (15.3) и, поэтому, сигнал uЗМ действительно является сигналом задания момента АД. Коэффициент пропорциональности kЗМ между М и uЗМ находим делением (15.5) на (15.8)
(15.9)
После подстановки в последнюю формулу (15.9) значения uЗМ из последней формулы (15.8) получим механическую характеристику АЭП
(15.10)
Регулирование момента получилось астатическим с нулевой ошибкой регулирования, так как момент М пропорционален сигналу задания uЗМ независимо от частоты вращения ω АД (15.9). Механические характеристики получились идеальными (рис.15.3), у которых M=const. Частота вращения ω АД при заданном моменте М определяется частотой ω0 вращения поля статора или частотой ω1 напряжения питания АД (15.10).
Недостатком рассмотренной САР момента является то, что на малых частотах вращения поддержание постоянства потокосцепления Ψ1 статора обеспечением простой пропорции (15.4) нельзя, так как нельзя пренебрегать членом R1I1 в (15.3). Поэтому на малых частотах вращения механические характеристики АЭП будут отличаться от приведенных на рис.15.3.
16. Автоматическое регулирование момента АД с короткозамкнутым ротором при питании его от ПЧ с АИТ
Вводная часть та же, что и в теме 15 - от начала по формулу (15.2).
При питании АД от ПЧ с АИТ можно независимо изменять величину I1 и частоту ω1 тока статора.
Из курса электрических машин известна формула вращающего момента АД вида
(16.1)
Если поддерживать постоянство потокосцепления ротора Ψ2=const, то механическая характеристика (16.1) будет иметь вид (15.1).
Функциональная схема САР момента при питании АД от ПЧ с АИТ приведена на рис.16.1.
В контуре регулирования частоты с регулятором РЧ при сигнале задания момента uЗМ обратная связь не является сигналом момента, а является сигналом положительной обратной связи uОСС по скорости. Контур регулирования тока разомкнутого типа использует только сигнал uЗМ. Примем:
- регулятор частоты РЧ П-типа с коэффициентом передачи kРЧ;
- регулятор тока РТ, как будет показано ниже, является нелинейным звеном с uЗТ=f(uЗМ);
- коэффициент обратной связи по скорости kОСС ( );
- коэффициент передачи АИТ для канала частоты kАИТ ( );
- коэффициент передачи УВ для канала тока kУВ ( ).
На основании рис.16.1 можно записать
(16.2)
Выберем коэффициенты kРЧ, kОСС и kАИТ такими, чтобы было справедливо равенство . Подставляя его в выражение (16.2), получим
(16.3)
Последнее уравнение из (16.3) имеет вид подобный (16.1) и, поэтому, сигнал uЗМ действительно является сигналом задания момента АД. Коэффициент пропорциональности kЗМ между М и uЗМ находим делением (16.1) на (16.3)
(16.4)
После подстановки в последнюю формулу (16.4) значения uЗМ из последней формулы (16.3) получим механическую характеристику АЭП
(16.5)
Регулирование момента получилось астатическим с нулевой ошибкой регулирования, так как момент М пропорционален сигналу задания uЗМ независимо от частоты вращения ω АД (16.4). Механические характеристики получились идеальными (рис.16.2), у которых M=const. Частота вращения ω АД при заданном моменте М определяется частотой ω0 вращения поля статора или частотой ω1, с которой изменяется ток питания АД (16.5).
Найдем законы изменения I1 и ω1, при которых будет Ψ2=const. Из двух выражений для установившегося режима, состоящих из уравнения цепи ротора и формулы , которой определяется потокосцепление ротора, исключаем недоступный для
измерения ток I2:
(16.6)
От комплексного выражения (16.6) переходим к действующим значениям
(16.7)
Выполним замену комплекса (ω0 -ω) в (16.7) на значение определенное из последнего выражения (16.3)
(16.8)
Выражение (16.8) показывает, что для поддержания постоянства потокосцепления Ψ2 необходимо ввести в схема АЭП регулятор тока РТ нелинейного типа такой, чтобы при изменении сигнала задания момента uЗМ сигнал задания тока uЗТ изменялся прямо пропорционально величине
. (16.9)
Схемная реализация нелинейной зависимости (16.9) вполне доступна, причем этого будет достаточно для поддержания постоянства момента при любой частоте вращения АД. В этом преимущество САР момента АД с ПЧ на базе АИТ по сравнению с ПЧ на базе АИН.
