ОсобенностиоценкиэффективностидеятельностиЦБТ
АктивноевовлечениеРоссиивмирохозяйственныесвязипосредствоммеханизмаглобализацииобуславливаетнеобходимостьперманентнойоценкирезультативностифункционированиятаможеннойсистемывкачественеотъемлемогорегуляторамежстрановыхтоварныхпотокови,какследствие,разработкисоответствующихметодик.
Многообразиеразработанныхподходовкоценкеэффективностидеятельноститаможенногоорганаобусловленоабстрактно-отвлеченнымхарактеромпонятия«эффективностьдеятельноститаможенныхорганов»,подкоторымвданнойработеподразумеваетсякомплекснаяхарактеристикатаможенногодела,выраженнаявотношенииполученныхвпроцессефункционированиярезультатовкпонесеннымзатратам.
Сложностьобъектаисследования(эффективностьдеятельноститаможенногооргана)делаетцелесообразнымприменениямногокритериальнойоценкинасистемнойоснове.Например,предложенныйДиановымА.Ю.интегральныйподходпредусматриваетвключаеттриэтапа:анализструктурырезультативностисовокупногопроцессадеятельноститаможенныхорганов,формированиеинтегрирующихпоказателейирасчетэтихпоказателейвовремени
ВинойплоскостирассматриваетпроблемуКлищН.Н.:оценкаэффективностидеятельностигосударственныхорганов(служащих)базируетсянарезультативномподходе,предусматривающем5групппоказателей:входящиересурсы,процессы,непосредственныерезультаты,конечныеэффекты,влияние.[3](см.таб.7).
Таблица7
Видыпоказателейрезультативностидеятельностигосударственныхслужащих
Типпоказателярезультативности | Описание | Примеры |
Показателивходящихресурсов | Показатели,характеризующиезатратынаопределенныевидыдеятельностии(или)набортребованийкпрофессиональнымиличнымнавыкамгосслужащего | -затратынакомандировки; -наличиесертификатов,оценивающихзнаниеиностранногоязыка; -объемфинансовыхсредств,необходимыхдляреализациипрограммы |
Показателипроцессов | Показатели,характеризующиесрокиинормативывыполненияопределеннойдеятельности | -средняяпродолжительностьсогласованияодногопроектанормативногоправовогоакта/документа; -среднеевремяожиданияпотребителяуслугивочереди |
Показателинепосредственныхрезультатов | Показатели,характеризующиеобъемпроделаннойработы(оказанныхуслуг) | -процентрассмотренныхжалоб; -числоактивныхпроектовнатекущуюдату; |
Продолжение таблицы №7
Показателиконечныхэффектов | Показатели,характеризующиестепеньдостиженияцелейизадачтаможенныхорганови(или)изменениевсостояниицелевойгруппыпотребителейуслуг | -числопогибшихнаавтодорогах,прошедшихинспекциюнеболеегоданазад; -сокращениечисласовершенныхпреступленийна10тыс.жителей; |
Показателивлияния | Показатели,характеризующиеэффектвоздействиягосударственногослужащегонауправляемуюподсистемуилиопределеннуюцелевуюгруппу | -суммасредств,сэкономленныхпривнедрениипредложения; -числограждан,удовлетворенныхкачествомисвоевременностьюоказанияуслуги |
Дляанализаэкономическойэффективноститаможеннойединицы[4]А.В.Губинпредлагаетметодсравнениярасчетногоифактическогобюджетногорезультатов:эффективностьобратнопропорциональнаразностимеждуэтимипоказателями[5].Сутьпредлагаемогоподходазаключаетсявсравнениимаксимальновозможныхпоступленийоттаможенныхопераций(расчетногобюджетногорезультата)сфактическими(фактическимбюджетнымрезультатом).Нарядусэтимданныйученыйпредлагаетсопоставлениесовокупныхзатратирезультатов(втомчисле,таможенныхсбороввфедеральныйбюджет)таможеннойдеятельности[6].
Нарядустеоретическимиподходамиособыйинтереспредставляютдействующиесистемыоценкиэффективности,реализациякоторыхпроисходиткаквдеятельностизарубежныхтаможенныхадминистраций,такиврамкахФТСРоссии.
