Часть 2: Замкнутые системы электропривода
ТЕОРИЯ
ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Часть 2: Замкнутые системы электропривода
Шпоры
для студентов специальности 7.092201 "Электрические системы
и комплексы транспортных средств"
по специализации 7.092201.02 "Эксплуатация судовых
автоматизированных систем"
Керчь - 2006 г
УДК 62-83-52 (075.8)
Дворак Н.М. Теория электропривода. Часть 2: Замкнутые системы электропривода: Конспект лекций. – Керчь: КГМТУ, 2006. – 80 с.
Рецензенты: Катюха А.А.,к.т.н., доц. зав.каф. АЭП Таврической Государственной агротехнической академии
Титов В.В., к.т.н., доц. каф. ЭСиАП КГМТУ
В конспекте лекций изложены вопросы автоматического регулирования электромеханических систем с электроприводами постоянного и переменного токов: теории модального управления с подчиненным регулированием момента, частоты вращения и положения, скалярного и векторного управления электроприводами переменного токов.
Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании
кафедры ЭСиАП КМТИ, протокол № 4 от 19.12.2005 г.
Конспект лекций рассмотрен и одобрен на учебно-методическом
совете МФ КМТИ, протокол № 5 от 27.02.2006 г.
Конспект лекций утверждены на Ученом совете КМТИ,
протокол № 6 от 02.03.2006 г.
© Керченский государственный морской технологический университет
Тематика лекционных занятий
(выписка из рабочей программы дисциплины)
Темы занятий | Час |
СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КООРДИНАТ ЭЛЕКТРОПРИВОДА | |
Показатели качества. Методы последовательной коррекции, подчиненного регулирования и модального управления с настройками на технический и симметричный оптимум | |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КООРДИНАТ ЭЛЕКТРОПРИВОДА С ДПТ НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ | |
Модель ЭП с ДПТ независимого возбуждения с жесткими и упругими связями | |
Автоматическое регулирование момента в системе УП-Д | |
Автоматическое регулирование частоты вращения в системе УП-Д | |
Автоматическое регулирование положения в системе УП-Д | |
СИСТЕМЫ СКАЛЯРНОГО УПРАВЛЕНИЯ АД | |
Электрические схемы замещения АД. Механические характеристики | |
Автоматическое регулирование частоты вращения АД с короткозамкнутым ротором изменением величины напряжения питания | |
Автоматическое регулирование момента АД с короткозамкнутым ротором при питании его от ПЧ с АИН и АИТ | |
Автоматическое регулирование частоты вращения АД с короткозамкнутым ротором при питании его от ПЧ | |
Автоматическое регулирование частоты вращения АД с фазным ротором (импульсное регулирование и АВК) | |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ АД В ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМАХ | |
Обобщенная математическая модель АД в физических переменных | |
Двухфазная модель АД в раздельных осях статора и ротора | |
Двухфазная модель АД в осях u-v, общих для статора и ротора, вращающихся в пространстве с произвольной частотой. Вращающий момент | |
Уравнения АД в осях α-β, общих для статора и ротора. Структурная схема АД в осях α-β. Расчеты токов обмоток | |
СИСТЕМЫ ВЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ АД | |
Уравнения и структурная схема АД в осях х-у, ориентированных по потокосцеплению ротора при постоянстве величины | |
Структурная схема системы векторного управления АД | |
Блоки системы векторного управления АД | |
Векторное управление АД с использованием наблюдателей потокосцепления ротора и частоты вращения | |
Всего лекций: |
Общий объём дисциплины - 270 часов
Общий объем 2-й части дисциплины - 135 часов
Содержание
Введение.............................................................................................................................. 6
І. ВВОДНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
ЗАМКНУТОГО ТИПА................................................................................................... 7
1. Виды схем регулирования координат электропривода и показатели
качества......................................................................................................................... 7
2. Методы последовательной коррекции и модального управления с
настройками на технический и симметричный оптимум................................ 9
3. Метод последовательной коррекции с подчиненным регулированием
координат..................................................................................................................... 12
II. ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА....................................................... 15
4. Модель ЭП с двигателем постоянного тока независимого возбуждения
с жесткими связями..................................................................................................... 15
5. Модель ЭП с двигателем постоянного тока независимого возбуждения
с упругими связями..................................................................................................... 17
6. Автоматическое регулирование момента в системе УП-Д с
П-регулятором............................................................................................................. 19
7. Автоматическое регулирование момента в системе УП-Д с
настройками на технический и симметричный оптимумы............................. 21
8. Автоматическое регулирование частоты вращения в системе УП-Д
с П-регулятором.......................................................................................................... 24
