Раздел II. Введение в анализ

Раздел II. Введение в анализ

Глава 5. Функция

Краткая теория

1. Если каждому элементу (значению) Раздел II. Введение в анализ - student2.ru множества Раздел II. Введение в анализ - student2.ru поставить в соответствие определенный элемент (значение) Раздел II. Введение в анализ - student2.ru множества Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , то говорят, что на множестве Раздел II. Введение в анализ - student2.ru задана функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ; при этом множество Раздел II. Введение в анализ - student2.ru называется областью определения функции Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , а множество Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - областью значений функции Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

2. Функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru называется четной, если для любых значений Раздел II. Введение в анализ - student2.ru из области определения функции Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , и нечетной, если Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . В противном случае Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - функция общего вида.

3.Функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru называется возрастающей (убывающей) на некотором промежутке Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , если большему значению аргумента соответствует большее (меньшее) значение функции Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . Возрастающие или убывающие функции называются монотонными.

4. Функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru называется ограниченной на промежутке Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , если существует такое число Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , что Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , для всех Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . В противном случае функция называется неограниченной.

5. Если функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru есть функция переменной Раздел II. Введение в анализ - student2.ru (определенной на множестве Раздел II. Введение в анализ - student2.ru с областью значений Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ), а переменная Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , в свою очередь, также является функцией Раздел II. Введение в анализ - student2.ru (определенной на множестве Раздел II. Введение в анализ - student2.ru с областью значений Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ), то заданная на множестве Раздел II. Введение в анализ - student2.ru функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru называется сложной функцией.

6. Основные элементарные функции:

а) степенная функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ;

б) показательная функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ;

в) логарифмическая функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ;

г) тригонометрические функции Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ;

д) обратные тригонометрические функции Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

7. Функции, построенные из основных элементарных функций при помощи конечного числа алгебраических действий и конечного числа операций образования сложной функции, называются элементарными.

8. Функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru называется периодической с периодом Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , если Раздел II. Введение в анализ - student2.ru для любых Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

9.Преобразование графиков:

а) Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - сдвигает график Раздел II. Введение в анализ - student2.ru параллельно оси Раздел II. Введение в анализ - student2.ru на Раздел II. Введение в анализ - student2.ru единиц, ( Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - влево, Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - вправо);

б) Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - сдвигает график Раздел II. Введение в анализ - student2.ru параллельно оси Раздел II. Введение в анализ - student2.ru на Раздел II. Введение в анализ - student2.ru единиц ( Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - вверх, Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - вниз);

в) Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - растягивает в Раздел II. Введение в анализ - student2.ru раз Раздел II. Введение в анализ - student2.ru или сжимает Раздел II. Введение в анализ - student2.ru график Раздел II. Введение в анализ - student2.ru относительно оси Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ; при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru симметрично отображает график относительно оси Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ;

г) Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - растягивает в Раздел II. Введение в анализ - student2.ru раз Раздел II. Введение в анализ - student2.ru или сжимает Раздел II. Введение в анализ - student2.ru график Раздел II. Введение в анализ - student2.ru относительно оси Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru симметрично отображает график относительно оси Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

10.Абсолютная величина (модуль) действительного числа Раздел II. Введение в анализ - student2.ru :

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

5.1.Найти область определения функции

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

Решение. Так как выражение под корнем четной степени должно быть неотрицательно, знаменатель дроби отличен от нуля, а выражение, стоящее под знаком логарифма, должно быть положительно, то область определения функции найдем из системы неравенств:

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru или Раздел II. Введение в анализ - student2.ru откуда Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Значения переменной Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , которые удовлетворяют всем неравенствам системы одновременно, есть Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.2. Найти область значений функции Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

Решение. Воспользуемся определением обратной функции, в соответствии с которым область ее определения будет являться областью значений исходной функции. Найдем функцию, обратную к функции Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , выражая Раздел II. Введение в анализ - student2.ru через Раздел II. Введение в анализ - student2.ru или Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

Так как Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , то Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , откуда Раздел II. Введение в анализ - student2.ru и Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , т.е. найденный полуинтервал и является областью значения искомой функции.

