ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, 1—4 КЛАССЫ

ПРОГРАММЫ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, 1—4 КЛАССЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ

ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ЧТЕНИЕ. ПИСЬМО. МАТЕМАТИКА.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

МУЗЫКА И ПЕНИЕ. РИТМИКА. ФИЗИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

КЛАССЫ

РУЧНОЙ

ТРУД.

Допущено

Министерством образования и науки

Российской Федерации

4-е издание

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2006

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовительный класс функционирует как пропедевтико-диагностический. В него могут направляться дети с низ­ким уровнем подготовленности к обучению по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) и дети, со­стояние которых требует более длительного обследования.

Цель занятий в подготовительном классе - повышение уровня как психологической, так и функциональной готов­ности детей с нарушением интеллекта к школьному обуче­нию. Овладение первоначальными навыками чтения, пись­ма, счета является сложным психологическим актом, тре­бующим, кроме общего и речевого развития, необходимос­ти достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания.

У умственно отсталых детей, поступающих в школу, наблюдается не только функциональная незрелость голов­ного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними еще до начала школьного обу­чения в подготовительной группе детского сада или в под­готовительном классе школы.

Кроме того, в подготовительном классе наряду с обуча­ющей должна решаться и диагностическая задача, что по­зволит предупредить ошибочное зачисление в специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида де­тей с другими нарушениями, сходными по своему проявле­нию с умственной отсталостью.

Обучение в подготовительном классе должно строиться по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Названия таких учебных предметов, как чтение, письмо, математика, являются условными. В этот период основной задачей является подготовка учащихся к овладению грамо­той, первоначальными навыками счета. Большое внимание должно быть уделено общему и общеречевому развитию уча­щихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития.

Важным является поддержка интереса к учению, выра­ботка положительной мотивации, формирование нравствен­ной и волевой готовности к обучению в школе.

ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ

И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

(3 ч в неделю)

Задачей этого предмета является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития, которое у них к моменту поступления в школу в значительной степени отстает от развития детей с нормаль­ным интеллектом. У них недостаточно языковых средств об­щения для приобретения новых знаний, умений и навыков.

Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нем нет самых необ­ходимых слов для обозначения предметов и действий в ок­ружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.

Нормальный ребенок в дошкольном возрасте интенсив­но накапливает сведения о тех предметах, которые он по­вседневно наблюдает или с которыми имеет дело. Умствен­но отсталый ребенок самостоятельно таких сведений полу­чить не может, его наблюдения поверхностны, он не вника­ет в суть вещей, не делает обобщений. Тем более он не в состоянии приобрести знания о предметах и явлениях, сто­ящих вне рамок его личного опыта.

Для развития умственно отсталого ребенка его общение со взрослыми приобретает еще большую значимость, чем для нормального ребенка этого же возраста.

Нормальный ребенок видит окружающие его предметы и явления, сравнивает их, устанавливает сходство и разли­чие, делает обобщение, а взрослые только помогают ему понять эти явления, объясняя их в доступной ему форме. Умственно отсталый ребенок сам, без помощи взрослого, не способен даже правильно и отчетливо воспринимать на­блюдаемые предметы и явления.

Примерная тематика

«Я и моя семья» (кроме детей, не имеющих родителей) (имя, фамилия ученика, родственные отношения: мама, папа, брат, сестра, их имена, фамилии, занятия). «Мой дом» (город, село, деревня, где он живет, адрес, квартира, ком­ната, кухня, коридор, места общего пользования и др.). «Школа». «Класс». «Школьный двор» (общее знакомство, правильное называние). «Мои друзья» (имена, фамилии, девочка — мальчик, я, он, она, ты, вы, мы, они). «Книги». «Одежда». «Обувь». «Посуда». «Мебель». «Транспорт». «Игры и забавы детей». «Времена года: лето, осень, зима, весна» (ос­новные признаки: тепло, холодно, мороз, солнце, ветер, дождь, снег и др.). «Месяцы» (в течение года). «Дни недели» (в течение года). «Сутки: утро, день, вечер, ночь» (в течение года). «Растения: деревья, кусты, трава, цветы» (узнавание и называние знакомых детям растений). «Домашние животные» (кошка, собака или другие знакомьте детям). «Дикие живот­ные» (волк, медведь, лиса, заяц или другие знакомые де­тям). «Птицы» (воробей, ворона или другие знакомые де­тям). «Домашние птицы» (куры, петух, гуси, утки или дру­гие знакомые детям). «Насекомые» (мухи, жуки, пауки, ба­бочки, стрекозы или другие знакомые детям). «Лес, поле, сад, огород». «Фрукты» (яблоко, груша или другие знакомые детям). «Овощи» (морковь, огурец, помидор, картофель или другие знакомые детям). «Ягоды» (вишня, слива, виноград, клубника или другие знакомые детям).