17. Автоматическое регулирование частоты вращения АД с короткозамкнутым ротором при питании его от ПЧ
Схемы автоматического регулирования частоты вращения АД с короткозамкнутым ротором при питании его от ПЧ целесообразно выполнять по типу подчиненного регулирования. Внутренний контур момента может быть выполнен либо по схеме с АИН (рис.15.1), либо по схеме с АИТ (рис.16.1). Внешний контур скорости должен содержать отрицательную обратную связь по частоте вращения и регулятор скорости. Выбором регулятора скорости работе САР частоты вращения можно придать желаемые статические и динамические показатели качества. Функциональные схемы САР частоты вращения приведены на рис.17.1.
Рассмотрим на качественном уровне процессы в САР частоты вращения при отработке скачка сигнала uзс задания скорости ωзс от некоторого начального значения скорости ωзн до конечного ωзк (учитываем пропорциональность ωзс~uзс). В САР используем П- или И-регулятор скорости РС. Вид инвертора, примененного в ПЧ, может быть любым, так как механические характеристики АД, созданные работой внутренних контуров, подобны друг другу (рис.15.2 и рис.16.2).
Работа САР с П-регулятором скорости (рис.17.2)
До момента времени t=0 (точка 1 на всех графиках) АД работал с начальной установившейся частотой вращения ωун. Так как регулирование статическое, то существует ошибка регулирования, и заданное значение частоты ωзн отличается от установившейся ωун.
В момент времени t=0 скачком изменяется сигнал задания ωзс от ωзн до ωзк. Момент АД также изменяется скачком до Мтах (линия 1-2 на всех графиках), так как скачком изменяется сигнал uЗМ.
За счет избыточного момента начинается разгон двигателя. Значение (uЗС – uОСС) уменьшается, далее уменьшаются uЗМ и момент АД (линия 2-3). В точке 3 АЭП приходит к новой установившейся частоте вращения ωук. Переходный процесс экспоненциальный и постоянная времени экспоненты определяется моментом инерции привода.
Работа САР с И-регулятором скорости (рис.17.3)
До момента времени t=0 (точка 1 на всех графиках) АД работал с установившейся частотой вращения ωун. Так как регулирование астатическое, то не существует ошибки регулирования, и установившееся значение частоты ωун равно заданному ωзн.
В момент времени t=0 скачком изменяется сигнал задания ωзс. Далее изменяются сигнал uЗМ и прямо пропорциональный ему момент М АД. За счет инерционности И-регулятора сигнал ωЗМ нарастает плавно, а механическая характеристика М изменяется по спирали 1-2. В точке 2 заданная ωзк и фактическая ω частоты вращения становятся одинаковыми и сигнал на входе И-регулятора обращается в ноль. Сигнал uЗМ перестаёт изменяться, а момент М АД достигает максимального значения. На участке 2-3-4 устанавливается неравенство ω>ωзк, входной сигнал интегратора (uЗС –uОСС) становится отрицательным и выходное напряжение uЗМ интегратора уменьшается а вслед за ним уменьшается момент М АД. На участке 2-3 избыточный момент положительный и частота вращения продолжает расти. На участке 3-4 избыточный момент становится отрицательным и частота вращения уменьшается. На участке 4-5 устанавливается неравенство ω<ωзк, входной сигнал интегратора (uЗС –uОСС) становится положительным и выходное напряжение uЗМ интегратора увеличивается а вслед за ним увеличивается момент М АД. После точки 5 процесс аналогичен процессу на участке 1-2. Затухающий переходный процесс заканчивается выходом на новое значение установившейся частоты вращения ωук, которая точно равна заданной ωзк.
18. Импульсное регулирование частоты
вращения АД с фазным ротором
Изначально АД с фазным ротором предназначались для их использования в изображенной на рис.18.1 схеме регулирования частоты вращения.
При включении АД в сеть двигатель работает на 1-й искусственной характеристике МИ1. Последовательным замыканием контактов К1, К2 и К3 двигатель последовательно проходит искусственные механические характеристики МИ2 и МИ3 и выходит на естественную характеристику МЕ.
Недостатки схемы:
- частота вращения АД регулируется ступенчато;
- искусственные механические характеристики АД слишком мягкие;
- имеются большие потери мощности в регулировочных реостатах.
Обеспечить плавность регулирования можно, применив импульсное регулирование величины сопротивления в роторной цепи АД (рис.18