Основной период обучения грамоте.
Задачи, содержание и организация различных направлений учебной работы. Формирование умения слышать звучащее слово: общие требования к работе, методика проведения звукового анализа слов, технология использования звуковых моделей, игры со звучащим словом на данном этапе обучения. Последовательность изучения букв, приемы, обеспечивающие их освоение. Психофизиологические основы обучения чтению прямого слога, понятие позиционного чтения и основные способы его формирования. Правила русской графики, регулирующие твердость (мягкость) согласных при чтении и письме. Знакомство детей с этим правилом, приемы формирования соответствующих навыков. Способы обозначения звука [Й] в русском языке; последовательность знакомства с ними, принятая в действующем букваре. Изучение букв Е, Е, Ю, Я, Й, специфика обучения чтению и письму слов с этими буквами. Первоначальное знакомство с использованием разделительных знаков. Фонетико-графический разбор и его применение на данном этапе. Приемы обучения чтению разных типов слогов, слов; использование двух видов чтения: орфографического и орфоэпического. Организация чтения предложений и текстов для формирования как технической стороны навыка, так и умения понимать читаемое. Требования к навыку чтения на разных этапах обучения грамоте. Основные направления орфографической работы в период обучения грамоте. Соединение в уроке всех компонентов обучения письму. Требования к навыку письма на конец обучения грамоте. Варианты построения уроков в основной период обучения грамоте. Требования к урокам, структура уроков. Учет степени подготовленности первоклассников при организации обучения, реализация дифференцированного и индивидуального подхода. Специфика урока обучения грамоте, включающего занятие, развивающее читательскую самостоятельность школьника при работе с детскими книгами.
4. Развитие речи младших школьников на уроках обучения грамоте и письму.
Лексическая работа: знакомство со словом как названием чего-либо; наблюдения над значениями слов, уточнение, активизация и обогащение словарного запаса детей, словарно-логические упражнения. Обучение выражению мысли путем построения предложения. Организация бесед по личным наблюдениям, технология использования рисунков, иллюстраций к сказкам, диапозитивов, диафильмов для накопления детьми опыта участия в диалоге и формировании отдельных речевых умений. Обучение некоторым нормам речевого поведения. Использование текстов, рисунков, иллюстраций, а также жизненных и учебных ситуаций для формирования речевых умений.
5. Методика первоначального обучения письму.
Из истории развития письменности. Методы, приемы, принципы обучения письму. Гигиенические требования к организации урока при формировании каллиграфического почерка. Освоение написания букв и их соединений, трудности в обучении и пути их преодоления, приемы обучения каллиграфии. Упражнения для овладения нормами графики на уроках письма. Корректировка и совершенствование почерка на уроках русского языка.
6. Урок классного чтения в начальной школе.
Общая характеристика понятия «умение читать». Задачи уроков классного чтения; характеристика программы и учебников, принятых в массовой школе. Обзор альтернативных учебников. Сознательность, правильность, беглость, выразительность как необходимые качества чтения, их взаимосвязь и основные этапы становления младших школьников. Условия и способы формирования правильности и беглости чтения. Обучение пониманию читаемого, приемы, способствующие более осознанному ее восприятию. Специфика вопросов, помогающих уточнить фактическое содержание, подтекст прочитанного, впечатления от него и т.д. Роль словарной работы, ее направления и способы проведения. Средства выразительности устной речи; обучение детей выразительному чтению; обучение слушанию и анализу чтения товарищей. Типы уроков чтения, особенности их построения. Подготовка учителя к уроку чтения.
7. Методика чтения произведений различных жанров художественной литературы, народного творчества и произведений научно-познавательного характера.
Этапы работы над произведением: подготовка к восприятию, первичное знакомство, перечитывание и анализ, вторичный синтез. Содержание и организация работы на каждом из этапов, приемы обучения, в том числе творческие виды работ на основе прочитанного, их зависимость от стилевых и жанровых особенностей произведения.
8. Урок внеклассного чтения в начальной школе.
Специфика занятий и уроков внеклассного чтения; их задач, содержания и способов проведения. Этапы формирования читательской самостоятельности. Детская книга как основной учебный материал, требования к использованию книг на разных этапах обучения. Метод чтения – рассматривания и особенности его реализации на различных этапах формирования читательской самостоятельности. Специфика подготовки учителя к урокам внеклассного чтения.
9. Совершенствование фонетико-графических умений младших школьников.
Значение фонетических умений для успешного обучения правописанию и для формирования других языковых умений. Обобщение и систематизация знаний по фонетике и графике, приобретенных в период обучения грамоте. Методика проведения звукового (звукобуквенного) анализа на данном этапе обучения.
10. Обучение орфографии в начальной школе.
Школьные трактовки понятия «орфограмма» слабых позиций как наиболее распространенные. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах. Структура осознано выполняемого орфографического действия. Орфографические умения, вытекающие из структуры орфографического действия, их формирование как основная практическая задача начального курса орфографии. Соотношение понятий «орфографические умения» - «орфографический навык». Организация работы над правилом: мотивация обращения к нему, проведение необходимых наблюдений, выведение правила, уточнение необходимого способа действий и его закрепление в практической работе; виды упражнений на этапе закрепление в практической работе; виды упражнений на этапе первичного закрепления. Технология знакомства с основными орфографическими правилами. Особенности работы над написаниями, подлежащими запоминанию. Орфографические ошибки младших школьников: их причины и способы исправления учителем. Организация работы над ошибками. Методика проведения контрольных диктантов.
11. Изучение морфемного состава слов.