9. Автоматическое регулирование частоты вращения в системе УП-Д,
настроенной на технический оптимум................................................................. 25
10. Автоматическое регулирование частоты вращения в двухконтурной
системе УП-Д, настроенной на технический оптимум.................................... 27
11. Автоматическое регулирование частоты вращения в двухконтурной
системе УП-Д, настроенной на симметричный оптимум................................ 30
12. Автоматическое регулирование положения в системе УП-Д
с подчиненным регулированием............................................................................ 31
ІII. ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА СО СКАЛЯРНЫМ
УПРАВЛЕНИЕМ............................................................................................................ 33
13. Уравнения АД в комплексных переменных. Электрические схемы
замещения АД. Механические характеристики................................................ 33
14. Автоматическое регулирование частоты вращения АД с коротко-
замкнутым ротором изменением величины напряжения питания................ 35
15. Автоматическое регулирование момента АД с короткозамкнутым
ротором при питании его от ПЧ с АИН................................................................ 38
16. Автоматическое регулирование момента АД с короткозамкнутым
ротором при питании его от ПЧ с АИТ................................................................. 41
17. Автоматическое регулирование частоты вращения АД с коротко-
замкнутым ротором при питании его от ПЧ....................................................... 44
18. Импульсное регулирование частоты вращения АД с фазным ротором.. 46
19. САР частоты вращения АД с фазным ротором на базе асинхронно-
вентильного каскада (АВК)..................................................................................... 48
IV. ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ВЕКТОРНЫМ
УПРАВЛЕНИЕМ............................................................................................................ 51
20. Обобщенная математическая модель АД в физических переменных...... 51
21. Двухфазная модель АД в раздельных осях статора и ротора................... 53
22. Двухфазная модель АД в осях u-v, общих для статора и ротора,
вращающихся в пространстве с произвольной частотой............................... 56
23. Дифференциальные уравнения обмоток АД в осях u-v. Выражения
вращающего момента............................................................................................... 58
24. Уравнения и структурная схема АД в осях α-β, общих для статора
и ротора. Расчеты токов обмоток.......................................................................... 60
25. Уравнения АД в осях х-у, ориентированных по потокосцеплению Ψ2
ротора, при Ψ2=const................................................................................................. 63
26. Структурная схема АД в осях х-у, ориентированных по потоко-
сцеплению ротора при Ψ2=const............................................................................ 66
27. Структурная схема системы векторного управления АД............................ 68
28. Блоки преобразователей фаз АЭП с векторным управлением АД............ 70
29. Блоки восстановителя потокосцепления ротора и тригонометри-
ческого анализатора................................................................................................. 73
30. Блоки преобразования координат и блок компенсации. Подсистема
ввода информации...................................................................................................... 74
31. Векторное управление АД с использованием наблюдателя потоко-
сцепления ротора....................................................................................................... 76
32. Векторное управление АД с использованием наблюдателя частоты
вращения....................................................................................................................... 77
Литература......................................................................................................................... 80
Введение
Теория автоматизированного электропривода как составляющая часть теории электропривода имеет как обязательную систему автоматического управления замкнутого типа, содержащую цепи обратной связи и регуляторы. Именно такой тип автоматизированного электропривода (АЭП) является наиболее применимым на практике, так как им легко решаются задачи компенсации разнообразных возмущений даже без того, чтобы возмущения измерялись и сигналы возмущений использовались непосредственно в управлении.
Основополагающими принципами построения АЭП являются принципы модального управления и подчиненного регулирования координат. На базе этих принципов созданы простые методы решения задачи синтеза АЭП, реализация этих принципов позволяют получать АЭП высокого качества по совокупности статических, динамических и эксплуатационных показателей.
Наиболее значительные результаты достигнуты в вопросах синтеза и коррекции АЭП на основе двигателей постоянного тока. Эти АЭП имеют наилучшую управляемость и для них технические средства управления являются достаточно доступными и отработанными. Однако эти АЭП слишком дороги в эксплуатации и имеют низкую надежность.