5.3. Выяснить четность (нечетность) функции:

а) Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ; б) Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

Решение:

а) Найдем Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Так как Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , то по определению (п.2) искомая функция является четной;

б) Раздел II. Введение в анализ - student2.ru так как Раздел II. Введение в анализ - student2.ru и Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , то по определению (п. 2) искомая функция является функцией общего вида.

5.4. Найти основной (наименьший) период функции Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

Решение: По определению периодической функции (п. 8) Раздел II. Введение в анализ - student2.ru для любых Раздел II. Введение в анализ - student2.ru и Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . Для Раздел II. Введение в анализ - student2.ru имеем:

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , или Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , откуда Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . т.е. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . Полученное равенство будет выполняться при любых Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , т.е. тождественно, если сомножитель, не содержащий Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , будет равен нулю, т.е. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru и наименьшее (не равное нулю) Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.5. Постоянные издержки Раздел II. Введение в анализ - student2.ru (не зависящие от числа х произведенной продукции) составляют 125 тыс. руб. в месяц, а переменные издержки Раздел II. Введение в анализ - student2.ru (пропорциональные Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ) – 700 руб. за каждую единицу продукции. Цена единицы продукции 1200 руб. Найти объем продукции Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , при котором прибыль равна: а) нулю (точка безубыточности); б) 105 тыс. руб. в месяц.

Решение:

а) Издержки производства Раздел II. Введение в анализ - student2.ru единиц продукции составят: Раздел II. Введение в анализ - student2.ru (тыс. руб.). Совокупный доход (выручка) от реализации этой продукции Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , а прибыль Раздел II. Введение в анализ - student2.ru (тыс. руб.). Точка безубыточности, в которой Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , равна Раздел II. Введение в анализ - student2.ru (ед.).

б) прибыль Раздел II. Введение в анализ - student2.ru равна 105 (тыс. руб.), т.е. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru (ед.).

5.6. Продолжительность выполнения Раздел II. Введение в анализ - student2.ru (мин.) при повторных операциях связана с числом Раздел II. Введение в анализ - student2.ru этих операций зависимостью Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . Вычислить, сколько минут выполняется работа при 50 операциях, если известно, что при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , а при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

Решение. Найдем параметры Раздел II. Введение в анализ - student2.ru и Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , учитывая, что Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . Имеем систему:

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru
решая которую найдем Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

Итак, Раздел II. Введение в анализ - student2.ru и при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Раздел II. Введение в анализ - student2.ru (мин.).

Найти области определения функций:

5.12. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.13. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.14. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.15. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.16. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

Найти области значений функций:




5.17. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.18. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.19. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.20. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.21. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

Выяснить четность (нечетность) функций:

5.22. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.23. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.24. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.25. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.26. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

Найти наименьший период функций или доказать их непериодичность:

5.27. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.28. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.29. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.30. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.31. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.32. Дана функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.33. Дана функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ,найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.34. Известно, что Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , а Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.35. Известно, что Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , а Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.38. Предприятие купило автомобиль стоимостью 150 тыс. руб. Ежегодная норма амортизации составляет 9 %. Полагая зависимость стоимости автомобиля от времени линейной, найти стоимость автомобиля через 4,5 года.

5.39. Зависимость уровня потребления Раздел II. Введение в анализ - student2.ru некоторого вида товаров от уровня дохода семьи Раздел II. Введение в анализ - student2.ru выражается формулой: Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . Найти уровень потребления товаров при уровне дохода семьи 158 ден. ед. Известно, что при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ; при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Раздел II. Введение в анализ - student2.ru ; при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

5.40.Банк выплачивает ежегодно 5% годовых (сложный процент). Определить: а) размер вклада через 3 года, если первоначальный вклад составил 10 тыс. руб.;

б) размер первоначального вклада, при котором через 4 года вклад (вместе с процентными деньгами) составит 10000 руб.

Указание. Размер вклада Раздел II. Введение в анализ - student2.ru через Раздел II. Введение в анализ - student2.ru лет определяется по формуле Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , где Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - процентная ставка за год, Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - первоначальный вклад.

Краткая теория

1. Если по некоторому закону каждому натуральному числу п поставлено в соответствие определенное число ап, то говорят, что задана числовая последовательность {ап}.

