Применение анализа размерности для исследования флаттера в сжимаемом потоке
Дополним систему (5) скоростью звука а, м/с, которая характеризует сжимаемость воздуха. Из получившихся шести размерных параметров составим три безразмерные комбинации:
,
, (16)
- число Маха.
Функциональную зависимость, описывающую явление флаттера, выразим в виде уравнения:
φ(π1, π2, π3) = 0, (17)
где φ — некоторая функция.
Оно может быть разрешено относительно величины π2:
(18)
где ψ — некоторая функция двух переменных, вид которой определяется при решении конкретной задачи. Отсюда:
(19)
Для дальнейшего анализа удобно ввести в формулу (19) скоростной напор и преобразовать выражение (19) к виду:
(20)
Соотношения (19), (20) выражают структуру связей между величинами, определяющими явление флаттера. В этих соотношениях ψ-функция двух переменных ρL3/m и М, являющихся безразмерными величинами, и поэтому вид функции ψ определяется только формой обтекаемых поверхностей ЛА, распределением его упруго-массовых характеристик и не зависит от абсолютных величин параметров, определяющих явление флаттера. Последнее обстоятельство позволяет представить себе возможную процедуру модельных опытов в аэродинамических трубах, с помощью которой могут быть получены значения функции ψ в некоторой области изменения аргументов, определяющейся возможностями этих труб.
Пусть динамически подобная модель исследуемого ЛА испытывается в аэродинамической трубе с открытой рабочей частью, где изменение режима достигается увеличением скорости потока V. Тогда, варьируя величину масштаба жесткостей модели Kf, удастся либо достичь флаттера при определенной величине Vкp, либо показать, что в исследованной области изменения Kf флаттер возникнуть не должен. Поскольку условия проведения опыта известны, можно вычислить все величины, входящие в формулу (20), и либо будет определено значение функции ψкр в точке с координатами (ρL3/m, М), либо будет показано, что ψкр превышает достигнутое в опытах значение ψдост. Может также иметь место случай, когда возникновение флаттера при параметрах исследуемого ЛА вообще окажется невозможным.
Совершенно аналогично можно представить себе опыты в аэродинамической трубе с закрытой рабочей частью, где могут изменяться V и ρ, т.е. М и ρ, что позволит определить значения функции ψкр уже в некоторой области изменения (ρL3/m, М).
Затем результаты опытов с моделями можно, воспользовавшись теорией подобия, пересчитать к натурным величинам, чтобы получить характеристику флаттерных свойств исследуемого летательного аппарата. При этом необходимо учитывать, что пересчеты по теории подобия производятся при сохранении неизменными безразмерных комбинаций размерных величин, в данном случае ρL3/m=const и М=const. Но скорость V входит в обе части равенств (19), (20) и, чтобы выполнить условие М = const, пришлось бы принять, что пропорционально скорости потока V изменяется и скорость звука а.
Такая интерпретация условий возникновения флаттера представляется искусственной. Но полученные результаты можно интерпретировать иначе, используя то обстоятельство, что каждому числу М соответствует вполне определенная картина обтекания исследуемого ЛА. Тогда становится правомерной постановка вопроса о том, какой была бы скорость Vкp в данной среде, чтобы при той или иной картине обтекания возник флаттер исследуемого ЛА, т.е. какой вид имеет зависимость Vкp (ρL3/m, М) или qкp (ρL3/m, М).
Для расчетных исследований флаттера такая постановка вопроса вполне естественна, поскольку приходится пользоваться аэродинамическими характеристиками, зависящими от числа М, в то время как критическая скорость флаттера при заданных аэродинамических характеристиках определяется упруго-массовыми характеристиками ЛА. Точно такой подход применяется при определении Vкр несж- критической скорости в несжимаемом потоке, точнее, в предположении об отсутствии влияния на флаттер сжимаемости воздуха, что соответствует условию М=0.