В настоящее время электропривод постоянного тока стремительно вытесняется электроприводом переменного тока на базе АД с короткозамкнутым ротором. Предпосылкой такого распространения АЭП переменного тока являются значительные успехи в развитии элементной базы силовой части АЭП переменного тока, базирующейся на новых типах силовых транзисторов, и устройствах управления, базирующихся на микропроцессорной технике.
Наиболее высокие темпы применения в промышленности имеют АЭП переменного тока с векторным управлением. Эти электроприводы по управляемости и качественным показателям ни в чем не уступают АЭП с двигателями постоянного тока, но гораздо дешевле и надежнее последних. Векторное управление АД основано на использовании в качестве управляющих сигналов некоторых математических объектов-сигналов, которые реально не наблюдаемы. Поэтому векторное управление требует больших вычислительных мощностей от устройств управления. Эта проблема в настоящее время успешно решается с использованием цифровых сигнальных процессоров, которые специализированы для применения их в системах управления двигателями (серия Motor Control).
Знание принципов построения различных АЭП замкнутого типа и, в особенности, АЭП с векторным управлением является необходимым условием квалифицированной эксплуатации этих электроприводов.
В конспекте лекций номера тем являются номерами лекций.
1. Виды схем регулирования координат
электропривода и показатели качества
Координатами автоматизированного электропривода (ЭП) являются вращающий момент М, частота вращения ω, угол поворота вала φ электрического двигателя, перемещение L. Схемы управления ЭП подразделяются на схемы разомкнутого и схемы замкнутого типа (рис.1.1).
ЭП со схемами управления разомкнутого типа относится к ЭП с параметрическим управлением, в котором регулирование координат осуществляется заданием параметров входных сигналов, таких как: величины U, I и частота f напряжения и тока, величины сопротивления R цепей обмоток машин и др. При параметрическом управлении в принципе невозможно получить точные значения регулируемых координат в условиях случайно изменяющихся значениях момента сопротивления нагрузки и момента инерции. Регулятора координат в разомкнутом ЭП нет, а есть только устройства задания управляющих сигналов. Примерами такого ЭП являются электроприводы якорно-швартовных устройств, грузовых кранов и лебедок.
ЭП со схемами управления замкнутого типа относится к ЭП, использующему обратные связи по выходным координатам. В состав ЭП входят регуляторы. В ЭП замкнутого типа возможно регулирование координат с заданными показателями качества при произвольных изменениях момента сопротивления нагрузки и ее момента инерции. Примерами такого ЭП являются электроприводы гребных электрических установок, траловых лебедок.
Показатели качества устанавливаются отдельно для ЭП разомкнутого и замкнутого типа.
Разомкнутое регулирование
Схема на рис.14.1 содержит регулятор напряжения, которым поддерживается на статоре АД напряжение, действующее значение которого U1 равно заданному uЗН. Частота напряжения постоянно равна сетевой ωС. Механические характеристики при изменении U1 изменяются так, что критическое скольжение sKP остаётся постоянным, а критический момент изменяется пропорционально (13.6). АД может работать только на устойчивом участке механической характеристики при s<sKP. Диапазон регулирования частоты, равный разности частот вращения в точках 1 (при номинальном напряжении) и 2 (при минимально допустимом напряжении) зависит от величины момента сопротивления МС нагрузки – чем больше МС, тем больше диапазон. В любом случае указанный диапазон не превышает 15…20 % от номинальной частоты вращения, что является недостатком разомкнутого регулирования.
Замкнутое регулирование
В САР замкнутого типа (рис.14.2) введена обратная связь по скорости (сигнал uOCC) и регулятор скорости РС. Источник напряжения регулируемый (ИНР) изменяет напряжение U1 статора по действием сигнала uРC до тех пор, пока наступит равенство сигналов uOCC и uЗC, что соответствует равенству заданной ωЗ и фактической ω частот вращения АД.
Особенностью схемы САР частоты вращения замкнутого типа является то, что ею обеспечивается устойчивая работа АЭП как на устойчивом, так и на неустойчивом участках механической характеристики АД. Этим обеспечивается возможность регулирования частоты вращения во всем диапазоне скоростей двигательного режима – от 0 до ωС. Для доказательства этого произведем вывод механических характеристик АЭП для установившихся режимов работы привода, содержащего двигатель, источник напряжения регулируемый и элементы автоматики.