2. Число А называется пределом числовой последовательности {ап}, если для любого e > 0 найдется такой номер N, зависящий от e, что для всех членов последовательности с номерами п > N верно неравенство Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

3. Число А называется пределом функции у = f(х) при х ® ¥, если для любого

e > 0 найдется также число S > 0, зависящее от e, что для всех х таких, что |х| > S будет верно неравенство Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

4. Число А называется пределом функции f(х) при х ® x0 , если для любого e > 0 найдется число d > 0, зависящее от e, что для все х ≠ x0 и удовлетворяющих условию

|x – x0| < d выполняется неравенство Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

5. Функция a(х) называется бесконечно малой величиной при х ® x0 (или

х ® ¥), если Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6. Функция f(x) называется бесконечно большой величиной при х ® x0 , если для любого М > 0 найдется такое число d > 0, зависящее от М, что для всех х ≠ x0 и удовлетворяющих условию |x – x0| < d будет верно неравенство Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

7. Свойства бесконечно малых. Если a(х) и b(х) — бесконечно малые величины при х ® x0 (или х ® ¥), то будут бесконечно малыми величины: a(х) ± b(х); с × a(х),
с – постоянная; f(x)× a(х) (f(x) – ограниченная функция); a(х) × b(х); Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

8. Свойства бесконечно больших. Если f(x) и j(х) – бесконечно большие величины при х ® x0 (или х ® ¥), то будут бесконечно большими величинами: Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Раздел II. Введение в анализ - student2.ru f(x) + j(х) (j(х) — ограниченная функция); f(x)/j(х) (j(х) имеет предел).

9. Если функция a(х) есть бесконечно малая величина при х ® x0 (или х ® ¥), то функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru является бесконечно большой, и обратно, если f(x) бесконечно большая функция при х ® x0 (х ® ¥) , то Раздел II. Введение в анализ - student2.ru является бесконечно малой величиной.

10. Сравнение порядков бесконечно малых. Если a(х) и b(х) — бесконечно малые величины при х ® x0 (х ® ¥) и Раздел II. Введение в анализ - student2.ru то при k = 0 бесконечно малая a(х) называется бесконечно малой более высокого порядка малости, чем b(х); при 0 < k < ¥ — одного порядка малости; при k = ¥ — более низкого порядка малости, чем b(х).

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Если k = 1, то бесконечно малые a(х) и b(х) называются эквивалентными: a(х) ~b(х).

11. Примеры эквивалентных бесконечно малых величин при х ® 0: sin x ~ x; ln(1+x) ~ x; (1 + x) m ~ 1+ mx; arcsin x ~ x; arctg x ~ x; 1 – cos x ~ x2/2.

12. Предел отношения двух бесконечно малых величин не изменится, если эти бесконечно малые заменить им эквивалентными.

13. Теоремы о пределах:

1) Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

2) Если Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

то: Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

14. Если Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , то Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

15. Первый замечательный предел: Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

16. Второй замечательный предел (число е): Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.1. Определение предела. Простейшие пределы

Для того чтобы найти предел элементарной функции, когда аргумент стремится к значению, принадлежащему области определения этой функции, нужно в выражение функции вместо аргумента подставить его предельное значение.

6.4. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. Подставляем вместо х в выражение под знаком предела 3, получим

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

6.5. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

Решение. Знаменатель дроби х3 при х ® ¥ является бесконечно большой величиной, Раздел II. Введение в анализ - student2.ru при х ® ¥ является бесконечно малой величиной, следовательно, искомый предел равен нулю.

6.6. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. Знаменатель дроби (х — 4) при х ® 4 является бесконечно малой величиной, тогда 1/(х – 4) – бесконечно большая величина; числитель дроби 2х2 является функцией, предел которой отличен от нуля Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Функция 2х2/(х – 4) является бесконечно большой величиной, т.е. искомый предел равен ¥.

6.2. Раскрытие неопределенностей различных типов

Далеко не всякая подстановка предельного значения в функцию вместо независимой переменной может сразу привести к нахождению предела. Случаи, в которых подстановка предельного значения в функцию не дает значения предела, называют неопределенностями; к ним относятся неопределенности видов

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Устранить неопределенность удается часто с помощью алгебраических преобразований.