На занятиях по развитию речи уточняются и обогащают­ся знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним при­знакам, правильно их называть, объединять предметы в груп­пы, используя обобщающие слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится по­нимать общепринятое значение слов, правильно употреб­лять их в речи.

Следует помнить, что дети в школе видят не конкретные предметы и явления, а их изображения. Умственно отсталые дети, в отличие от своих сверстников с нормальным интел­лектуальным развитием, не всегда узнают знакомые предметы на рисунках. Чаще они не отождествляют изображе­ния с реальной действительностью. Большие затруднения они испытывают в понимании ситуативных картинок, и тем более сюжетных, особенно если следует установить неслож­ные связи, отношения. Поэтому в подготовительный пери­од все занятия по развитию речи следует проводить поэтап­но — от изучения конкретных предметов, реальных жиз­ненных ситуаций переключаться на их изображения, а за­тем и описания:

- узнавание и называние конкретных предметов;

- узнавание и называние данных предметов, изображен­ных на рисунках;

- работа с ситуативной картинкой; моделирование ситуа­ции; составление простой фразы на основе предложенного рисунка;

- работа с несложной сюжетной картинкой; связное вы­сказывание по картинке.

- работа с сюжетной картинкой, требующей установить несложные связи, зависимости; - связное высказывание по картинке;

- чтение детям доступных им по теме стихотворений, ска­зок, рассказов;

- рассматривание иллюстраций;

- беседа по про­читанному;

- пересказ по вопросам, самостоятельно.

На всех занятиях необходимо использовать игры и игро­вые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», кар­тинное лото, домино и другие.

Ребенок должен быть поставлен в приближенные к есте­ственным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познаватель­ную деятельность.

ЧТЕНИЕ

(2 ч в неделю)

На условно называемых уроках чтения в подготовитель­ном классе прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у умственно отсталых детей широко распространено. У них наблюдаются дефекты звукопроизношения как отдельных звуков, так и несколь­ких групп.

Для овладения правильным звукопроизношением важ­ным направлением работы является развитие у детей слухо­вого внимания и способности к звукоподражанию. Над пра­вильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме.

Без специальной работы над развитием слухового вни­мания у умственно отсталых дошкольников к моменту по­ступления в школу оказывается несформированным рече­вой и фонематический слух, что затрудняет овладение деть­ми звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом.

Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Различение звуков окружающей действительности (шур­шание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хло­панье ладошек и др.).

Кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.)

Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются го­лоса животных; разучивание коротких отрывков из них.

Игры детей с движениями, направленные на подведе­ние к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мо­тор: р-р-р).

Выделение первого звука в слове.

Умение слышать нужный звук в слове.

ПИСЬМО

(2 ч в неделю)

На занятиях, условно называемых письмо, решаются за­дачи подготовки учащихся к овладению зрительным обра­зом букв, а также их начертанием, т. е. развивается и корри­гируется моторика мелких мышц руки.

МАТЕМАТИКА

(3 ч в неделю)

СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каж­дый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух пред­метов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низ­кий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, коро­че (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тонь­ше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глу­бине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ши­рины, высоты, глубины, толщины).

Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (щире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длин­ный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, лег­кий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинако­вого, такого же веса).

Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

ПО КОЛИЧЕСТВУ ПРЕДМЕТОВ,

ИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, рав­ное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элемен­тов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недав­но, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.

ЧИСЛА 1—5

Счет предметов в пределах 5. Количественные, порядко­вые числительные, цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотношение коли­чества, числительного, цифры. Получение чисел пересчи­тыванием предметов.

Измерение длины полоски, объема жидкости, сыпучего вещества произвольной меркой.

Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Срав­нение чисел путем установления взаимно однозначного со­ответствия, а также по месту в числовом ряду. Состав чисел из двух слагаемых.

Арифметические действия: сложение, вычитание, знаки действий («+» и «—»).

Простые задачи на нахождение суммы, остатка, решае­мые на основе выполнения практических действий.

Структура задачи: условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;

положение предметов в пространстве и на плоскости от­носительно себя и друг друга; слова, их обозначающие;

части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегод­ня, завтра;

количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых;

названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания.