Считая естественную характеристику МЕСТ АД базовой, все искусственные характеристики М определяем согласно пропорции
(14.1)
Выразим естественную механическую характеристику как функцию частоты вращения ω:
(14.2)
Напряжение U1 согласно функциональной схемы рис.14.2 определится как
(14.3)
где kИHP, kPC и kOCC – коэффициенты передачи ИНР, РС (регулятор скорости принят П-типа) и цепи обратной связи;
kΣ – общий коэффициент усиления блоков автоматики.
Подставив в (14.1) выражения (14.2) и (14.3), получим выражение механической характеристики автоматизированного электропривода (рис.14.2):
(14.4)
Семейство механических характеристик АЭП при различных значениях ωЗС, приведено на рис.14.3. Характеристики АЭП имеют S-образный вид. При частотах ωЗС и ωС момент М обращается в ноль. Рабочие участки механических характеристик, имеющие отрицательный наклон, выходят из значений частоты холостого хода, равных сигналу задания ωЗС.
Как видно из рис.14.3, механические характеристики получаются довольно мягкими, особенно в области малой нагрузки – малого момента сопротивления МС. Жесткость β рабочего участка механической характеристики АЭП
(14.5)
может быть сделана сколь угодно большой за счет увеличения общего коэффициента усиления kΣ. Однако, с увеличением kΣ увеличивается также напряжение U1 статора АД (14.3). Увеличивать U1 можно до значения номинального напряжения U1НОМ., иначе возникнет перегрузка по току обмотки статора АД. Более того, при частотах вращения меньших ωКР, необходимо даже снижать напряжение U1 с тем, чтобы уменьшить ток статора I1, который при ω< ωКР и при U1= U1НОМ практически равен пусковому значению I1ПУСК (рис.14.2).
Следовательно, реально не удастся получить жесткие механические характеристики АЭП, что является недостатком способа регулирования частоты вращения АД изменением только величины напряжения U1 статора.
15. Автоматическое регулирование момента
АД с короткозамкнутым ротором
при питании его от ПЧ с АИН
Необходимость автоматического регулирования момента обоснована в теме 6. Кроме того контур регулирования момента входит как подчиненный контур в САР частоты вращения. Введение подчиненного регулирования позволяет обойтись без Д-части в регуляторе скорости.
При частотном управлении моментом АД ставят целью поддержать постоянным либо потокосцепление Ψ1 статора (в АЭП с АИН), либо потокосцепление Ψ2 ротора (в АЭП с АИТ). Реализация таких управлений позволяет получить механические характеристики АЭП с ПЧ вида
М=СМ(ω1 -рПω) = СМ рП (ω0 –ω), (15.1)
где СМ – постоянный коэффициент; ω1 – частота питающего напряжения;
ω0 – синхронная частота вращения поля статора; ω – частота вращения ротора; рП – число пар полюсов статора АД.
Эти характеристики подобны механическим характеристикам ДПТ
(15.2)
На рабочем участке механическая характеристика АД описывается приближенным выражением
(15.3)
При питании АД от ПЧ с АИН можно независимо изменять величину U1 и частоту ω1 напряжения статора. Найдем законы изменения U1 и ω1, при которых будет Ψ1=const. Из уравнения статора для установившегося режима получаем
(15.4)
Если пренебречь малым значением падения напряжения R1I1 на активном сопротивлении R1 обмотки статора, то условие постоянства Ψ1 достигается при пропорциональном изменении U1 и ω1
(15.5)
Соотношение (15.5) показывает, что сигналы задания для контуров регулирования величины U1 и частоты ω1 напряжения в схеме АЭП должны быть прямо пропорциональными друг другу. При законе регулирования (15.5) критический момент МКР у всех характеристик АД один и тот же (13.6). Поэтому при питании АД с условием Ψ1=const его механическая характеристика (15.3) подобна (15.1).
