Подготовка к дифференцированному зачету

К дифференцированному зачету необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают не слишком удовлетворительные результаты.

При подготовке к зачетам обратите внимание на защиту практических заданий на основе теоретического материала.

После предложенных указаний у обучающихся должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине.

8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине

Самостоятельная работа обучающихся, как важный момент освоения содержания дисциплины «Введение в профессиональную деятельность», и как следствие образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» «Иностранный язык», предполагает разнообразные виды и формы её проведения.

Самостоятельная работа подразделяется на самостоятельную работу на аудиторных занятиях и на самостоятельную работу на внеаудиторных занятиях, которые составляет примерно 50 % от общего объема дисциплины на очной форме обучения и около 80 % на заочной форме обучения.

В данном разделе предлагается учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся, которое выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

8.1. Виды и трудоемкость самостоятельной работы

Очная форма обучения

Вид самостоятельной работы Трудоёмкость
зач. ед. час
Подготовка к текущим рубежным рейтингам 0,22
Подготовка к практическим и семинарским занятиям 0.25
Подготовка домашнего задания (подготовка сообщений, докладов, презентаций, решение задач и т.д.) 0,25
Проработка и повторение лекционного материала, материала учебников и учебных пособий 0.28
Работа с научной литературой 0.28
Самостоятельное изучение тем дисциплины 0.22
Итого 1,5

Заочная форма обучения



Вид самостоятельной работы Трудоёмкость
зач. ед. час
Подготовка к текущим рубежным рейтингам 0.33
Подготовка к практическим и семинарским занятиям 0.44
Подготовка домашнего задания (подготовка сообщений, докладов, презентаций, решение задач и т.д.) 0.5
Проработка и повторение лекционного материала, материала учебников и учебных пособий 0.28
Работа с научной литературой 0,28
Самостоятельное изучение тем дисциплины 0.72
Итого 2,55

8.2. Информационно-методические ресурсы самостоятельной работы

Вид СР Наименование темы Информационные ресурсы Методические ресурсы Контроль
           
           
           
           
           
           

8.3. Самостоятельное изучение тем дисциплины

Основу работы при самостоятельном изучении тем дисциплины составляет работа с учебной и научной литературой, с интернет-ресурсами.

Последовательность действий, которых целесообразно придерживаться при работе с литературой:

1. Сначала прочитать весь текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного).

2. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.

3. Чтение желательно сопровождать записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах:

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

План - это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.

Различаются четыре типа конспектов.

План-конспект - это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.

Текстуальный конспект - это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.

Свободный конспект - это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.

Тематический конспект - составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.

Очная форма обучения

№ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Итого  

Заочная форма обучения

№ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Итого  

8.4. Требования к обучающимся в ходе выполнения самостоятельной работы

Обучающийся должен быть готов к регулярной самостоятельной образовательной деятельности, а именно:

1. К освоению новых технологий, новых систем знаний;

2. К самостоятельному планированию, проектированию и внедрению новшеств;

3. К самообразованию (самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников);

4. К развитию у себя исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения);

5. К развитию системного мышления;

6. К самооценке своего образовательного результата.

9. Методические указания к оформлению разных форм отчетности по самостоятельной работе

9.1. Доклад

Доклад – это вид самостоятельной работы, заключающийся в разработке обучающимися темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.

Отличительными признаками доклада являются:

1. передача в устной форме информации;

2. публичный характер выступления; — стилевая однородность доклада;

3. четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;

4. умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.

В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, особенно по гуманитарным дисциплинам, обучающимся может использоваться, к примеру, так называемый метод контрфактического моделирования событий, который научит их самостоятельно рассуждать о минувших, а также современных событиях, покажет мотивы принятия людьми решений, причины совершенных ошибок. Такая работа, в процессе которой приходится сравнивать, сопоставлять, выявлять логические связи и отношения, применять методы анализа и синтеза, позволит успешно в дальнейшем подготовиться к зачетам, экзаменам и тестированию.

Примерная тематика докладов:

1.Сущность и принципы системы образования Российской Федерации.

2.Психологическое обеспечение системы образования Российской Федерации

3.Характеристика понятия «профессия».

4.Исторические аспекты происхождения педагогической деятельности

5.Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность.

6.Педагогические профессии и специальности. Дифференциация педагогических специальностей.

7.Виды педагогической деятельности: преподавательская, воспитательная,

социально-педагогическая, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, научно-методическая, управленческая.

8.Характеристика понятия «профессиональная компетентность», еѐ структура

9.Требования к теоретической готовности педагога

10.Требования к практической готовности педагога.

11.Требования к личности педагога.

12.Структура системы образования. Педагогические учебные заведения.

13.Этапы профессионального становления и развития педагога.

14.Характеристика понятия «профессиональная карьера».

15.Этапы построения карьеры педагога.

16.Понятие «индивидуальный стиль деятельности».

17.Понятие «Педагогическое мастерство». Структурные компоненты педагогического мастерства.

18.Преподавательская и культурно-просветительская деятельность – понятие,

сущность.

19.Характеристика исследовательских и консультативных методов работы педагога.

10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

10.1. Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету

Теоретический блок вопросов:

1. Современная система образования в России: стратегия развития.

2. Особенности педагогической профессии.

3. Перспектива развития педагогической профессии.

4. Сущность педагогической деятельности.

5. Источники и пути самообразования педагога.

6. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

7. Понятие "профессиональная компетентность учителя".

8. Содержание теоретической готовности учителя.

9. Содержание практической готовности учителя.

10. Педагогическое мастерство.

11. Функции педагогического общения.

12 Коммуникативная природа педагогической деятельности.

13. Система педагогического образования Российской Федерации.

14. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального (педагогического) образования.

15. Структура подготовки педагогических работников.

16. Мотивы выбора педагогической профессии.

17. Профессиональное самовоспитание учителя.

18. Основы самообразования студентов педагогического Вуза.

Практический блок вопросов (задачи, ситуационные задания, кейсы, проблемные ситуации и т.д.):

МОДУЛЬ 1:

Наши рекомендации