Учащиеся должны уметь:

сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку»;

оценивать и сравнивать количество предметов в совокуп­ностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние, недостающие;

увеличивать и уменьшать количество предметов в сово­купности, объемы жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;

определять положение предметов в пространстве отно­сительно себя, а также помещать предметы в указанное по­ложение;

устанавливать и называть порядок следования пред­метов;

узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;

определять форму знакомых предметов;

писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество пред­метов с соответствующим числительным, цифрой;

пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количе­ство из двух-трех предметов без пересчитывания; произво­дить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;

решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия; записывать реше­ние задачи в виде примера, числовые данные задачи назы­вать и записывать с наименованиями;

выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ, выполнять практически с предме­тами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(2 ч в неделю)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Формировать эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам. Радовать­ся красивым предметам (игрушкам) и изображениям, яр­кому, красивому сочетанию цветов, ритмичному чередова­нию форм и красок. Знакомить с особенностями материалов (бумага, картон) и инструментов (карандаш, фломастер).

Учить детей правильно сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой, правильно держать карандаш (фломас­тер). Сопровождать взглядом движения руки с карандашом; следить за тем, чтобы при рисовании карандаш оставлял на бумаге четкие, заметные линии, и в то же время не слиш­ком нажимать на карандаш, не мять бумагу.

Учить детей понимать, что рисунок — это отображение свойств реального предмета. В течение всего года активно поощрять и развивать самостоятельные предметные изобра­жения. Учить рисовать по подражанию действиям учителя и по образцу (после показа) предметы разной формы (округ­лой, прямоугольной, треугольной), цвета (красного, жел­того, зеленого, синего, коричневого, черного), величины (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий), а также передавать простран­ственные отношения между ними (посередине, внизу, ввер­ху, справа, слева, рядом). Учить ориентироваться в простран­стве листа бумаги (середина, верх, низ, углы, правая и ле­вая стороны).

Целенаправленно осуществлять эстетическое воспитание. Систематически рассматривать народные игрушки и изде­лия народных мастеров, вырабатывать простейшие оценоч­ные суждения (красиво, некрасиво, нарядный, верно, не­верно, такой, не такой).

Корригировать недостатки мелкой моторики рук, исполь­зуя разнообразные гимнастические упражнения, упражне­ния с предметами и игровые графические упражнения. Раз­вивать аналитико-синтетическую деятельность и деятель­ность сравнения, обогащать и совершенствовать представ­ления.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

Первая четверть

Рисование по подражанию действиям учителя: «Нарису­ем зеленую травку и цветы», «Ярко светит солнышко», «На­бежала синяя тучка», «Пошел сильный дождь».

Рассматривание дымковских лепных поделок (конь, ба­ран, барыня). Нарисуем узор для дымковской игрушки (точ­ки и круги разной величины). Рисование по шаблону и рос­пись дымковского коня.

Рисование по шаблону и роспись (по показу) дымков­ской игрушки.

Узор для платья куклы (разноцветные круги — большие и маленькие; полоски, точки; платье — готовая выкройка).

Полосатый коврик для игрушек (вертикальные цветные полоски).

Полосатый шарфик для куклы (вертикальные цветные полоски).

Рассматривание филимоновской игрушки «Медведь смот­рит в зеркало», иллюстраций Е. Рачева к сказкам «Коло­бок», «Маша и медведь».

Цветные палочки к праздничным флажкам. Раскрасим флажки в разные цвета (полотнища флажков нарисованы учителем).

Цветные ручки (длинные и короткие) к деревянным ло­паткам.

Раскрасим лопатки в разные цвета (основные части ло­паток нарисованы учителем).

Зеленый и синий заборчики (прямые вертикальные и горизонтальные линии).

Разноцветные лесенки — большие и маленькие (прямые вертикальные и горизонтальные линии).

Цветные клубочки — большие и маленькие (круговые движения, слитные замкнутые линии).

Разноцветные мячики (большие и маленькие) катятся по дорожке.

Фрукты (предметы округлой формы, разной величины и окраски).

Овощи (предметы округлой формы, разной величины и окраски).

Вторая четверть

Разноцветные воздушные шарики на ниточках. Раскра­сим шарики в желтый, зеленый и красный цвета (раскраска круговыми движениями).

Разноцветные предметы округлой формы. Погремушки (шарики с ручкой в виде вытянутой петли).