6.12. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. Имеем неопределенность вида [¥ – ¥]. Вынесем за скобку х в наибольшей степени: Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

х4 является бесконечно большой величиной при х ® ¥. По теоремам о пределах

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

так как Раздел II. Введение в анализ - student2.ru и Раздел II. Введение в анализ - student2.ru при х ® ¥ являются бесконечно малыми величинами, а предел постоянной равен самой постоянной (единице). По свойству бесконечно больших Раздел II. Введение в анализ - student2.ru является бесконечно большой величиной, т.е. искомый предел равен ¥.

Ответ данной задачи и приведенные в решении выкладки будем использовать при решении следующих примеров как заранее известные факты. Рассмотрим несколько типов примеров, классифицируя их по виду неопределенности и предельному значению х.

1-й тип. Рассмотрим примеры вида Раздел II. Введение в анализ - student2.ru с неопределенностью вида Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , где f(x) и j(х) в общем случае – сложные степенные или показательные функции. В случае степенных функций необходимо выносить за скобку в числителе и знаменателе дроби х с наибольшим показателем степени среди всех слагаемых дроби; в случае показательных функций за скобку выносится наиболее быстро возрастающее слагаемое среди всех слагаемых дроби. После сокращения дроби неопределенность устраняется.

6.13. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Вынося за скобку и в числителе и в знаменателе х в наибольшей степени, получим

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

так как Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , – величины бесконечно малые при х ® ¥.

6.17.Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. При Раздел II. Введение в анализ - student2.ru показательная функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru стремится к Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . Быстрее будет возрастать та функция, у которой основание больше, поэтому в нашем случае выносим за скобки Раздел II. Введение в анализ - student2.ru :

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

так как при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Раздел II. Введение в анализ - student2.ru и при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Раздел II. Введение в анализ - student2.ru .

Найти пределы:

6.18. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.19. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.20. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.21. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.22. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.23. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.24. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.25. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.26. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

2-й тип.Рассмотрим примеры вида Раздел II. Введение в анализ - student2.ruс неопределенностью вида Раздел II. Введение в анализ - student2.ru В этом случае необходимо разложить на множители и числитель, и знаменатель дроби или домножить и числитель, и знаменатель дроби на одно и то же выражение, приводящее к формулам сокращенного умножения. Неопределенность устраняется после сокращения дроби.

6.45. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. Имеем неопределенность вида Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Разложим числитель и знаменатель дроби на множители: числитель – по формуле сокращенного умножения Раздел II. Введение в анализ - student2.ru а знаменатель – по формуле разложения квадратного трехчлена на множители при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru где Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Получим Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

После сокращения дроби следует подставить предельное значение х в сокращенную дробь. Получим Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.46. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. 1-й способ. Имеем неопределенность вида Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Дополним числитель до разности квадратов Раздел II. Введение в анализ - student2.ru а знаменатель до разности кубов Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Получим Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

2-й способ. Сделаем замену переменной: Раздел II. Введение в анализ - student2.ru тогда Раздел II. Введение в анализ - student2.ru а Раздел II. Введение в анализ - student2.ru при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru т.е. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Теперь

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Найти пределы:

6.47. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.48. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.49. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.50. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.51. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.52. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.53. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.54. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.55. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.56. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.57. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.58. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

3-й тип.Рассмотрим примеры с неопределенностью вида [∞ – ∞]. Если функция, стоящая под знаком предела, представляет собой алгебраическую сумму дробей, то неопределенность устраняется или приводится ко 2-му типу после приведения дробей к общему знаменателю. Если упомянутая функция представляет собой алгебраическую сумму иррациональных выражений, то неопределенность или устраняется, или приводится к 1-му типу путем домножения и деления функции на одно и то же (сопряженное) выражение, приводящее к формулам сокращенного умножения.

6.68. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. Имеем неопределенность вида [∞ – ∞]. Приведем дроби к общему знаменателю:

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Имеем предел 2-го типа, необходимо разложить на множители числитель дроби. Получим

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.69. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. Имеем неопределенность вида [∞ – ∞]. Домножим и разделим функцию, стоящую под знаком предела на сопряженное выражение, приводящее к разности квадратов:

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Имеем предел 1-го типа.

