Экзамен. Русский язык с методикой преподавания
Дисциплина Русский язык
Литературный язык
Русский язык как язык русского народа. Речь устная и письменная. Диалекты.
Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма языка.
Значение русского языка.
Стилистика
Функциональные стили литературного языка: художественный, публицистический, научный, официально- деловой и разговорный (обиходно- бытовой). Их цели, задачи, сфера использования, место автора, особенности лексические, морфемные и морфологические, синтаксические, а также индивидуальные.
Лексика. Лексикология
Понятие о лексикологии. Основные функции слова: значения лексические и грамматические, родовидовые отношения между словами.
Изучение лексики с пяти точек зрения: с точки зрения лексического значения (лексическое значение слова и его типы; однозначность и многозначность слова; прямое и переносное значение, способы переноса; омонимия: омонимы, омографы, омофоны; антонимия; паронимия; синонимия);
с точки зрения происхождения (лексика исконно русская и заимствованная: старославянская и иноязычная), отличительные особенности каждой группы слов; лексика с точки зрения сферы употребления (общеупотребительная и необщеупотребительная: диалектная, профессиональная, термины, жаргонизмы, арготизмы); с точки зрения активного и пассивного запаса (пассивная лексика: историзмы, архаизмы, неологизмы);
с точки зрения стилистической (эмоциональной) окрашенности: лексика нейтральная и эмоционально окрашенная (возвышенная, оценочная; сниженная: разговорная, просторечная, диалектная, жаргонная).
Распознание всех лексических единиц в словаре. Употребление лексики в речи.
Фразеология
Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологические единицы, их основные признаки, типы фразеологических единиц. Источники русской фразеологии. Крылатые слова. Пословицы и поговорки. Стилистическая дифференциация фразеологизмов. Синонимия, антонимия, омонимия и многозначность. Использование в речи.
Фонетика. Фонология
Фонетика как раздел науки о языке. Общее понятие. Речевой аппарат. Звуки русского языка и их классификация: звуки гласные и согласные. Слог, слогораздел, особенности русского слогоделения. Русское словесное ударение.
Гласные: лабиализованные и нелабиализованные, по месту подъема (переднего, среднего и заднего ряда), по степени подъема (верхнего, среднего и нижнего подъема).
Согласные. Образование согласных: по способу образования (смычные, щелевые, слитные, смычно- проходные, дрожащие, сонорные; звонкие и глухие, парные и непарные); по месту образования (по действующему органу речи: губные: двугубные, губно- зубные; язычные: переднее -, средне- и заднеязычные); согласные мягкие и твердые, парные и непарные; шипящие, свистящие, шумные и голосовые.
Фонология как раздел языкознания. Понятие фонетической транскрипции и фонемы (гласной и согласной). Позиционная мена гласных и согласных звуков. Сильные и слабые позиции фонем. Графические знаки внутри транскрипции. Основные фонематические процессы в русской речи (озвончение, оглушение, чередование согласного с нулем звука, слияние согласных в долгий звук, произношение йотированного гласного двойным звуком и одним, смягчение согласного за счет последующего мягкого).
Графика. Орфоэпия
Русская графика. Происхождение и состав русского алфавита. Соотношение буквы и фонемы. Слоговой принцип русской графики. Главные и второстепенные звуковые значения букв. Обозначение на письме мягкости и твердости согласных и звука [j]; роль разделительных Ъ и Ь. Орфоэпические нормы русского языка.
Орфография
Орфография как раздел науки о языке. Понятие об орфограмме. Типы орфограмм. Принципы русской орфографии: морфологический и фонематический. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Словообразование
Словообразование как раздел языкознания. Предмет и задачи. Новое слово и грамматические формы одного и того же слова. Роль ударения в словообразовании и формообразовании. Основные способы словообразования. Словообразования морфологические (аффиксальные) и неморфологические. Морфологические способы образования: префиксация, суффиксация, префиксально- суффиксальный способ, нулевая суффиксация (бесуффиксальное словообразование); сложение основ и суффиксация; сложение основ с нулевой суффиксацией (сложение основ, сложение сокращенных основ: сложение одной целой, а другой сокращенной основы; две основы сокращены; основы сокращены до первых звуков или до первых букв (аббревиация, а слово – аббревиатура). Словообразовательный и этимологический анализы слов. Соотношение морфемы со способами образования.
Морфемика
Морфемика как раздел науки о языке. Предмет и задачи раздела. Морфемный состав слов. Классификация морфем: корневые, аффиксальные, флексия, словоизменительные и словообразовательные. Основа слова. Роль ударения в формоизменении. Соотнесение морфем с частями речи.
Чередование звуков гласных и согласных внутри одной морфемы. Чередование фонетические, исторические и морфологические. Лексическое, семантическое и грамматическое значение морфемы и ее роль в слове. Омонимичность морфем. Морфемный анализ слов.