Моя любимая филимоновская игрушка. Роспись шабло­на филимоновской игрушки (по выбору). Рассматривание иллюстраций в книге И. Богуславской «Русская глиняная игрушка».

Узор для тарелки (круг — готовая форма).

Много цветных колечек — цепочка.

Гирлянда — длинная и короткая (повторяющиеся или чередующиеся элементы).

Цветные ленты — узкие и широкие.

Разноцветные бусы на елку.

Новогодние флажки на ниточке. Снежинки. Елочки — большие и маленькие. Узор в полосе из елочек и снежинок. Елочные игрушки (по подражанию с использованием шаб­лонов).

Третья четверть

Узор для кукольной посуды — расписное блюдо (круг — готовая форма).

Салфеточка (узор в квадрате; квадрат — готовая форма).

Украшение для фартука (узор в полосе из чередующихся по цвету элементов; фартук — готовая выкройка).

Узор для платья (вертикальные и горизонтальные прямые).

Узор для платья дымковской барышни (вертикальные и горизонтальные прямые, круги, точки).

Красивый платочек (узор из вертикальных и горизонталь­ных прямых).

Украшение платочка (по мотивам дымковских росписей).

Разноцветные платочки сушатся на веревочке. Кубики разной величины (на одной прямой). Кубики и шарики (на одной прямой). Красивый цветок в подарок маме и бабушке. Цветы к 8 Марта.

Рассматривание иллюстраций к книге В. Сутеева «Весе­лые картинки».

Башенка из кубиков. Пирамидка из кубиков. Пирамидка из шариков. Высокий заборчик и ворота. Высокий новый дом. Дом большой и дом маленький. Любой предмет прямоуголь­ной формы (по желанию). Два автобуса: синий и красный. Поезд (несколько вагонов).

Четвертая четверть

Ярко светит солнышко (сочетание округлой формы с прямыми линиями).

Круглые пряники (печенье) с узором.

Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Узор в круге (круг — готовая форма; размещение эле­ментов узора по краю круга; чередование фигур по величи­не — большие и маленькие).

Скворечник (с прямой крышей). Скворечник (с треуголь­ной крышей). Детская лопатка и совок. Праздничные флаж­ки прямоугольной и треугольной формы. Красивая тележка. Тележка с игрушками (шариками и кубиками). Ваза (про­стой формы) с ветками. Букет нарциссов в вазе (в стакане). Весенний ковер (симметричное расположение декоративных элементов в геометрической форме).

Основные знания и умения учащихся

Учащиеся должны уметь:

организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши;

выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предло­женной для рисования геометрической форме;

уметь рисовать указанные в программе предметы (по под­ражанию действиям учителя, по образцу и словесной инст­рукции), передавая их основные свойства.

Учащиеся должны знать:

названия всех изображаемых предметов;

как выражать простые оценочные суждения о своих ри­сунках и рисунках своих товарищей.

МУЗЫКА И ПЕНИЕ

(2 ч в неделю)

ПЕНИЕ

Обучение певческой установке: правильно сидеть или стоять при пении — с расправленными плечами, не напря­гая корпуса и мышц шеи.

Щадящий режим по отношению к детскому голосу. До­ступность песенного материала: простые, ясные по смыслу слова, знакомые образы, события и явления; простой рит­мический рисунок мелодии без больших скачков; доступ­ный певческий диапазон (ми1 — ля1); короткие музыкаль­ные фразы, удобные для дыхания ребенка.

Формирование устойчивого навыка естественного, не­напряженного звучания. Недопущение форсирования звука как во время пения, так и в разговорной речи.

Выработка округлого красивого звучания гласных звуков при четкой артикуляции положения рта и губ.

Развитие умения бесшумного, глубокого, одновремен­ного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни.

Пение коротких попевок на одном дыхании.

Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения.

Развитие понимания дирижерских жестов: внимание, вдох, начало пения и окончание.

Пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное, плавное в пределах умеренно тихо и умеренно громко.

Укрепление средней части диапазона (ми1 — ля1) с по­степенным его расширением.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Развитие эмоциональной отзывчивости на праздничную, маршевую, колыбельную песни.

Овладение умением спокойно слушать музыку, адекват­но реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях. Развитие элементарных пред­ставлений о многообразии внутреннего содержания прослу­шиваемых сочинений.

Ознакомление с характером музыки: спокойная, весе­лая, грустная.

Ознакомление с динамическими особенностями музы­ки: громкая, тихая.