Так,применяемаявоФранцииметодикаоценкиэффективностидеятельноститаможенныхорганов(performancemeasurement)являетсобойиерархическуюсистему,гдестратегическиецелипредопределяютчастныезадачи.Степеньотклоненияфактическихзначенийформируемыхнаосновеэтихзадачпоказателейотцелевыхдаетнавыходеэффективностьотдельновзятойтаможеннойединицы(см.таб.8)[7]
Таблица8
ОценкаэффективноститаможенныхоргановвоФранции
Аспектдеятельности | Цель | Показатели | Целевыезначенияпоказателей | |||
Социально-экономический | Борьбасорганизованнойпреступностью | Стоимостнойобъемконфискованноготабака(вмлн.евро) | 54,5 | |||
Стоимостнойобъемконфискованныхнаркотиков(вмлн.евро) | ||||||
Физическийобъемподдельнойпродукции(вмлн.штук) | 5,5 | |||||
Числораскрытыхособоопасныхпреступлений | ||||||
Качествообслуживания | Ускорениевременвыпускатоваров | Среднеевремявыпуска(вминутах) | ||||
Удельныйвесэлектронныхдеклараций(в%отобщегочисладеклараций) | ||||||
Организационный | Повышениеэффективноститаможенногоконтроля | Доначисленныеплатежизатаможенныйконтроль(вевро) | ||||
Количествоособоопасныхнарушенийв1000отобранныхтаможенныхдекларациях | ||||||
Сокращениерасходовнасборытаможенныхплатежей | Средняястоимостьпроцедурысборатаможенныхплатежей,приходящаясяна100евро(вевро) | 0.51 | ||||
ВиномракурседанныйвопросрассматриваютвтаможеннойадминистрацииНидерландов:таможеннаядеятельностьсутьнепрерывныйпроцесс,навходекоторогоимеетместоисходныересурсы,используемыесразнойстепеньюинтенсивности(пропускнаяспособность),анавыходеобразуютсякакрезультатыконкретныхрешенийлокальныхтаможенныхорганов(приемтаможеннойдекларации,задержаниепродукции),такивцеломвоздействиетаможеннойсистемынаобщество(поощрениеблагоприятныхпрактик,правомерногоповедения,поддержаниедолгосрочногосотрудничествачерезинститутуполномоченногоэкономическогооператора)[8].
Рис.6.СистемаоценкиэффективностидеятельноститаможенныхоргановвНидерландах
ВыработаннаянасегодняшнийденьвРоссииметодикаоценкиэффективностидеятельноститаможенныхоргановпостроенанасистемепоказателейэффективностидеятельности(ПЭД)иимеетряддопущений:эффективностьтаможеннойдеятельностипредставленавкачествесистемы,состоящейиз3разделов-подсистемвсоответствиисостратегическимицелямиФТСРоссии;высокиеагрегаты(разделы)разукрупненынаконкретныеиндикаторы;балльноевыражениенекоторыхпоказателей;наличиепоказателейбезбалльнойоценки[9].
Витогенаосновеэкспертныхоценокможнополучитьрезультирующийпоказатель–эффективностьдеятельноститаможеннойединицы:
,
где -показательэффективности подсистемы(разделапоказателей;
-удельныйвеспоказателяэффективности подсистемы;
-числоподсистем.
Такимобразом,несмотрянапредставленнуювышедифференциациюподходов,ниоднаизрассмотренныхметодикнераскрываетвполноймересодержаниеэффективностидеятельноститаможеннойединицы.Соднойстороны,этодемонстрациясложностиобозначеннойпроблемы,сдругой,-широкоеполедлядальнейшихнаучныхисследований.
Крометого,стремительнаядинамикаиусложнениеформвнешнеэкономическихотношений,новыйинституциональныйдизайнвконтекстеожидаемоговступленияРоссийскойФедерациивоВсемирнуюторговуюорганизациюпредъявляюткоценкетаможеннойдеятельностивсеновыеиновыетребования.Очевидно,чтовследствиевышесказанногомеханизмоцениваниядеятельноститаможенныхоргановдолженнаходитьсявсостояниинепрерывногоразвитияисовершенствования.