Морфология
Морфология как раздел языкознания. Предмет и задачи. Принципы выделения частей речи и их общая характеристика (грамматические значения, категории и формы). Типы окончаний, окончания и суффиксы, характерные для определенных частей речи.
Категория рода.
Категория рода в русском языке, система её значений и выражение с помощью различных частей речи. Грамматический показатель рода и значение рода.
Имя существительное: род как постоянная категория, традиционные формы и значения рода, форма слова, по которой можно определить род; родовая вариативность, существительные общего рода; существительные 2 скл. м.р., принимающие значения женского рода, сочетание таких слов с именем прилагательным и глаголом с родовыми показателями; определение рода несклоняемых существительных. Изменение по родам местоимений- существительных и числительных – существительных. Изменяемость по родам слов- прилагательных. Изменение по родам глаголов.
Категория падежа.
Категория падежа имени существительного, система её значений. Склоняемость. Типы склонения. Грамматический показатель формы падежа и определение значения падежа.
Категория падежа имени прилагательного, имени числительного и местоимения. Типы склонений прилагательных. Грамматический показатель формы падежа.
Имя существительное: склонения 1-е, 2-е, 3-е, особое, разносклоняемое, субстантивация, существительные несклоняемые, только множественного числа. Особенности их парадигмы. Падежные окончания в ед.ч. как показатель принадлежности к определенной группе склонения.
Имя прилагательное: склонения 1-е, 2-е и 3-е; твердое, мягкое и смешанное. Парадигмы имени прилагательного.
Имя числительное: группы склонения 1- я – 6-я; особая группа (для количественных числительных целых); особенности склонения порядковых числительных и количественных дробных и собирательных. Склонение простых, сложных и составных числительных. Типы окончаний.
Местоимение. Типы окончаний.
Категория числа.
Категория числа, система её значений и выражение в современном русском языке. Грамматический показатель формы числа и показатель значения числа.
Существительные только единственного и только множественного числа. Окончания существительных единственного и множественного числа. Образование и правописание некоторых форм существительных во множественном числе. Особенности в образовании множественного числа, связанные с суффиксами.
Изменение по числам имени прилагательного, числительного, местоимения и глагола.
Категория лица.
Категория лица, система её значений и выражение в русском языке.
Определение значения лица через общение по отношение к говорящему (говорящий (ие), слушающий (ие)) посредством личных и притяжательных местоимений, а также возвратного местоимения «себя». Изменение глаголов по лицам и числам (т.е. спряжение глаголов) в определенных формах.
Спряжение глагола, типы и пути определения.
Традиционные случаи определения спряжения, определение спряжения глаголов с вы; разноспрягаемые глаголы.
Категория вида и возвратности при спряжении глагола. Безличные глаголы и их форма.
Глагол
Глагол как часть речи. Грамматические значения (общее и частные). Соотношения категории наклонения и времени (если есть), лица и рода с грамматическим значением глагола (что поясняет глагол, на какой вопрос отвечает, что обозначает). Постоянные и непостоянные признаки глагола. Синтаксическая роль. Словообразовательные и формообразующие морфемы, характерные для глагола.
Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и прилагательного. Формообразование.
Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия. Формообразование.
Служебные части речи
Служебные части речи, их роль в речи.
Предлоги. Их роль. Структура. Предлоги однопадежные, двупадежные и многопадежные.
Союзы. Разряды по их синтаксической роли. Структура.
Частица. Разряды по значению.
Словосочетание
Словосочетание как лексико- семантическая единица. Номинативная функция. Подчинительные словосочетания. Классификация. Смысловые отношения, грамматическая связь. Структура, тип словосочетания по главному слову. типы связи (согласование, управление и примыкание), синтаксические отношения, словосочетания простые и сложные. Синонимия словосочетания.
Простое предложение
Предложение как основная коммуникативная синтаксическая единица. Простое предложение. Классификация предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и структуре. Главные и второстепенные члены предложения, их виды.
Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Второстепенные члены предложения: дополнение (прямое и косвенное); обстоятельство (места, времени, цели, причины и др.); определение (согласованное, несогласованное) и приложение.
Предложения двусоставные и односоставные. Односоставные предложения: определенно- личные, неопределенно- личные, обобщенно- личные, безличные. Назывные предложения (номинативные). Осложнения в простом предложении.
Синтаксис текста
Понятие текста и его композиционные особенности. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, связность. Типы речи: описание, рассуждение, повествование и их основные структурно-семантические признаки.
Сложное предложение
Сложное предложение. Общее понятие. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Синтаксические отношения между частями сложного предложения. Сложные синтаксические конструкции.
Синтаксические отношения простых предложений в составе сложносочиненного, роль сочинительных союзов.
Сложноподчиненные предложения: изъяснительные, определительные, обстоятельственные.
Бессоюзные предложения и синтаксические отношения в них между простыми предложениями.
Русская пунктуация
Русская пунктуация, её основы (логическая, синтаксическая, интонационная). Функции русской пунктуации: знаки препинания внутренние и внешние, выделяющие и отделяющие. Употребление знаков препинания.