Функциональная схема САР момента при питании АД от ПЧ с АИН приведена на рис.15.1. Применить в схеме классическую отрицательную обратную связь по моменту (рис.15.2) невозможно из-за отсутствия надежных и дешевых датчиков момента промышленного применения. Вместо обратной связи по моменту в схеме применена положительная обратная связь по скорости с сигналом uОСС. Датчиком частоты вращения является тахогенератор ТГ. С такой нестандартной обратной связью при определенных соотношениях между параметрами звеньев автоматики оказывается возможным управление моментом так, чтобы механическая характеристика АЭП имела вид (15.1).
Для доказательства этого примем:
- регулятор момента РМ П-типа с коэффициентом передачи kРМ ;
- коэффициент обратной связи по скорости kОСС ( );
- коэффициент передачи АИН для канала частоты kАИН ( );
- коэффициент передачи управляемого выпрямителя (УВ) для канала напряжения kУВ ( ).
Пропорциональность значений U1 и ω1 обеспечивается блоком канала задания напряжения с коэффициентом передачи kЗН, который найдем из системы
откуда (15.6)
На основании рис.15.1 можно записать
(15.7)
Выберем коэффициенты kРМ, kОСС и kАИН такими, чтобы было справедливо равенство . Подставляя его в выражение (15.7), получим
(15.8)
Последнее уравнение из (15.8) имеет вид подобный (15.3) и, поэтому, сигнал uЗМ действительно является сигналом задания момента АД. Коэффициент пропорциональности kЗМ между М и uЗМ находим делением (15.5) на (15.8)
(15.9)
После подстановки в последнюю формулу (15.9) значения uЗМ из последней формулы (15.8) получим механическую характеристику АЭП
(15.10)
Регулирование момента получилось астатическим с нулевой ошибкой регулирования, так как момент М пропорционален сигналу задания uЗМ независимо от частоты вращения ω АД (15.9). Механические характеристики получились идеальными (рис.15.3), у которых M=const. Частота вращения ω АД при заданном моменте М определяется частотой ω0 вращения поля статора или частотой ω1 напряжения питания АД (15.10).
Недостатком рассмотренной САР момента является то, что на малых частотах вращения поддержание постоянства потокосцепления Ψ1 статора обеспечением простой пропорции (15.4) нельзя, так как нельзя пренебрегать членом R1I1 в (15.3). Поэтому на малых частотах вращения механические характеристики АЭП будут отличаться от приведенных на рис.15.3.
16. Автоматическое регулирование момента АД с короткозамкнутым ротором при питании его от ПЧ с АИТ
Вводная часть та же, что и в теме 15 - от начала по формулу (15.2).
При питании АД от ПЧ с АИТ можно независимо изменять величину I1 и частоту ω1 тока статора.
Из курса электрических машин известна формула вращающего момента АД вида
(16.1)
Если поддерживать постоянство потокосцепления ротора Ψ2=const, то механическая характеристика (16.1) будет иметь вид (15.1).
Функциональная схема САР момента при питании АД от ПЧ с АИТ приведена на рис.16.1.
В контуре регулирования частоты с регулятором РЧ при сигнале задания момента uЗМ обратная связь не является сигналом момента, а является сигналом положительной обратной связи uОСС по скорости. Контур регулирования тока разомкнутого типа использует только сигнал uЗМ. Примем:
- регулятор частоты РЧ П-типа с коэффициентом передачи kРЧ;
- регулятор тока РТ, как будет показано ниже, является нелинейным звеном с uЗТ=f(uЗМ);
- коэффициент обратной связи по скорости kОСС ( );
- коэффициент передачи АИТ для канала частоты kАИТ ( );
- коэффициент передачи УВ для канала тока kУВ ( ).
На основании рис.16.1 можно записать
(16.2)
Выберем коэффициенты kРЧ, kОСС и kАИТ такими, чтобы было справедливо равенство . Подставляя его в выражение (16.2), получим
(16.3)
Последнее уравнение из (16.3) имеет вид подобный (16.1) и, поэтому, сигнал uЗМ действительно является сигналом задания момента АД. Коэффициент пропорциональности kЗМ между М и uЗМ находим делением (16.1) на (16.3)
(16.4)
После подстановки в последнюю формулу (16.4) значения uЗМ из последней формулы (16.3) получим механическую характеристику АЭП
(16.5)
Регулирование момента получилось астатическим с нулевой ошибкой регулирования, так как момент М пропорционален сигналу задания uЗМ независимо от частоты вращения ω АД (16.4). Механические характеристики получились идеальными (рис.16.2), у которых M=const. Частота вращения ω АД при заданном моменте М определяется частотой ω0 вращения поля статора или частотой ω1, с которой изменяется ток питания АД (16.5).
