Принцип работы гидросистемы уборки и выпуска шасси.
Основное управление уборкой и выпуском шасси ведется о первой гидросистемы.
Система основного управления (рис. 5.39) включает следующие агрегаты: электромагнитный кран 3, цилиндры замков под вески 2, 18, гидроподъемник 1 передней ноги, цилиндр-подкос 16, золотниковые распределители 14, 15, цилиндр створок 13, ци-линдр механизма распора 12, клапан отключения 4, обратный клапан 5, гаситель пульсаций 11.
Электромагнитный кран КЭ-47 (рис, 5.40) обеспечивает подачу жидкости на борку и выпуск при основном управлении шасси. Кран имеет корпус 1, золотник 2, пружину 3 и электромагнит 4.
Шариковый клапан, управляемый электромагнитом, обеспечивает сообщение полости под золотником с линией нагнетания или линией слива.
Цилиндр замка подвески передней ноги. Цилиндр замка подвески (рис. 5.41служит для открытия замка подвески перед выпуском шасси. Цилиндр имеет корпус поршень 1, шток 4 с поршнем и пружину 3.
Цилиндр замка подвески главной ноги шасси (см. рис. 4.32) служит для открытия замка при выпуске шасси, а также для обеспечения необходимой очередности работы агрегатов главной
Цилиндр-подкос (рис. 5.43) обеспечивает уборку и выпуск главной ноги. Цилиндр-подкос является силовым и кинематическим элементом главной ноги. Как силовой элемент он передает усилия с амортизационной стойки на каркас крыла. Во время уборки шток цилиндра-подкоса, выдвигается, при выпуске — убирается в цилиндр. В выпущенном положении ноги шток заперт цанговым замком.
Золотниковый распределитель 24 служит для уменьшения расхода жидкости, а следовательно, и сокращения времени для уборки ноги шасси.
Цилиндр створок(рис. 5.45) служит для открытия и закрытия створок отсека главной ноги при уборке и выпуске шасси. Кроме этого, он удерживает створки как в открытом, так и в закрытом положении.
Цилиндр механизма распора служит для складывания механизма распора перед уборкой передней ноги. Цилиндр одностороннего действия. Жидкость подается в цилиндр в момент уборки ноги. При выпуске ноги механизм распора возвращается в исходное положение под
действием усилий от гидроподъемника и соответственных пружин. Цилиндр находится на механизме распора.
Клапан отключения 5810.050 (рис. 5.46) служит для сброса давления в магистрали первой гидросистемы при аварийном выпуске шасси от второй или третьей гидросистем.
Гаситель пульсаций (рис. 5.47) предотвращает чрезмерное повышение давленияжидкости в линиях уборки и выпуска передней ноги шасси, возникающее вследствие одновременного подключения к крану шасси линий уборки и выпуска главных ног.
Работа гидросистемы шасси (основное управление). Для уборки шасси необходимо включить автомат защиты на правой панели «Шасси и сигнализация управления», на верхнем электрощитке пилотов переключатель под трафаретом «Шасси
уборка, выпуск» поставить в положение «Уборка». Жидкость, пройдя клапан отключения 4 (см. рис. 5.39) и электромагнитный кран 3,
поступит одновременно к следующим агрегатам:
— к цилиндру механизма распора 12. Происходит складывание механизма распора, а также выбирается стрела прогиба заднего подкоса;
— через золотниковый распределитель к гидроподъемнику передней ноги 1. Шток гидроподъемника выдвигается, убирая ногу в нишу фюзеляжа. Из полости выпуска гидроподъемника жидкость сливается через дроссель в магистраль давления. Благодаря этому экономится расход жидкости и сокращается время уборки ноги;
— к цилиндрам замков подвески главных ног 18, где она «дежурит»;
— к цилиндрам створок 13 главных ног шасси. Шток второй половины цилиндра выдвигается и открывает створки. Из противоположной половины цилиндра створок жидкость сливается через шариковый клапан цилиндра-подкоса 16, обратный клапан замка подвески, цилиндр створок 13, электромагнитный кран 3, обратный клапан 5 в гидробак.
3.Противопожарная система самолета. Назначение и требования, предъявляемые к системе
Противопожарная система - это совокупность оборудования пожарной сигнализации и пожаротушения, предназначенных для извещения экипажа о возникновении на борту воздушного судна пожара, его локализации и тушения.
