Субтест 5. Математическая систематизация.

Высокий уровень – у ребенка хорошо развита способность использовать существенные признаки предметов для построения системы.

Выше среднего – у ребенка возникают незначительные затруднения при использовании существенных признаков предметов для построения системы.

Средний уровень – ребенок способен использовать существенные признаки предметов для построения системы в простых вариантах, однако, испытывает трудности в сложных.

Ниже среднего – ребенок испытывает трудности в использовании существенных признаков предметов для построения системы как в простых вариантах, так и в сложных вариантах.

Низкий уровень – ребенку достаточно трудно использовать существенные признаки предметов для построения системы.

Субтест 6. Гибкость – инертность мышления.

Высокий уровень – у ребенка хорошо развита способность осуществлять переход от прямого способа действия к обратному, перевод из одной формы в другую.

Выше среднего – ребенок способен осуществлять переход от прямого способа действия к обратному, перевод из одной формы в другую, испытывает некоторые затруднения в выполнении сложных вариантов.

Средний уровень – у ребенка возникает некоторые затруднения при переходе от прямого способа действия к обратному, переводе из одной формы в другую.

Ниже среднего – ребенок испытывает трудности при переходе от прямого способа действия к обратному, переходе из одной формы в другую.

Низкий уровень – ребенку достаточно трудно осуществлять переход от прямого способа действия к обратному, перевод из одной формы в другую.

Бланк фиксации результатов

Исследования умственного развития

Класс__________________________________________________________________

Классный руководитель__________________________________________________

Дата проведения_________________________________________________________

Ф.И.О. ученика Кол-во набранных баллов по субтестам Общее кол-во баллов уровень
1.                
2.                
3.                
4.                
5.                
6.                
7.                
8.                
9.                
10.                
11.                
12.                
13.                
14.                
15.                
16.                
17.                
18.                
19.                
20.                
Средний показатель по каждому субтесту(общее количество набранных баллов делится на количество учеников)                

педагог-психолог _____________________________________________________

С в о д н а я т а б л и ц а

Результатов исследования умственного развития выпускников начальных классов

___________________________________________________________________________

класс Ф.И.О. учителя кол-во уч-ся Уровень развития мыслительных операций (количественный и процентный показатель) средний уровень % качества
высокий выше среднего средний ниже среднего низкий
                   
                   
                   
                   
Общий показатель по школе                
                     

Педагог-психолог__________________________________________________________________________

Вариант А

СУБТЕСТ 1. СИНТЕЗ

Инструкция: «Задание состоит их 10 незаконченных предложений. Под каждым предложением даны 5 слов (или словосочетаний), из которых нужно выбрать то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть нужно только одно слово (или словосочетание).

Пример: В декабре

30 дней, 31 день, 28 дней, 24 дня, 29 дней.

Правильным ответом будет"31 день", его и надо подчеркнуть.

Пример: Садовое растение…

Ель, мох, смородина, крапива, клен.

Правильным ответом будет "смородина", его необходимо подчеркнуть.

Если ты понял условие, то приступай к выполнению задания».

1. На Крайнем Севере нашей страны живет…

кабан, слон, заяц, морж, лось.

2. Портрет – это изображение…

предметов, природы, животных, овощей, человека.

3. Чайковский П.И. – это

писатель, художник, композитор, ученый, артист.

4. Масштабом пользуются при…

игре, подготовке к уроку, нагревании воды, определении сторон горизонта, построении карты (плана).

5. Австрия – это…

город, страна, материк, планета, остров.

6. Компьютер – это…

инопланетянин, телевизор, игра, вычислительная машина, иностранный язык.

7. Вокруг земли вращается…

Солнце, Луна, звезды, облака, небо

8. Христианство - это…

церковь, наука, праздник, религия, искусство.

9. Анатомия – это…

наука о Земле, наука о природе, медицина, наука о растениях, наука о строении тела.

10. Демократия – это…

власть президента, власть народа, борьба, группа людей, государство.

Вариант А

СУБТЕСТ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ

Инструкция: «В задании даны 5 слов. 4 из них объединены общим признаком, а пятое слово к ним не подходит, оно отличается. Его надо найти и подчеркнуть. Лишнем может быть только одно слово.

Пример: Корова, коза, овца, барсук, лошадь.

Здесь лишним является слово "барсук", т.к. корова, коза, овца и лошадь – домашние животные, а барсук – дикое животное, это слово и надо подчеркнуть.

Пример: Шкаф, стол, платье, диван, тумбочка.