Найдем законы изменения I1 и ω1, при которых будет Ψ2=const. Из двух выражений для установившегося режима, состоящих из уравнения цепи ротора и формулы , которой определяется потокосцепление ротора, исключаем недоступный для
измерения ток I2:
(16.6)
От комплексного выражения (16.6) переходим к действующим значениям
(16.7)
Выполним замену комплекса (ω0 -ω) в (16.7) на значение определенное из последнего выражения (16.3)
(16.8)
Выражение (16.8) показывает, что для поддержания постоянства потокосцепления Ψ2 необходимо ввести в схема АЭП регулятор тока РТ нелинейного типа такой, чтобы при изменении сигнала задания момента uЗМ сигнал задания тока uЗТ изменялся прямо пропорционально величине
. (16.9)
Схемная реализация нелинейной зависимости (16.9) вполне доступна, причем этого будет достаточно для поддержания постоянства момента при любой частоте вращения АД. В этом преимущество САР момента АД с ПЧ на базе АИТ по сравнению с ПЧ на базе АИН.
17. Автоматическое регулирование частоты вращения АД с короткозамкнутым ротором при питании его от ПЧ
Схемы автоматического регулирования частоты вращения АД с короткозамкнутым ротором при питании его от ПЧ целесообразно выполнять по типу подчиненного регулирования. Внутренний контур момента может быть выполнен либо по схеме с АИН (рис.15.1), либо по схеме с АИТ (рис.16.1). Внешний контур скорости должен содержать отрицательную обратную связь по частоте вращения и регулятор скорости. Выбором регулятора скорости работе САР частоты вращения можно придать желаемые статические и динамические показатели качества. Функциональные схемы САР частоты вращения приведены на рис.17.1.
Рассмотрим на качественном уровне процессы в САР частоты вращения при отработке скачка сигнала uзс задания скорости ωзс от некоторого начального значения скорости ωзн до конечного ωзк (учитываем пропорциональность ωзс~uзс). В САР используем П- или И-регулятор скорости РС. Вид инвертора, примененного в ПЧ, может быть любым, так как механические характеристики АД, созданные работой внутренних контуров, подобны друг другу (рис.15.2 и рис.16.2).
Работа САР с П-регулятором скорости (рис.17.2)
До момента времени t=0 (точка 1 на всех графиках) АД работал с начальной установившейся частотой вращения ωун. Так как регулирование статическое, то существует ошибка регулирования, и заданное значение частоты ωзн отличается от установившейся ωун.
В момент времени t=0 скачком изменяется сигнал задания ωзс от ωзн до ωзк. Момент АД также изменяется скачком до Мтах (линия 1-2 на всех графиках), так как скачком изменяется сигнал uЗМ.
За счет избыточного момента начинается разгон двигателя. Значение (uЗС – uОСС) уменьшается, далее уменьшаются uЗМ и момент АД (линия 2-3). В точке 3 АЭП приходит к новой установившейся частоте вращения ωук. Переходный процесс экспоненциальный и постоянная времени экспоненты определяется моментом инерции привода.
Работа САР с И-регулятором скорости (рис.17.3)
До момента времени t=0 (точка 1 на всех графиках) АД работал с установившейся частотой вращения ωун. Так как регулирование астатическое, то не существует ошибки регулирования, и установившееся значение частоты ωун равно заданному ωзн.
В момент времени t=0 скачком изменяется сигнал задания ωзс. Далее изменяются сигнал uЗМ и прямо пропорциональный ему момент М АД. За счет инерционности И-регулятора сигнал ωЗМ нарастает плавно, а механическая характеристика М изменяется по спирали 1-2. В точке 2 заданная ωзк и фактическая ω частоты вращения становятся одинаковыми и сигнал на входе И-регулятора обращается в ноль. Сигнал uЗМ перестаёт изменяться, а момент М АД достигает максимального значения. На участке 2-3-4 устанавливается неравенство ω>ωзк, входной сигнал интегратора (uЗС –uОСС) становится отрицательным и выходное напряжение uЗМ интегратора уменьшается а вслед за ним уменьшается момент М АД. На участке 2-3 избыточный момент положительный и частота вращения продолжает расти. На участке 3-4 избыточный момент становится отрицательным и частота вращения уменьшается. На участке 4-5 устанавливается неравенство ω<ωзк, входной сигнал интегратора (uЗС –uОСС) становится положительным и выходное напряжение uЗМ интегратора увеличивается а вслед за ним увеличивается момент М АД. После точки 5 процесс аналогичен процессу на участке 1-2. Затухающий переходный процесс заканчивается выходом на новое значение установившейся частоты вращения ωук, которая точно равна заданной ωзк.