Ознакомление с пением соло и хором.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звуча­нием: фортепиано, барабан, скрипка.

Первая четверть

Падают листья. Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен.

Паровоз. Музыка 3. Компанейца, слова О. Высотской.

Антошка. Из мультфильма «Веселая карусель». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.

Что нам осень принесет? Музыка 3. Левиной, слова А. Некрасовой.

Вторая четверть

Елочка. Музыка М. Красева, слова 3. Александровой.

Голубые санки. Музыка М. Иорданского, слова М. Кло-ковой.

Новогодняя песенка. Из кинофильма «Джентельмены уда­чи». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.

Дед Мороз. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

Третья четверть

Мы запели песенку. Музыка Р. Рустамова, слова Л. Миро­новой.

Бравые солдаты. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волги­ной.

Неваляшки. Музыка 3. Левиной, слова 3. Петровой.

Четвертая четверть

Мишка с куклой пляшут полечку. Музыка и слова М. Ка-чурбиной. Перевод с польского Н. Найденовой.

Веселый музыкант. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Вол­гиной.

Андрей-воробей. Русская народная песня

РИТМИКА

(1 ч в неделю)

На занятиях ритмикой у детей необходимо воспитывать интерес к занятиям, к различным видам музыкальной дея­тельности, стремление участвовать в коллективных танцах, упражнениях.

Необходимо развивать музыкальный слух, уделять вни­мание совершенствованию движений, их выразительности, воспитывать положительное отношение к игре на музыкаль­ных инструментах.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

(1 ч в неделю)

Практический материал

Строевые упражнения. Построение с помощью учителя в колонну: по одному, по два; в круг, в шеренгу; повороты по ориентирам.

Общеразвивающие упражнения. Основные положения и движения рук, ног, туловища и головы.

Положение стоя, положение сидя, положение лежа. Под­нимание рук вперед, в сторону, вверх, поднимание на нос­ки, полуприседания и приседания, наклоны и повороты туловища, перекаты со спины на живот и обратно.

Игровые упражнения. «Полет бабочки», «Веселые нотки», «Велосипед», «Птица машет крыльями», «Маленькие — боль­шие», «Перекати поле», «Пузырек».

Упражнения на дыхание. Понятие о вдохе и выдохе с дви­жением рук. «Понюхать цветок», «Жук», «Паровоз», «Бычок».

Упражнения для кистей рук, плечевого пояса. Сгибать и раз­гибать пальцы, хлопать в ладоши перед собой на уровне гру­ди, лица и над головой. Размахивание кистями рук в различ­ных положениях. Сгибание и разгибание рук.

Игровые упражнения. «Сильные пальчики», «Аплодисмен­ты», «Точные ладошки», «Утята», «Плескание в воде».

Упражнения для формирования правильной осанки. Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.

Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.

Стоя у вертикальной стены, прижавшись затылком, спи­ной, ягодицами и пятками, поднимание и опускание рук в стороны, вверх, вперед; вверх — поочередно и одновремен­но обе руки. Поднимание согнутой в колене ноги.

Игровые упражнения. «Винтики», «Дровосеки», «Тик-так».

Упражнения для ног. Приседание на двух ногах; стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься. В положении стоя сгибать .ногу в коленном суставе. Из положения сидя шевелить пальцами ног; отведение и приведение стопы в сторо­ну, поднимание и опускание стопы.

Игровые упражнения. «Нажми на педаль», «Сорви цветок», «Ванька-встанька», «Потопали ножками».

Упражнения с предметами (мячи, кубики, кегли). Катание мяча двумя и одной рукой, друг другу, стоя и сидя. Броса­ние мяча руками снизу и из-за головы. Переноска кубика с места на место, передача кубика из рук в руки. Отведение и приведение кисти с кеглями в руке. Поднимание рук в сто­роны, вперед, вверх с кеглями в руках.

Игровые упражнения. «Прокати мяч», «Пирамида», «По­строй домик», «Сигнальщики», «Силачи», «Вырасти боль­шим».

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Ходьба. Ходьба за учителем по одному, группой и всем классом. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Ходьба с переменой ноги, по одному и врассыпную. Ходьба, обходя предметы.

Бег. Бег по одному, группой и всем классом в прямом направлении, бег по кругу, за учителем в медленном темпе до 30 с. Перебежки по залу по одному, парами и группой.

Прыжки. На двух ногах, на месте и с продвижением впе­ред. Выпрыгивание вверх, спрыгивание на мат с гимнасти­ческой скамейки.

Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках по прямой и по доске, положенной на пол. Подлезание под веревочку. Переползание через гимнастическую скамейку, накрытую матом. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз (вы­сота 1 м) удобным для ребенка способом. Передвижение вправо и влево, стоя на рейке гимнастической стенки.

Равновесие. Ходьба по залу с различными положениями рук произвольно и по размеченному коридору (ширина 40 см). Ходьба с перешагиванием через предметы. Ходьба по доске, положенной на пол, и по гимнастической скамейке со страховкой.

Лыжная прогулка.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

(2 ч в неделю)

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ

Знакомство со свойствами пластилина, условиями хра­нения, подготовка к работе.

Упражнения в раскатывании пластилина. Изготовление бубликов, баранок.

Способ размазывания пластилина. Изготовление огурца, елочки способом размазывания на заготовках.

Подбор пластилина по цвету. Изготовление овощей.

Изготовление способом размазывания плоской иг­рушки.

Лепка раскатыванием столбиков, плетенок, кренделей, батона, булочек.

Упражнения в раскатывании столбиков разной толщины (понятия «длина», «толщина»). Изготовление улиток. Обыг­рывание композиции «Семья улиток».

Изготовление елок, самолетов. Обыгрывание компози­ции «Самолеты над лесом».

Лепка шариков, орешков (скатывание шара). Повторе­ние понятия величины (больше, меньше, еще меньше). Обыгры­вание композиции «Гусеницы на листочке».

Скатывание шара и столбика, лепка погремушки.

Лепка печенья (овсяное). Обыгрывание композиции «Пе­ченье и пирожные для куклы».

Изготовление из столбиков лесенки-заборчика. Состав­ление композиции «Улица».

Лепка по образцу яблока, помидора (форма шара).

Лепка по образцу предметов овальной формы (огурец, картофель, слива, банан). Составление композиции.

Лепка: «Мишка-неваляшка», «Зайчик-неваляшка», «Птичка-невеличка» (с использованием природного мате­риала), «Утенок и цыпленок», «Миска, вазочка, блюдечко». Обыгрывание композиции «Угощение для куклы».

РАБОТА С БУМАГОЙ

Обыгрывание и наклеивание композиций: «Дождь идет», «Цветы на клумбе», «Узор на ковре», «Осень в лесу».

Обыгрывание, наклеивание на плоских макетах компо­зиции «Зажглись в домах разноцветные огоньки».

Резание ножницами полосок. Изготовление цепочки, ба­бочки, разных узоров на панно.

Складывание основы листа. Изготовление книжки, тет­радки.

Изготовление складыванием бумаги летающих игрушек (стрела, змей, самолетик).

Изготовление открытки из сложенных квадратов.

Изготовление складыванием бумаги парусника, вертуш­ки, вазы.

Изготовление подарка «Цветы в вазе».

Складывание — сгибание бумаги. Изготовление стакан­чика, корзиночки, тюльпана объемного.

Резание ножницами полос, квадратов по сгибу. Аппли­кация предметов из геометрического материала.

Резание по кривой (разметка по шаблону).

Аппликация.

РАБОТА С НИТКАМИ

Сматывание клубка. Шнурок. Кисточка. Косичка.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение труду в младших классах направлено на реше­ние следующих задач:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

уважение к людям труда;

сообщение элементарных знаний по видам труда, фор­мирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие инте­реса к труду;

формирование организационных умений в труде — во­время приходить на занятия, организованно входить в мас­терскую, работать только на своем рабочем месте, правиль­но располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутрен­него распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиени­ческие требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умствен­ной деятельности школьников. Коррекционная работа вы­ражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, усло­вия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (ус­танавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нуж­ные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изде­лий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправ­ление недостатков познавательной деятельности: наблюда­тельности, воображения, речи, пространственной ориенти­ровки, а также недостатков физического развития, особен­но мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности уча­щихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чте­ния и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особен­ностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

работа с глиной и пластилином;

работа с природными материалами;

работа с бумагой и картоном;

работа с текстильными материалами;

работа с проволокой и металлоконструктором;

работа с древесиной.

В программе дан примерный перечень изделий, имею­щих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материа­ла общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомен­дацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных усло­вий, географического положения школы и могут значитель­но отличаться от обозначенных в программе тем.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведе­нии практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоя­тельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся младших классов с ви­дами и характером профессионального труда предусмотре­ны экскурсии в мастерские школы.

Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.

На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессион

Наши рекомендации