Возможность возникновения пожара в процессе эксплуатации ВС обусловлена следующими факторами:
· наличием на борту больших количеств горючих материалов;
· самовоспламеняемостью топлива и масел при попадании их на горячую поверхность двигателя и агрегатов силовой установки;
· подогревом топлива в баках при сверхзвуковом полете;
· различного рода авиационными происшествиями, вызываемыми разрушением отдельных агрегатов, нарушением правил пожарной безопасности, руководства по летной и технической эксплуатации ВС;
· взрывом паров топлива в надтопливном пространстве баков или в другом замкнутом объеме при возникновении в этой зоне пламени.
Источником воспламенения топлива могут быть также повреждения отдельных участков электропроводки или разряды статического электричества, которые возникают из-за трения обшивки ВС о воздух во время полета, а также во время заправки топливных баков вследствие трения топлива при движении его в шлангах топливозаправщика и трубопроводах системы централизованной заправки.
На ВС пожароопасными являются отсеки силовых установок и топливных баков, а также те отсеки, где имеется потенциальная возможность пожара вследствие разрушения отдельных элементов конструкции или появления течи топлива при наличии источника воспламенения.
Надежность системы пожаротушения обеспечивается выполнением следующих требований:
- обеспечение ликвидации пожара в любом защищаемом отсеке как на земле, так и в полете, на всех режимах работы двигателей, высотах и скоростях полета;
- количество огнегасящего вещества в каждой очереди должно быть таким, чтобы необходимая концентрация его создавалась за время не более 3 с и поддерживалась в течение не менее 2 с;
- быстрое приведение в действие и эффективность тушения пожара, время разряда баллонов не должно превышать 3-5 с;
- наличие запаса огнегасящего вещества в системе, рассчитанного на двух-, четырехкратное использование, при этом первая очередь огнетушителей включается автоматически от сигнализаторов пожара, вторая и последующие - вручную; При обнаружении пожара визуально огнетушители первой очереди могут быть включены вручную;
- размещение баллонов с огнегасящим веществом и трубопроводов, соединяющих их с распылительными коллекторами в местах, наиболее защищенных от возможных повреждений при аварийной посадке;
- наличие простых и надежных методов проверки работоспособности системы; возможность контроля давления в баллонах при техническом обслуживании противопожарной системы;
- быстрая подготовка к действию при проведении технического обслуживания после срабатывания системы; удобство осмотра, монтажа и демонтажа отдельных агрегатов;
- возможность автоматического включения всех огнетушителей одновременно для подачи огнегасящего вещества в наиболее пожароопасные отсеки при вынужденной посадке с убранными шасси. Для включения системы тушения пожара в этих случаях применяют специальные инерционные или нажимные датчики, срабатывающие при определенных перегрузках (инерционные) или при нажатии на них.
Ввод огнегасящего вещества в гондолы или во внутренние полости двигателя может оказаться неэффективным, если при включении системы пожаротушения не будет выключен двигатель, т.е. не будут устранены причины возникновения пожара и условия, способствующие его развитию.
Для тушения пожара в багажных (грузовых) отсеках предусматривается следующее:
- если пожар в отсеках легко обнаруживается членами экипажа без сигнализирующих устройств и в отсеки имеется доступ для экипажа в полете, то в таких отсеках тушение пожара обеспечивается переносными огнетушителями;
- отсеки, в которых трудно обнаружить пожар, но к ним имеется доступ в полете, оборудуются системой сигнализации о пожаре;
- отсеки, не имеющие доступа для экипажа в полете, оборудуются системой сигнализации и системой тушения пожара.
Предотвращение пожара и борьба с ним являются важными факторами обеспечения безопасности пассажиров и экипажа. На самолете предусмотрены два способа борьбы с пожаром — пассивный и активный.
Активные средства защиты позволяют ликвидировать возникший очаг пожара, к ним относятся системы тушения пожара в гондолах двигателей и отсеке вспомогательной силовой установки, внутри двигателей, система нейтрального газа и переносные баллоны для тушения пожара в кабинах самолета.
Пассивные средства защиты предназначены для предупреждения пожара или локализации его очагов, к ним относятся установка противопожарных перегородок, рациональное расположение на самолете и двигателях трубопроводов, агрегатов и электропроводки, металлизация частей самолета, применение огнестойких материаловпродувка опасных в пожарном отношении отсеков атмосферным воздухом.
Билет №_____7