18. Импульсное регулирование частоты
вращения АД с фазным ротором
Изначально АД с фазным ротором предназначались для их использования в изображенной на рис.18.1 схеме регулирования частоты вращения.
При включении АД в сеть двигатель работает на 1-й искусственной характеристике МИ1. Последовательным замыканием контактов К1, К2 и К3 двигатель последовательно проходит искусственные механические характеристики МИ2 и МИ3 и выходит на естественную характеристику МЕ.
Недостатки схемы:
- частота вращения АД регулируется ступенчато;
- искусственные механические характеристики АД слишком мягкие;
- имеются большие потери мощности в регулировочных реостатах.
Обеспечить плавность регулирования можно, применив импульсное регулирование величины сопротивления в роторной цепи АД (рис.18.2). Повысить жесткость механических характеристик можно, применив замкнутую схему регулирования частоты вращения АД (рис.18.3). Минимизировать потери мощности в регулировочных элементах можно, применив асинхронно-вентильный каскад (тема 19).
В цепь ротора АД через выпрямительный мост и сглаживающий дроссель Др включено активное сопротивление RР, которое шунтируется ключом К (рис.18.2а). Для обеспечения большой частоты коммутации (включения/выключения) ключ К выполняется на основе транзистора или тиристора.
В результате работы ключа сопротивление, на которое замыкаются обмотки ротора, принимает за период Т два значения: 0 и RР (рис.18.2б). Если ε - относительная продолжительность замкнутого состояния ключа К, то среднее за период значение сопротивления в роторной цепи составит
(18.1)
Значение ε можно изменять непрерывно, управляя длительностью замкнутого состояния ключа К, и, следовательно, можно непрерывно изменять сопротивление RРСР в цепи ротора. Механические характеристики АД (рис.18.2в) плавно переходят одна в другую от пусковой характеристики (ключ К постоянно разомкнут и ε=0) до естественной (ключ К постоянно замкнут и ε=1).
Замкнутая САР частоты вращения АД (рис.18.3) с подчиненным контуром тока позволяет сформировать механические характеристики с требуемой жесткостью, в том числе и абсолютно жесткие, если применить регулятор, содержащий И-часть. САР частоты вращения можно также настроить на технический или симметричный оптимумы с наперед заданными показателями качества (см. тему 2).
Коэффициент полезного действия η низкий из-за больших тепловых потерь мощности в сопротивлении RP в те моменты времени, когда ключ К разомкнут. Зависимость коэффициента полезного действия η от скольжения s приведена на рис.18.3в.
19. САР частоты вращения АД с фазным ротором
на базе асинхронно-вентильного каскада (АВК)
В регулировочных режимах в сопротивлении RP (рис.18.3) выделятся тепло. Мощность тепловыделений равна произведению напряжения URP на сопротивлении RP и тока IRP через него. Эту мощность можно с помощью инвертора напряжения преобразовать в мощность переменного тока и отдать (рекуперировать) ее в сеть. Наиболее простое решение рекуперации энергии достигается на ведомом сетью инверторе напряжения.
Схема асинхронно-вентильного каскада (АВК) содержит (рис.19.1) АД, в цепи фазного ротора которого имеется неуправляемый выпрямитель, и ведомый сетью инвертор напряжения на базе управляемого выпрямителя.
К инвертору от выпрямителя ВКД (вентильного комплекта двигателя) подведена э.д.с., пропорциональная скольжению s АД. Угол опережения β инвертора выбирается таким, чтобы между напряжениями ВКД и ВКИ соблюдалось соотношение . Инвертор, состоящий из вентильного комплекта ВКИ и согласующего трансформатора Тр, по