Способы передачи чужой речи
Прямая речь (прямая речь и слова автора). Диалог. Форма записи диалога со словами автора и без слов автора. Сложноподчиненное предложение с косвенной речью и соотнесение их с предложениями с прямой речью. Вводные слова и предложения со значением оформления речи (последовательность, обобщение, вывод и т.д.) и источника сообщения. Цитаты и их оформление. Пунктуация.
Экзаменационные вопросы
По русскому языку
- Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма языка. Функциональные стили литературного языка, их особенности.
- Понятие о лексикологии. Основные функции слова. Изучение лексики с точки зрения лексического значения, активного и пассивного запаса слов.
- Лексикология. Изучение лексики с точки зрения происхождения, сферы употребления и эмоциональной (стилистической) окрашенности.
- Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологические единицы, их основные признаки, типы. Источники русской фразеологии. Крылатые слова. Пословицы и поговорки. Стилистическая дифференциация фразеологизмов. Синонимия, антонимия, омонимия и многозначность фразеологизмов. Использование в речи.
- Фонетика как раздел науки о языке. Звуки речи. Классификация гласных звуков. Слог, слогоделение. Русское словесное ударение.
- Звуки русского языка. Классификация согласных звуков.
- Фонология как раздел языкознания. Понятие фонетической транскрипции и фонемы (гласной и согласной). Позиционная мена гласных и согласных звуков. Сильные и слабые позиции фонем. Основные фонематические процессы в русской речи.
- Русская графика. Происхождение и состав русского алфавита. Соотношение буквы и фонемы. Слоговой принцип русской графики. Обозначение мягкости (твердости) согласного на письме и звука [j], роль разделительных Ъ и Ь. Орфоэпические нормы.
- Орфография как раздел науки о языке. Понятие об орфограмме. Типы орфограмм. Принципы русской орфографии: морфологический и фонематический. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
- Словообразование как раздел науки о языке. Предмет и задачи. Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические словообразования. Соотнесение морфем со способом образования слова.
- Морфемика как раздел языкознания. Предмет и задачи. Морфемный состав слов. Классификация морфем: корневые, аффиксальные, флексия, словоизменительные и словообразовательные. Основа слова. Роль ударения в формоизменении. Соотнесение морфем с частями речи.
- Морфология как раздел языкознания. Предмет и задачи. Принципы выделения частей речи и их общая характеристика (грамматические значения, категории и формы)
- Категория рода в русском языке, система её значений и выражение с помощью различных частей речи. Грамматический показатель рода и значение рода.
- Имя существительное как часть. Речи. Категория падежа имени существительного, система ее значений. Склоняемость. Типы склонения. Парадигмы. Формы и значения падежа.
- Имя прилагательное как часть речи. Грамматическое значение, разряды, типы склонения (парадигмы).
- Имя числительное и местоимение как части речи.
- Категория числа, система её значений и выражение в современном русском языке. Грамматический показатель формы числа и показатель значения числа.
- Категория лица, система её значений и выражение в русском языке. Спряжение глагола, типы и пути определения.
- Глагол как часть речи. Грамматическое значение, начальная форма, постоянные и непостоянные признаки. Парадигма.
- Причастие и деепричастие как особые формы глагола.
- Служебные части речи. Их основные функции, структура.
- Словосочетание как лексико-семантическая единица. Номинативная функция. Подчинительные словосочетания. Классификация.
- Предложение как основная коммуникативная синтаксическая единица. Простое предложение. Классификация предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и структуре. Главные и второстепенные члены предложения, их виды.
- Понятие текста и его композиционные особенности. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, связность. Типы речи: описание, рассуждение, повествование и их основные структурно-семантические признаки.
- Сложное предложение. Общее понятие. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Синтаксические отношения между частями сложного предложения. Сложные синтаксические конструкции.
- Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь, диалог, вводные слова. Пунктуация.
Дисциплина Методика преподавания русского языка
- Урок как единица учебного процесса.
Требования к современному уроку русского языка (лингвистическая грамотность, органичное единство в решении дидактических, развивающих, воспитательных задач обучения, структурная целостность, логичность построения, атмосфера доброты, взаимопонимания, сотрудничества учителя с учащимися и детей друг с другом), логика обдумывания урока и его анализа (общая характеристика).
- Подготовительный период обучения грамоте.
Задачи, содержание и организация (способы и средства) обучения. Выявление подготовленности детей к школе. Освоение первых лингвистических понятий (речь устная и письменная, предложение, слово, слог, звук, буква). Знакомство со звуковой системой языка и формирование первоначальных фонетических умений. Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки (с буквами гласных), приемы, способствующие запоминанию букв. Формирование гигиенических привычек, необходимых при письме и подготовка детей к письму. Обучение некоторым нормам речевого поведения. Работа с детской книгой на первой ступени формирования читательской самостоятельности. Построение уроков обучения грамоте в подготовительный период. Подготовка учителя к уроку; средства методической помощи.