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

При Раздел II. Введение в анализ - student2.ru по определению модуля; поэтому

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

так как при Раздел II. Введение в анализ - student2.ru - бесконечно малые величины.

Найти пределы:

6.70. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.71. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.72. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.73. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.74. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.75. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.76. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.77. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.78. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.79. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.80. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.81. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.82. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.83. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.84. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.85. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.86. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.87. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.3. Замечательные пределы

К пределам 4-го типа отнесем примеры с неопределенностью вида Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . В этом случае выражение, стоящее под знаком предела, представляет собой степенно-показательную функцию, в основании которой необходимо выделить целую часть дроби (которая должна быть равна 1). Неопределенность устраняется при помощи выделения «второго замечательного предела» .

6.97. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. Имеем неопределенность вида Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , так как

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Выделим целую часть дроби Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru является бесконечно малой величиной при х → ∞. Домножим показатель степени на Раздел II. Введение в анализ - student2.ru это действие не нарушает знака равенства:

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

ибо Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Найдем Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Имеем неопределенность вида Раздел II. Введение в анализ - student2.ru предел 1-го типа. Вынесем за скобки х2, так как вторая степень наибольшая:

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

так как Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Таким образом предел равен Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.99. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. Имеем неопределенность вида Раздел II. Введение в анализ - student2.ru преобразуем ее в неопределенность вида Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , пользуясь свойствами логарифмов:

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Получим Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Учитывая непрерывность логарифмической функции, символы lim и ln можно переставить , получим

Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

так как по формуле Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Найти пределы:

6.100. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.101. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.102. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.103. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.104. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.105. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.106. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.107. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.108. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

5-й тип. К этому типу отнесем функции, сводящиеся к первому замечательному пределу (6.1): Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.121. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Первый сомножитель представляет собой первый замечательный предел и равен 1, второй сомножитель представляет предел, равный Раздел II. Введение в анализ - student2.ru . Таким образом, искомый предел равен 1×1 = 1.

6.122. Найти Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Решение. Имеем неопределенность вида Раздел II. Введение в анализ - student2.ru Сделаем замену переменной:

arcsin х = у; тогда х = sin у; при х → 0, у →0; получим Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

Имеем первый замечательный предел, следовательно искомый предел равен 1, что и требовалось доказать.

Найти пределы:

6.124. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.125. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.126. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.127. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.128. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.129. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.130. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.131. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.132. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.133. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.134. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

6.135. Раздел II. Введение в анализ - student2.ru

He рассмотренные в этой главе неопределенности видов [0×¥], [0°] и [¥°] могут быть устранены при помощи правила Лопиталя, которое будет рассмотрено в главе 8.

6.5. Непрерывность функции и точки разрыва.

Краткая теория

1. Функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru называется непрерывной в точке x0, если она удовлетворяет следующим условиям: 1) определена в точке x0; 2) имеет конечный предел при х→ x0;

3) этот предел равен значению функции в этой точке: Раздел II. Введение в анализ - student2.ru (6.1)

(первое определение).

2.Функция Раздел II. Введение в анализ - student2.ru называется непрерывной в точке x0, если она определена в этой точке и бесконечно малому приращению аргумента соответствует бесконечно малое приращение функции: Раздел II. Введение в анализ - student2.ru (6.2)

(второе определение).

3.Если функции Раздел II. Введение в анализ - student2.ru и Раздел II. Введение в анализ - student2.ru непрерывны в точке, то их сумма, произведение и частное (при условии, что знаменатель отличен от нуля) являются функциями, непрерывными в этой точке.

4. Если функция у = Раздел II. Введение в анализ - student2.ru непрерывна в точке u0 = Раздел II. Введение в анализ - student2.ru , а функция u= Раздел II. Введение в анализ - student2.ru непрерывна в точке x0, то сложная функция у = Раздел II. Введение в анализ - student2.ru непрерывна в точке x0.

5. Функция называется непрерывной на некотором промежутке, если она непрерывна в каждой точке этого промежутка. Все элементарные функции непрерывны во всех точках, где они определены.

6. Если не выполнено определение непрерывности (6.1) или (6.2), то функция в точке x0 терпит разрыв, причем:

а) если хотя бы один из односторонних пределов