Подчеркнуть надо слово "платье" , т.к. шкаф, стол, диван, тумбочка – мебель, а платье – одежда.

Если ты понял, как делать эти задания, то можешь приступать к их выполнению».

1. Глиняный, резиновый, пластмассовый, бумажный, полезный.

2. Грозить, пугать, обвинять, разговаривать, обманывать.

3. Гранит, песок, глина, газ, железная руда.

4. Веселый, добрый, смелый, гладкий, сильный.

5. Имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение, часть речи.

6. Умножение, сумма, сложение, деление, вычитание.

7. Танцевать, лежать, бежать, прыгать, шагать.

8. Кричать, петь, свистеть, молчать, стонать.

9. Насекомые, птицы, рыбы, кошки, звери.

10. Глобус, план, компас, чертеж, карта.

Вариант А

СУБТЕСТ 3. АНАЛОГИИ

Инструкция: «Слева даны два слова, между которыми существует определенная связь. Необходимо внимательно прочитать, подумать и определить, какая связь между этими словами. Справа дано третье слово, к которому надо подобрать из пяти ниже предложенных слов то, которое будет с ним в такой же связи, как и те два слова, которые написаны слева. Найденное слово нужно подчеркнуть.

Пример: Тонкий Высокий

толстый узкий, низкий, скользкий, длинный, глубокий.

Правильный ответ – «низкий», т.к. тонкий – толстый и высокий – низкий – это слова, противоположные по значению.

Пример: Рыба Собака

чешуя кость, лапа, порода, шерсть, кошка.

Правильным ответом будет «шерсть», т.к. рыба покрыта чешуей, а собака – шерстью. Слово «шерсть» надо подчеркнуть.

Пример: Птица Рыба

летать щука, глубина, плавать, река, плавник.

Здесь правильным ответом будет слово «плавать», его и надо подчеркнуть т.к. птица летает, а рыба плавает».

1. Глагол Сказуемое

часть речи часть слова, действие, падеж, член предложения, подлежащее.

2. Ухо Глаза

слышать двигать, закрывать, ресницы, очки, видеть.

3. Сложение Вычитание

сумма число, умножение, математика, разность, деление.

4. Зима День

лето свет, утро, солнце, восход, ночь.

5. Слово Текст

буква пословица, писатель, предложение, учебник, упражнение.

6. Весна Разлив реки

таяние снега дождь, весна, наводнение, течение, берег.

7. Луна Солнце

ночь греть, воздух, день, свет, звезда.

8. Ель Клен

Хвоя листья, ствол, кора, цветки, береза.

9. Длинный Сложение

короткий сумма, результат, вычитание, деление, длина.

10. Февраль Среда

март неделя, день, четверг, месяц, вторник.

11. Геометрическая фигура Число

треугольник деление, трехзначное число, сумма, величина, счеты.

12. Имя существительное Глагол

склонять действие, спрягать, изменять, делать, предлог.

13. Квадрат Сложение

треугольник сумма, величина, таблица, деление, действие.

14. Бутон Яйцо

цветок курица, желток, еда, скорлупа, цыпленок.

Вариант А

СУБТЕСТ 4. ОБОБЩЕНИЕ

Инструкция: «Задание состоит из 6 слов. Два из них объединены общим признаком, а остальные 4 слова не подходят к ним. Надо определить, что общего между двумя словами из шести и подчеркнуть эти два слова.

Пример: Лето, месяц, начало, весна, гром, небо.

Правильный ответ – «лето» и «весна», т.к. эти два слова обозначают времена года. Их и надо подчеркнуть.

Пример: Лес, дерево, слон, зоопарк, медведь, самолет.

Правильный ответ – «слон» и «медведь», т.к. эти слова обозначают животных. Их и надо подчеркнуть.

1. Грамм, дециметр, прямоугольник, задача, расстояние, километр.

2. Пословица, предложение, книга, поговорка, знак препинания, ручка.

3. Скрипка, школа, музыка, учитель, песня, рояль.

4. Круг, длина, скорость, сумма, мяч, квадрат.

5. Метр, линейка, тонна, весы, килограмм, цена.

6. Черный, хитрый, горький, узкий, желтый, грязный.

7. Слово, начало, суффикс, глагол, запятая, корень.

8. Космонавт, радуга, Земля, спутник, Марс, горизонт.

9. Пингвин, снег, Север, лисица, шерсть, река.

10. Математика, урок, число, учебник, история, человек.

Вариант А

Наши рекомендации