Значение темы в начальном курсе русского языка, задачи и содержание работы. Детские словообразовательные ошибки, их сущность и возможные причины. Общие требования к организации обучения, реализация этих требований в действующих учебниках. Организация взаимосвязи в работе над составом слова и орфографическими и речевыми умениями младших школьников.
12. Изучение морфологии в начальной школе.
Задача изучения морфологии в начальных классах. Содержание работы, распределение материала по классам. Объективные трудности морфологии для младших школьников. Общие требования к организации обучения, анализ действующих учебников русского языка с точки зрения реализации этих требований. Способы введения морфологических понятий. Виды морфологических упражнений и методика их использования. Организация изучения каждой из частей речи.
13. Изучение элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе.
Назначение и основные направления изучения синтаксиса в начальных классах. Содержание и место в курсе и организация работы над словосочетанием и предложением. Объективные трудности в изучении синтаксиса предложений и пути их преодоления; требования к отбору материала для синтаксического анализа. Распространенные синтаксические ошибки младших школьников, их разновидности, возможные причины и способы предупреждения и распространения. Содержание и организация работы над пунктуационной грамотностью учащихся начальных классов.
14. Изложение как речевое упражнение комплексного характера.
Виды изложений, требования к текстам, методика проведения. Подготовка учителя к проведению изложения; анализ детских изложений.
15. Сочинение как речевое упражнение комплексного характера.
Виды сочинений, требования к темам, организация работы. Подготовка учителя к проведению различных видов сочинений, анализ и оценка детских и творческих работ.
Экзаменационные вопросы по методике преподавания русского языка
1. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте (работа на каждом из трех направлений).
2. Знакомство с гласными и согласными звуками на уроках обучения грамоте и формирование фонематического слуха у младших школьников.
3. Освоение первых лингвистических понятий на уроках обучения грамоте: слог, ударение, звук, буква. Знакомство со способами обозначения твердости/мягкости согласных при обучении элементарному чтению и письму.
4. Понятие «орфограмма» в начальной школе. Обзор орфограмм, изучаемых на уроках русского языка. Формирование орфографических умений.
5. Работа над орфографическими правилами и формирование орфографического навыка в начальной школе.
6. Работа над омонимами, синонимами и антонимами в начальных классах.
7. Активизация словаря младших школьников на уроках чтения и русского языка. Требования к речи учащихся начальной школы.
8. Знакомство с наречием в начальной школе.
9. Роль этимологической справки при работе над словами с непроверяемым написанием. Другие приемы запоминания написания словарных слов.
10. Фразеология в курсе начальной школы: роль и место на уроках чтения и русского языка, работа над фразеологическими единицами.
11. Методика проведения изложений в начальной школе.
12. Методика формирования морфологических понятий. Общий обзор изучения частей речи в начальной школе.
13. Лексическое и грамматическое значение имен существительных в курсе начальной школы (общий обзор).
14. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных в курсе начальной школы.
15. Знакомство со спряжением глаголов в начальной школе.
16. Организация изучения местоимения в начальной школе.
17. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.
18. Методическая система изучения состава слова в начальной школе.
19. Значение и задачи работы по изучению морфемного состава слова в начальной школе.
20. Ознакомление со словообразовательными моделями, роль приставок и суффиксов при изучении знаменательных частей речи в начальной школе.
21. Словосочетания. Содержание и организация работы с ними в курсе начальной школы.
22. Простое предложение. Содержание, место в курсе и организация работы над ним в начальной школе.
23.Главные и второстепенные члены предложения. Методика работы над ними в начальной школе.
24. Формирование понятия текст в начальной школе. Учет разных типов текстов при обучении написанию сочинений в начальной школе.
25. Речевые и неречевые ошибки младших школьников: общая характеристика типов ошибок, их предупреждение и исправление.
26. Формирование орфографической зоркости первоклассников.
Экзаменационные вопросы по методике обучения чтению
1.Приемы работы над правильностью чтения в начальной школе.
2. Цели и задачи уроков чтения, содержание и средства обучения чтению.
3. Обучение сознательному чтению младших школьников. Привести примеры приемов работы по обучению сознательному чтению.
4. Урок чтения и его особенности (типы уроков и их общая характеристика). Структура комбинированного урока чтения.
5. Методика работы над лирическими произведениями в начальной школе.
6. Цели и задачи внеклассного чтения. Особенности руководства внеклассным чтением в начальной школе. Уголок внеклассного чтения.
7.Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен.
8.Чтение научно-познавательных текстов и знакомство с периодической печатью младших школьников.
9. Анализ литературного произведения в начальной школе.
10.Методика чтения сказок в начальной школе.
11.Обучение выразительному чтению младших школьников. Привести примеры приемов работы по обучению выразительному чтению литературного произведения.
12.Русский фольклор: пословицы, поговорки, загадки и работа над ними в начальной школе.
13. Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.
14. Русский фольклор: скороговорки, считалки, потешки, небылицы, дразнилки и др. малые жанры и работа над ними на уроках чтения.
15.Приемы работы над беглостью чтения в начальной школе.
16. Обучение устному пересказу на уроках чтения.
17. Методика словарной работы на уроках литературного чтения.
18. Организация работы на подготовительном этапе внеклассного чтения.
19. Методика работы над рассказом в начальной школе.
20. Организация работы на основном этапе внеклассного чтения в начальной школе.
21. Основные этапы работы над литературным произведением в начальной школе.
22. Организация работы на начальном этапе внеклассного чтения.
23. Общие свойства книги и ее роль в жизни ребенка. Содержание внеклассного чтения (круг детского чтения).
24. Приемы подготовки учащихся к восприятию литературного произведения и первичное знакомство с содержанием произведения.
25. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на трех этапах формирования читателя.
26. Обобщающий урок чтения в начальной школе.